Cанкции против Газпрома не принесли вреда России

Попадет ли «Газпром» под санкции?

Cанкции против Газпрома не принесли вреда России

Санкции против РФ стали ключевым инструментом Евросоюза в ответ на аннексию Крыма и войну на востоке Украины. После их введения в 2014 году срок действия санкций определен в полгода.

Дважды в год Европейский совет определяет, будут ли продлены санкции или нет.

Пока ограничительные меры в отношении России введены в действие с 15 сентября 2016 года, и потом, по идее, Европейский совет в очередной раз будет решать, будет ли Евросоюз продолжать санкции в отношении России.

Единогласное решение в очередной раз будут принимать министры стран ЕС, и оно будет касаться ряда ключевых индустрий России, имевших политическую или экономическую связь со странами-членами ЕС.

В числе дипломатических мер, замораживания счетов и визовых запретов ЕС принял также меры в отношении секторального сотрудничества с Россией, так называемые «экономические санкции». Последние коснулись российских банков, энергетических компаний и ряда российских оборонных предприятий.

На первый взгляд, довольно обширный список компаний и лиц свидетельствует о взвешенной позиции ЕС по санкциям, и все же возникает ряд вопросов об окончательном списке тех, кто попал в «зону поражения» от ЕС.

В частности, определенные исключения относительно санкций можно проследить в энергетической отрасли, где российские компании не только действуют в рамках экономических интересов.

Для России энергетическое давление также представляет инструмент внешней политики.

Поэтому неполное санкционирование энергетики со стороны ЕС создает шанс для России оказать давление на Европейский Союз.

Но причина, которая мешает полному санкционированию энергетической отрасли — зависимость ЕС от российского энергетического импорта.

Отсутствие санкций против «Газпрома» — работа российского лобби в ЕС?

После распада Советского Союза и падения «железного занавеса» в России появились дополнительные инструменты для продвижения собственных интересов на Западе.

В частности, РФ начала использовать консалтинговые компании для продвижения собственных интересов. Впервые идею сотрудничества с западными консалтинговыми компаниями в Кремле озвучил тогдашний министр медиа Михаил Лесин в 2001 году.

Впрочем, очевидно, что такое предложение не было поддержано среди кремлевской верхушки. Но в 2006 году, в преддверии подготовки к саммиту стран G8, российское правительство все же начало сотрудничество с западными консалтинговыми компаниями: Ketchum в США и ее сестринской организацией Gplus Europe в Брюсселе. В 2007 году клиентом тех самых компаний стал «Газпром».

Необходимость улучшения имиджа как России, так и «Газпрома» стала официальным лейтмотивом России для начала работы с PR-агентствами.

Однако реальные достижения значительно отличаются от озвученных целей. Работа с западными PR-агентствами — тот инструмент, который Россия удачно применяет как «мягкую силу».

Собственно, начало работы с западными компаниями одновременно означало проецирование российских интересов в публичном пространстве на Западе.

За последние семь лет нашему северному соседу удалось распространить нарратив официального видения России в грузино-российской войне 2008 года, говорить с западными партнерами на их языке и, вполне вероятно, что и повлиять на окончательные решения относительно списка санкционных лиц, определенного после аннексии Крыма в 2014 году.

В недавнем отчете брюссельской организации «Корпоративная обсерватория Европы» указано, что вероятное отсутствие главы «Газпрома» Алексея Миллера свидетельствует об успехе западных PR-компаний в важнейших политических решениях органов ЕС.

Более того, в списке мер в отношении секторального сотрудничества ЕС и России и введения экономических санкций указано, что три ведущие энергетические компании попадают под режим санкций. Среди них — «Роснефть», «Транснефть» и «Газпром-Нефть» (последняя входит в группу «Газпром»).

Но руководство «Газпрома» санкции не коснулись. Следовательно, можно предполагать, что этот инструмент «мягкой силы» Россия сумела удачно использовать для достижения собственных целей.

Показательно, что во время последних встреч Европейский совет ставил под сомнение повторное рассмотрение в отношении лиц, которые попадут под санкции, а также принимал дополнительные меры оказания давления. Однако, как и раньше, ни разу меры не коснулись ключевого действующего лица российской энергетики.

Энергетическая безопасность ЕС и санкции в отношении России

Важно также отметить предостережения, с которыми непосредственно сталкивается Европейский Союз.

Российские энергетический импорт составляет львиную долю в энергетическом миксе потребления ЕС. В 2015 году 39% поставок природного газа в ЕС составлял импорт из России.

Собственно, «Газпром» — основной игрок на рынке природного газа в России, а также ключевой партнер Европейского Союза.

В отдельных странах-членах «Газпром» занимает монопольную позицию по поставкам энергоресурсов. Более того, экспорт «Газпрома» в Европу за последние несколько лет увеличился. Такая энергетическая реальность также коррелирует с уменьшением производства энергетических ресурсов в самом Европейском Союзе.

Отсутствие энергетической независимости Европейского Союза — еще одна причина того, почему санкции обошли «Газпром».

В 2014 году Европейская комиссия при президентстве Жана-Клода Юнкера запустила масштабный политический проект «Энергетический Союз», где безопасность снабжения ЕС — первый из пяти ключевых приоритетов.

Прекращение поставок энергетических ресурсов в Украину в 2009 году со стороны России поставило под сомнение ее надежность на энергетическом рынке ЕС. Это свидетельствует о том, что Европейский Союз осознает свою зависимость от импорта энергетических ресурсов и, в частности, от России.

Следовательно, российские действия в Украине и энергетическая зависимость ЕС от нашего северного соседа формируют яркий пример того, как Россия использует энергетическую зависимость ЕС как инструмент влияния на Западе.

Впрочем, Энергетический союз призван создать новые правила игры на энергетическом рынке ЕС и разорвать зависимость от России.

Что дальше?

Каждые полгода Европейский совет будет решать, будут ли продлеваться санкции в отношении России.

Следовательно, есть шансы на пересмотр санкционных компаний и связанных с ними лиц. Более того, в феврале нынешнего года Европейский парламент проал за резолюцию, которая наложила обусловленность санкций до окончательного возвращения Крыма в Украину.

С одной стороны, такой шаг свидетельствует о четкой позиции ЕС, но с другой — санкции все же не охватывают всех ключевых российских игроков на политической и экономической арене в ЕС.

Следовательно, главный вопрос, который сейчас встает перед Евросоюзом: сколько еще времени потребуется ЕС для обретения энергетической независимости, чтобы внести «Газпром» в список санкционных компаний.

В то же время, Украине стоит обратить внимание на роль западных лоббистских компаний и их влияние на принятие ключевых решений. Стоит призвать западных партнеров к пересмотру санкционных лиц и компаний для усиления давления на Россию путем внесения «Газпрома» и его руководства в перечень тех, кто подпадает под ограничительные меры.

Более того, Украине следует активнее использовать потенциал энергетической дипломатии как инструмент давления на Россию.

Однако достичь этой цели возможно лишь с приближением ЕС к запланированной энергетической независимости.

Источник

Источник: https://www.pravda-tv.ru/2016/06/04/233605/popadet-li-gazprom-pod-sankcii

Сша подготовили санкции против российских газопроводов. на что это повлияет?

Cанкции против Газпрома не принесли вреда России

Сергей Козловский Би-би-си

Правообладатель иллюстрации Stefan Sauer/dpa/tass

США вводят санкции против российских газопроводов «Северный поток -2» и «Турецкий поток», а также против Турции за покупку российских ракет. Это прописано в новом оборонном бюджете страны, который в понедельник согласовали в палате представителей и сенате. На что новые санкции повлияют?

В понедельник комитеты по вооружениям палаты представителей и сената США согласовали оборонный бюджет страны. Переговоры по этому документу длились несколько месяцев. Его еще должен одобрить Конгресс США и подписать президент страны Дональд Трамп. Выжимка из него опубликована на сайте комитета сената.

В более ранних версиях документа в нем были прописаны широкие санкции в отношении России. Еще в июле в документе содержалось предложение ограничить операции с российским госдолгом. Но в нынешнем варианте документа этого предложения нет.

В новом законопроекте прописаны только санкции в отношении компаний, вовлеченных в строительство и работу российских газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Но и они вводятся в более мягком виде, чем ранее предлагали сенаторы.

Россия и Китай в документе названы «стратегическими соперниками» США, «пытающимися подорвать мировой порядок и получить влияние», а Северная Корея отнесена к разряду «других угроз».

Одним из поводов к введению санкций авторы законопроекта называли вмешательство России в президентские выборы в США в 2016 году, на которых победил Дональд Трамп.

Аналитики, опрошенные Би-би-си, считают, что в нынешнем виде санкции вряд ли серьезно повлияют на «Газпром» и трубопроводы, которые уже практически построены.

Однако в среду комитет по международным делам сената США рассмотрит законопроект «санкций из ада», который был внесен еще в начале 2019 года.

В этом документе вновь появляются санкции против российского госдолга и энергетических проектов.

Отстрочить запуск на пару месяцев

Работы по укладке «Северного потока-2» близки к завершению, заявил президент России Владимир Путин на встрече с германскими бизнесменами 6 декабря.

«Северный поток-2» готов примерно на 87%, рассказал Би-би-си старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов. По его словам, маловероятно, что санкции США помешают строительству трубопровода.

«Эти санкции могут отсрочить сроки его введения примерно на несколько месяцев, так как западные подрядчики в последний момент могут выйти из проекта и придётся искать новых», — говорит аналитик. На полностью готовый «Турецкий поток» санкции вряд ли повлияют, уверен Суверов.

С этим согласен и директор по экономическому направлению Института энергетики и финансов ВШЭ Марсель Салихов: санкции могут лишь замедлить завершение строительства и ввод в эксплуатацию газопроводов, но не остановить их запуск.

Влияние санкций может быть заметно в будущем: так как они могут быть введены против подрядчиков «Газпрома» за участие в его инвестиционных проектах, «Газпрому» будет затратнее реализовать такие проекты, полагает экономист.

Санкции в отношении «Северного потока-2» летом 2019 года предложили ввести сенатор-республиканец Тед Круз и сенатор-демократ Джинн Шейхин. Их предложения вошли в проект оборонного бюджета.

Однако в итоговом варианте санкции оказались мягче, чем предполагалось изначально.

В частности, в документе остались санкции против компаний, предоставляющих суда для строительства газопроводов, но исчезли санкции в отношении компаний, которые страхуют такие суда.

Некоторые западные аналитики считают, что санкции могут стать причиной конфликта между США и Германией, которая поддерживает строительство «Северного потока».

Санкции принимаются с целью защитить Европу от роста российского влияния, но добиться этой цели с помощью остановки «Северного потока-2» не получится, писал в августе 2019 года Юджин Румер, директор российско-евразийской программы Фонда Карнеги. По его мнению, санкции вряд ли способны остановить строительство новых проектов, а вот конфликт между США и Германией вызвать могут.

Глава внешнеполитического комитета Бундестага Норберт Реттген в октябре говорил New York Times, что остановить строительство «Северного потока-2» уже нельзя.

По его мнению, санкции лишь усугубят разногласия, которые возникли между Германией и США во время президентства Дональда Трампа.

При этом он считает, что газопровод вреден для Германии и других стран, так как увеличивает их зависимость от России.

Военное сдерживание

Бюджет Пентагона также предполагает введение санкций против Турции за покупку российских зенитно-ракетных комплексов С-400.

Их первую партию Турция закупила еще в начале 2019 года. В конце ноября российская сторона заявила, что Москва и Анкара ведут переговоры о новых поставках С-400.

США в ответ уже заморозили поставку Турции истребителей F-35, хотя Турция планировала купить около 100 самолетов.

В проекте оборонного бюджета США говорится, что поставки С-400 в Турцию нарушают уже введенные против России санкции, и поэтому Трамп должен ввести новые.

Пентагону американские сенаторы разрешили потратить до 30 млн долларов на хранение шести турецких F-35, которые ранее использовались для обучения турецких пилотов.

Обе палаты Конгресса согласовали выделение Пентагону еще 734,3 млн долларов на строительство в Европе военных и оборонных сооружений.

Новые санкции впереди

В законопроект об оборонном бюджете не попали санкции в отношении российского госдолга, которые были внесены летом 2019 года в первоначальный вариант документа.

Но эти санкции были включены в проект «Закона о защите безопасности США от агрессии Кремля» (DASKA-2019). Документ был опубликован на сайте Конгресса США в феврале 2019 года. Именно его в СМИ называют «санкциями из ада».

Кроме санкций в отношении российского долга, в документ также включены ограничения на инвестиции в российские СПГ-проекты за рубежом и нефтяные проекты в России, санкции в отношении российских банков (список банков составит президент), санкции в отношении офицеров ФСБ за арест украинских моряков в Керченском проливе.

Каких-либо движений по нему не было практически год, но 11 декабря 2019 года состоятся слушания комитета по внешнеполитическим отношениям сената США, на которых будет рассматриваться в том числе законопроект DASKA.

Риск введения санкций против госдолга все еще остается, хотя и является на данный момент довольно низким, говорится в докладе Bank of America Merrill Lynch о России, который был представлен в Москве 10 декабря. В основе этого прогноза лежит предпосылка, что новых поводов для ухудшения отношений между Россией и Западом не будет.

Однако есть и другой фактор: в ноябре 2020 года в США пройдут президентские выборы, а вероятность введения санкций в предвыборный год может вырасти, отмечают экономисты американского банка.

Санкции в отношении госдолга остаются самыми важными с точки зрения влияния на рынки акций и экономику России в целом, говорится в отчете банка. Также США могут расширить санкционные списки, добавив в них больше бизнесменов и их активов, а также чиновников, полагают экономисты банка.

Источник: https://www.bbc.com/russian/news-50728840

Санкции США могут навредить российским газопроводам только в одном случае

Cанкции против Газпрома не принесли вреда России

Противники строительства «Северного потока-2» в Европе считают новые санкции Вашингтона против Москвы контрпродуктивными не из-за расположения к России, США своими действиями грозят обрушить всю европейскую экономику. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Американские санкции, призванные саботировать строительство российских газопроводов, по сути, опоздали – ключевые решения по «Северному потоку-2» приняты, деньги от европейских партнеров получены, даже закуплены и обетонированы трубы. «Турецкий поток» уже активно прокладывается, этому проекту уже ничего не грозит.

Единственной проблемой, которую могут создать санкции российским проектам, связана с кораблями-трубоукладчиками. Угроза санкций может заставить компанию Allseas задуматься о продлении договоров аренды с «Газпромом» таких судов.

Собственными кораблями такого типа компания РФ не располагает, иначе прокладывала бы газопроводы своими силами. Это единственный препон, который, возможно, принесут американские санкции новым газопроводам РФ», — отмечает эксперт.

Сегодня американские СМИ заявили, что даже европейские противники «Северного потока-2» считают новые санкции Вашингтона против Москвы контрпродуктивными.

К примеру, эксперт по вопросам энергетики в брюссельском исследовательском центе Bruegel Георг Захман счел, что США наживают себе больше врагов, чем им нужно. «По сути, если им не удастся «убить» проект, они его только усилят», — отметил он.

Недовольство в ЕС вызывает возможность налагать штрафы на европейские компании, участвующие в финансировании строительства российских газопроводов.

С особым цинизмом

Многие в Европе уверены, что Вашингтон бьет по «Северному потоку-2» исключительно ради своих коммерческих интересов. О чем не первый месяц открыто говорят лидеры Германии и Австрии, а в последнее время осознали это и в Брюсселе.

«ЕС не столько расположены к России, сколько осознали угрозу действий США собственной экономике.

Американцы с особым цинизмом прописали в санкционном законе, что он направлен на поддержку «экспорта энергетических ресурсов США с целью создания в стране рабочих мест».

То есть перекрывая санкциями России возможность поставлять газ Европе они намерены нарастить добычу собственного сжиженного природного газа (СПГ).

Этот СПГ будет танкерами ввозиться в ЕС и продаваться из-за отсутствия альтернатив. Естественно, он существенно дороже российского трубопроводного газа.

И европейцы понимают: вслед за ценой топлива вырастет стоимость электроэнергии и отопления в ЕС.

Как следствие, подорожают все производимые в Европе товары, что делает их менее конкурентоспособными в сравнении с американскими на мировом рынке.

ЕС понимает: США решает свои экономические проблемы за счет вышвыривания Европы с мирового рынка. И этот фактор становится катализатором серьезных проблем в американо-европейских отношениях.

И если новым российским газопроводам новые санкции грозят по минимуму, то интересы бизнеса и элиты ЕС попадают под мощный удар.

Стоит напомнить, что если раньше Вашингтон согласовывал введение новых санкций с Брюсселем, то сейчас США мнение Европы просто проигнорировали», — подчеркивает специалист.

Чем ответит Брюссель?

Сегодня глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер планирует на встрече с чиновниками ЕС обсудить американские санкции и возможные ответные меры на них европейцев.

Уже предлагалось несколько вариантов ответа – от блокирования действия новых американских санкций на территории ЕС до введения ответных мер экономического давления на США – к примеру, ограничить американским компаниям доступ к кредитам в европейских банках.

«Проблема Европы в том, что она разобщена, и выработать единую позицию вряд ли удастся быстро. В санкционной политике голоса всей участников ЕС равны – при ании решение Германии и какой-нибудь Румынии равноправны.

И если хотя бы одна страна ЕС голосует против, решение не принимается. Так, если б при очередном продлении санкций против РФ те же Италия или Венгрия изменили традиционное решение, санкции с Москвы были бы сняты.

В сегодняшнем случае вопрос ответа США может упереться в нежелание поддержать мнение большинства американскими сателлитами – такими, как Польша, Литва, Латвия или Эстония. Процесс их «убеждения» может сильно затянуться. Но мы видим, что Германия уже начала давление на Польшу и Прибалтику, осталось лишь понять, насколько эти действия эффективны», — заключает Игорь Юшков.

Максим Бут

Источник: https://rueconomics.ru/263846-sankcii-ssha-mogut-navredit-rossiiskim-gazoprovodam-tolko-v-odnom-sluchae

Борьба за Европу. Как санкции США ударят по Газпрому и российским поставкам газа | Капитал страны

Cанкции против Газпрома не принесли вреда России

В начале августа президент США Трамп подписал закон о новой «порции» санкций в отношении России. Ограничения эти большей частью касаются нефтегазовой сферы.

Вслед за этим событием международное аналитическое агентство Moody’s стало прочить нам очередной вариант «экономики в клочья», только теперь в отношении отдельно взятого Газпрома.

Каким образом американские санкции могут повлиять на газового монополиста и скажется ли это на поставках российского газа в Европу?

Начиная с 2014 года санкций в отношении нашей страны вводилось множество – и в отношении отдельных секторов экономики, и в отношении конкретных предприятий и должностных лиц.

Сопровождалось всегда это предсказаниями политических деятелей, различных аналитических, рейтинговых агентств и т. п.

о том, что теперь-то все, конец нам настал, а дальше шли уточняющие варианты – то ли всей экономике конец, то ли ее отдельным секторам, то ли финансовой системе и так далее.

В нефтегазовом секторе Западом были введены ограничения в отношении наших компаний «Газпром», «Роснефть», «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз» и их дочерних структур. Касались санкции глубоководной добычи углеводородов, сланцевой нефти, работы на шельфе, был затруднен доступ к западным финансовым ресурсам и технологиям для этих компаний.

А вот итог всей этой санкционной «возни»: в прошлом году объем поставок российского газа в дальнее зарубежье вырос на 12% – до рекордных 180 млрд кубов, выросли немного поставки и на внутренний рынок – на 2,3%.

Доля Газпрома на европейском рынке составляет треть, за прошлый год она возросла на 3% и, по утверждению главы газового монополиста Алексея Миллера, магистральный газопровод «Северный поток» загружен на свою максимальную техническую возможность. Выживаем как-то.

Продолжение сериала «Экономика в клочья»

2 августа американский президент Трамп подписал закон, который усиливает уже действующие санкции в отношении России. Ограничения предполагают сокращение срока кредитования для уже находящихся под санкциями российских банков с 90 до 14 дней, а для энергетических компаний – до 30 дней.

Закон дает право вводить санкции в отношении того, кто единовременно инвестировал в строительство Россией экспортных газопроводов более 1 млн долларов и более 5 млн долларов в течение года.

К нововведениям также следует отнести запрет американским компаниям на участие в совместных проектах с российскими, в которых доля российских превышает 33%.

Зампред правления Газпрома Александр Медведев по поводу этих пунктов санкций сообщил: «Там смешные цифры – 1 млн долларов, когда проекты стоят многие миллиарды.

Мы проекты реализовывали в сотрудничестве с европейскими компаниями, банками и экспортными кредитными агентствами. Думаю, законопроект ориентирован на американские компании.

От того, что сроки финансирования сократились с 90 до 14 дней, нам ни жарко, ни холодно. У нас сроки окупаемости инвестиций составляют десятки лет».

Особое внимание в законе о санкциях уделено газопроводу «Северный поток–2», так как он «оказывает вредное воздействие на энергетическую безопасность ЕС, развитие газового рынка в Центральной и Восточной Европе и энергетических реформ на Украине».

На прошлой неделе рейтинговое агентство Moody’s опубликовало обзор, в котором спрогнозировало ухудшение финансового состояния Газпрома вследствие американских санкций и предрекло задержку сроков строительства «Турецкого потока» и «Северного потока–2». И в связи с этим агентство прогнозирует ухудшение переговорных позиций Газпрома по тарифам на прокачку газа через Украину, транзитный контракт с которой завершается в 2019 году.

Хватит нас ужо пужать…

Санкционная политика США в отношении России воодушевления у европейцев не вызывает.

В проекте «Северный поток–2» участвуют европейские компании, такие как Shell, OMV, Wintershall, Engie, которые уже вложили 1 млрд евро в этот проект (стоимость всего проекта составляет 10 млрд евро, половину этой суммы вкладывают европейцы), и новые санкции в отношении России им совершенно ни к чему.

Как заявила гендиректор Engie Изабель Кошер, «американцы хотят ввести санкции на проект, осуществляемый не на территории США, в котором не участвуют компании из США и который оплачивается не американскими долларами».

Глава совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков сообщил, что «все нормально», никто из участников проекта покидать его не собирается и даже «наоборот, все партнеры настроены на конструктивную работу, и она идет». Немцы в конце июля сняли ограничения по использованию Газпромом мощностей газовой системы Opal, решив в пользу газового монополиста старый спор с польской PGNiG.

Понять европейцев можно: одно дело «шуметь» на тему «сползания с российской газовой иглы» с целью снижения цены на топливо и получения каких-либо преференций и совсем иное дело – реально замаячившая перспектива подсесть на «американскую газовую иглу», что будет попросту дороже, не говоря уже о всех многообразных политических аспектах этой зависимости.

По сообщению экспертов, поставки американского СПГ в Европу в прошлом году принесли поставщикам убытки. На примере Бельгии эксперты поясняют: средняя стоимость для поставщиков при оценке «затраты плюс» составила 6,7 долларов за миллион британских термических единиц (МБТЕ, используется для сопоставимых сравнений) при цене импорта СПГ в стране 5,6 долларов за МБТЕ.

При этом цена «затраты плюс» российского трубопроводного газа (себестоимость добычи плюс пошлина и транспортировка по системе Ямал – Европа) не превышает на границе с Бельгией 3 доллара за МБТЕ. Чтобы сделать поставки американского СПГ в Европу рентабельными, европейцам придется покупать его на 30% дороже.

Судя по реакции европейцев, далеко не все из них готовы к таким жертвам.

По мнению экспертов, сорвать строительство «потоков» санкции не смогут – Газпром в состоянии привлечь до 2020 года более 40 млрд долларов («Турецкий поток» «тянет» примерно на 6 млрд долларов) либо в Азии, либо на внутреннем рынке, хотя стоимость этих заимствований может оказаться более высокой.

Против закона о санкциях выступают и многие американские добывающие компании, для которых санкции создают трудности в совместных с Россией проектах, причем не только на территории нашей страны.

Кстати, хотя президент Трамп лишен возможности смягчить санкции, зато американский Минфин имеет право выпускать лицензии, которые являются разрешением американских властей на конкретную транзакцию или класс сделок, если они «не вносят существенного изменения во внешнюю политику США по отношению к России». По сути, это лазейка для обхода санкций.

Странное шоу

Газпром на страничке своего сайта утверждает, что к санкционной войне он полностью готов, что компания «проводит эффективную финансовую политику, благодаря которой сохраняет финансовую устойчивость», вовсю занимается импортозамещением и по состоянию на 2016 год «доля оборудования иностранных производителей составляет около 5%». Очень вероятно, что все это так и есть. Тем не менее, некоторая зависимость от иностранных поставок все же имеется. Как сообщает пресса, новые санкции вполне могут сорвать разработку Южно-Киринского газоконденсатного месторождения на шельфе Охотского моря, входящего в проект «Сахалин-3». Американцы запретили поставки туда уникального высокотехнологичного оборудования для подводного бурения, аналогов которому в мире нет. Запрет на поставки американцы объясняют тем, что в этом месторождении «находятся значительные запасы нефти», демонстрируя таким образом рачительное отношение хозяина к ресурсам другого государства.

Есть еще одна любопытная сторона в войне нашего газового монополиста за мировые рынки сбыта.

В 2009 году премьер Медведев объявил газификацию России «пятым нацпроектом», а будучи выбранным в президенты РФ, обещал к 2015 году подвести газ ко всем городам и селам страны. По состоянию на начало этого года без газа остаются более 30% наших сограждан, а глава Газпрома докладывает президенту Путину, как же здорово «наше все» «шурует» топливо рекордными темпами за рубеж.

И получается вот какая картина: наши газодобытчики рекордными объемами добывают из наших недр топливо и «шуруют» его за границу, часть вырученных средств достается государству, которое часть из полученного переводит в долговые бумаги нашего западного «партнера», к тому же под практически нулевые проценты. А «партнер», в свою очередь, объявляет нам санкционную войну и по-хозяйски определяет, какое месторождение на нашей территории мы можем разрабатывать. А газодобытчик в это же время мечется по миру в поисках дешевых денег для инвестиций. И при этом предпочитает выкачивать невозобновляемые ресурсы за рубеж, потому что продавать их на внутреннем рынке не выгодно. Не выгодно акционерам добывающих компаний, половина которых (акцинеров) иностранцы. И находятся патентованные спецы, которые объясняют общественности, что это все очень научно и по-другому никак нельзя.

А треть граждан страны, являющихся по Конституции как бы хозяевами российских недр, газа не видят вовсе, зато должны очень переживать по поводу американских санкций и как «наше все» будет их геройски преодолевать. Чем не театр абсурда? 

Расскажем о главном: подписывайтесь на «Капитал страны» в Instagram

Источник: http://kapital-rus.ru/articles/article/borba_za_evropu_kak_sankcii_ssha_udaryat_po_gazpromu_i_rossiiskim_postavkam/

Призрачная угроза: ударят ли новые санкции США по «Новатэку» и «Газпрому»

Cанкции против Газпрома не принесли вреда России

Сенаторы предлагают ввести новые ограничения против тех, кто инвестирует в российские СПГ-проекты за пределами России (президент США должен принять меры против них в течение 180 дней после принятия закона).

Ограничения могут коснуться инвесторов, которые вкладывают в проект от $1 млн, а также тех проектов, стоимость которых в течение года вырастет до $5 млн.

Также законопроект включает возможные ограничения против компаний и лиц, поддерживающих разработку нефтяных проектов уже на территории России.

Газета «Ведомости» 6 февраля 2019 года обратила внимание на тот факт, что в США термин crude oil включает в себя не только нефть: с конца 2014 года по решению американского Бюро промышленности и безопасности (BiS) под ним подразумевается в том числе газовый конденсат.

Он добывается не только вместе с нефтью, но и вместе с газом — в России практически нет чистых месторождений природного газа.

Означает ли это, что вместе с ограничениями по добыче конденсата под санкции может попасть и природный газ? И представляет ли ужесточенная инициатива сенаторов США риск для российского «Новатэка» (среди основных акционеров миллиардеры Леонид Михельсон и Геннадий Тимченко), который сделал ставку на ускоренное строительство заводов по сжижению природного газа? Первый проект «Ямал СПГ» мощностью 17,4 млн т в год уже запущен в строй. Второй — «Арктик СПГ–2» — планируется запустить до 2025 года. Ресурсной базой для этого проекта должно стать Утреннее и несколько других месторождений на Ямале и Гыдане.

Forbes обсудил с экспертами и аналитиками нефтяного рынка, каким образом можно интерпретировать текст законопроекта применительно к российским газовым и СПГ-проектам.

Широта интерпретации

По стандартному определению Департамента энергетики в понятие «нефть» включается газовый конденсат (С5 и тяжелее), полученный из нефтяных и газовых скважин, определение принято давно и не имеет никакой политической подоплеки, говорит гендиректор и владелец East European Gas Analysis (США) Михаил Корчемкин.

По его словам, газовый конденсат формально называют нефтью в том числе в отчетах об объемах добычи, и не только называют, но и транспортируют по нефтепроводам в виде смеси «нефть + конденсат». «Добыча газа, содержащего тяжелые углеводороды — С5 и тяжелее, вполне может попасть под «нефтяные санкции».

Но конденсат есть у всех нефтяных и газовых компаний», — отмечает эксперт.

Сырая нефть, конденсаты и NGL (газоконденсатные жидкости) — три типа углеводородного сырья, которые называют чаще всего общим термином liquids и всегда оговариваются отдельно, поэтому такой угрозы, что описана в статье «Ведомостей», не возникает, отмечает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин: «Даже в части бизнеса, связанной с экспортом конденсата, «Новатэк» не попадает под санкции, т.к., во-первых, это не экспорт нефти. Во-вторых, в законопроекте санкции предполагаются только для новых проектов, по которым инвестиционные решения принималось после августа 2017 года, а «Новатэк» отправляет стабильный конденсат на экспорт уже многие годы». Конденсат — это не то же самое, что сжиженный природный газ (СПГ, LNG), который начал экспортировать «Новатэк». «Не надо искать в законопроекте то, чего там нет. Газовый конденсат относится к нефтяным месторождениям и вряд ли затронет месторождения природного газа «Новатэка», — согласен Тимур Нигматуллин, аналитик компании «Открытие Брокер».

Андрей Полищук, нефтегазовый аналитик «Райффайзенбанка», указывает на то, что по химическому составу газовый конденсат — это все-таки не газ, а нефть, но очень легкая: «Конечно, теоретически можно увязать, что раз газовый конденсат присутствует и в месторождениях газа, то значит и газ добывать нельзя. Но в законопроекте речь идет именно о нефти. Если же вдруг возникнет такой вопрос, то тогда будут разъяснения, как это всегда делалось и раньше. Неоднозначные трактовки обычно снимаются и США накладывают санкции именно на то, что имеют ввиду».

Подобные трактовки законопроекта Виталий Ермаков, руководитель Центра по изучению энергетической политики ВШЭ, считает спекуляцией: «В законопроекте никаких оснований для введения санкций, кроме тех, что там изложены (т.е. российские СПГ-проекты за пределами России), нет. Если США захотят, то введут санкции по какому-то новому документу, а не этому.»

Законопроект писали сенаторы — политики, которые могут не разбираться детально в теме, о которой они пишут в законопроекте — о санкциях против компаний, о бизнес-процессах этих компаний, о возможном ущербе американским акционерам, уверен Тимур Нигматуллин из «Открытие Брокер»: «Экономической частью санкций заведует Минфин США и его специальное подразделение OFAC. И конкретные подзаконные акты, и распоряжения Минфина США могут дать трактовку, подпадает компания под санкции или нет. Не стоит искать каких-то глубинных смыслов в законопроекте, пока его не обсудили и пока экономическое ведомство, которое будет его предметно разбирать, не дало по нему свой отзыв, который может все радикально изменить».

Кого коснутся санкции

Определенные риски для российских СПГ-проектов все же сохраняются, уверен Игорь Юшков, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности: «Очень настораживает тот факт, что когда только появилась новая информация о новом пакете санкций и о потенциальных ограничениях против зарубежных проектов с российским участием, первый вице-премьер Антон Силуанов незамедлительно отреагировал, заявив, что «Новатэк« может получить финансовую помощь от государства для реализации проекта «Арктик СПГ–2», если компания пострадает от санкций США». По мнению Юшкова, такая интерпретация и быстрая реакция со стороны России показывает, что вероятность санкций против «Новатэка» есть, а при желании американцы могли бы трактовать законопроект не в пользу газовой компании.

В законопроекте о новых санкциях прямым текстом упоминаются российские СПГ-проекты за пределами России.

О чем может идти речь? Юшков напоминает, что в октябре 2018 года совместное предприятие «Новатэка» и бельгийской Fluxys подписало договор с немецким портом Росток об аренде земельного участка для строительства СПГ-терминала, в сентябре 2018 года было заключено оглашение с норвежской Tschudi Shipping Company по перегрузке сжиженного природного газа (СПГ). В декабре 2018 года «Новатэк» подписал меморандум о взаимопонимании с японской Saibu Gas об использовании СПГ-терминала Хибики для хранения и перевалки газа на одном из островов. В январе 2019 года судостроительный комплекс «Звезда» заключил предварительный договор с «Новатэком» на строительство 14 СПГ-газовозов, при этом основные компоненты для них будут производиться в Южной Корее.

Могут ли подобные контракты подпадать под санкции и трактоваться как инвестиции в российские проекты сжиженного природного газа (СПГ) за пределами России — будет зависеть от широты интерпретации. Юшков напоминает, что под предлогом ограничений добычи нефти под санкции уже попадали газовые проекты.

В 2015 году США ввели санкции против одного из крупнейших месторождений «Газпрома» на шельфе — Южно-Киринское попало в санкционный список, так как сообщалось, что оно содержит «существенные запасы нефти».

А их разработка и добыча является нарушением секторальных санкций, хотя «Газпрому» нефть совершенно не нужна, а требуется газ, чтобы загрузить третью очередь завода по сжижению газа на Сахалине в рамках их проекта «Сахалин-2».

В итоге под предлогом добычи нефти «Газпрому» запретили использовать там американское оборудование — по сути заблокировав или как минимум затормозив огромный СПГ-проект.

Василий Танурков, директор группы корпоративных рейтингов АКРА, напомнил, что «Новатэк» уже находится под санкциями с 2014 года, но это не помешало досрочной реализации проекта «Ямал СПГ».

При этом если «Ямал СПГ» строился в основном с использованием зарубежных технологий, то для реализации проекта «Арктик СПГ-2» планируется использование российских технологий, в том числе запатентованную «Новатэком» технологию сжижения «Арктический каскад», предполагающую использование отечественного оборудования.

Что касается финансирования, то оно может быть привлечено не только на Западе: заинтересованность в проекте выражали Saudi Aramco, китайская CNPC, корейская KOGAS, японские Marubeni и Mitsui. Продолжает участие в проекте и французская Total, с которой на днях подписано соглашение о покупке 10%-ной доли в проекте.

Источник: https://www.forbes.ru/biznes/373075-prizrachnaya-ugroza-udaryat-li-novye-sankcii-ssha-po-novateku-i-gazpromu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.