Чиновников ждут увольнения по сокращению или повышение зарплаты

Содержание

«Госслужащих в России сокращают десятилетиями, но только на бумаге»

Чиновников ждут увольнения по сокращению или повышение зарплаты

В начале недели в Минфине в очередной раз объявили о реформе в сфере госуправления, согласно которой количество госслужащих с 2020-го должно значительно сократиться. Реформу анонсировали еще в марте этого года.

Как предполагает ведомство, в результате изменений до конца 2021-го численность центрального аппарата уменьшится на 10%.

По словам первого замминистра финансов Татьяны Нестеренко, реформа необходима для того, чтобы зарплата госслужащих могла оставаться на конкурентном уровне:

100 сэкономленных миллиардов рублей как раз и увеличат фонд оплаты труда.

В российской практике уже были попытки сократить госаппарат в 2011-м, 2012-м, 2013-м (на 20%) и 2016-м (на 10%). Обе программы подписывал Дмитрий Медведев: в первый раз на посту президента в 2010 году, второй — в статусе председателя правительства России в 2015-м. Ни одна из них успехом не увенчалась.

«Новая газета» узнала у экспертов, удастся ли Минфину на этот раз взять установленную планку, как чиновники переживут массовые увольнения и повлияет ли это на российский рынок труда.

директор Института стратегического анализа компании ФБК Grant Thornton

«Ничего не изменится»
 

— Жизнь госслужащих отличается тем, что их постоянно сокращают, и 10-процентное сокращение масштабным назвать нельзя. Однако сокращение всегда проходит таким образом, что под него попадают в основном новые вакансии. Соответственно, чиновники комплектуют штат так, чтобы вакансий оставалось 10–15%. Из-за этого при сокращении все проходит достаточно безболезненно.

После сокращений они обосновывают необходимость большей численности и снова доводят фонд вакансий до 10-15%.

Так госслужащие живут десятилетиями.

С помощью реформы Минфин хочет избежать излишних трат на повышение зарплаты чиновников до уровня конкурентной. При этом нужно учитывать, что при старой численности траты были бы одни, но именно на бумаге. На деле траты были бы совершенно другие, потому что вакансий достаточно много. Так что формально сокращение трат будет, но реально ничего не изменится.

В случае если будет проходить сокращение вакансий, на рынок труда это особо не повлияет. При этом кого-нибудь да уволят хотя бы ради того, чтобы сказать, что есть увольняемые. Я думаю, среди таких чиновников могут быть люди предпенсионного возраста, но это все равно будет не так массово.

Необходимо также учитывать, что у чиновников всегда есть возможность при увольнении из центрального аппарата перейти в подведомственный НИИ. Я даже знаю случаи, когда люди формально числились сотрудниками подведомственного НИИ, но из кабинетов министерства не выезжали и выполняли те же функции, что и до увольнения.

директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ

«Госслужащие — это люди, у которых есть «запасной аэродром»»
 

— Сокращение будет, но масштабным я бы его не назвал. Чиновничество — довольно чувствительная часть общества, и для масштабного сокращения нужна продуманная реформа, которая должна идти в комплексе с управленческими преобразованиями. Поэтому сокращение возможно, но я не думаю, что оно будет фундаментальным.

Для рынка труда ситуация [при которой 10% чиновников окажутся без работы] неопасная. Уровень безработицы у нас сейчас где-то 4,4% — это лучший уровень за весь постсоветский период.

К тому же госслужащие — это в основном люди, у которых наверняка есть «запасной аэродром» в частном бизнесе, который они всегда выстраивают себе на случай увольнений, потому что дамокловы мечи сокращений висят над государственной службой каждый год.

До фундаментальной тенденции дело не доходит, но [из-за постоянной угрозы] увольнение для чиновников не будет критическим.

Одной из целей реформы в сфере госуправления замминистра финансов Татьяна Нестеренко назвала возможность повышения зарплат госслужащих без лишних затрат. Это логичное решение. Если не будет секвестирован фонд оплаты труда для чиновников, то в принципе для оставшихся госслужащих это нормальная ситуация.

Ведь теоретически те люди, которые останутся, должны будут выполнять работу за тех, кто ушел. Это [работает] на любом предприятии и в любой отрасли. Если ты сокращаешь штат, то будет повышение зарплат у другой части, у которой должна повышаться производительность труда в процессе выполнения работы уволенных.

Главное, чтобы эти 10% не были распределены равномерно. Не должно быть так, чтобы в каждом ведомстве сокращали по 10% работников. Нужно четко проанализировать ситуацию в разных отраслях. Допустим, сейчас у нас были пожары в Сибири, и все говорили, что не хватает лесников. Возможно, надо в Рослесхозе увеличить чиновников на 10%, а, например, в Минкультуре — на 20% сократить.

член КГИ и экспертной группы «Европейский диалог»

«Если бы Минфин затеял реформу исполнительной власти, был бы понятен смысл»
 

— В каком-то виде [сокращение], конечно, произойдет. Но не все так просто: будут сокращены ставки и вакансии, дело же не только в живых людях.

В истории России последних десятилетий было очень много попыток сделать то же самое [сократить количество госслужащих], в этом абсолютно нет ничего нового. Однако опубликованная сейчас информация очень скупая.

Допустим, по какому критерию будут сокращать людей? По возрасту, или [будут] проводить какую-то аттестацию? Непонятно.

Конечно, численность чиновников у нас завышенная, это даже не надо доказывать. Но проблема в другом.

Как будет [проходить сокращение] на практике? Эффективные сокращения количества чиновников происходят только во время какой-то реформы.

Если бы Минфин затеял реформу исполнительной власти, был бы понятен смысл: «Мы какие-то функции ликвидируем, и поэтому численность нужно сократить». На эти вопросы ответов нет.

Я не исключаю, что разъяснения будут, но пока, на первый взгляд, это [выглядит как] очередная попытка взять и уволить какое-то количество людей. В результате мы имеем обратный результат. Численность чиновников [все равно] увеличивается, потому что появляются новые функции, новые направления их деятельности и т.д.

Чиновники знают, что сейчас придет пора, когда кого-то из них уволят, а кого-то оставят. Конечно, это все нервно. Но во всем мире это нормальная ситуация для государственного аппарата.

Допустим, в какой-то стране приходит демократически избранный новый президент, формируется новое правительство. Как правило, там новый набор министерств, и большие массы чиновников переходят с места на место или увольняются в зависимости от законодательства страны.

Это нормальный процесс для работы государственного чиновника, он не может сидеть пожизненно [на одной должности].

Другой вопрос, что сокращение должно быть обоснованным, госслужащему должны объяснить, почему именно его рабочее место сокращается. Чтобы наша государственная машина стала компактнее, но эффективнее. Сейчас она, к сожалению, работает неэффективно.

Источник: https://novayagazeta.ru/articles/2019/09/24/82090-gossluzhaschih-v-rossii-sokraschayut-desyatiletiyami-no-tolko-na-bumage

Модернизация аппарата: в Минфине рассказали о планах по сокращению числа чиновников

Чиновников ждут увольнения по сокращению или повышение зарплаты

Заявление Минфина об уменьшении численности чиновников преждевременно, подчеркнул пресс-секретарь премьер-министра России Олег Осипов. По его словам, окончательное решение об этом пока не принято.

Ранее замглавы финансового ведомства Татьяна Нестеренко сообщала о планах масштабного сокращения количества государственных служащих в России. Она рассказывала, что оптимизация пройдёт в два этапа: сначала будет уменьшено число чиновников, а затем поменяется и сама структура госаппарата.

Замминистра пояснила, что такие меры позволят существенно поднять зарплаты в этой сфере.

Российское правительство пока не приняло окончательного решения об уменьшении количества чиновников. Об этом сообщил пресс-секретарь премьер-министра РФ Олег Осипов.

«Заявление Минфина России о сокращении численности госслужащих преждевременно, правительство не принимало окончательного решения», — заявил Осипов.

Ранее первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко рассказала, что российские власти намерены с 2020 года начать значительное сокращение числа государственных служащих. Она подчеркнула, что этот шаг позволит ощутимо повысить уровень зарплат остальных чиновников.

«Экономия не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь», — сказала Нестеренко в интервью РИА Новости.

Она пояснила, что, если отказаться от сокращения штата, то государство сможет поднимать зарплаты лишь на уровень инфляции, либо необходимо будет выделять из бюджета дополнительно порядка 100 млрд рублей ежегодно.

Само сокращение, по словам замминистра, будет проходить в два этапа. Так, в 2020 году число чиновников будет уменьшено на 10% в федеральных структурах и на 5% в территориальных, а в 2021-м в регионах сокращение дойдёт до 15%, сказала Нестеренко. Как она подчеркнула, это будет происходить «автоматически».

На втором же этапе планируется изменение структуры госаппарата, что само по себе приведёт к сокращению числа государственных служащих, рассказала замглавы Минфина. Так, например, территориальные подразделения министерств и ведомств будут укрупнены и преобразованы в филиалы без юридического лица, сообщила Нестеренко.

«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — пояснила она.

Отметим, что по итогам 2018 года, по данным Росстата, средняя зарплата сотрудников федеральных органов власти выросла на 5,4% при уровне инфляции 4,2%. В среднем по России зарплаты выросли за этот же период на 9,9%.

«Численность госслужащих»

По словам Нестеренко, на данный момент в России насчитывается 2,4 млн работников государственных и муниципальных органов, то есть 163 на 10 тыс. человек. Это около 3,3% от всех занятых в экономике.

Однако непосредственно чиновников из этого числа значительно меньше.

«Суммарная доля государственных гражданских и муниципальных служащих в численности занятого населения России составляет сейчас около 1,7%​​​. По данным на 1 июля, в стране порядка 855 тыс.

государственных гражданских служащих. Из них 603 тыс. человек — федеральные гражданские служащие, 252 тыс. — гражданские служащие регионов. В органах местного самоуправления работают еще 395 тыс.

муниципальных служащих», — сказала она.

  • РИА Новости
  • © Рамиль Ситдиков

«Оценили конкурентный уровень»

Нестеренко в марте уже рассказывала в общих чертах о планах по сокращению числа чиновников. Тогда она сообщила, что эту инициативу обсуждали в соответствующих комиссиях и при президенте, и при правительстве.

«Мы примерно оценили этот конкурентный уровень (зарплат. — RT) в системе государственной службы, обсудили это и на комиссии по государственному управлению при президенте, и в правительстве, — сказала она.

— позиция реформы системы оплаты труда госслужащих — поднять постоянную часть оплаты труда, чтобы она была 60% от ФОТ (фонд оплаты труда. — RT) и только 40% — стимулирующая. Сейчас эта «пирамида» перевёрнута».

Глава Минфина и первый вице-премьер Антон Силуанов, в свою очередь, отметил, что уже с 2020 года планируется сокращение.

«Мы уже реализуем ваш посыл. В следующем году будем сокращать», — подчеркнул Силуанов.

При этом глава Сбербанка Герман Греф выразил надежду, что речь идёт об изменении модели государственного аппарата, а не о простом сокращении числа служащих.

«Нужно поменять модель, тогда машина будет эффективной и сможет делать потрясающие вещи. Нам нужны другие чиновники, другого качества чиновники», — считает Греф.

Стоит отметить, что работа над улучшением системы государственного управления ведётся. Так, в конце июля правительство утвердило предложенную Минтрудом дорожную карту по развитию системы гражданской службы в России.

«План включает 14 позиций, которыми, в частности, предусматривается совершенствование порядка назначения на должности государственной гражданской службы, стимулирование гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной деятельности, развитие системы государственных гарантий для госслужащих», — говорится в пояснительной записке к документу.

«Для снижения административного давления»

Инициатива, о которой рассказала Нестеренко, актуальна для России, считает зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв.

«Дело в том, что уже с понятной периодичностью возникают идеи как региональные, так и на федеральном уровне — оптимизировать количество чиновников с целью не только увеличения зарплаты, сохранив фонд оплаты труда, но и для снижения административного давления, различных барьеров», — сказал он RT.

Депутат подчеркнул, что в России неоднократно проводились сокращения числа чиновников, однако речь идёт об определённом цикле: после уменьшения числа госслужащих за счёт неэффективных сотрудников или ненужных должностей спустя некоторое время появлялась необходимость в найме новых людей или организации новых, востребованных специальностей.

«Я считаю, что без такой цикличности чиновничий аппарат разрастётся до невероятной степени, и сейчас пришло время нового цикла, когда можно будет избавиться в рамках реформы от тех неэффективных чиновников, которые бюрократическими уловками достаточно плотно закрепились и комфортно себя чувствуют», — пояснил Гутенёв.

В экспертном сообществе также положительно оценивают эту инициативу. Заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин в разговоре с RT отметил, что это откроет возможности для новых подходов к модернизации госаппарата.

«Мне кажется, что направление выбрано своевременно, — сказал он. — Это не значит, что вся управленческая система вдруг внезапно заработает на 100% эффективности — будет продолжаться поиск новых приёмов, которые бы позволили улучшить нашу систему управления.

Начало, на мой взгляд, будет весьма оптимистичным, и к тому же сегодня новаторские идеи, связанные с управлением, конечно, будут в определённой степени снимать социальное напряжение, которое возникает на почве, на мой взгляд, чрезмерных нападок на чиновников и на сотрудников аппаратов».

Источник: https://russian.rt.com/russia/article/670842-minfin-sokraschenie-chinovniki

Кого коснется сокращение госслужащих в 2020 году в России: как пройдет сокращение чиновников-бюджетников

Чиновников ждут увольнения по сокращению или повышение зарплаты

С 2020 года в России начнется реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению армии госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА «Новости» первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.

«Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь», — сказала Нестеренко.

Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.

Сначала — «автоматически»: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.

На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — пояснила Нестеренко.

Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще».

«Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин.

В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

«Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин.

По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.

«Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин.

Кадровый вопрос

Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.

«Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом.

Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.

Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.

«Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину».

Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться.

Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», ­– заявил Баширов.

Кто в списках на увольнение?

Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.

«С моей точки зрения, эта реформа должна коснуться тех, кто плохо работает… В последнее время наш президент поставил радикальную задачу повышения производительности труда, потому что опять-таки Россия – одна из наиболее отстающих стран в Европе по производительности. Людей много, а эффект от их деятельности небольшой», – пояснил Мясоедов, добавив, что останутся при должности те, кто имеет наиболее высокие показатели KPI.

По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.

«Обычно это выглядит следующим образом: идет разнарядка на министерство, например сократить 10% численности.

Если вы не закладываете механизмы аудита, а здесь, очевидно, будет предложено просто сокращение на 10%, то кого ты уволишь, неважно.

Каждое министерство будет искать кого-то, кого, с его точки зрения, нужно уволить или можно уволить. Обычно это самые низкооплачиваемые сотрудники, самого низкого грейда», – пояснил Баширов.

По его словам, это не принесет большой бюджетной экономии, но поспособствует «вымыванию» слоя госслужащих, которые занимаются «подготовкой многочисленных материалов, отчетов, справок и так далее для вышестоящих начальников».

«Мы знаем, что у большинства людей, которые работают в должностях директоров департаментов, управлений, а тем более у замминистров и министров фактически весь рабочий день – это или рабочие встречи, или совещания. Они реально подготовкой внутреннего контекста, содержания не занимаются. Этим занимаются работники низших звеньев», – рассказал Баширов.

Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.

Уловка государства?

Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.

«Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.

Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.

«Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона.

А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.

Куда пойдут сокращенные госслужащие?

Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».

Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.

«Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов.

Если процесс реформирования госаппарата активно заработает, то в 2020 году кадровые сокращения коснутся не только работников федеральных ведомств, но и региональных (муниципальных) органов упраления во всех субъектах РФ: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО

Источник: https://Professionali.ru/Soobschestva/gossluzhaschie/kogo-kosnetsja-sokraschenie-gossluzhaschih-v-/

Выход платный: на сокращение чиновников за три года потратят 5 млрд

Чиновников ждут увольнения по сокращению или повышение зарплаты

На увольнение федеральных чиновников в ближайшие три года планируется потратить 4,8 млрд рублей, сообщили «Известиям» в Минфине. Это означает, что в 2020–2022 годах численность госслужащих может сократиться на 13 тыс.

человек, подсчитали в АКРА. В первую очередь со службы попросят уйти работающих пенсионеров и молодежь, полагают эксперты.

При этом анонсированная ранее Минфином масштабная оптимизация позволит экономить государству до 100 млрд рублей в год.

Минус 13 тысяч

В течение следующих трёх лет выплаты увольняемым сотрудникам федеральных госорганов составят почти 5 млрд рублей (примерно по 1,6 млрд рублей в год), сообщили «Известиям» в Минфине. Там не стали уточнять, сколько служащих подпадут под оптимизацию.

Исходя из того, что средняя зарплата федерального чиновника, по данным Росстата, в прошлом году составила примерно 127 тыс.

рублей, а при сокращении работникам выплачивают компенсацию в размере трех окладов, можно ожидать, что до 2022 года планируется уволить примерно 13 тыс. человек, полагает заместитель директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов.

Впрочем, это не означает, что оптимизацию штата нельзя будет сгладить: заложить расходы на увольнение и реализовать их — не всегда одно и то же.

Ранее в Минфине анонсировали масштабную реформу госуправления, предполагающую сокращение штата госслужащих. Первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко объявила, что численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году планируется уменьшить на 10%, территориальных органов — на 5%. К 2021-му этот показатель в регионах должен будет достичь 15%.

В дальнейшем предполагается структурное совершенствование госаппарата, что должно будет привести к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

Оптимизация должна позволить ежегодно экономить до 100 млрд рублей. Сейчас эта сумма ежегодно направляется на повышение жалований чиновников для поддержания зарплат на конкурентном уровне.

Татьяна Нестеренко оценила общее количество госслужащих разного уровня в 2,4 млн человек, или 3,3% от общей численности занятого в экономике населения. Таким образом, на 10 тыс.

россиян приходится 163 чиновника.

На поощрение федеральных служащих в следующие три года хотят направить 786 млрд рублей, следует из проекта бюджета. В плане госрасходов и доходов на 2019–2021 годы было заложено 637 млрд на мотивацию работников федеральных госорганов, то есть примерно на четверть ниже.

Серьезный настрой

Судя по всему, правительство всерьез нацелилось сокращать численность государственных служащих, предположил руководитель направления «Макроэкономика» Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. Раздутый штат чиновников — это уже национальная проблема, а не только вопрос высоких затрат на их содержание. Дело в том, что федеральные госорганы — неконкурентоспособны на рынке труда.

— Квалифицированные служащие в министерствах получают зарплату перекладывателей бумажек в крупных корпорациях. В то же время предполагается, что по своим компетенциям они должны соответствовать уровню инвестиционного консультанта в частных компаниях, — заявил Дмитрий Белоусов.

По этой причине система испытывает острый дефицит в специалистах.

Система вознаграждения для госслужащих должна основываться на рыночных реалиях и быть достойной труда квалифицированного специалиста, согласен эксперт РАНХиГС Владимир Климанов.

Впрочем, оценка показателей эффективности работников ведомств, которые отвечают за повышение неосязаемых или сложно считаемых результатов, зачастую не представляется возможной, добавил он.

Молодежь и пенсионеры

Сокращение штата чиновников необходимо проводить одновременно с реформой всей системы госуправления, уверен директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

В частности, ведомствам необходимо внедрять собственную гильотину — отказываться от бюрократических практик, предписаний, регламентов, архаичных традиций и т.д.

Он полагает, что «уже завтра» можно отменить объявленные на сегодня вакансии и таким образом решить часть проблемы, сократив 5–7% чиновников.

Уволенные сотрудники найдут себе применение, добавил Георгий Остапкович. По его мнению, многие из них имеют «запасные аэродромы», и проблема трудоустройства для них не возникнет: возможно, они потеряют в статусе, но материально только выиграют.

Тем не менее оптимизация штата вызовет дисбаланс на рынке труда, уверен Дмитрий Белоусов.

В частности, неспециализированным гуманитарным вузам, традиционно поставляющим молодые кадры с невысоким уровнем квалификации в министерства, будет некуда трудоустраивать своих выпускников.

Чтобы решить эту проблему, правительству придется придумать, как создать новые рабочие места для молодежи, которой путь в госорганы окажется закрытым.

Другой группой, которая подпадет под сокращения, окажутся работающие пенсионеры, полагает эксперт. По его мнению, численность таких госслужащих достаточно велика. Их продуктивность не всегда на высоком уровне, хотя сокращения пенсионеров создадут дополнительные сложности, в том числе этические.

Ранее в ходе выступления на Московском финансовом форуме глава Сбербанка Герман Греф заявлял, что количество чиновников в России с 2000 года выросло почти вдвое: с 1,2 млн человек до 2,2 млн человек. Глава Минфина Антон Силуанов в ответ на критику заверил, что сокращения стартуют уже в следующем году.

Источник: https://iz.ru/927164/dmitrii-grinkevich-roza-almakunova/vykhod-platnyi-na-sokrashchenie-chinovnikov-za-tri-goda-potratiat-5-mlrd

Каких госслужащих будут сокращать в 2020 году

Чиновников ждут увольнения по сокращению или повышение зарплаты

Власти РФ озвучили, каких госслужащих будут сокращать в 2020 году в рамках реформирования госаппарата. Планируемые изменения призваны создать условия более качественно исполнять государственные функции, в том числе предоставлять госуслуги гражданам.

Предпосылки реформирования

Вопрос необходимости сокращения штата госслужащих поднимается в России не один год, но последние новости говорят о том, что в 2020 году власти перейдут от слов к делу.

Предыдущая реформа по сокращению численности госслужащих анонсировалась в 2016 году. Но при заявленном уменьшении на 10% на практике сократили только 1,4% сотрудников. Уже к 2017 году общий штат вырос на 1,2% и составил 2,1 млн. человек, а к 2019 году достиг 2,4 млн.

Таким образом, сами чиновники признают, что штат территориальных и центральных госорганов на данный момент сформирован нерационально: в нем присутствуют избыточные структуры, дублирующие функции друг друга и вовсе выполняющие не свойственные им обязанности. Соответственно возникает необходимость реформ и оптимизации.

Еще одна предпосылка к пересмотру численности персонала госструктур – постепенное замещение ряда обязанностей реальных сотрудников инновационными автоматизированными программами.

 Современные системы способны принимать обращения граждан, направлять их необходимым специалистами даже отвечать на самые шаблонные из них.

С каждым годом алгоритмы только совершенствуются, что будет также влиять на рынок труда.

Чего ждать

Минфин предлагает провести реформу госслужбы в 2 этапа:

  1. Автоматическое сокращение численности госслужащих: на 10% – для федеральных структур госорганов, на 5% – для территориальных – на 5% в 2020 году. Для последних планируется довести этот показатель до 15% к 2021 году.
  2. Усовершенствование структуры госаппарата результатом которого станет дополнительное уменьшение численности штата. С этой целью планируется провести укрупнение и преобразование территориальных органов и ведомств в отдельные филиалы, не обладающие статусом юридического лица и дополнительными подразделениями.

Итогом реформы должно стать формирование компактных фронт-офисов, которым не потребуются сотрудники, занимающиеся обеспечением различных аспектов деятельности (информационным, документационным, административно-хозяйственным и пр.).

Определять непосредственно перечень сотрудников госслужбы, попадающих под сокращение в 2020 году, будут сами руководители госорганов.

В помощь им Минфин сейчас разрабатывает так называемый реестр функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти.

Он должен установить перечень полномочий последних, расходы на их выполнение и определить «лишние» элементы (дублирующие, неактуальные или нереализуемые).

Для оптимизации численности штата планируется использовать еще несколько инструментов в части обеспечивающих полномочий и функций:

  • централизацию (например, осуществление закупок для совместно размещенных госструктур) с целью уменьшения количества специалистов, участвующих в реализации соответствующих функций;
  • специализацию, предполагающую передачу отдельных полномочий спецучреждениям или госструктурам (к примеру, Федеральное казначейство будет заниматься начислением и выплатой зарплаты).

Изменения в оплате труда

На фоне сокращения госслужащих общий фонд оплаты труда останется неизменным. Соответственно, за счет средств, высвободившихся благодаря уменьшению штата, планируется повысить зарплату оставшихся сотрудников. Иначе обеспечить им конкурентный уровень оплаты будет невозможно.

На эти цели нужно дополнительно около 100 млрд. руб. ежегодно, которых в федеральном бюджете попросту нет.

В случае отказа от масштабных сокращений, зарплаты будут, как и прежде, повышать только за счет ежегодной индексации по уровню инфляции, что по сути не ведет к улучшению благосостояния граждан.

Наряду с ростом жалования госслужащих планируется изменение самой системы оплаты. Если сейчас зарплата состоит на 40% из постоянной части и на 60% из плавающих стимулирующих выплат, то в скором будущем соотношение изменится с точностью до наоборот.

Мнение экспертов

Эксперты относятся к грядущим изменениям штата госорганов неоднозначно:

  • Павел Салин, директор Центра политисследований Финансового университета, напоминает о ранее анонсированных сокращениях, результатом которых не только не стало реальное уменьшение штата госслужащих, но и увеличение их количества. Если же дело дойдет до реальных действий, Салин предполагает, что прежде всего будут сокращать не реальных сотрудников, а незаполненные вакансии.
  • Сергей Мясоедов, директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, предполагает, что основным критерием при масштабных сокращениях должна стать эффективность сотрудников. Поэтому реформа прежде всего коснется тех, кто привык плохо работать и станет для старых кадров стимулом не просто «сидеть на шее государства и проедать госбюджет», а работать эффективнее.
  • Марат Баширов, политолог, говорит о возможном лишении работы для низкооплачиваемых работников самых низших рангов. По его мнению, это не обеспечит существенную экономию бюджета, но позволит ликвидировать госслужащих, работа которых заключается лишь в подготовке разного рода справок, отчетов для своего начальства.

Массовое сокращение чиновников в 2020 году: видео

Источник: https://2020-god.com/kakix-gossluzhashhix-budut-sokrashhat-v-2020-godu/

Массовое сокращение: Россия избавляется от чиновников

Чиновников ждут увольнения по сокращению или повышение зарплаты

Масштабное сокращение госслужащих инициирует Минфин. Оставшимся обещают повышение зарплат. Если не провести сокращение «армии» чиновников, то денег на индексацию зарплат для них до конкурентного уровня якобы не хватит. Придется тратить на чиновников по 100 млрд рублей в год дополнительно.

С 2020 года в России начнется реализация реформы в сфере госуправления, рассказала в опубликованном в понедельник интервью РИА «Новости» первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

Реформа приведет к масштабному сокращению «армии» госслужащих и повышению зарплат оставшимся.

«Экономия не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих», — сказала замминистра.

Если сокращение не провести, то зарплаты чиновникам правительство в дальнейшем сможет индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим в бюджете придется искать дополнительно по 100 млрд рублей в год.

Фронт-офис для бюрократов

Реформа пройдет, по словам Нестеренко, в два этапа. На первом этапе это произойдет «автоматически».

В 2020 году численность сотрудников центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти сократят на 10%, а территориальных органов — на 5%.

К 2021 году этот показатель в регионах достигнет 15%.

На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности чиновников. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств будут укрупнены и преобразованы в филиалы без статуса юридического лица.

«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — пояснила замминистра Нестеренко. На прошлой неделе президент РФ Владимир Путин повысил зарплаты некоторым категориям госслужащих с 1 октября. Указ опубликован на портале правовой информации.Оклад увеличится как раз на уровень инфляции — на 4,3%. Зарплата повысится у сотрудников МИД, диппредставительств, консульских учреждений, а также у гражданских служащих в соответствии с их чинами.

Документ вступил в силу со дня его подписания.

Работникам бюджетной сферы, которые не попали под действие указа президента, 1 октября 2020 года все равно проиндексируют зарплаты — на 3,8%. Об этом сообщила 13 сентября вице-премьер Татьяна Голикова.

Как отмечается, индексация коснется трудящихся в учреждениях социальной сферы и науки, ветеринарных лабораториях, гидрометеорологической службы, медико-социальной экспертизы, центрах гигиены Роспотребнадзора, спасательных центрах МЧС, центрах стандартизации, метрологии и испытаний Росстандарта и других.

Повышать, нельзя сокращать

Ранее 13 сентября в интервью РИА «Новости» председатель Общероссийского движения «Сильная Россия» Антон Цветков оценил идею повысить зарплату госслужащим, в частности, полицейским.

Зарплаты полицейским необходимо повышать, но нельзя сокращать штат, особенно тем, кто работает на «земле». Низовые сотрудники уже сейчас перегружены работой, отметил Цветков.

Днем ранее глава Сбербанка Герман Греф, в прошлом министр экономики, предложил поднять зарплаты в полиции в 3-4 раза, сократив соответственно численность сотрудников.«Мы можем радикально сократить расходы бюджета сегодня.

Мы можем тем же самым милиционерам и так далее поднять зарплату в три, в четыре раза, соответствующим образом их сократив, они не нужны в таком количестве. Чиновников — сократить», — сказал Греф, выступая на Московском финансовом форуме.

Греф добавил, что таким образом можно значительно снизить расходы госбюджета.

Эксперт лишь частично согласен с такой позицией. «Зарплаты в полиции, безусловно, нужно повышать, равно как и соцобеспечение сотрудников, и мы об этом постоянно говорим… Но ни о каких сокращениях, тем более в несколько раз, не может быть и речи», — считает Цветков.

По его словам, уже прошедшие ранее сокращения привели к недокомплекту в подразделениях уголовного розыска, дознания, ППС, участковых.

Сегодня эти сотрудники перегружены работой, а это приводит лишь «к ухудшению криминогенной обстановки», заключил Цветков.

Он отметил, что общество удивлено самим фактом обсуждения вопросов о возможных сокращениях.

«У нас общество обеспокоено тем, что полиции «на земле», то есть на улицах, почти нет. Самый красноречивый пример — нехватка сотрудников ГИБДД», — подытожил эксперт.Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что точка зрения Грефа об оптимизации зарплат госслужащих заслуживает внимания. «Он вовлечен во многие процессы в экономике, в инновационной деятельности в нашей стране, поэтому, конечно, его точка зрения важна», — сказал он.

Напомним, в 2000-2007 годах Греф занимал должность министра экономического развития и торговли России. Он считается автором первой в новой России административной реформы, реализовать которую, в прочем, не удалось.

Песков добавил, что Греф высказывает много экспертных идей и у него есть «изрядный опыт», в том числе работы в правительстве и в управлении Сбербанком. В связи с этим его точка зрения принимается во внимание, добавил пресс-секретарь президента.

Источник: https://finance.rambler.ru/economics/42871552-massovoe-sokraschenie-kak-rossiya-izbavlyaetsya-ot-chinovnikov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.