Эмоциональный интеллект: понятие, модели, составляющие, ЭИ в бизнесе!

Содержание

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект: понятие, модели, составляющие, ЭИ в бизнесе!

Эмоциональный интеллект (англ. Emotional intelligence) – способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.

Понятие введено в научный обиход П. Сэловеем и Дж. Майером. Первые концепции ЭИ возникли в 1990 году, с тех пор разные авторы трактуют это понятие весьма разнообразно.

По определеню Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо, это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих (модель способностей).

Составляющие ЭИ в модели способностей

В рамках модели способностей выделяются следующие иерархически организованные способности, составляющие ЭИ:

  • восприятие и выражение эмоций
  • повышение эффективности мышления с помощью эмоций
  • понимание своих и чужих эмоций
  • управление эмоциями

Эта иерархия основывается на следующих принципах:

Способности распознавать и выражать эмоции — основа порождения эмоций для решения конкретных задач, носящих процедурный характер.

Эти два класса способностей (распознавать и выражать эмоции и использовать их в решении задач) являются основой для внешне проявляемой способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними.

Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции не только собственных, но и чужих эмоций.

Так же следует отметить, что эмоциональный интеллект в этой концепции считается подсистемой социального интеллекта.

Методы диагностики ЭИ, используемые в рамках модели способностей

Сторонники модели способностей исследуют эмоциональный интеллект, используя различные тестовые методики решения задач. Наиболее разработанная и сложная методика – MSCEIT.

В каждой задаче, решение которой отражает развитие одного из четырех вышеупомянутых компонентов эмоционального интеллекта, имеется несколько вариантов ответа, и испытуемый должен выбрать один из них.

Подсчет баллов можно проводить несколькими способами – основываясь на консенсусе (балл за отдельный вариант ответа соотносится с процентом репрезентативной выборки, выбравшей тот же вариант) или на экспертных оценках (балл соотносится с долей относительно небольшой выборки экспертов, выбравших тот же ответ).

ЭИ в популярной (ненаучной) психологии, теория Гоулмена – смешанная модель ЭИ

– это то, как мы обращаемся с самими собой и нашими взаимоотношениями. По Гоулмену, эмоциональный интеллект, это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. Выделяются четыре главных составляющих EQ:

  • самосознание
  • самоконтроль
  • эмпатия
  • навыки отношений.

Фактически одно из самых значительных продвижений в изучении эмоциональной культуры произошло в 1980 г., когда психолог д-р Реувен Бар-Он, израильтянин американского происхождения, начал свою работу в этой области.

Понятие эмоционального интеллекта в его популистической ипостаси часто встречается в литературе, посвященной проблеме эффективного лидерства. Выше приведены четыре компонента эмоционального интеллекта. Дэниел Гоулман выделяет на ряду с ними еще и пятую: мотивация.

  • Уровень ЭИ родителей
  • Правополушарный тип мышления
  • Свойства темперамента

Социальные предпосылки развития ЭИ

  • Синтония (эмоциональная реакция окружения на действия ребенка)
  • Степень развития самосознания
  • Уверенность в эмоциональной компетентности
  • Уровень образования родителей и семейный доход
  • Эмоционально благополучные отношения между родителями
  • Андрогинность (самоконтроль и выдержка у девочек, эмпатия и нежные чувства у мальчиков)
  • Внешний локус контроля
  • Религиозность

Структура ЭИ

  • Осознанная регуляция эмоций
  • Понимание (осмысление) эмоций
  • Различение и выражение эмоций
  • Использование эмоций в мыслительной активности

Определение EQ

Сторонники двух моделей социального интеллекта, модели способностей и смешанной модели, придерживаются разных методов определения его уровня, что зависит в первую очередь от их теоретических позиций. Сторонники смешанной модели используют методы, основанные на самоотчете, и каждая методика основывается исключительно на субъективных взглядах ее автора.

Сторонники модели способностей исследуют эмоциональный интеллект, используя тестовую методику решения задач. (Речь идет о наиболее разработанной и сложной методике – MSCEIT).

В каждой задаче, решение которой отражало развитие одного из четырех вышеупомянутых компонента эмоционального интеллекта, имеется несколько вариантов ответа, и испытуемый должен выбрать один из них.

Подсчет баллов можно проводить несколькими способами – основанным на консенсусе (балл за отдельный вариант ответа соответствует проценту репрезентативной выборки, выбравшей тот же вариант) или на экспертных оценках (балл соответствует доле относительно небольшой выборке экспертов, выбравших тот же ответ). Именно подсчет баллов считается слабым местом этой методики.

EQ определяют различными методами, используя коммерческие или популярные тесты, [http://flogiston.ru/articles/general/eq],[http://www.queendom.com/tests/access_page/index.htm?idRegTest=1121],[http://pozdeev.ru/index.php/component/content/article/3-2011-10-07-17-05-43/179-test-eq1]

Методы развития ЭИ

  • Групповой тренинг
  • Индивидуальный тренинг
  • Коучинг
  • Тренинг детей в семейно-общественных детских центрах
  • Семейное воспитание

По поводу возможности развития ЭИ в психологии существует два отличных друг от друга мнения. Ряд ученых (к примеру, Дж.

Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень ЭИ невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. Однако увеличить эмоциональную компетентность путем обучения вполне возможно. Их оппоненты (в частности, Д. Гоулман) считают, что ЭИ можно развивать.

Аргументом в пользу этой позиции служит тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни.

Литература

  1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78 — 86.
  2. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57 — 65.
  3. Гоулман Д.

    Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

  4. Кабатченко Т. С. Психология управления: — М.,: Педагогическое общество России, 2000.
  5. Майкл Джордж. Бережливое производство + шесть сигм: — М.,: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  6. Аналоуи Ф.

    , Карами А. Стратегический менеджмент: — М.,: ЮНИТА-ДАНА, 2005.

  7. Bradberry, T. & Greaves, J. (2005). The Emotional Intelligence Quick Book, (New York: Simon and Schuster). Bradberry, T. and Greaves J. (2005) “Heartless Bosses, ” The Harvard Business Review.
  8. Гоулман Д. С чего начинается лидер. — М.

    Альпина Бизнес Букс, 2006.

Источник: http://www.psychologos.ru/articles/view/emocionalnyy_intellekt

Источник: https://blog.studylie.ru/chto-takoe-emotsionalnyj-intellekt/

Эмоциональный интеллект — Психологос

Эмоциональный интеллект: понятие, модели, составляющие, ЭИ в бизнесе!

​​​​​​​Эмоциональный интеллект (англ. Emotional intelligence) — способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.

Понятие введено в научный обиход П.Саловеем и Дж. Майером. Первые концепции ЭИ возникли в 1990 году, с тех пор разные авторы трактуют это понятие весьма разнообразно.

По определеню Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо, это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих (модель способностей).

ЭИ в популярной (ненаучной) психологии, теория Гоулмена — смешанная модель ЭИ

— это то, как мы обращаемся с самими собой и нашими взаимоотношениями. По Гоулмену, эмоциональный интеллект, это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. Выделяются четыре главных составляющих EQ:

  • самосознание
  • самоконтроль
  • эмпатия
  • навыки отношений.

Фактически одно из самых значительных продвижений в изучении эмоциональной культуры произошло в 1980 г., когда психолог д-р Реувен Бар-Он, израильтянин американского происхождения, начал свою работу в этой области.

Понятие эмоционального интеллекта в его популистической ипостаси часто встречается в литературе, посвященной проблеме эффективного лидерства. Выше приведены четыре компонента эмоционального интеллекта. Дэниел Гоулман выделяет на ряду с ними еще и пятую: мотивация.

Биологические предпосылки ЭИ

  • Уровень ЭИ родителей
  • Правополушарный тип мышления
  • Свойства темперамента

Эмоциональный интеллект: понятие, модели, составляющие, ЭИ в бизнесе!

Эмоциональный интеллект: понятие, модели, составляющие, ЭИ в бизнесе!

Эмоции играют важную роль в принятии решений. Поэтому необходимо уметь управлять как своими, так и чужими чувствами для достижения поставленных целей и планов. Для этого введен термин эмоциональный интеллект.

Что значит эмоциональный интеллект?

Под термином понимают возможность человека распознавать эмоциональную составляющую других людей. В понятие включено и управление личными переживаниями. Такое воздействие широко применяется для решения практических задач в бизнесе, трудовой деятельности, обучении.

ЭИ является основополагающим элементом в оценке окружающей обстановки. Помогает определить то, в чем нуждаются люди, узнать сильные и слабые стороны.

Модели эмоционального интеллекта

Разделяют 3 разновидности, которые отличаются составляющими.

Модель способностей Майера ― Сэловея ― Карузо

Считается основной на сегодняшний день.

Элементы:

  • восприятие эмоций: за счет жестов, мимики, голоса, поведения, внешнего вида, походки;
  • понимание впечатлений: определение причин их появления, рассмотрение связи мысли и эмоций, сложные чувства;
  • эмоциональность, как стимул мышления: способность к активизации креативности как фактора мотивации;
  • управление переживаниями: их пробуждение, направление, укрощение, построение логических цепочек.

Модель Гоулмана смешанная

На основании нее создано три теста: ECI, ESCI, ESCI-U.

В основе концепции лежат следующие элементы:

  1. Самоконтроль ― управление своими чувствами, приспособление к изменениям в обстоятельствах.
  2. Самопознание ― признание личной эмоциональности. Понимание того, как чувства влияют на поведение и мысли.
  3. Социальность― понятие чувствительности других людей и комфортное общение.
  4. Эмпатия ― приятное влияние, заключающееся в направлении и вдохновении, поддержке хороших отношений.
  5. Мотивация ― знание цели, плана, четкое следование к ним на каждом этапе.

Как заставить сотрудников работать на результат — Компромисс между романтикой и оцифровкой

Модель Рувена Бар-Она

Данная социально-эмоциональная модель отличается большим числом показателей.

К ним относят:

  • осознанность: распознавание своих переживаний в конкретный миг, их различение и понимание;
  • независимость: отсутствие моральной зависимости от других людей;
  • стрессоустойчивость: укрощение переживаний и видение быстрого выхода из трудных ситуаций;
  • гибкость: возможность корректирования эмоций в изменяющихся обстоятельствах;
  • оптимизм: сохранение положительного настроя и надежды на благополучное разрешение проблем;
  • счастье: удовлетворенность всеми жизненными аспектами;
  • эмпатия: понимание ощущений окружающих;
  • самоуважение: способность рациональной оценки возможностей;
  • самовыражение: ясность в выражении чувств и мыслей, твердость убеждений;
  • социальная ответственность: способность проявлять заботу и управление над другими людьми;
  • межличностные отношения: комфортное общение и социальные контакты;
  • контролирование импульсов: управление соблазнами, преодоление их;
  • оценка действительности: объективное соотношение мыслей и чувств во внешнем мире;
  • решение проблем: способность нахождения потенциального решения в эффективной форме;
  • самоактуализация: реализация индивидуального потенциала.

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации

Человек способен адаптироваться не только за счет полученных знаний, но и с помощью собственной чувствительной составляющей.

При анализе научных работ в области ЭИ сделан вывод, что тот определяется как совокупность эмоционально-когнитивных способностей к социально-психологической адаптации личности.

Социально-психологическая адаптация рассматривается с точки зрения внутренних и внешних критериев. Так люди с различным уровнем ЭИ сильно отличаются в особенностях социально-психологической адаптации.

Внутриличностный ЭИ играет главенствующую роль в приспособительных возможностях человека. Межличностное взаимодействие оказывает меньшую способность к быстрому адаптированию.

Наиболее адаптированными считаются люди с высоким уровнем ЭИ. Это обусловлено большей удовлетворенностью личности, что дает уверенность и целенаправленность в жизненных ситуациях.

Как развить эмоциональный интеллект

Высокий уровень ЭИ определяет благополучие человека по жизни. Четкая и отлаженная связь между эмоциональной и рациональной деятельностью является источником ЭИ. Если вы не относитесь к группе людей с его повышенным уровнем, то стоит начать развитие.

Улучшение должно быть направлено на повышение уровня его отдельных элементов:

  1. Самовосприятие.
  2. Управление собой.
  3. Социальная восприимчивость.
  4. Управление отношениями.

При гармоничной работе каждого из них будет обеспечен высокий уровень ЭИ в целом.

Развитие правильного самовосприятия

Четкое понимание личных эмоций возможно лишь при уделении этому аспекту жизни достаточного времени. Это делается для того, чтобы осмыслить чувства, понять причины их возникновения.

Высокое самовосприятие достигается концентрацией на личных сильных чертах. Старайтесь использовать их при выполнении сложных задач. Не позволяйте эмоциям овладевать вами и тормозить деятельность.

Развитие навыка управления собой

Ответственность за собственные эмоции предоставляет контроль в сложных ситуациях.

Способы развития навыка:

  1. Правильное дыхание: недостаток или переизбыток кислорода плохо влияет на мозговую деятельность. Старайтесь делать размеренные вдохи и выдохи. Избегайте увеличения или снижения темпа даже в стрессовых ситуациях. Гармоничное дыхание придает уверенность и спокойствие в последующих действиях, позволяет быстро собраться с мыслями.
  2. Список эмоций и их объяснений: он должен состоять из двух колонок ― призыв к действию от каждого чувства, рациональное определение. При сложной ситуации, чтобы избежать паники, используйте этот прием, для приведения мыслей в порядок. Список позволяет решить каким аспектом личности стоит воспользоваться в определенный момент.
  3. Счет до десяти: в сложных ситуациях используйте прием счета на выдохе. Это позволяет остановиться я и собраться в нужный момент.
  4. Публичное объявление целей: является лучшим мотиватором к действию.
  5. Отложите принятие решений: тщательно переваривайте информацию в голове. Здесь отлично подходит поговорка: утро вечера мудренее.
  6. Четкий распорядок дня, в котором есть место решению проблем.
  7. Посещайте семинары и коучи по управлению эмоциями.
  8. Сохраняйте позитивный настрой.
  9. Улучшение качества сна.
  10. Знайте цену общению с любым человеком.
  11. Используйте в течение дня психологическую перезагрузку: для этого подходят занятия йогой, медитация, прогулки на свежем воздухе.
  12. Осознайте возможность и близость перемен.

Развитие социальной восприимчивости

Фокусировка на выявлении и понятии эмоций других людей оказывает большое влияние на все сферы жизни.

Советы для повышения социального взаимодействия:

  1. Приветствие людей по имени: это позволяет снять барьеры в общении.
  2. Своевременность: учитывайте, что путь к социальной восприимчивости чрез своевременность лежит через концентрацию на окружающих, а не на собственной личности.
  3. Следите за языком тела: развивайте его с помощью соответствующих книг.
  4. Использование подготовленных вопросов: позволяет быстро выйти из ситуации неловкого молчания. Применяйте резкую перемену темы.
  5. Отодвигайте внутренний диалог: сложно воспринимать собственные мысли одновременно с чужими. Разграничивайте эти понятия.
  6. Живите настоящим: присутствуйте именно в текущем моменте.
  7. Изучайте ЭИ на примере фильмов: рассматривайте любую киноленту, как пособие по эмоциональному общению.
  8. Наблюдайте за людьми: рассматривайте их повадки, сигналы, настроение.
  9. Ставьте себя на место другого: это позволяет посмотреть на общение с иной точки зрения.

Развитие навыка управления отношениями

Любые отношения нуждаются в постоянных усилиях для их поддержания.

Советы для правильного понимания отношений и их управлением:

  1. Открывайтесь людям и чему-то новому: помимо основной работы, обязательно делайте упор на поддержание связей с другими людьми.
  2. Используйте чаще слова «спасибо», «извините», «пожалуйста».
  3. Чувство гнева используйте только в уместных ситуациях.
  4. Повышайте качество индивидуального стиля общения: оцените ваш стиль с помощью оценок знакомых. Определите для себя сильные и слабые стороны. Чаще используйте первые и развивайте последние.
  5. Выстраивайте доверительные отношения.
  6. Показывайте заботу.
  7. Избегайте неоднозначных сигналов: держите в гармонии смысл слов с языком тела.
  8. Научитесь правильно воспринимать невербальные сигналы других людей.
  9. Признавайте и улавливайте эмоции окружающих.
  10. При принятии решений объясняйте их.

Эмоциональный интеллект руководителя: как развивать и применять. Эмоциональный интеллект в бизнесе

Лидерские качества человека напрямую зависят от его эмоционального интеллекта.

Руководитель обязан обладать:

  • точным восприятием и управление собственными и чужими эмоциями;
  • знанием и понятием причин переживаний и впечатлений;
  • использованием эмоциональной составляющей для решения задач.

Эмоциональный интеллект руководителя позволяет выстраивать долгосрочные взаимоотношения, набирать и поддерживать сильную команду, создавать положительную обстановку в коллективе, принимать четкие решения, управлять стрессовыми ситуациями.

Лучшими и успешными руководителями признаются те, кто в полной мере обладает характеристиками высокого ЭИ. Этот человек точно знает эмоции, умеет с ними обращаться и строить взаимосвязь с мыслительным центром.

Развитие ЭИ руководителя производится как в общем плане, так и в лидерском направлении. Ранее было рассмотрено повышение уровня ЭИ для каждого человека. Помимо этих советов руководитель должен придерживаться также следующих правил:

  1. Смотреть на успех в долгосрочной перспективе.
  2. Вдохновлять людей.
  3. Стойко проходить все испытания.
  4. Строить вокруг себя только сильную команду.

Применение этих навыков позволяет повысить качество взаимодействия как внутри себя, так и среди окружающих людей.

Наиболее подробно об ЭИ руководителя можно прочитать в одноименной книге Дэвида Карузо и Питера Сэловея.

Интересные материалы по данной теме

Для развития личного ЭИ следует обратиться к самым эффективным книгам.

К ним относят:

  • «Эмоциональный интеллект» Д. Гоулман;
  • «Укрощение Амигдалы» Д. Арден;
  • «Сила эмпатии» Д.Эбенштейн;
  • «Эмоциональный интеллект руководителя» Д. Карузо, П. Сэловей;
  • «Эмоциональный интеллект в переговорах» Р.Фишер;
  • «Эмоциональное лидерство» Д.Гоулман, Р.Бояцис, Э.МакКи.

Для повышения уровня ЭИ можно применять не только литературу, но и кинематографию. К действенным и полезным фильмам относят:

  • Шоу Трумана 1998;
  • Побег из Шоушенка 1994;
  • Жизнь прекрасна 1997;
  • В погоне за счастьем 2006;
  • Планета Ка-Пэкс 2001;
  • Двухсотлетний человек 1999.

Интересные факты

  1. При отсутствии должного контроля над происходящим человеческий мозг способен находить несуществующие закономерности, искать связь между не соотносящимися друг другу картинками, и даже верить в теорию заговора.
  2. Существует определенная связь между эмоциональным состоянием человека и одеждой. Так женщины, находящиеся в подавленном настроении, предпочитают мешковатую одежду, джинсы. При положительном настрое они выбирают красивые платья, украшения и выглядят изящнее.
  3. Эмоции заразительны. Так отрицательные эмоции более воздействуют на окружающих и способны ими перениматься. Нейтральные и положительные в этом смысле им значительно уступают.

Эмоциональный интеллект играет значительную роль во всех сферах человека. Повышение его уровня способствует личному благополучию и удовлетворенности. Для повышения навыков ЭИ нужно постоянно самосовершенствоваться с помощью книг, фильмов, живого общения и наблюдения за окружающими.

Источник: https://promdevelop.ru/rabota/emotsionalnyj-intellekt/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.