Финансирование новых национальных проектов по программе Владимира Путина

Содержание

Сорванные нацпроекты: Медведев винит чиновников, а общество — Путина

Финансирование новых национальных проектов по программе Владимира Путина
Фото Дмитрий Астахов / РИА Новости

Глава правительства Дмитрий Медведев официально признал срыв национальных проектов, разработанных по поручениям президента РФ Владимира Путина.

Премьер-министр, который является непосредственным куратором исполнения федеральных программ, поручил до конца августа 2019 года найти и наказать лиц, виновных в нарушении сроков.

При этом данные ПАСМИ свидетельствуют о том, что общественность возлагает ответственность, в первую очередь, на Путина и Медведева.

Цепная реакция

Задержку исполнения национальных проектов ведомство Алексея Кудрина выявило в мае 2019 года. По данным аудиторов Счетной палаты, из предусмотренных в нынешнем году 1,7 трлн рублей на их реализацию пока потрачено всего 221 млрд рублей. Таким образом, власти успели профинансировать менее 13% от объема работ.

Национальные проекты, призванные обеспечить стратегическое развитие страны по ключевым направлениям, — главная идея президентского срока Владимира Путина до 2024 года.

Указ о национальных проектах он подписал в день своей инаугурации в мае 2018-го, а уже через год на традиционной «прямой линии» выразил недовольство темпами выполнения нацпроектов в России.

[attention type=green]
Путин заявил, что министры уже предупреждены об ответственности, и чиновники будут нести персональную ответственность.
[/attention]

Однако, как подсчитали журналисты «Первого антикоррупционного СМИ», половина федеральных программ в 2019 году не получила ни рубля.

ПАСМИ в течение мая проанализировало проблемы в различных пунктах нацпроекта — от экологии до ситуации со строительством скоростных магистралей.

Подробнее о сложностях исполнения указа Путина можно прочитать в подборке «О проблемах с выделением и освоением средств на национальные проекты».

После критики президента о проблемах заговорил и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, которому Владимир Путин поручил лично контролировать исполнение национальных проектов. В июле 2019 года глава правительства заявил о необходимости введения уголовной ответственности за манипуляции в ходе госзакупок, связанных с исполнением федеральных программ.

А в августе премьер-министр потребовал наказания чиновников за срыв национальных проектов. Причины нарушения сроков до 20 августа предстоит объяснить главе Минздрава Веронике Скворцовой, руководителю Минтруда Максиму Топилину и министру просвещения Ольге Васильевой.

Также министрам было поручено ускорить реализацию нацпроектов и привлечь к ответственности виновных в отставании.

Народное мнение

Между тем, опрос ПАСМИ показал: общественность уверена, что в случае срыва нацпроектов ответственность должен понести, в первую очередь, президент Владимир Путин. Так считает 26% респондентов.

Впрочем, почти столько же проавших — 25% — убеждены, что спрашивать за невыполнение плана стратегического развития страны надо с главы правительства Дмитрия Медведева. И лишь 11% читателей ПАСМИ думают, что наказание должны понести профильные министры.

Хотя большинство высказалось за то, что наказать следует всех. Так ответило 36% респондентов.

Экспертные оценки

Стоит заметить, что Алексей Кудрин, подчиненные которого раскритиковали расходование средств на федеральные программы, и вовсе считает, что выполнение нацпроектов не приводит к достижению национальных целей и экономическому росту, а главной проблемой страны он назвал избирательное применение законодательства. Это мнение он высказал на ПМЭФ- 2019.

Еще более критический подход у директора Центра исследований постиндустриального общества Владислава Иноземцева, который уверен, что российские национальные проекты не содержат четких целей, способных радикально обновить страну, зато бюрократия получила до 2024 года свободу маневра, которую вряд ли можно было обеспечить в рамках обычной бюджетной политики.

А вот специалист экономической экспертной группы Александра Суслина в разговоре с ПАСМИ объяснила проблемы финансирования национальных проектов их слабой проработанностью: «Идея нацпроектов имеет декларативный макроэкономический характер — достигнуть далеких горизонтов. Но на уровне документов эти проекты оказались не прописаны, проектное планирование не завершено. Поэтому не на что пока что выделить деньги, даже учитывая, что они лежат в казне».

Главный редактор ПАСМИ Дмитрий Вербицкий уверен, что репутационные риски за срыв исполнения нацпроектов несут президент и премьер, и ответственность, в любом случае, ляжет на них. По его мнению, то, что критика началась лишь через год после указов Путина показывает, что правительство нацелено на процесс, а не на результат.

«Вопрос даже не в конкретных проектах, а в других стратегических задачах, которые правительству не удается решить. Когда вся бюрократическая машина требует реформ и совершенствования, сложно что-то выполнить качественно, трудно заставить работать тех, кто привык осваивать и отчитываться только в кабинетах.

Потребуются невероятные усилия, чтобы население увидело явный прогресс», — заявил журналист.    

Стратегия 12+1

Напомним, по поручению президента Владимира Путина в стране реализуется 12 национальных проектов, к которым правительство России добавило комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Сумма расходов по всем нацпроектам составляет 25,7 трлн рублей, действовать они должны с 2019 по 2024 год. Большую часть этих денег предполагается изыскать в федеральном бюджете.

Наиболее крупные расходы предусмотрены в онкологической программе, обеспечении госсектора и школ цифровыми каналами связи, на ремонт дорог в нестоличных мегаполисах и инвестиции в российское программное обеспечение для «цифрового государства».

Самый высокий уровень исполнения расходов за первый квартал года показали четыре нацпроекта: «Здравоохранение» (44,1%), «Наука» (20,6%), «Демография» (19,4%), «Международная кооперация и экспорт» (19,3%). А вот расходование средств по нацпроекту «Повышение производительности труда и поддержка занятости» вообще не осуществлялось по состоянию на начало апреля, хотя на его реализацию в 2019 году запланировано 7,1 млрд рублей.

Счетная палата продолжит следить за реализацией нацпроектов. Для контроля за исполнением майского указа президента аудиторами был создан специальный онлайн-сервис до 2024 года.

Сообщите о коррупции в ходе выполнения национальных проектов в редакцию ПАСМИ. Мы проведем журналистское расследование.

Источник: https://pasmi.ru/archive/239629/

Прогресс ценой в 25 триллионов. Чего ждать от новых нацпроектов Путина

Финансирование новых национальных проектов по программе Владимира Путина

Фото Евгения Поторочина

Примерное содержание и стоимость новых 13 национальных проектов, инициированных Владимиром Путиным, раскрыто.

Цена развития одних направлений впечатляет, других – несколько удручает: очевидно, что денег хватит не всем. Но здесь, скорее, ценен сам факт того, что внимание на ту или иную отрасль обращено на высшем уровне.

О приоритетах и о том, что снова «может подождать», – в материале «ФедералПресс».

13 акцентов Путина

В список новых национальных проектов включено 13 позиций.

Приоритетами на ближайшие шесть лет стали здравоохранение, демография, развитие инфраструктуры, цифровая экономика, дорожное строительство, образование, жилье и городская среда, международная кооперация и экспорт, поддержка производительности труда, развитие малого и среднего предпринимательства, экология, наука и культура. В период с 2019 по 2024 год на реализацию всех проектов планируется направить свыше 25 трлн рублей.

В основном речь идет о развитии уже существующей базы. По информации «Коммерсанта», профильные министерства пересмотрят расходы своих бюджетов, чтобы обеспечить финансирование нацпроектов. «Лишние» средства на эти цели федеральный бюджет, вероятно, получит за счет повышения пенсионного возраста и, соответственно, экономии на несостоявшихся пенсионерах.

Ничего дороже нет

Самыми дорогими проектами станут медицина, дороги, демография, инфраструктура и цифровизация.

В расходах на здравоохранение главная статья – борьба с онкозаболеваниями: в разные годы на эти цели будет направляться от 117,4 млрд рублей до 193,4 млрд рублей.

Возрастут расходы и на профилактику сердечно-сосудистых заболеваний. Медицину за шесть лет планируется максимально перевести в цифровой формат работы.

Новые школы и ясли

Образование на этот раз хоть и получит меньше, чем было в период реализации предыдущих нацпроектов, без денег все равно не останется.

Федеральные средства направят на новые школы и общежития, которых уже не хватает, а также на цифровизацию учебников и учебных курсов.

В ближайшие два года втрое вырастут расходы на строительство яслей для малышей в возрасте до трех лет. Но эта программа входит в другой нацпроект – по демографии.

Скоростные перевозки

В серьезных деньгах, выделяемых бюджетом на инфраструктурный проект, генеральный директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков видит «определенный лоббистский след».

«Например, развитие скоростных контейнерных перевозок: скоростной транспорт у нас плохо развит, – говорит Гращенков.

– Это попытка немного опередить время и развивать сферу еще до решения инфраструктурных проблем».

По мнению политолога Валентина Бианки, в отношении железных дорог «нет плана рывка».

«Резкое повышение финансовой дисциплины РЖД, возможно, позволит за счет внутренних ресурсов компании что-то улучшить, – отмечает эксперт.

– Цифровизация управления железнодорожными перевозками, возможно, также даст определенное повышение скорости грузовых – а возможно, и пассажирских – перевозок».

Дорогие дороги

Нацпроект по дорогам предусматривает ремонт магистралей в 68 мегаполисах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Этот пункт вызывает больше всего вопросов у генерального директора Коммуникационного агентства Actor Дмитрия Еловского.

По его словам, «не очень понятно, как этот проект кардинально улучшит качество жизни населения». «Боюсь, деньги просто уйдут по обычным программам дорожного строительства, – говорит эксперт. – Непонятна стратегия и общий план развития транспортной сети».

Тем не менее, само внесение вечной российской беды в число приоритетов – явление знаковое. Федеральная власть проявила волю: состояние дорог в регионах теперь – стопроцентно зона ответственности Центра.

Мусор, промэкология и нефтепереработка

Меньше вопросов возникает у экспертов только по проекту по экологии – проблема назрела, и ее действительно нужно решать безотлагательно. Основой этого проекта стали темы утилизации коммунальных отходов, улучшения экологической ситуации на территориях с развитой металлургией и нефтепереработкой и решения проблем с питьевой водой до 2020 года.

Аварийное жилье

Главной проблемой нацпроекта «Жилье и городская среда» пока считается отсутствие средств на расселение ветхого и аварийного жилья. Нужно 50,6 млрд рублей в год, чтобы решить ее, но пока таких денег в бюджете нет, и источники их появления также неясны.

Бизнес и кооперация

Проект международной кооперации и экспорта (предполагается рост затрат на стимулирование экспорта), программа поддержки производительности труда (выделение субсидий через Фонд развития промышленности), а также программа развития малого и среднего бизнеса (поддержка Корпорации МСП, МСП-банка и других структур) куда менее затратны, но не менее важны для экономического прорыва страны.

Цифровизуем все

В ближайшие годы продолжится цифровизация всех сфер жизнедеятельности, одним словом, Россию ускоренными темпами будут превращать в развитое «цифровое государство».

Политолог Дмитрий Еловский, говорит, что на этот нацпроект предусмотрено средств больше, чем заложено в федеральной целевой программе «Цифровая экономика».

«Пока из конкретных решений предполагается развитие инфраструктуры и цифровизация бюджетной системы», – отмечает Еловский.

«Денег нет, но вы держитесь»

Традиционно меньше всего получат наука и культура. Вряд ли финансирование в 15–30 млрд рублей в год позволит существенно улучшить ситуацию.

Эксперты считают, что объем средств, выделяемых на науку, не позволит решить всех проблем даже Российской академии наук, не говоря уже об отрасли в целом. То же самое – в культуре. Финансирование невелико, а масштабы проблем гораздо больше.

Достаточно уже того, что в России не найдется ни одного региона, где не нуждались бы в капитальном ремонте дома культуры, прежде всего, в сельской местности. Но, как говорится, главное – начать.

https://www.youtube.com/watch?v=MRMMC7o-N8Q

Политолог Вячеслав Смирнов уверен, что без науки и культуры немыслим технологический прорыв.

«Будущее – за умными, образованными и высококультурными людьми, которые, используя достижения современной отечественной науки, должны сделать значительный технологический рывок.

Без этого рывка наша страна не попадет в топ-5 мировых держав. А все, что ниже, – это уже отставание», – говорит Смирнов.

Будет ли эффект

По мнению политолога Дмитрия Еловского, несколько процентов роста ВВП можно обеспечить, просто приведя в порядок нормативно-правовое регулирование крупнейших отраслей и снизив административную нагрузку на частный сектор. «Сейчас экономика настолько зарегулирована, так много хаоса в нормативке, что именно это является тормозом для развития», – полагает эксперт.

Новые нацпроекты и распределение по ним денежных средств, по словам политолога Ильи Гращенкова, «говорит, скорее, о том, что все важные для государства отрасли должны получить дополнительное финансирование».

«Рассматривать данный подход как точку опоры для прорыва, грубо говоря, надеяться, что какой-то конкретной сфере дадут много денег и ситуация в ней кардинальным образом изменится, неправильно.

Речь идет, скорее, том, что создаются новые точки роста, которые в итоге должны дать кумулятивный эффект», – полагает Гращенков.

Политолог Валентин Бианки называет президентскую программу, заявленную в майском «мегауказе», недостаточно амбициозной. «За исключением нескольких направлений, остальное – это лишь «улучшить и увеличить». Общее впечатление – инерционность подхода («несколько перераспределим»)», – резюмирует Бианки.

Впрочем, как считает политолог Вячеслав Смирнов, «планы президента и правительства можно только приветствовать и по мере сил участвовать в их воплощении в жизнь».

Источник: https://fedpress.ru/article/2043665

Сорванные нацпроекты: Медведев винит чиновников, а общество — Путина

Финансирование новых национальных проектов по программе Владимира Путина

Почему буксует главная идея президентского срока?

Глава правительства Дмитрий Медведев официально признал срыв национальных проектов, разработанных по поручениям президента РФ Владимира Путина.

Премьер-министр, который является непосредственным куратором исполнения федеральных программ, поручил до конца августа 2019 года найти и наказать лиц, виновных в нарушении сроков.

При этом данные ПАСМИ свидетельствуют о том, что общественность возлагает ответственность, в первую очередь, на Путина и Медведева.

Цепная реакция

Задержку исполнения национальных проектов ведомство Алексея Кудрина выявило в мае 2019 года. По данным аудиторов Счетной палаты, из предусмотренных в нынешнем году 1,7 трлн рублей на их реализацию пока потрачено всего 221 млрд рублей. Таким образом, власти успели профинансировать менее 13% от объема работ.

Национальные проекты, призванные обеспечить стратегическое развитие страны по ключевым направлениям, — главная идея президентского срока Владимира Путина до 2024 года.

Указ о национальных проектах он подписал в день своей инаугурации в мае 2018-го, а уже через год на традиционной «прямой линии» выразил недовольство темпами выполнения нацпроектов в России.

[attention type=green]
Путин заявил, что министры уже предупреждены об ответственности, и чиновники будут нести персональную ответственность.
[/attention]

Однако, как подсчитали журналисты «Первого антикоррупционного СМИ», половина федеральных программ в 2019 году не получила ни рубля.

ПАСМИ в течение мая проанализировало проблемы в различных пунктах нацпроекта — от экологии до ситуации со строительством скоростных магистралей.

Подробнее о сложностях исполнения указа Путина можно прочитать в подборке «О проблемах с выделением и освоением средств на национальные проекты».

После критики президента о проблемах заговорил и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, которому Владимир Путин поручил лично контролировать исполнение национальных проектов. В июле 2019 года глава правительства заявил о необходимости введения уголовной ответственности за манипуляции в ходе госзакупок, связанных с исполнением федеральных программ.

А в августе премьер-министр потребовал наказания чиновников за срыв национальных проектов. Причины нарушения сроков до 20 августа предстоит объяснить главе Минздрава Веронике Скворцовой, руководителю Минтруда Максиму Топилину и министру просвещения Ольге Васильевой.

Также министрам было поручено ускорить реализацию нацпроектов и привлечь к ответственности виновных в отставании.

Стратегия 12+1

Напомним, по поручению президента Владимира Путина в стране реализуется 12 национальных проектов, к которым правительство России добавило комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Сумма расходов по всем нацпроектам составляет 25,7 трлн рублей, действовать они должны с 2019 по 2024 год. Большую часть этих денег предполагается изыскать в федеральном бюджете.

Наиболее крупные расходы предусмотрены в онкологической программе, обеспечении госсектора и школ цифровыми каналами связи, на ремонт дорог в нестоличных мегаполисах и инвестиции в российское программное обеспечение для «цифрового государства».

Самый высокий уровень исполнения расходов за первый квартал года показали четыре нацпроекта: «Здравоохранение» (44,1%), «Наука» (20,6%), «Демография» (19,4%), «Международная кооперация и экспорт» (19,3%).

А вот расходование средств по нацпроекту «Повышение производительности труда и поддержка занятости» вообще не осуществлялось по состоянию на начало апреля, хотя на его реализацию в 2019 году запланировано 7,1 млрд рублей.

Счетная палата продолжит следить за реализацией нацпроектов. Для контроля за исполнением майского указа президента аудиторами был создан специальный онлайн-сервис до 2024 года.

ПАСМИ

Источник: http://www.19rus.info/index.php/vlast-i-politika/item/107559-sorvannye-natsproekty-medvedev-vinit-chinovnikov-a-obshchestvo-putina

Майский указ год спустя: первые результаты нацпроектов будут заметны уже в этом году

Финансирование новых национальных проектов по программе Владимира Путина

Ускорение годовых темпов роста ВВП, модернизация здравоохранения и образования, развитие инфраструктуры – эффект от первого этапа реализации нацпроектов станет заметен уже в 2019-2020 гг. О том, какие именно изменения, призванные повысить качество жизни каждого россиянина, произойдут в ближайшее время, порталу «Национальные проекты. Будущее России» рассказали эксперты.

Оператором портала «Национальные проекты. Будущее России» является информационное агентство ТАСС.

Национальные проекты

7 мая 2018 года, в день своей инаугурации, Путин подписал указ о национальных целях и стратегических задачах развития страны до 2024 года.

Среди целей, перечисленных в указе, значатся повышение средней продолжительности жизни россиян до 78 лет, снижение уровня бедности вдвое, улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно, обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции.

Кроме того, майский указ ставит задачи в макроэкономике, ориентированные на осуществление прорыва в развитии страны за ближайшие годы. Это и технологический прорыв за счет инноваций и цифровизации экономики, и вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира при темпах роста ВВП выше мировых, и сохранение инфляции на уровне, не превышающем 4%.

Большую пресс-конференцию Владимира Путина 20 декабря 2018 года открыл вопрос корреспондента ТАСС о национальных проектах, которым дал старт майский указ. kremlin.

ru

За прошедший с момента подписания майского указа год правительством были подготовлены и уже начали реализовываться 12 национальных проектов по направлениям: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт. Кроме того, был подготовлен комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Бюджет нацпроектов и влияние на экономический рост

В ближайшие годы на реализацию национальных проектов планируется направить 25,7 трлн рублей, и при этом около 70% этих средств пойдет на финансирование четырех направлений — в области демографической политики, в области экологии, а также строительства дорог и инфраструктурных проектов. В целом примерно половина всего финансирования нацпроектов будет осуществляться за счет средств федерального бюджета (13,2 трлн рублей), 30% – из внебюджетных источников (7,5 трлн рублей) и 20% – из региональных бюджетов (5 трлн рублей).

Средства федерального бюджета, главным образом, будут направлены на реализацию инфраструктурных проектов и проектов в области демографической политики – примерно 6 трлн из 13,2 трлн рублей будет израсходовано на эти цели в 2019-2024 гг.

Порядка 84% расходов региональных бюджетов (или 4,1 трлн рублей) планируется потратить на строительство дорог.

Средства внебюджетных фондов, в основном, пойдут на финансирование проектов в области экологии (3,2 трлн рублей) и инфраструктуры (еще 3,3 трлн рублей) — на проекты в этих областях потребуется до 90% внебюджетных расходов.

Сергей Мальгавко/ТАСС Основной импульс от расходов на реализацию нацпроектов российская экономика получит в 2019-2020 гг., полагает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

«Благодаря внушительному шестилетнему плану по расходам, складывается впечатление, что экономика получит сильный импульс для дальнейшего роста на протяжении всего периода реализации проектов. Тем не менее основной импульс придется на 2019-2020 гг.

Ориентируясь на прошлый год как на базовый, можно сказать, что экономика в результате реализации национальных проектов в 2019 году дополнительно получит порядка 3,4 трлн рублей, или 3,2% ВВП», — поясняет Орлова.

В то же время в 2020 году ожидаемый прирост расходов по сравнению с текущим годом окажется уже ниже — сумма расходов увеличится на 0,9 трлн рублей, или на 0,8% ВВП. В последующие годы правительство будет поддерживать годовое финансирование в среднем на уровне 4,5 трлн рублей.

В апреле Минэкономразвития опубликовало обзор «Сценарные условия прогноза социально-экономического развития на 2019-2024 гг.

», в котором указано, что прогнозные показатели российской макроэкономики предполагают достижение национальных целей развития и ключевых целевых показателей национальных проектов. Так, в 2020 году Минэкономразвития ожидает ускорение роста ВВП до 2,0%, а начиная с 2021 года – до уровня выше 3%.

При этом министерство допускает, что при пересмотре прогноза в августе, существует вероятность повышения прогноза по темпам роста ВВП в 2019 году с текущего уровня 1,3%.

Инфраструктура и инвестиции

Развитие инфраструктуры, по мнению экспертов, станет ключевой составляющей обеспечения ускоренного развития регионов страны. По оценкам Альфа-банка, в целом примерно 60% от суммы всех расходов на нацпроекты будут так или иначе связаны с инфраструктурными проектами.

По мнению главы Sberbank Investment Research Ярослава Лисоволика, если меры по финансированию национальных проектов России будут в значительной степени реализованы, они могут способствовать ускорению экономического роста — прежде всего, через рост инвестиций в основной капитал за счет более интенсивного развития инфраструктуры.

«И в этом плане тот анализ, который мы провели, относительно возможных направлений финансирования этих указов, показывает, что такого рода вектор экономического развития будет способствовать ускоренному развитию регионов, в том числе регионов Дальнего Востока, которые станут основным реципиентом средств в развитие инфраструктуры», — говорит Лисоволик.

Целый ряд первых результатов нацпроектов, касающихся развития инфраструктуры, будет достигнут уже в 2019-2020 гг. Так, в 2019 году в Алтайском крае отремонтируют почти 916 км дорог и 11 мостов.

Для обеспечения устойчивого энергоснабжения потребителей в 2019 году будут построены Прегольская ТЭС в Калининградской области и ТЭЦ в городе Советская Гавань Хабаровского края. Кроме того, в 2019 году планируется введение в эксплуатацию первой плавучей атомной тепловой электрической станции в Чукотском автономном округе.

В 2020 году более чем вдвое, до 80 млн тонн в год, будет увеличена мощность первого участка нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (Тайшет — Сковородино).

Система измерения количества и показателей качества нефти (СИКН) на приемосдаточном пункте в конечной точке трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» на территории специализированного морского нефтеналивного порта «Козьмино».

Юрий Смитюк/ТАСС

Успешная реализация нацпроектов и целей, установленных в майском указе, может увеличить долю инвестиций в основной капитал в РФ до 25%, добавляет Лисоволик. По данным Росстата, доля инвестиций в основной капитал в РФ в 2018 году достигла примерно 20,6% ВВП.

«Если эти указы будет успешно реализованы, то можно говорить о том, что инвестиции, которые в предыдущее десятилетие были относительно слабым звеном в экономическом росте, могут стать его ключевым фактором. При этом правительством ставится цель доведения отношения инвестиций к ВВП до 25%.

Мы считаем, что в случае реализации этих указов и значительного роста финансирования инфраструктуры, можно говорить о том, что такого рода цель по увеличению инвестиций в основной капитал до 25% может стать достижимой», — говорит Лисоволик.

Производительность труда

Помимо развития инфраструктуры и увеличения доли инвестиций в ВВП важнейшим инструментом ускорения экономического роста является повышение производительности труда.

Один из национальных проектов ставит цель ускорить темп роста производительности на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей до не менее 5% в год к 2024 году с 1,4% в 2018 году. Всего к 2024 году в программе должны принять участие не менее 10 тыс.

средних и крупных предприятий. Ожидается, что в 2019 году целевых показателей достигнут 60% предприятий-участников, а к 2024 году — 95%.

Сергей Мальгавко/ТАССДля российской экономики достижение темпов роста производительности труда до 2-3% в год уже было бы очень неплохим результатом по сравнению с общемировым уровнем, полагает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-капитал» Владимир Брагин.

По его словам, в мире этот показатель составляет в среднем как раз искомые 2-3%.

Особенности российской экономики, которая опережает по уровню развития инфраструктуры и качеству жизни другие развивающиеся страны, могут сдерживать рост производительности труда, однако это абсолютно нормально, считает эксперт.

«Уровень развития инфраструктуры у нас достаточно высокий и уровень жизни даже по меркам развивающихся экономик у нас, мягко говоря, не низкий.

Я думаю, что, если исходить из темпов роста производительности труда 2-3% в год, это уже довольно неплохо с учетом того, где наша экономика уже находится.

То есть у нас нет циклического спада, у нас не кризис, у нас безработица очень низкая, и на этом фоне свободных ресурсов, которые могут перемежаться между отраслями, их не так много. Мне кажется, это основные сдерживающие факторы», — пояснил Брагин.

Человеческий капитал и качество жизни

Все преобразования в макроэкономике, все цели майского указа, расширенные в программе национальных проектов, ориентированы на повышение качества жизни россиян.

Владимир Путин 20 февраля в ходе послания Федеральному Собранию РФ не раз заявлял о том, что люди должны прочувствовать на себе результат реализации нацпроектов через повышение качества жизни.

По его словам, проекты развития – не федеральные и тем более не ведомственные, они именно национальные, а значит, их результаты должны быть видны в каждом субъекте Федерации, в каждом муниципалитете. «Людей, кроме того, не обманешь.

Они остро чувствуют лицемерие, неуважение к себе и любую несправедливость. Их мало интересует бюрократическая волокита, бумажная текучка. Для людей важно, что реально сделано, и как это улучшает их жизнь, жизнь их семей. И не когда-нибудь, а сейчас», — сказал президент.

Национальные проекты — это будущее России, поэтому на человеческий капитал в рамках национального плана развития страны будет направлено 5,7 трлн рублей. Эти средства являются суммарным бюджетом четырех нацпроектов: «Здравоохранение», «Образование», «Демография» и «Культура».

Уже в ближайшие год-полтора станут заметны первые ощутимые результаты реализации данных нацпроектов.

Например, в рамках федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями», включенного в нацпроект «Здравоохранение», будет построен онкологический центр для размещения линейных ускорителей в Костроме.

Кроме того, в текущем году регионы определят не менее 90 медицинских организаций, которые оснастят медоборудованием, в том числе — для диагностики и лечения онкологии методами ядерной медицины.

Сотрудник Центра по производству радиофармпрепаратов для позитронно-эмиссионной томографии. Александр Рюмин/ТАСС

Важно не только ускорить экономический рост, но и обеспечить его устойчивость, а это возможно за счет развития человеческого капитала, полагает Ярослав Лисоволик из Sberbank Investment Research.

«Помимо той компоненты, которая связана с самим размером средств, которые предполагается израсходовать для модернизации, здесь важен качественный элемент, заключающийся в том, что значительная часть этих средств направляется на развитие инфраструктуры и на развитие образования и здравоохранения, которые, в свою очередь, являются важными составными элементами развития человеческого капитала. Такого рода структура расходов может дать положительный эффект не только на темпы экономического роста, но и на большую устойчивость динамики роста российской экономики в долгосрочной перспективе», — говорит Лисоволик.

Национальные проекты — это единственный программный документ с абсолютно конкретными целями, эффективность достижения которых можно точно оценить. Работа как федеральных, так и региональных властей будет оцениваться по 15 ключевым показателям эффективности (KPI), которые сформированы на основе национальных целей развития.

Министр экономического развития Максим Орешкин в интервью газете «Коммерсант» пояснил, что индикаторы эффективности можно поделить на два блока — экономика и качество жизни. При этом система оценки деятельности губернаторов из 15 показателей — это «натуральные» показатели.

«Они измеримы, они не искусственны, они заведомо важны обществу, а не какой-то его части, и понятны ему», — сказал Орешкин.

Нацпроекты направлены на людей, поэтому исполнительной власти придется прислушиваться к оценкам и мнению граждан.

«Уже в ближайшее время, в этом году люди должны почувствовать реальные изменения к лучшему, — заявил Владимир Путин в ходе послания Федеральному Собранию.

— Именно на основе мнения, оценок граждан в начале следующего года подведем первые итоги работы по национальным проектам. И сделаем соответствующие выводы о качестве и результатах работы всех уровней исполнительной власти».

Источник: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/324961

История нацпроектов в России

Финансирование новых национальных проектов по программе Владимира Путина

ТАСС-ДОСЬЕ. 11 февраля на сайте правительства РФ были опубликованы информационные материалы о национальных проектах, утвержденных в рамках указа президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 года. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории нацпроектов в РФ.

Начало реализации нацпроектов

С начала 2000-х годов в России разрабатывали различные концепции и программы стратегического развития страны. Первым инструментом комплексного решения целевых задач стали федеральные целевые программы (ФЦП), их начали принимать с 2002 года.

5 сентября 2005 года Путин на расширенном совещании с членами правительства, руководством Федерального собрания РФ и членами президиума Госсовета объявил о начале реализации в РФ приоритетных национальных проектов.

Цель этих программ заключалась в концентрации бюджетных и административных ресурсов по главным направлениям социально-экономического развития РФ, что должно было привести к повышению качества жизни граждан России.

21 октября 2005 года для разработки мер, направленных на реализацию нацпроектов, при главе государства был образован Совет по реализации приоритетных национальных проектов (в 2006-2010 годы и в 2012-2016 годы — Совет при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике; в 2010-2012 годы — Комиссия при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике; в 2016-2018 годы — Совет при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам).

С 1 января 2006 года в России началась реализация четырех нацпроектов: «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Образование» и «Развитие агропромышленного комплекса (АПК)».

Нацпроект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»

Целью национального приоритетного проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» было заявлено формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания российских граждан. Сроки реализации — 2006-2010 гг.

Одной из поставленных задач был рост ежегодного объема жилищного строительства в РФ к 2010 г. до 80 млн кв. м. Однако этого показателя достичь в оговоренные сроки не удалось: в 2008 г. объем жилищного строительства, по данным Росстата, составил 64,1 млн кв. м, в 2010 г. — 58,4 млн кв. м.

Показатель в 80 млн кв. м в год был достигнут только по итогам 2014 г. В рамках реализации нацпроекта было также запланировано увеличение объемов выдаваемых ипотечных кредитов с 20 до 415 млрд руб. в год. В 2010 г.

, по данным Банка России, в стране было выдано ипотечных кредитов на сумму 380,1 млрд руб., в 2011 г. — 716,9 млрд руб.

Нацпроект «Развитие АПК»

Задачей нацпроекта «Развитие АПК» было объявлено увеличение производства сельскохозяйственной продукции в России и улучшение социально-экономического положения сельского населения.

Нацпроект включал в себя три направления: «ускоренное развитие животноводства» (основная цель — сделать доступными кредиты как для крупных, так и для мелких фермерских хозяйств); «стимулирование развития малых форм хозяйствования» и «обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе».

В ходе его реализации предполагалось увеличение производства мяса на 7%, молока — на 4,5%. Также на 6% должен был вырасти объем продукции личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств. Планировалось построить 1 млн 392,9 тыс. кв. м жилья и улучшить жилищные условия 31,64 тыс. молодых специалистов на селе. Объем финансирования проекта в 2006-2007 гг.

составил 34,9 млрд руб. По данным Минсельхоза, по итогам 2007 г. контрольные целевые показатели по всем трем направлениям нацпроекта оказались выполненными. В 2008 г. нацпроект был преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства.

Нацпроект «Здоровье»

Проект «Здоровье» предусматривал повышение доступности и качества медицинской помощи, подготовку медицинских специалистов, обеспечение дополнительных выплат врачам и медперсоналу, строительство центров высоких медицинских технологий и др. В 2006 г. на осуществление этих целей из бюджета было выделено 62,6 млрд руб. Всего в 2006-2010 гг.

в рамках реализации нацпроекта «Здоровье» было потрачено 607 млрд руб. С 2006 г. участковым врачам и медсестрам к основной зарплате осуществлялись дополнительные выплаты в размере 10 тыс. руб. и 5 тыс. руб. в месяц соответственно. Работники скорой помощи и фельдшерско-акушерских пунктов также получили прибавку: для врачей она составляла 5 тыс. руб., фельдшеров — 3,5 тыс.

, медсестер — 2,5 тыс. руб. В 2006-2010 гг. в России, по словам вице-премьера правительства РФ Александра Жукова, в рамках нацпроекта более 10 тыс. клинических учреждений были оснащены современным диагностическим оборудованием, обновлено около 70% парка автомобилей скорой помощи. 20 марта 2006 г.

постановлением правительства был определен перечень из 15 федеральных центров высоких медицинских технологий (14 в регионах и один в Москве), которые планировалось построить. В ходе реализации нацпроекта «Здоровье» было завершено строительство 13 федеральных медцентров. В рамках нацпроекта с 1 января 2006 г. начала действовать программа «Родовой сертификат».

Она позволяет каждой беременной женщине самостоятельно выбрать родильный дом, а также получить диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни.

Нацпроект «Образование»

В рамках национального проекта «Образование» осуществлялась поддержка лучших учебных заведений, внедрение современных образовательных технологий, стимулирование вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, обеспечение всех российских школ интернетом. В 2006-2010 гг.

общий объем финансирования нацпроекта «Образование» составил 280 млрд руб. Государственную поддержку получили 3 тыс. инновационных школ (по 1 млн руб. каждая) и 10 тыс. лучших учителей (по 100 тыс. руб.). Семнадцати лучшим инновационным университетам России были предоставлены гранты в сумме 5 млрд руб.

Более пяти тысяч победителей различных олимпиад и конкурсов получили премии для поддержки талантливой молодежи по 60 и 30 тыс. руб. Программа подключения российских школ к интернету была завершена досрочно в 2008 г. В Южном и Сибирском (в Ростове- на-Дону и Красноярске) федеральных округах в 2006 г.

были созданы федеральные университеты (еще восемь федеральный университетов сформированы в 2010-2014 гг.). Решением Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 19 января 2010 г.

нацпроект «Образование» стал одним из инструментов реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Продление сроков реализации нацпроектов, госпрограммы

29 июля 2010 г.

на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике под председательством главы государства Дмитрия Медведева были утверждены основные параметры нацпроектов на период с 2011 по 2013 г. Всего на реализацию трех проектов («Здоровье», «Образование», «Доступное жилье») было запланировано выделить 1 трлн 392 млрд руб., в том числе около 798 млрд руб. из федерального бюджета.

В частности, в рамках проекта «Здоровье» было запланировано достичь увеличения продолжительности жизни на 2,3 года до 71,3 лет (фактически этот показатель был достигнут в 2015 г.). Нацпроект «Образование» предполагал в 2011-2013 гг.

финансирование программы развития ведущих российских университетов на сумму в 41 млрд руб.

, ежегодную поддержку не менее 25 региональных программ, направленных на оптимизацию сети образовательных учреждений и внедрение новых экономических механизмов управления, дополнительное обучение более 17 тыс. школьных педагогов и др.

В 2010 г. правительство утвердило новые документы государственного стратегического планирования — государственные программы («Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», «Доступная среда на 2011-2020 гг.» и др.). В по состоянию на конец 2018 г. в России действовали 43 госпрограммы.

Майские указы 2012 года

7 мая 2012 г., в день своей инаугурации, президент РФ Владимир Путин подписал 11 так называемых майских указов, в которых были обозначены основные направления социально- экономического развития страны до 2020 г.

Документы затрагивали основные вопросы экономической и социальной политики, здравоохранения, образования и науки, обеспечения граждан доступным жильем и повышения качества услуг ЖКХ, совершенствования системы госуправления, а также развития Вооруженных сил РФ.

В пакете законов, подписанных президентом, был определен ряд социально-экономических показателей, которые должны быть достигнуты до 2018 или 2020 г. в рамках исполнения майских указов.

Среди них рост в 1,5 раза реальной зарплаты и производительности труда; создание 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, где зарплата выше средней по отрасли; переоснащение армии новейшими видами вооружений на 70%; достижение 20 места в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса; рост ожидаемой продолжительности жизни в стране к тому же сроку до 74 лет; увеличение объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 27% валового внутреннего продукта (ВВП); рост продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП в 1,3 раза относительно уровня 2011 г.; увеличение доли публикаций российских ученых в иностранных научных изданиях до 2,44%.

По итогам 2018 г. ожидаемая продолжительность жизни в России составила 72,84 года (оценка Росстата, в 2012 г. — 70,5 лет, целевой показатель в 2018 г. — 74 года).

Продукция высокотехнологичных и наукоемких отраслей ВВП в 2017 г. достигла 21,7% (цель в 2018 г. — 30%).

Численность высокопроизводительных рабочих мест в 2017 г. составляла 17,6 млн при целевом показателе 25 млн к 2020 г.

Уровень современных образцов вооружений и техники в российской армии в 2017 г., по словам министра обороны Сергея Шойгу, достиг 59%, что в 3,6 раза выше, чем в 2012 г. (тогда показатель составлял 16%). — Всего в 2012-2017 гг. в войска поступили более 58 тыс. единиц и различных комплексов.

Доля российских научных публикаций в международных научных журналах выросла с 2,08% в 2010 г. до 2,45% в 2016 г., превысив плановый показатель в 2,44%.

В рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса, опубликованном в мае 2018 г., Россия заняла 31-е место (в 2012 г. — 120, целевой показатель в 2018 г. — 20-е место).

Приоритетные проекты 2016-2018 гг

30 июня 2016 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Этим же решением были упразднены два других консультативных органа, действовавших при главе государства: советы по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, а также по жилищной политике и повышению доступности жилья.

Совет был создан для подготовки предложений главе государства по разработке и реализации основных направлений стратегического развития страны, определения ключевых параметров наиболее важных государственных проектов и программ.

13 июля 2016 г. на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утвержден перечень из 11 основных направлений стратегического развития РФ на период до 2018 г. и до 2025 г.

: здравоохранение; образование; ипотека и арендное жилье; ЖКХ и городская среда; международная кооперация и экспорт; производительность труда; малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; реформа контрольной и надзорной деятельности; безопасные и качественные дороги; моногорода; экология.

Тогда же было принято решение о формировании к 1 декабря 2016 г. «пилотного портфеля» приоритетных проектов для их реализации.

15 октября 2016 г. в качестве постоянных органов управления проектной деятельностью в РФ были утверждены президиум Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, а также Департамент проектной деятельности Аппарата правительства РФ.

В 2016-2018 г. были утверждены паспорта 29 приоритетных проектов (например, «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Формирование здорового образа жизни» и др.). С 2018 г.

также ряд государственных программ бы переведен на проектное управление. В 2017 г. в федеральном бюджете на реализацию приоритетных проектов было выделено в общей сложности порядка 177 млрд руб., в 2018 г.

— 168 млрд руб. 

Источник: https://tass.ru/info/6101471

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.