Импортозамещение как фактор экономической безопасности страны

Импортозамещение в России: предпосылки, проблемы и перспективы

Импортозамещение как фактор экономической безопасности страны

Вопрос реализации программы импортозамещения в России стоял на повестке дня уже давно, поскольку доля импорта была и пока ещё остается достаточно высокой. Фактором, стимулирующим ускорение решения этой задачи и определяющим её приоритетность, стали предпринятые против России и нацеленные на стратегические сектора экономики, санкции западных стран.

Для справки: Доля импорта по отраслям: производство сельхозтехники – 50-90% (в зависимости от категории деталей), тяжелое машиностроение – до 50%, авиастроение –80%, оборудование для нефтегазового сектора – 60%.

Что удалось сделать за истекший период санкционной войны, с какими трудностями сталкивается российский бизнес, налаживая выпуск отечественной продукции? Какие перспективы открываются для малого и среднего предпринимательства?

Импортозамещение как фактор стимулирования отечественного производства

Ничуть не умоляя сложности сложившейся ситуации, рассматривая влияние санкций на экономику России, нельзя не отметить, что именно они стали мощным импульсом для укрепления политической и экономической независимости российского государства, подстегнув развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности.

Базируясь на активном внедрении инновационных технологий, повышении качества выпускаемой продукции, модернизации всех отраслей экономики, стратегия импортозамещения на современном этапе экономического развития России способствует интенсивному переходу к производству высокотехнологичной и наукоёмкой продукции.

На сегодня Минпромторгом  России утверждено 20 отраслевых планов импортозамещения, охватывающих 2200 технологических направлений отечественной промышленности и определяющих меры стимулирования предприятий, принимающих участие в реализации этих программ.

Ключевые проблемы импортозамещения в России

Главным препятствием на пути реализации разработанных правительством страны отраслевых программ импортозамещения и увеличения ассортимента отечественной продукции стали два фактора – резкий рост цен на зарубежные комплектующие и расходные материалы и все ещё высокий уровень зависимости от иностранных технологий. Для наглядности рассмотрим вопрос о проблемах замещения импорта на двух примерах.

По оценке Минпромторга России, сделанной по итогам минувшего года, стремительный рост цен в рублевом эквиваленте на импортную вычислительную технику и телекоммуникационное оборудование почти полностью нивелировал позитивный эффект от замещения импортной продукции в этой группе товаров.

Сейчас национальные компании, реализуя план импортозамещения в радиоэлектронной отрасли, разрабатывают тридцать три проекта по созданию отечественных аналогов ПК, планшетов, ноутбуков, сетевого оборудования высокого качества.

Однако из-за высокой стоимости части комплектующих, закупаемых за рубежом, спрос на такую российскую продукцию может быть довольно низкий и спасти ситуацию будет возможно только за счет государственного сектора.

Что касается аспекта зависимости от зарубежных технологий, то здесь наиболее ярким примером стало импортозамещение в нефтегазовой отрасли.

Будучи инвестиционноемким и требующим длительного цикла реализации инвестиций, нефтегазовый сектор очень медленно продвигается по пути замещения импортного технологического оборудования новыми отечественными разработками.

Поэтому, очевидно, что быстрых результатов от этого процесса ожидать не стоит.

Государственная программа импортозамещения в действии

В течение последних лет импортозамещение стало новой реальностью российского государства. О чем говорят факты?

С целью снижения доли иностранной продукции на рынке России активизировал свою деятельность целый ряд крупных отечественных предприятий. В Ульяновске начал выпуск продукции новый станкостроительный завод. В Мордовии налажено производство оптоволокна. Вторую линию по производству сельхозтехники запустил завод в Краснодаре.

В рамках отраслевой программы импртозамещения в промышленности впервые на российском рынке появились газоразделительные мембранные модули отечественного производства.

Весомый вклад в решение задачи замещения импорта в отрасли авио-, судо- и машиностроения внесен специалистами Объединённой судостроительной корпорации и авиазавода в Улан-Удэ, наладившими выпуск двигателей для кораблей и комплектующих для вертолетов «Ми», поставлявшихся ранее из Украины.

Появились изменения и в секторе IT. Российские программисты пополнили реестр отечественного программного обеспечения новой разработкой «Мой офис», заменяющей американской софт «Microsoft Office».

Для справки: Начиная с 1 января 2016 года, закон об импортозамещении программного обеспечения обязывает государственные органы, выступающие в роли госзазчиков, обосновывать в обязательном порядке выбор зарубежного ПО вместо доступных отечественных аналогов.

Начат процесс импортозамещения в финансовом секторе.

В качестве ответной меры на угрозы введения санкций от MasterCard и Visa запущена в работу внутренняя национальная система для проведения транзакций по банковским платежным картам.

А инвесторы получили возможность ориентироваться не только на часто предвзятые прогнозы американских агентств, но и на оценки российского Аналитического кредитного рейтингового агентства.

Таким образом, можно сказать, что, несмотря на определенные сложности, вызванные введением санкций, в сложившейся ситуации есть достаточно позитивных моментов. Экономика России стала менее зависима от не всегда надёжных западных партнеров, граждане страны получают все больше новых рабочих мест, а бизнес – возможности для развития.

Достижения и проблемы импортозамещения в сельском хозяйстве

Доктрина обеспечения продовольственной безопасности России, предусматривающая к 2020 году резкое снижение доли импорта в аграрном секторе и снабжение страны продуктами питания собственного производства на 80-95% , была разработана задолго до введения эмбарго на товары продовольственной группы из Евросоюза и США.

Для справки: Доктрина обеспечения продовольственной безопасности утверждена Правительством РФ 01.02.2010. Запланированные пороговые показатели продуктов питания в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка: сахар, растительное масло, рыба – 80%, соль и мясо – 85%, молоко – 90%, зерно и картофель – 95%.

Государственная программа импортозамещения в России до 2020 года для аграрного сектора определяет курс на ликвидацию отставания в области развития малых форм хозяйствования, организации оптово-логистических центров, производства молока, выращивания винограда, фруктов, овощей закрытого грунта.

По ряду направлений уже удалось добиться значимых результатов. Например, опережающими темпами идет импортозамещение в области производства мяса.

Справившись почти на сто процентов с задачей наполнения внутреннего рынка российские производители, готовятся к выходу на внешний (Южная Корея и Китай) уже в 2016 году.

Удастся ли им победить в жесткой конкурентной борьбе с мировыми лидерами по экспорту мяса (странами Евросоюза, Бразилией и Аргентиной) покажет время.

В отличие от игроков с коротким производственным циклом производители высокотехнологичной сельхозпродукции пока не могут констатировать подобные успехи.

Проекты сельхозпредприятий, определившихся с общими направлениями развития в зимний период 2014-2015 и нашедших источники финансирования, начинают реализовываться в первой половине текущего года, а выход на полную мощность возможен только в 2017.    

При этом осуществление многих проектов в рамках программы замещения импорта в сельскохозяйственной отрасли затрудняется из-за неблагоприятной конъюнктуры рынка, обусловленной падением покупательной способности населения (падение курса рубля привело к снижению реальных доходов на 27,5%) и ростом цен на востребованные удобрения. Благодаря не особо успешной реализации программы импортозамещения в химической отрасли стоимость аммиачной селитры в течение 2015 года возросла на 66%.

Какие перспективы для малого и среднего бизнеса открываются в свете ответных мер России на санкции

Отвечая на западные санкции, Россия ввела полный запрет на импорт из стран Евросоюза, США, Норвегии, Австралии и Канады. Кроме того, государственный курс на эффективное импортозамещение в условиях санкций потребовал внесения изменений в систему госзакупок и корректировки ставок таможенных пошлин.

Такие действия государства открыли новое окно возможностей для малого и среднего бизнеса, предоставив ему уникальный шанс реализовать себя на освобождающемся рынке сбыта. Чтобы убедиться, насколько огромен пласт перспективных сегментов и ниш для малого предпринимательства, достаточно взглянуть на список товаров импортозамещения и запрещенных к ввозу в Россию.

Широкий горизонт возможностей для бизнеса открывается в области организации производства качественных аналогов дорогостоящих импортных расходных материалов для строительства и ремонтных работ (добавок в бетон, сухих строительных смесей, грунтовок, красок, гидроизоляции), разработки ПО, освоения нетрадиционных объектов в нефтегазовой отрасли, изготовления небольших партий оригинальных сборочных единиц для нового отечественного оборудования.

Выступая в качестве партнера крупной компании, разрабатывающей инновационный проект, малое предприятие может взять на себя диагностику, опробацию и рекламирование новых образцов продукции.

С точки зрения перспективности малого и среднего бизнеса в условиях усиленного курса на импортозамещение в пищевой промышленности отдельно можно выделить выход на широчайший рынок потребления такой сельхозпродукции, как: мясо (говядина и свинина), сыр и молочные продукты, животные жиры, овощи, яблоки и другие фрукты. При этом в наиболее выгодном положении находятся предприниматели в центральных и южных регионах России (Волгоградской, Астраханской и других областях), где природные условия полностью благоприятствуют ведению сельского хозяйства. 

Государственная поддержка импортозамещения: шаги навстречу малому и среднему бизнесу  

В решении вопроса замены импорта товарами отечественного производства государство отводит особую роль предпринимателям, представляющим сферу малого и среднего бизнеса.

Для их поддержки правительство страны разработало ряд программ, среди которых наиболее востребованной на сегодняшний день стала программа импортозамещения в сельском хозяйстве, предусматривающая субсидирование затрат на приобретение сельхозтехники. Получив возможность закупать необходимые средства производства со скидкой от 25 до 30% российский фермер, выравнивается в конкурентной борьбе с аграрными компаниями и зарубежными производителями.

Эффективным инструментом для поддержания малого предпринимательства стали региональные и федеральные фонды кредитования. Выйти на новый уровень позволяет и увеличение квоты для малого и среднего бизнеса в государственных закупках до 15%.

Для справки: В 2016 году предусмотрен объем финансирования федеральной программы развития малого и среднего бизнеса в размере 12,3 млрд рублей.

Следует отметить, что в соответствии со стратегией и программой замещения импорта поддержка малого предпринимательства не ограничивается исключительно выделением средств. В первую очередь государственная политика импортозамещения в России направлена на создание условий наиболее благоприятных для развития внутреннего производства, в том числе и эффективного функционирования малого бизнеса.

В частности, правительством принята программа «Ты – предприниматель», предусматривающая для развития молодежных проектов и малого бизнеса в целом организацию широкой инфраструктурной, инвестиционной, консультационной поддержки на начальном этапе предпринимательской деятельности.

Источник: http://www.euroinfocenter.ru/set-eikc/poleznaya-informaciya/importozameshchenie-v-rossii-predposylki-problemy-i-perspektivy

Импортозамещение России в промышленности, проблемы импортозамещения

Импортозамещение как фактор экономической безопасности страны

Основным законом для экономического роста в стране является превышение экспорта над импортом товаров. Стимулирование импортозамещения применялось многими странами, и в настоящее время данная политика практикуется.

Импортозамещение представляет собой процесс замещения импортных товаров отечественными.

Для реализации программы импортозамещения правительством страны могут использоваться несколько методов, которые применяются как в отдельности, так и в комплексе:

  • тарифные методы — подразумевают повышения пошлин на ввозимый товар;
  • нетарифные методы, в рамках которых устанавливают квоты или вводят необходимость получения определенных лицензий для ввоза товаров;
  • стимулирование производства товаров на территории самого государства.

Путем импортозамещения двигались многие страны, и их опыт свидетельствует как о положительных сторонах импортозамещения, так и негативных.

Приведем сравнительную характеристику импортозамещения в таблице 1.

Таблица 1

Положительные стороны импортозамещенияОтрицательные стороны импортозамещения
Рост занятости населения в условиях развития собственного производства;Эффективность национальных компаний снижается в результате смягчения конкуренции;
Повышение экономической безопасности страны;При небольших объемах внутреннего рынка, ограничение импорта приведет росту издержек производства;
Повышение уровня образования при необходимости развития инновационных отраслей для страны.Замещение высокотехничной продукции затруднительно при недостаточном развитии своей продукции.

Проблемы импортозамещения в России

Правительством России в 2014 году был взят курс на импортозамещение. В качестве основного метода его реализации было выбрано стимулирование отечественных производителей.

Необходимость импортозамещения в отечественной экономике назрела давно. Российская экономика долгое время имеет исключительно сырьевую направленность, что привело к импортозависимости в промышленности, торговле и иных отраслях.

Согласно оценке Правительства РФ, доля импорта в промышленности для станкостроения составляет 90%, для машиностроения – 70%, нефтегазовое оборудование – 60%, для оборудования энергетической отрасли – 50%, сельхозмашиностроение от 50 до 90% (в зависимости от категории продукции). В фармацевтической отрасли доля импорта достигает 90%.

Импульсом для разработки программы импортозамещения послужили санкции западных стран в отношении России.

В начале 2014 года была подготовлена государственная программа №328 «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», период реализации которой рассчитан до 2020 года.

Программа импортозамещения в России: от слов к делу

Осенью 2014 года Правительство начало активно поддерживать инвестиционные проекты в рамках импортозамещения.

Осуществление финансирования производится по 2-м направлениям:

  • напрямую, а именно через субсидии, гранты и  преференции;
  • косвенно — через повышение объемов коммерческих кредитов, которые предоставляют банки предприятиям на льготных условиях.

Основными секторами экономики, получившими возможность государственной поддержки в рамках программы импортозамещения являются:

  1. Сельское хозяйство;
  2. Промышленность;
  3. Связь и телекоммуникации.

Принять участие в данной программе могут проекты с общей стоимостью от 1 до 20 млрд. руб. Минимальная сумма участия составляет 20% от стоимости инвестиционного проекта.

Государство выбрало 10 банков, через которые предоставляется кредиты с процентной ставкой 9%, из которых фиксирования 2,5%, нефиксированная  6,5% — это ставка рефинансирования ЦБ РФ. Из этого следует, что условия таких кредитов могут меняться с течением времени как в сторону снижения стоимости кредита для предприятий, так и в сторону удорожания.

Производственные площадки проектов, принятых к реализации в рамках программы импортозамещения, могут быть размещены только на территории Российской Федерации.

В программе импотозамещения активное участие принимают крупнейшие предприятия страны, а именно Газпром, Росатом, Роскосмос и иные. Каждая разработала перечень используемого импортного оборудования для производства, которое будет заменено отечественным, и установила долю, которая должна быть достигнута к 2020 году.

Важная информация!

«Программа Правительства РФ по импортозамещению не предполагает конкретных шагов, а является только законодательным фундаментом этого процесса.
В ее основе заложены:

  • цели и те, кто их исполняет;
  • критерии успеха реализации и те, кто за ними наблюдает.»

В состав критериев, по которым будет измеряться успешность реализации программы входят:

  1. Индекс промышленного производства в соотношении к прошлому периоду;
  2. Объем расходов на инновации в общем объеме экспортного товара;
  3. Доля предприятий промышленного сектора в количестве всех организаций, действующих на анализируемый период в стране;
  4. Объем экспорта товаров высокотехнологичного производства;
  5. Анализ доли затрат на исследовательскую деятельность (бюджетные и не бюджетные средства).

Импортозамещение в сельском хозяйстве

Вопросы замещения импортного товара отечественным в аграрном секторе поднимаются с 2010 года, когда еще не были введены санкции и контрсанкции. Основной проблемой в развитии данного сектора является привлечение инвестиций.

Правительство России определяет сельскохозяйственную отрасль как основную в программе импортозамещения, так как она позволит обеспечить продовольственную безопасность государства. Согласно программе, к 2020 году более 90% товаров сельского производства должны быть отечественными.

Для  привлечения  финансовых  средств  отрасль  должна  обладать высокой степенью инвестиционной привлекательности. Однако, российский аграрный сектор не  занимается вопросами  формирования  привлекательности для инвесторов. Основными средствами на реализацию импортозамещения будут в период до 2020 года бюджетные средства.

В 2015 году на данную отрасль экономики было потрачено 5,0 млрд. рублей ассигнований, в 2016 году – 7,6 млрд. рублей, в 2017 году заложено в бюджет 8,3 млрд. рублей.

Как известно, бюджет России дефицитен, не исключено, что урегулировать его не получится к 2017 году.

Средства на увеличение ассигнований в сельское хозяйство выделяются путем сокращения других программ, в том числе программ развития транспортных систем.

Импортозамещение в промышленности

Зависимость внутреннего рынка от зарубежных поставок имеет длинный перечень товаров, что усиливает это значение. Российская промышленность на сегодняшний день не может удовлетворять внутренний спрос и в количественном, и в качественном отношении.

Одной из причин этого является спад на рынке отечественной  промышленности в последнем двадцатилетии.

Преодолеть импортную зависимость возможно, если отечественные заводы-изготовители будут способны выпускать конкурентоспособную продукцию, сопоставимую по цене и качеству с зарубежными аналогами.

Для реализации импортозамещения в российской промышленности существует два пути:

  • полная загрузка производственных мощностей и их расширение;
  • технологическое обновление производственного процесса.

Правительство разработало 20 отдельных программ по импортозамещению, которые включают более двух тысяч направлений производства, в том числе:

  • фармацевтическое производство;
  • химическое производство;
  • автомобилестроение;
  • станкоинструментальное и иные направления.

Для каждой отрасли определены предприятия, которые будут принимать участие в реализации программы, и для них разработаны меры по стимулированию, которые учитывают их специфику.

Для контроля деятельности по реализации данных программ созданы рабочие группы, которые подводят промежуточные квартальные итоги, а также помогают налаживать связь между производителем и покупателем.

Согласно итогам 3 кварталов 2016 года, наблюдается рост производства по следующим направлениям (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года):

  • паровые котлы, ядерные реакторы +17%;
  • станки +10%;
  • лекарства +11,8%;
  • чугунные и стальные трубы +6,9%.

Импортозамещение в IT-сфере

21 век – это век высоких технологий. Но положение, сложившееся на российском рынке программного обеспечения (ПО), оставляет желать лучшего. Зависимость страны от зарубежного ПО имеет высокую степень, как при бытовом использовании, так и на уровне крупных предприятий.

Вытеснить мировые бренды с рынка даже на 10% будет не простой задачей, так как массовая закупка IT-базы была произведена у западных поставщиков, и теперь находится на их обслуживании. Даже в банковской  сфере применение западного программного обеспечения повсеместно.

Основной задачей при реализации программы импортозамещения в IT сфере является не отказ от иностранных программ, а создание таких условий в стране, при которых:

  • На территории страны будет разрабатываться качественное ПО;
  • В командах разработчиков ПО из разных стран не менее половины команды будет представлено российскими программистами;
  • Интеллектуальная собственность на разработанное ПО будет принадлежать отечественным предприятиям.

В таблице 2 представим результаты реализации импортозамещениея по направлению IT, которые должны быть достигнуты.

Таблица 2

Продукт/технологияДоля импорта, %
в 2014к 2020
Бизнес-приложения (ERP, CRM и т. п.)7550
Антивирусное ПО6050
Интернет-сервисы (электронная почта, файлообменники, браузеры и т. д.)5025
Клиентские/мобильные ОС9775
Офисное пользовательское ПО9775

Таким образом, при положительных результатах импортозамещения России удастся уйти от импортной зависимости во многих отраслях экономики. Стимулирование собственного производства позволит создать рабочие места и улучшить материальное положение населения страны.

Источник: https://promdevelop.ru/importozameshhenie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.