Как заменить сверхдоходы от нефти, чтобы развивать экономику России?

Чем Россия может заменить сверхдоходы от нефти, рассказал экономист

Как заменить сверхдоходы от нефти, чтобы развивать экономику России?

Для устойчивого развития экономики без учета сверхдоходов от нефти России следует продолжать создавать комфортную среду для бизнеса. Как отмечает эксперт РИСИ, кандидат экономических наук Михаил Беляев, речь идет про уменьшение административных барьеров, налоговые послабления для отдельных отраслей и снижение процентной ставки по кредитам.

Консервативный сценарий развития экономики РФ

Министерство экономического развития описало консервативный сценарий развития российской экономики без получения сверхдоходов от продажи нефти. Сегодня по бюджетному правилу Минфин на дополнительные доходы от нефти закупает валюту для пополнения резервных фондов. Дополнительными считаются доходы от продажи нефти дороже 40 долларов за баррель в ценах 2017 года.

Базовый вариант прогноза предусматривает цены на нефть от 53 до 57 долларов за баррель в течение пяти лет.

Но в консервативном сценарии средняя цена на российскую нефть сорта Urals до 2024 года закладывается на уровне, совпадающем с заложенной в бюджете ценой отсечения для сверхдоходов — от 42,5 долларов за баррель в 2020 году до 45,9 долларов в 2024 году, пишет РБК со ссылкой на данные прогнозы МЭР.

«Цена на нефть остается вопросом очень гадательным, на длинный срок ее прогнозировать крайне трудно. Конечно, надо этим заниматься, но с учетом очень многих факторов.

Во-первых, учитывать значение картельных договоренностей и иррациональность изменения котировок по отношению к экономике.

Во-вторых, надо учитывать наступление века альтернативной зеленой энергетики, которую прогнозируют в Западной Европе и ООН, а также развитие электромобилей, которые через уменьшение потребления моторного топлива снижают спрос на нефть.

Но если прогнозы нефтяников правильные и они все учли, то прогноз МЭР по развитию экономики все равно исходит из внешних экзогенных факторов, совершенно без упоминания о внутренних решениях для преодоления нефтяной зависимости.

И Центробанк, и Минэк используют похожую методологию для составления своих прогнозов, где нет упоминания того, как следует разгонять экономику без нефтяного фактора», — комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

При реализации консервативного сценария МЭР отсутствие нефтяных сверхдоходов найдет отражение и в других макроэкономических данных. Падение котировок нефти первым делом ударит по рублю.

Если в базовом сценарии среднегодовой курс доллара растет невысокими темпами, с 65,4 рублей в 2019 году до 67,4 рублей в 2024 году, то в консервативном российская валюта вплотную подбирается к отметке 69 рублей за доллар уже на горизонте 2020-2021 годов, а 2024 году доллар уходит за 70 рублей.

Два локомотива российский экономики 

Аналитики в свою очередь придерживаются базового прогноза по российской валюте даже несмотря на возможное усиление давления санкций, ослабление нефтяных котировок и продолжение торговых войн.

По их мнению, к 2020 году рубль ослабнет к доллару пропорционально инфляции, и на следующий год справедливым можно назвать курс в районе 66-67 рублей за доллар, но влияние внешних шоков продолжит снижаться.

Консервативный сценарий также предполагает, что ВВП в 2020 году вырастет лишь на 1,1 процентов, в 2021 году — на 1,9 процент, в то время как в базовом сценарии в 2021 году Россия выходит на целевые темпы экономического роста выше 3 процентов. Располагаемые доходы россиян по этому сценарию вырастут за пять лет на восемь процентов, а ВВП в целом увеличится на 10,7 процентов, что также ниже базового прогноза.

«Экономика Россия движется вперед двумя локомотивами. Первый из них – это государственное участие, а второй – частное предпринимательство. Допустим, цена на нефть растет, что относится к госвложениям, так как через нефть формируется бюджет. Это положительный момент, так как через госпредприятия, которые работают по рыночным законам, мы вливаем средства в экономику и придаем ей ускорения.

Но не стоит забывать и про частный бизнес. Для устойчивого развития экономики без учета сверхдоходов от нефти России следует продолжать создавать комфортную среду именно для частного бизнеса. Речь здесь не только про упрощение отчетности, снижение административных требований и уменьшение количества проверок.

Очень важен и экономический фактор – доступность ресурсов, возможность сбыта продукции, невысокая процентная ставка в банках, защита собственности. Для некоторых отраслей можно проработать и поощрительные меры, например, прописать какие-то налоговые послабления, стимулирующие развитие экономики», — объясняет Михаил Беляев

Прогнозы развития экономики у нас больше строятся на следовании за вектором, заданным внешними факторами, основным из которых является цена на нефть.

По мнению эксперта, здесь все происходит по инертному сценарию, мы ничего не меняем, а дешевеющая нефть влечет за собой снижение макроданных.

Но такой подход стоит изменить, чтобы ВВП, рабочие места, доходы населения и рубль не тяготилиись падением нефтяных котировок

Андрей Петров

Источник: https://rueconomics.ru/406833-chem-rossiya-mozhet-zamenit-sverkhdokhody-ot-nefti-rasskazal-ekonomist

Минэкономразвития описало экономику России без сверхдоходов от нефти

Как заменить сверхдоходы от нефти, чтобы развивать экономику России?

Российская экономика недосчитается 30,5 трлн руб. с 2020 по 2024 год в консервативном сценарии прогноза Минэкономразвития. Располагаемые доходы россиян в этом случае вырастут на 8% за пять лет (вместо 11% в базовом сценарии)

В консервативном сценарии макроэкономического прогноза Министерства экономического развития ВВП России окажется на 30,5 трлн руб. меньше за пять лет — с 2020 по 2024 год — по сравнению с траекторией в базовом сценарии. Это следует из материалов ведомства к макропрогнозу, которые оказались в распоряжении РБК. Официально они пока не опубликованы.

Министр экономического развития Максим Орешкин представил базовую версию обновленного прогноза 26 августа — она оказалась хуже прежнего, апрельского, прогноза в части основных показателей на 2019–2020 годы. Консервативный сценарий министр не излагал. Прогноз согласован с Минфином, но правительством будет рассмотрен в сентябре, так что цифры еще могут поменяться.

Консервативный сценарий предполагает, что ВВП в 2020 году вырастет лишь на 1,1%, в 2021 году — на 1,9%, в то время как в базовом сценарии в 2021 году Россия выходит на целевые темпы экономического роста выше 3%.

В целом ВВП в консервативном варианте прогноза увеличивается на 10,7% за пять лет — по сравнению с ростом на 15,5% в базовом варианте, следует из расчетов РБК на базе прогноза Минэкономразвития. Нынешняя версия консервативного прогноза также более пессимистична, чем апрельская.

В консервативном сценарии бюджет России с 2020 года остается без нефтяных сверхдоходов. Средняя цена на российскую нефть Urals до 2024 года закладывается на уровне, совпадающем с заложенной в бюджете ценой отсечения для сверхдоходов (от $42,5 за баррель в 2020 году до $45,9 в 2024 году).

По бюджетному правилу Минфин на дополнительные доходы от нефти закупает валюту для пополнения резервных фондов. Дополнительными считаются доходы от продажи нефти дороже $40 за баррель в ценах 2017 года (с ежегодной индексацией на 2%).

Для сравнения: базовый вариант прогноза предусматривает относительно невысокие, но все же не столь низкие цены на нефть: от $53 до $57 за баррель в течение пяти лет.

Доллар по 70 руб

Падение цен на нефть в пессимистичном сценарии спровоцирует дополнительный рост курса доллара.

Среднегодовой курс доллара к рублю в базовом сценарии Минэкономразвития вырастет незначительно — с 65,4 руб. в 2019 году до 67,4 руб. в 2024 году.

Консервативный прогноз более пессимистичен — в районе 69 руб. за доллар в 2020–2021 годах. А в 2023 году номинальный курс доллара превысит 70 руб. и дойдет до 70,5 руб. в 2024 году. Для сравнения: в апрельской версии негативного сценария валютный курс до 70 руб. не доходил.

При таком сильном падении цен на нефть (почти на $20 в 2020 году в консервативном сценарии) курс доллара «пробьет» границу в 70 руб. уже в следующем году, уверен старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов. «При таком коллапсе нефти курс превысит 70 руб. Не понятно, почему прогноз называется консервативным, это скорее кризисный сценарий», — сказал он РБК.

Суверов предположил, что такое падение цен на нефть в консервативном прогнозе Минэкономразвития обусловлено глобальными факторами: мировая экономика идет на спад, поэтому цена на нефть достаточно сильно снизится. «Это скорее сценарий глобальной рецессии, сценарий кризисного развития экономики», — подчеркнул аналитик.

Газ подешевеет

Консервативный прогноз Минэкономразвития предполагает также и сильное падение экспортных цен на российский газ.

Среднеконтрактные цены на российский трубопроводный газ, включая поставки в СНГ, прогнозируются в консервативном варианте на уровне $149,6 за 1 тыс. кубометров в 2020 году с последующим ростом лишь до $155,2 к 2024 году. Для сравнения: в базовом варианте 1 тыс. кубометров российского газа будет стоить $183,7 в 2020 году, а к 2024 году подешевеет до $174,1.

На уровне долларового экспорта российского газа в 2024 году разница между базовым и консервативным прогнозами оценивается в $5,7 млрд — $43,6 млрд годового экспорта в базовом варианте против $37,9 млрд в консервативном.

Инвестиции и потребление замедлятся

Инвестиции в основной капитал будут расти на 5–6% ежегодно, исходя из базового прогноза министерства. После замедления до 2% в этом году в 2020 году ведомство прогнозирует рост инвестиций на 5%, в 2021 году — уже на 6,5%.

Но консервативный вариант предполагает рост инвестиций лишь на 3,6% в 2020 году, а затем их торможение до 3,1% в 2022 году.

Потребительский спрос (розничный товарооборот) в обоих сценариях резко замедлится в 2020 году (с 1,3% в текущем году до 0,5–0,6% в зависимости от сценария). Затем оборот розницы будет медленно расти — до 2,7% к 2024 году в базовом прогнозе и до 2,3% в консервативном.

Реальные располагаемые доходы населения в консервативном сценарии будут расти на 1,1% в 2020 году, а к 2024 году темпы их роста достигнут лишь 1,9%. В целом консервативный вариант предполагает увеличение реальных располагаемых доходов на 8% за пять лет, по сравнению с ростом на 11,2% в базовом варианте.

  • Анна Гальчева, Иван Ткачёв
  • Источник: РБК

СЛЕДУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ РАЗДЕЛА «Экономика»

Источник: https://nangs.org/news/economics/minekonomrazvitiya-opisalo-ekonomiku-rossii-bez-sverhdohodov-ot-nefti

Мвф испугался, что сверхдоходы от нефти пойдут на майские указы

Как заменить сверхдоходы от нефти, чтобы развивать экономику России?

2018-10-10T08:00+0300

2018-10-10T19:06+0300

https://ria.ru/20181010/1530298175.html

Мвф испугался, что сверхдоходы от нефти пойдут на майские указы

https://cdn21.img.ria.ru/images/153033/51/1530335190_0:161:4194:2520_1036x0_80_0_0_264a3bed14f3157455b0d14d0ee54c7d.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

МОСКВА, 10 окт — РИА Новости, Александр Лесных. Международный валютный фонд повысил прогноз по росту российской экономики на 2019 год на 0,3 процентных пункта — до 1,8%, сохранив при этом прогноз на текущий год.

Кроме того, аналитики фонда отметили, что смягчение бюджетного правила, намеченное на ближайшие пять лет, негативно отразится на макроэкономической стабильности страны.

Почему их так беспокоит цена отсечения нефтяных сверхдоходов и при чем тут майские указы Владимира Путина — в материале РИА Новости.

Считать чужие деньги

В октябрьском докладе МВФ неожиданно признал, что российскому правительству удалось стабилизировать экономическую ситуацию во многом из-за грамотных действий в банковской сфере.

Один из ключевых факторов, отмечают авторы документа, — нацеленность Центробанка на закрытие слабых финансовых структур, подрывавших доверие к банковской системе.

Поддержал национальную экономику и курс на дедолларизацию.

Вместе с тем эксперты МВФ отметили, что инфляция в России в текущем году составит 2,8%, это на 1,2% ниже целевого показателя, что обусловлено умеренно жесткой денежно-кредитной политикой, а в следующем году этот показатель поднимется до 5,1% из-за роста цен на топливо и ослабления рубля.

В этом есть противоречие: МВФ понизила собственный прогноз по нефтяным ценам до 69,38 доллара за баррель для текущего года и до 68,76 доллара — для 2019-го. С учетом  того что с 1 января 2019-го в рамках налогового маневра субсидии нефтяникам увеличатся на треть (за счет повышения налога на добычу полезных ископаемых), совершенно непонятно, из-за чего подорожает топливо.

Также противоречиво отношение аналитиков фонда к ослаблению российской валюты. Они утверждают, что усиление волатильности рубля — следствие постепенного смягчения бюджетного правила, о котором первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов объявил в начале июля.

Эксперты МВФ против того, чтобы к 2023 году цену отсечения сверхдоходов от экспорта нефти в России подняли с 40 до 45 долларов за баррель. Ранее такую позицию выражала и глава фонда Кристин Лагард.

«Дальнейшая бюджетная консолидация в России необходима в среднесрочной перспективе и должна продолжаться вместе с сохранением бюджетного правила для восстановления фискальных буферов в ближайшем будущем.

Недавнее смягчение бюджетного правила способно ослабить достигнутое с большим трудом доверие к макроэкономической политике властей.

Для финансирования увеличенных расходов на здравоохранение, образование и инфраструктуру могут снизить другие расходы», — отмечают в МВФ.

Напомним: инициатива правительства о повышении границы отсечения сверхдоходов направлена на то, чтобы перевести эту разницу (пять долларов с каждого барреля) в текущий бюджет страны для реализации майских указов Владимира Путина.
Совершенно ясно, что прогнозы и советы МВФ нацелены не на повышение финансово-экономической стабильности, а на замедление экономического роста страны.

Проще говоря, эксперты международного кредитора рекомендуют российскому правительству и дальше снабжать мировой рынок нефтью, а все полученные от этого сверхдоходы вкладывать в американские облигации, вместо того чтобы тратить их на жилищное строительство, улучшение медицины, образования и многое другое.

Очевидно, им нужна Россия

Несомненно, попытки сдерживать рост российской экономики связаны с тем, что в западных странах, о чьих интересах заботится МВФ, дела обстоят не так гладко, как бы хотелось.

Это признает и главный финансист фонда Морис Обстфельд, считающий, что основные риски современной мировой экономики в первую очередь связаны с США и Евросоюзом.

«Несмотря на текущий динамичный спрос, мы снизили наш прогноз роста в США на 2019 год ввиду недавно принятых тарифов на широкий круг импортных товаров из Китая и ответных мер», — говорит Обстфельд.

Что касается Европы, аналитик утверждает, что в ближайшей перспективе велика вероятность активизации дополнительных рисков, вызванных выходом Великобритании из ЕС.

Хотя это беспрецедентное событие назначено на 29 марта следующего года, никаких конкретных договоренностей между Лондоном и Брюсселем до сих пор нет, а попытки согласовать приемлемый для обеих сторон план заканчиваются скандалами.

В результате экономика Евросоюза находится под самой серьезной угрозой за всю его историю. Антироссийские санкции только подливают масла в огонь.

Прежде всего, это сказывается на Италии, ВВП которой в этом году увеличится лишь на 1,2%. Более того, госдолг страны еще в конце 2017-го превышал доходы на 30%, и ситуация продолжает ухудшаться.

В середине июля бывший итальянский сенатор Роберто Мур сообщил, что из-за санкций против России страна каждый день недополучает по семь миллионов евро, а за последние четыре года Италия потеряла из-за этого десять тысяч рабочих мест.

В 2019-м, когда итальянец Марио Драги покинет пост главы Европейского центробанка (ЕЦБ), Рим окончательно лишится доступа к дешевым кредитам — последнего источника денег для реструктуризации долгов. Наряду с Brexit это может послужить отправной точкой для самого глубокого и затяжного экономического кризиса в Европе.

10 октября 2018, 19:05

Поворот в никуда

Источник: https://ria.ru/20181010/1530298175.html

Кому достанутся нефтяные сверхдоходы

Как заменить сверхдоходы от нефти, чтобы развивать экономику России?

После ряда лет довольно жесткой экономии средств федерального бюджета, российские власти решили отказаться от такой политики и пойти на наиболее резкое увеличение госрасходов как минимум за последние восемь лет. Как пишет Bloomberg, правительство изучается возможность увеличения расходов на дорожное хозяйство и транспорт на 30% в год к 2021 году, а на здравоохранение и образование — на 20%.

Предполагается, что рост расходов начнется уже в конце 2018 года, а пик придется на 2021-2022 годы. К этому времени расходы на образование, здравоохранение и инфраструктуру вырастут на 2,3% внутреннего валового продукта ежегодно, или примерно на 230 млрд рублей. В настоящее время расходы по этим статьям составляют около 9% ВВП.

Как пишет агентство со ссылкой на собственные источники в Кремле, данные предложения внес помощник президента РФ Андрей Белоусов, но часть идей принадлежат главе ЦСР Алексею Кудрину.

О том, что деньги на эти цели есть, ранее сообщил глава МЭР Максим Орешкин. По его словам, бюджет будет профицитным впервые с 2011 года (министерство ожидает профицит в размере 1% ВВП).

Если средняя по году цена нефти составит 60 долларов за баррель, то государство получит 2,5 трлн рублей внеплановых доходов.

А что будут резать?

Необходимость изменений в бюджетной политике настолько остра, что теперь внимание смещается на поиск возможностей, комментирует намерения властей ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман.

Ограничения в финансировании человеческого капитала и инфраструктуры отбрасывают страну в сторону от основного пути мирового развития.

ЦСР предлагает к 2024 году повысить бюджетные расходы на образование на 0,8% ВВП, на медицину – на 0,7% ВВП, на инфраструктуру – на 0,8% ВВП по отношению к 2017 году.

Источники для маневра — повышение доходов бюджета и перераспределение расходов, полагает Марк Гойхман. Способы увеличения поступлений, как обычно, вызывают резкую дискуссию.

Это, например, повышение доли нефтегазовых доходов, поступающих в бюджет. Предлагается повысить с 40,8 до 45 долларов за баррель цену нефти, до которой доходы идут в казну, а не в резервы.

Что, по оценке экспертов, даст дополнительные ресурсы в 1% ВВП. Но против такого порядка выступает Минфин.

Ещё один источник, за который выступают Минэкономразвития, ЦБ и Минфин, – обеление экономики и повышение собираемости налогов, и в последнее время есть реальные шаги в данном направлении, считает аналитик. Кроме того, ЦСР предлагает сократить некоторые расходные статьи.

В частности, финансирование правоохранительных органов и контрольно-ревизионной службы. По оценкам Марка Гойхмана, это способно уменьшить траты на 1% ВВП. Любые бюджетные преобразования – всегда противодействие интересов различных сторон, ведомств, отмечает он, но относительно высокие цены на нефть дают для этого в настоящее время подходящую возможность.

Распределение

И все же, уверена генеральный директор АО «НЭО Центр» Валерия Плотникова, относительная стабилизация экономики в 2017 году не является основанием полагать, что кризис миновал и что риски его повторения нивелированы,и в перспективе как минимум до 2021 года нас ждет стабильный рост основных макроэкономических показателей. Это было бы лукавством: по сути основной положительный эффект для экономики в прошлом году был создан ростом стоимости экспортируемых энергоресурсов. 

Так, за 11 месяцев 2017 года, приводит она данные ФТС, доходы от экспорта нефти выросли на 29% и составили 85,68 млрд долларов.

Тем не менее, Валерия Плотникова видит и реальный механизм перенаправления нефтяных сверхдоходов в экономику: это масштабные интервенции ЦБ и Минфина, первая серия которых уже состоялась в декабре.

Вторая, в рамках которых на рынке закупят валюты на 257,1 млрд рублей, закончится к началу февраля.

С учетом того, что еще в прошлом году Казначейство получило право неопосредованной (то есть, не через ЦБ) скупки валюты, скорее всего, давление на рубль будет осуществляться как минимум в течение всего периода подъема на рынке нефти, считает эксперт. Относительно слабая национальная валюта может обеспечить рост поступлений от экспорта при ценах все еще значительно более низких, чем до начала кризиса (в конце второго квартала 2014 года баррель доходил до отметок выше 111 долларов).

Вторым условием, при котором возможна реализация бюджетного маневра, является изменение бюджетного правила поднятие порога отсечения на 5-10 долларов, что Валерия Плотникова считает вполне реальным сценарием.

«Однако, мне так же близки и опасения относительно того, что совершению бюджетного маневра должна предшествовать существенная подготовительная работа, – говорит она.

– Здравоохранение, образование, инвестиции в человеческий капитал — все это слова, за которыми должен скрываться реальный план постатейного распределения дополнительно выделяемых средств и подсчеты реальных нужд вплоть до регионального уровня, в противном случае дополнительные средства просто не окажут должного стимулирующего эффекта за счет эффекта размазывания».

К этому можно добавить, что ранее Алексей Кудрин предлагал улучшать финансирование здравоохранения и образования за счет отказа от опережающего роста оборонных расходов. Сейчас Госпрограмма вооружений уже прошла пик финансирования и это противоречие полностью или частично снимается.

Экс-министр финансов не был и сторонником бюджетного финансирования строительства дорог, как и других инфраструктурных проектов, считая зарплату, получаемую занятым на таких стройках персоналом, проинфляционным фактором. Теперь, по-видимому, он изменил свое мнение на этот счет.

В последние годы за строительство инфраструктуры активно ратовал Всемирный банк. Кроме того, не исключено, что подразумеваются платные дороги.

Помимо сведений о маневре нефтяными доходами, в СМИ просочились подозрения, что увеличение бюджетных расходов будет сопровождаться ростом НДФЛ. В целом, к новой теме пока следует относиться с осторожностью.

Пока довольно-таки очевидно лишь то, что ЦСР таким образом начал, в том числе через Bloomberg, рекламу своей программы, которую он готовит к периоду формированию нового правительства, и что характер этой программы — распределительный.

Экономика России, бюджет России на 2018 год: Кризис, скоро грянет кризис!

Источник: https://expert.ru/2018/01/16/kak-budut-pereraspredelenyi-neftyanyie-sverhdohodyi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.