Каким будет эффект от новых санкций США против России? Ответ эксперта

Эксперты: эффекта от санкций США против РФ почти нет, но их вновь ужесточат

Каким будет эффект от новых санкций США против России? Ответ эксперта

ВАШИНГТОН, 26 октября. /Корр. ТАСС Дмитрий Кирсанов/. Санкции США в отношении России практически не дают желаемого эффекта, однако Вашингтон вскоре вновь ужесточит эти ограничительные меры. Такое мнение выражают авторитетные неправительственные американские эксперты.

Направление удара

По их словам, плохих новостей здесь следует ждать на двух основных направлениях.

Во-первых, ориентировочно в конце ноября правительство США обязано, выполняя требования национального законодательства, ввести новый пакет санкций в отношении России в связи с так называемым делом Скрипалей.

Выступая в среду на пресс-конференции в рамках визита в Баку, помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон заявил, что вашингтонская администрация все еще изучает вопрос о том, какие именно шаги ей следует сделать.

Болтон подчеркнул, что «никаких решений» на этот счет пока не принято, он отказался строить догадки относительно возможных сроков применения второй волны таких рестрикций.

Во-вторых, ряд новых законопроектов, предусматривающих ужесточение санкций в отношении России, подготовлен в Конгрессе США.

Наиболее жесткими являются два таких документа, известные по своим аббревиатурам: DETER (Defending Elections against Trolls from Enemy Regimes Act — «Закон о защите выборов от троллей, представляющих враждебные режимы») и DASKAA (Defending American Security from Kremlin Agression Act — «Закон о защите американской безопасности от агрессии Кремля»).

Однако согласия по ним между законодателями нет. Застопорилось продвижение этих законопроектов также из-за промежуточных выборов в Конгресс, которые предстоят 6 ноября. Закулисную работу, направленную на фактический размыв поддержки таких законотворческих инициатив на Капитолийском холме, ведет и Белый дом.

Нерадужные перспективы

Невзирая на все это, американские политологи ожидают ужесточения санкций в отношении России.

«Вопрос заключается не столько в том, сохранят ли республиканцы [по итогам ноябрьского ания] большинство в Сенате и Палате представителей [Конгресса], сколько в том, как администрация оценит масштаб российского вмешательства в выборы», — убежден управляющий директор консалтинговой компании Kissinger Associates Томас Грэм. Он был помощником по России у президента США Джорджа Буша — младшего, а до этого несколько десятков лет работал на ответственных должностях в различных ведомствах правительства США, занимаясь прежде всего проблематикой контроля над вооружениями и разоружения. Грэм имеет ранг посла.

Он напомнил, что США в любом случае должны, следуя своему Закону о контроле над химическим и биологическим оружием и запрете его применения от 1991 года, ввести вторую волну санкций в отношении России.

«Тем не менее, администрация может выработать подход жестче или мягче в зависимости от оценки российского вмешательства. Конгресс, вне всякого сомнения, тоже будет настаивать на одобрении законодательства об усилении карательных мер, если оценка будет заключаться в том, что вмешательство России было существенным.

А администрация попытается убедить Конгресс, что ему нет необходимости вырабатывать собственные дополнительные санкции, поскольку исполнительная ветвь власти стремится ограничить масштаб [антироссийского] законодательства, которое рассматривается на Капитолийском холме», — сказал корреспонденту ТАСС бывший советник американского лидера.

«Одним словом, санкции в будущем последуют. То, насколько они окажутся суровыми, выработают ли в Конгрессе новое законодательство, будет зависеть в огромной степени от оценки администрацией степени российского вмешательства в предстоящие промежуточные выборы», — прогнозирует этот специалист.

С такой же определенностью высказалась на эту тему старший научный сотрудник вашингтонского Центра за новую американскую безопасность Рейчел Зимба.

«Я действительно ожидаю, что в будущем году будет принято новое [санкционное] законодательство, хотя это, возможно, будет не первой инициативой [Конгресса следующего созыва].

Степень важности [санкционных законопроектов] в повестке дня [Конгресса] будет зависеть от состава [обеих палат после выборов] и свидетельств вмешательства [в политический процесс], но я все же думаю, что она будет высокой», — заявила корреспонденту ТАСС Зимба, которая еще преподает в Центре по глобальным делам Университета Нью-Йорка, владеет собственной консалтинговой компании Ziemba Insights. Ранее она входила в состав руководства известной западной компании Roubini Global Economics, занимающейся глобальным экономическим и финансовым анализом и созданной американским экономистом Нуриэлем Рубини.

«Да, я верю, что последуют дополнительные санкции», — сообщила в свою очередь ТАСС директор европейской программы вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Хезер Конли. По ее свидетельству, они будут связаны не только с делом Скрипалей, но и предполагаемым нарушением Москвой санкционного режима в отношении Ирана и КНДР.

Противостояние ветвей власти

Анализируя взаимодействие ветвей власти в Вашингтоне по вопросу об антироссийских рестрикциях, Грэм указал, что «ни одной администрации принципиально не нравится, когда Конгресс на законодательном уровне вводит санкции в отношении той или иной страны по тем или иным причинам».

«Президенты полагают, что они должны играть главную роль в формулировании внешней политики, что их не должны ограничивать введенные Конгрессом санкции.

Если администрация приходит к выводу, что применение Конгрессом санкций неизбежно в силу подавляющей поддержки и в Палате представителей, и в Сенате, как было в случае с CAATSA (принятый летом минувшего года закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» — прим. ТАСС), она пытается работать с Конгрессом, чтобы сохранить как можно больше гибкости, зачастую в форме положения закона, позволяющего президенту приостанавливать действие санкций, если он находит их вредящими национальной безопасности Америки. Именно такой является позиция администрации Трампа в отношении законопроектов DETER и DASKAA», — отметил бывший сотрудник Белого дома.

Раскол в администрации

Между тем, Зимба заявила, что «Белый дом не убежден в эффективности санкций». «Это создает противоречие между ним и остальными частями администрации, которые продолжают двигаться в направлении имплементации CAATSA и тому подобного», — сказала эксперт, которая совсем недавно консультировала верхнюю палату Конгресса по вопросам эффективности санкций.

Затронув положение дел с DASKAA и DETER, она заявила, что рассмотрение «[нового антироссийского] санкционного законодательства в определенной степени потеряло в Сенате набранные темпы». «Предпринимаются усилия, направленные на то, чтобы объединить их [эти законопроекты]», — рассказала специалист, занимающаяся главным образом макроэкономическим анализом.

Она подтвердила, что, по имеющейся у нее информации, в проведении через Конгресс новых законопроектов об усилении антироссийских санкций не заинтересован не только Белый дом, но и республиканская верхушка Сената.

«Основной причиной этой задержки с рассмотрением [санкционных] законопроектов является отсутствие к ним интереса со стороны как руководства Сената, так и Белого дома», — поведала специалист.

По ее оценке, подписанному 12 сентября «исполнительному указу президента о вмешательстве в выборы, несмотря на то что его рамки были довольно ограниченными», удалось отвлечь на себя внимание, уделявшееся «в первую очередь DETER, и спровоцировать еще большие разногласия в Сенате» относительно необходимости подготовки новых антироссийских законопроектов.

Неэффективность курса в прошлом

Другим важным фактором, который, судя по имеющимся признакам, начал все сильнее влиять на ход дебатов в Вашингтоне о целесообразности ужесточения санкционного режима, касающегося России, стало признание неэффективности такого курса в прошлом.

На это понимание накладываются предупреждения специалистов в адрес американских законодателей по поводу того, что расширение ограничительных мер в попытке «наказать» Россию и вынудить ее существенно изменить определенные аспекты своей внешней политики, неизбежно ударит и по интересам Запада.

Бывший координатор Госдепартамента по санкциям Дэниел Фрид предостерег в сентябре на слушаниях в банковском комитете Сената от применения жестких санкций в отношении и проекта «Северный поток — 2» и крупных банков России, а также ее энергетического сектора.

«Использование полных блокирующих санкций в отношении всех крупных государственных банков России, вероятнее всего, вызовет финансовый эффект бумеранга, не отвечающий интересам ни США, ни Запада в целом», — сказал Фрид, занятый с прошлого года в вашингтонском Атлантическом совете.

Он призвал американские власти не подводить под удар возможных новых санкций «текущее производство энергоресурсов» в России или те международные проекты добычи нефти и газа в ней, в которых участие США и Европы может быть быстро заменено Китаем и другими игроками на этом рынке.

Неосторожные попытки США использовать рестрикции против энергетической отрасли России способны «привести к панике на рынках, повышению цен» на энергоносители, пояснил ветеран внешнеполитического ведомства, занимавший в прошлом пост помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии.

С его точки зрения, предложения о расширении санкций в отношении российского топливно-энергетического комплекса, содержащиеся в законопроектах DASKAA и DETER, «вероятно, слишком широки».

А рестрикции против участников строительства трубопровода «Северный поток — 2» «рискуют спровоцировать политическую ответную реакцию в Германии», которая играет «ключевую роль в сохранении решительной европейской позиции, предусматривающей применение санкций в отношении России», констатировал отставной дипломат.

На точке излома

По выражению Конли, в случае с Россией американская политика санкций «дошла до точки излома».

«Если мои подсчеты верны, США используют с 2011 года 58 отдельных комплектов санкций в отношении России на 8 крупных направлениях.

Чего мы добились за эти семь лет? Очень малого», — сказала на тех же слушаниях Конли, которая работала в 2001-2005 годах заместителем помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии.

На ее взгляд, США следует в приоритетном порядке выработать политику, устанавливающую «для России ясную «дорожную карту» возвращения к нормам международной законности» в обмен на отмену санкций.

По мнению Конли, санкционная политика, чтобы быть эффективной, должна иметь ясно намеченные цели, «восприниматься как долгосрочный процесс» и пользоваться «широкой поддержкой других государств».

«А у [санкционной стратегии] США [в отношении России] есть одни элементы успеха, но нет других», — заявила эксперт корреспонденту ТАСС.

С еще более негативными для американской стороны прогнозами потенциального ужесточения рестрикций выступила Зимба. Она однозначно предсказала «серьезные потенциальные последствия для мировой экономики» в случае существенного ужесточения секторальных санкций в отношении России, включая «риски в сфере поставок энергоресурсов, эффект «выплескивания» на другие финансовые рынки».

Возможные ограничения на операции, затрагивающие суверенный долг России, могли бы в конечном счете привести к «более слабой глобальной экономике, большей неопределенности для американского экспорта», считает эксперт.

Причем, по ее свидетельству, «основная тяжесть удара» от санкций в отношении суверенного долга могли бы лечь даже не на Россию, а на иностранных инвесторов, в том числе из США.

В целом же, заявила специалист, новые масштабные американские ограничительные меры могли бы быть восприняты «другими, в том числе союзниками США, как непропорциональные». Это привело бы к «снижению готовности третьих стран соблюдать» такие санкции, уверена эксперт.

Позиция бизнеса

Некоторые представители американских предпринимательских кругов, их ассоциации и вашингтонские лоббисты уже бьют тревогу, вызванную стремлением законодателей США радикальным образом расширить рестрикции против России. При этом Грэм полагает, что было бы ошибкой ждать от американского бизнеса активного и тем более публичного противодействия шагам законодательной ветви власти.

«Позиция бизнес-сообщества до определенной степени отражает ту, которую занимает администрация: работать с Конгрессом, чтобы ограничить размах санкционного законодательства, если его одобрение [на Капитолийском холме] будет представляться неизбежным.

Предпринимательские круги также будут взаимодействовать с Конгрессом, чтобы гарантировать, что законодатели в полной мере осознают последствия конкретных рестрикций для американского бизнеса и потребителей.

Маловероятно, впрочем, что бизнес-сообщество станет напрямую противодействовать выработке санкций — оно совершенно не захочет наживать врагов в лице значительной части Конгресса, вставляя ему палки в колеса по такому резонансному вопросу, как антироссийские санкции.

Вместе с тем, как правило, бизнес-сообщество придерживается позиции «чем меньше санкций, тем лучше», — уточнил бывший помощник Буша-младшего.

Схожим образом высказалась на этот счет и Зимба. «Не вижу, чтобы бизнес-сообщество протестовало громко. Выступать с пророссийских позиций — это в наши дни не выигрышная стратегия в американском политическом состязании. Некоторые [американские деловые круги] отстаивают [идею отказа от ужесточения санкций] втихую», — подчеркнула специалист.

Как она считает, в этом контексте «более громко выступают европейцы, но главным приоритетом администрации являются [возможная новая] сделка по Ирану и торговля с Китаем».

Источник: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5722428

«Не принимаем этой практики»: Меркель выступила против санкций США в отношении «Северного потока — 2»

Каким будет эффект от новых санкций США против России? Ответ эксперта

Власти Германии выступают против практики применения США экстерриториальных санкций, включая рестрикции в отношении проекта «Северный поток — 2». Такое заявление сделала канцлер ФРГ Ангела Меркель, подчеркнув, что Берлин намерен «решительно вести переговоры» по этому вопросу.

Глава правительства Германии также выразила опасение, что санкции, введение которых предполагает одобренный накануне сенатом США оборонный бюджет, могут плохо сказаться на переговорах по газу между Россией и Украиной.

В Кремле связали новые ограничения против «Северного потока — 2» с недобросовестной конкуренцией на топливном рынке и навязыванием Европе более дорогой продукции.

Вместе с тем эксперты отмечают, что США уже не удастся помешать реализации проекта и это понимают даже в Вашингтоне, продолжая санкционную политику скорее для поддержания определённого информационного фона.

Германия выступает против практики применения властями США экстерриториальных санкций, в том числе против проекта «Северный поток — 2», и намерена «решительно» поднимать этот вопрос на переговорах. Такое заявление в ходе выступления в бундестаге сделала канцлер ФРГ Ангела Меркель.

«Мы против экстерриториальных санкций, и это не со времён вчерашнего решения, но и в отношении Ирана у нас та же проблема​​​.

Я не вижу также другой возможности, кроме как вести переговоры, но вести переговоры решительно, что мы не принимаем этой практики, что эти экстерриториальные санкции оказывают влияние, будем смотреть, как будут развиваться дела вокруг «Северного потока — 2», — цитирует Меркель РИА Новости.

Также по теме

В поисках ограничений: сенат США одобрил оборонный бюджет с санкциями против «Северного потока — 2» Сенат США одобрил оборонный бюджет страны на 2020 год, в который также вошли санкции против участников строительства «Северного потока…

Федеральный канцлер также выразила мнение, что рестрикции против участников строительства магистрального газопровода, введение которых предполагает одобренный накануне сенатом оборонный бюджет США на 2020 год, могут плохо сказаться на переговорах по газу между Россией и Украиной.

«Я указала на то, и это очень важно для меня, что в настоящее время с Украиной ведутся переговоры о газовом соглашении после 31 декабря 2019 года​​​…

Что эти переговоры проходят довольно обнадёживающе, и в этой связи было бы неблагоприятно, если бы Украина не получила транзитных сборов, потому что переговоры были бы осложнены, потому что мы, с другой стороны, имеем эту позицию по «Северному потоку — 2», — отметила Меркель.

Также в среду, 18 декабря, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о том, смогут ли американские санкции помешать строительству газопровода, выразил уверенность в том, что проект будет завершён несмотря на вводимые против него ограничения, и раскритиковал политику, которую проводит вашингтонская администрация.

«Такие действия не нравятся ни Москве, ни европейским столицам, не нравятся они Берлину и Парижу. Такие действия являются, собственно, непосредственным нарушением международного права, являются идеальным примером недобросовестной конкуренции и распространения своего искусственного доминирования на европейские рынки», — подчеркнул Песков.

Он пояснил, что речь фактически идёт о навязывании европейским потребителям более дорогой, а значит, неконкурентоспособной продукции. «Имеется в виду более дорогой природный газ», — отметил пресс-секретарь.

По словам первого зампреда комитета Госдумы по международным делам Дмитрия Новикова, власти ФРГ сейчас поставлены в сложную ситуацию, поскольку, с одной стороны, они должны отстаивать интересы энергобезопасности страны и крупного бизнеса, а с другой — соответствовать своим обязательствам в рамках западного мира.

«Есть определённая зависимость от торгово-экономических связей с США, есть евро-атлантическая солидарность — и есть блок НАТО, который соединяет эти два государства и обязывает их проводить согласованную политику», — отметил собеседник RT.

Ранее член комитета Совета Федерации по международным делам Олег Морозов, комментируя принятие в сенате США оборонного бюджета, отметил, что американские санкции могут создать некоторые проблемы, но не помешать реализации проекта.

Морозов добавил, что санкции Вашингтона направлены не столько против России, сколько против Германии и других стран Европы. «И немцы не позволят американцам лишить их суверенного права торговать с Россией. Поэтому наш ответ один: дать газ в Европу уже в ближайшее время через трубы «Северного потока — 2», — отметил он. 

  • Укладка трубопровода в земле Мекленбург — Передняя Померания (Германия)
  • globallookpress.com
  • © Stefan Sauer/dpa

Реакция Европы

Интересно, что в Вашингтоне, похоже, также не верят, что новые санкции смогут как-то помешать завершению «Северного потока — 2».

Как сообщает Bloomberg со ссылкой на источники в администрации президента США, в Белом доме практически нет рычагов влияния на Россию в этом вопросе.

Но несмотря на это, по словам одного из чиновников, США и далее намерены создавать препятствия для реализации российских энергетических проектов.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин в разговоре с RT выразил мнение, что Вашингтон осознаёт свою беспомощность в этом вопросе, но продолжает упорствовать просто для того, чтобы обозначить свою позицию.

«Главное основание — показать свою политическую позицию всему миру, что США всегда правы, хотя они и признали, что опоздали с санкциями прямого действия. Я думаю, что это делается исключительно из политических соображений», — пояснил Пикин.

В сложившейся ситуации важна будет реакция европейских стран, считает эксперт. По его словам, Брюсселю «неплохо бы сохранить лицо и как-то на это отреагировать, а не просто в очередной раз промолчать».

Также по теме

«Сделали практически всё возможное»: США не смогли убедить Европу отказаться от «Северного потока — 2»

Европа не намерена отказываться от реализации проекта «Северный поток — 2», несмотря на усилия США. Об этом заявил глава…

Немецкое издание Bild отмечает, что в Германии нет единства по поводу новых санкций США, под которые может подпасть компания — оператор строительства газопровода Nord Stream 2 AG. Так, в Министерстве экономики полагают, что штрафные меры не направлены непосредственно против Германии, однако в МИД ФРГ считают действия Штатов вмешательством в энергетическую политику Европы и осуждают их.

«Ясная позиция министра иностранных дел Хайко Мааса по санкциям США против Германии: «Европейская энергетическая политика решается в Европе, не в США. Нападки извне и санкции экстерриториального действия мы категорически отклоняем», — написал в госминистр МИД Германии Нильс Аннен.

Ранее сообщалось, что Берлин готовится к возможным санкциям США: после введения ограничений правительство ФРГ намерено «тщательно изучить конкретные последствия», после чего будет принято решение о «конкретных мерах» в качестве ответа.

Помимо Германии проект «Северный поток — 2» поддерживают также Франция и Австрия, отмечает Сергей Пикин. По его словам, против выступают лишь те страны, которые изначально были негативно настроены против России, например Польша, Украина и государства Прибалтики.

Санкционный тренд

Введение всё новых санкций со стороны США в условиях, когда уже даже в Белом доме понимают их бесполезность, может объясняться ещё и тем, что американское руководство просто не может по-другому, считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

«Санкции в отношении «Северного потока — 2» уже носят тенденционный характер. Американцы уже заточены на подобного рода тренд, пропаганду. Важна даже не эффективность санкций, а именно их существование. Этот тренд незыблем, важна показательность», — рассказал собеседник RT.

Он также отметил, что неэффективность американских ограничительных мер в отношении строящегося трубопровода обусловлена ещё и тем, что в Вашингтоне нет единства.

«У самого Трампа взгляды на «Северный поток — 2» не совсем такие, как, допустим, у конгрессменов. Если бы он хотел, он бы давно ввёл санкции, у него эта опция всегда была. Он бы ввёл санкции и создал бы проблемы на начальных этапах реализации «Северного потока — 2». Сейчас, когда эта стройка завершена, эти санкции уже неэффективны, мягко говоря», — заключил Пасечник.

Источник: https://russian.rt.com/world/article/699443-severnyi-potok-2-sankcii

Возвращение

Каким будет эффект от новых санкций США против России? Ответ эксперта

Сергей Козловский Би-би-си

Правообладатель иллюстрации MANDEL NGAN/AFP/Getty Images

Американские сенаторы одобрили законопроект о «санкциях из ада». Это стало первым движением одного из самых жестких пакетов антироссийских мер за последние полтора года.

За документ проали 17 сенаторов, а против были пять. Это не означает, что санкции автоматически будут приняты. Дальше законопроект должен будет рассмотреть сенат в полном составе. На этом этапе в него могут быть внесены коррективы.

Это пакет санкций предусматривает в том числе ограничения на покупку российского долга и меры в отношении российских банков.

Первоначально законопроект должен был быть рассмотрен на прошлой неделе на слушаниях комитета сената США по международным отношениям. В повестке комитета он стоял лишь 12-м из 24 вопросов, которые собирались обсудить американские законодатели.

Но тогда обсуждение законопроекта было перенесено по просьбе сенатора от Демократической партии и соавтора документа Роберта Менендеса. Он хотел обсудить его на отдельном заседании.

Это по сути первое серьезное движение законопроекта, первая версия которого была внесена еще в августе 2018 года представителями Республиканской и Демократической партий. Тогда появление этих предложений привело к панике на российском фондовом рынке: рубль упал, а инвесторы распродавали российский долг.

Первая попытка ввести санкции

Сенатор-республиканец Линдси Грэм внес первый законопроект о санкциях против России 1 августа 2018 года. Грэм назвал его «санкциями из ада», затем это название широко разошлось в СМИ. Сенатор отмечал, что эти санкции, если Конгресс их примет, станут самыми жесткими.

Как заявлял тогда один из соавторов Грэма, демократ Менендес, принятие этого законопроекта станет ответом США на вмешательство Кремля в американские выборы, а также на действия России на Украине и в Сирии.

В список предлагаемых мер вошли:

  • Запрет на операции в США крупнейших российских госбанков, в том числе Сбербанка и ВТБ, и заморозка их американских активов.
  • Запрет на операции с новыми выпусками российских гособлигаций.
  • Запрет на инвестиции в российский энергетический сектор.
  • Персональные санкции в отношении политиков и бизнесменов, связанных с президентом России Владимиром Путиным.
  • Внесение России в список государств, спонсирующих терроризм.

Новости о готовящихся санкциях привели к ослаблению рубля и распродаже российских гособлигаций. Аналитики отмечали, что сама перспектива новых ограничительных мер негативно влияет на настроения инвесторов.

«Текст выглядит довольно жестким, хуже, чем ожидания, и при этом включает много деталей, которые особенно неприятны. Скажем, приравнивание России к странам, спонсирующим терроризм», — комментировал Би-би-си в августе 2018 года профессор финансов Российской экономической школы Олег Шибанов.

Несмотря на широкую поддержку санкционной политики в отношении России обеими основными партиями США, несколько месяцев законопроект лежал без движения. В ноябре 2018 года в США состоялись промежуточные выборы в Конгресс, в результате которых сменился состав палаты представителей и части сената.

Вторая попытка

В феврале 2019 года законопроект был внесен заново. Его новая версия получила название DASKA-2019 («Закон о защите безопасности США от агрессии Кремля»).

«Наша цель — изменить статус-кво и ввести эффективные санкции против путинской России, — говорил сенатор Грэм. — Он [Путин] должен прекратить вмешиваться в выборный процесс в США, вывести войска из Украины и прекратить творить хаос в Сирии».

Слушания 18 декабря 2019 года стали первым движением по этому документу.

Что предполагает DASKA?

  • Запрет на инвестиции в российские СПГ-проекты за пределами России стоимостью более 1 млн долларов.
  • Запрет на инвестиции в другие российские энергетические проекты за рубежом, если эти проекты связаны с российским государством или если их стоимость превышает 250 млн долларов.
  • Запрет на продажу технологий и инвестиции в нефтяные проекты на российской территории стоимостью более 1 млн долларов.
  • Запрет на операции с новыми выпусками российских гособлигаций.
  • Санкции в отношении российских банков, которые каким-либо образом способствовали вмешательству Москвы в выборы в любых государствах за пределами России (список банков определяет президент США).
  • Санкции в отношении лиц и организаций, которые, по мнению президента США, связаны с хакерами и другими киберпреступниками.
  • Санкции в отношении политиков, бизнесменов и других лиц, которые способствовали коррупции в России или получали выгоду от коррупционной деятельности.
  • Санкции в отношении офицеров ФСБ за арест украинских моряков в Керченском проливе.

Агентство «Рейтер» отмечало, что вероятность принятия законопроекта «санкций из ада» стала выше после его доработки.

Черные лебеди и выборы

Рынки и эксперты пока спокойны по поводу введения новых санкций. В представленном на прошлой неделе докладе Bank of America Merrill Lynch геополитические риски называют «черными лебедями». Этот термин обычно применяют для описания событий, вероятность наступления которых низкая, но которые будут иметь существенное влияние на дальнейшее развитие ситуации.

Введение дополнительных санкций все еще представляет серьезный риск для российского рынка, хотя возможность принятия новых ограничений довольно мала, отмечает в своем докладе о России Bank of America.

Отчасти аналитики объясняют это тем, что законодатели в США сейчас заняты обсуждением более важных, чем вмешательство России в выборы, вопросов внутренней и внешней политики.

Однако в банке оговариваются, что санкционная риторика может усилиться в 2020 году. В ноябре следующего года в США пройдут президентские выборы.

Тема антироссийских санкций и их эффективности остается актуальной. Американские законодатели обсуждали этот вопрос 3 декабря на слушаниях комитета сената по международным отношениям.

Сенатор Рэнд Пол усомнился в том, что действующие санкции в отношении России хоть как-то повлияли на действия Кремля.

Сенаторы Джеймс Риш и Митт Ромни отметили, что санкции могут быть эффективными, но ими необходимо воздействовать на узкие сферы. По мнению Риша, США избыточно используют санкции как инструмент, тогда как всеобъемлющая стратегия в отношениях с Кремлем отсутствует.

Роберт Менендес — сторонник санкций в отношении России — отметил, что ограничительные меры эффективны, но их применение саботируется президентской администрацией.

Однако пока экономисты в прогнозы на ближайшие месяцы санкции не закладывают. В Bank of America прогнозируют, что доллар в первом квартале 2020 года будет стоить около 63 рублей. Этот прогноз предполагает даже небольшое укрепление рубля по сравнению с нынешним уровнем: в среду днем доллар торговался на уровне 62,59 рубля.

Есть и более пессимистичные ожидания: в конце 2019 года и первом квартале 2020 года курс доллара в России будет оставаться на уровне 64 рубля, прогнозирует главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин. Но если санкционная риторика в отношении России усилится, то прогноз может быть и хуже, говорит он.

Источник: https://www.bbc.com/russian/news-50746193

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.