Какое будущее у рынка онлайн-образования согласно исследованиям?

Содержание

Какие особенности у бизнеса в области онлайн-образования? | Rusbase

Какое будущее у рынка онлайн-образования согласно исследованиям?

Все началось с математики. В 1999 году я поступил на мехмат. Учеба давалась легко, но вот денег, как, вероятно, всем студентам, постоянно не хватало.

Уже на третьем курсе я начал активно работать – помогал решать контрольные по математике студентам и абитуриентам по всему городу. Процесс шел хорошо, количество клиентов постоянно увеличивалось. Наверное, тогда я и почувствовал свою тягу к бизнесу.

В итоге на выходе из вуза я получил сразу два высших образования: по математике и экономике.

Там же, на мехмате, у меня появился первый бизнес-партнер и будущий сооснователь TutorOnline.ru – Валерий Соловьев. Мы оба учились очень увлеченно. Помню, на первом курсе мы пошли в баню и долго там обсуждали решение одной задачи, как вдруг в парилке нас осенило. Мы выскочили оттуда, достали ручку, тетрадь и начали вычислять решение… С тех пор все бизнес-проекты мы делаем вместе.

Идея создать компанию родилась в 2010 году благодаря моей жене.

Как-то ей, учителю русского языка и литературы, позвонила племянница с просьбой помочь разобраться с домашним заданием по русскому языку.

Буквально за 20-25 минут они решили все задания – племянница была счастлива, жена тоже – она находилась в декретном отпуске и успела соскучиться по школе. А я тогда глубоко задумался – о бизнесе.

На следующий день мы обсудили с партнером возможность запустить новый проект по дистанционному обучению. Весь 2010 и начало 2011 года мы разрабатывали продукт.

1 марта 2011 года проект был запущен, а уже 2 марта мы получили первый платеж на 2000 рублей с Сахалина.

Осенью 2011 года у нас появился первый крупный клиент – русский бизнесмен, живущий в Италии, который стал обучать двух своих детей исключительно через наш сайт (всего за время учебы детей он заплатил порядка $15 тыс.).

Анализ рынка: ошибки и выводы

Несмотря на растущие продажи, в 2011-2012 году бизнес развивался достаточно медленно. Изначально мы позиционировали портал как «скорую помощь» по подготовке домашней работы и для экспресс-занятий перед контрольными.

Именно по такой бизнес-модели работают успешные американские компании. Но в России это не пошло.

Анализ поведения клиентов показал, что подавляющее количество людей хочет использовать сервис для обычных занятий с преподавателем, причем с одним и тем же репетитором предпочитают работать длительное время.

Во второй половине 2012 года, проанализировав ситуацию, мы сменили бизнес-модель. После этого продажи сразу начали расти.

По теме: Словарь предпринимателя: пивот

В ноябре 2012 года мы решили ускорить развитие проекта и поехать в Кремниевую долину по программе Deep Dive для предпринимателей. Там мы поняли, что нужно больше слушать клиентов и смотреть на их поведение, а потом адаптировать бизнес под их нужды. Эффект был удивительным – в 2013 года количество клиентов выросло почти в три раза.

Одна из главных ошибок при развитии своего интернет-стартапа, на мой взгляд, это копирование успешного западного проекта один в один.

По теме: 7 ошибок, которые мы совершили на старте

Мы взяли за основу западное решение, и потом долго пытались навязать его клиентам. Быть упорными – это хорошо, а не быть гибкими – плохо.

Еще одна важная ошибка заключалась в том, что мы начали слишком рано масштабировать бизнес. Получив первые продажи, мы стали набирать команду маркетологов, продавцов, чтобы ускорить рост.

 Но на тот момент мы неверно оценили наш сегмент рынка. В итоге, несмотря на профессиональную команду, запланированного роста бизнеса не произошло, а вот управляемость значительно ухудшилась.

За 2011-2012 год пришлось уволить порядка 15 сотрудников. Это был сложный управленческий опыт.

Кто хочет стать миллионером?

Продолжая развивать бизнес, мы анализировали наши сильные и слабые стороны, выявляли ошибки. Одной из главных проблем была разработка. Изначально мы решили использовать для создания сайта стороннюю компанию.

Хотя отношения с командой разработчика у нас были отличные, сайт постоянно тормозил и глючил. В начале 2013 года мы решили заняться разработкой самостоятельно.

В этот момент нам пришлось столкнулись с проблемой найма талантливых разработчиков – мы как стартап не могли платить большие гонорары, а ведь людей надо было чем-то привлечь.

Тогда мы придумали рекламную кампанию: разместили 3 билборда в метро с математической задачей и фразой «Кто хочет стать миллионером?». Цифрой-отгадкой был сайт, на который попадал кандидат и мог отправить нам свое резюме. Нечто подобное предпринимал герой фильма «Игра в имитацию», английский математик Алан Тьюринг, пытаясь разыскать самых талантливых шифровальщиков Великобритании.

Откликов было много, и в результате мы наняли двух сильных разработчиков, которые усовершенствовали сайт.

Американский опыт

Во всем мире рынок онлайн-обучения переживает бурный рост. Лидером в этом направлении сегодня являются США, там уже существуют многомиллионные компании (TutorVista.com, NstaEdu.com, Tutor.com и другие).

В Азии тоже быстро растут подобные проекты, например 51talk.com (филиппинцы через интернет обучают китайцев английскому). Многие из этих компаний получают венчурное финансирование.

Проанализировав ситуацию, мы поняли, что нужно учиться у лучших, и решили отправиться на стажировку в США.

В  мае 2014 года я  поступил на бизнес-программы в Babson Business (программа Entrepreneurship) и Berkeley Business School (Financing venture). Эти программы направлены на развитие навыков предпринимательства и помогают запускать более успешные проекты.

Обучение в Америке помогло нам по-новому посмотреть на бизнес в России. Например, мы проанализировали поведение учеников и их родителей, и в итоге переориентировали наш сайт на подготовку школьников к ЕГЭ и ГИА. Теперь основной задачей TutorOnline.ru стала помощь в поступлении в вуз.

Особенности рынка онлайн-репетиторства в России

Говоря о развитии своего бизнеса, нужно хорошо понимать общую специфику рынка, на котором работаешь, и перспективы его роста.

Есть несколько видов онлайн-обучения. Они разделяются так же, как и в оффлайн-обучении: репетиторы, курсы-школа, книжки (в порядке убывания эффективности).

Сегодня книги уже не так актуальны: их заменили LinguaLeo и другие тренажеры для самостоятельного изучения языков, обучающие курсы сменяются такими проектами, как Foxford, а оффлайн-репетиторство меняем мы и подобные нам стартапы. В настоящее время на рынке онлайн-обучения все смешано – пробуются самые  различные варианты, причем многие говорят, что именно их способ обучения самый лучший, а все остальные со временем вымрут.

В России существуют два крупных сегмента в онлайн-репетиторстве – обучение школьников различным предметам и обучение взрослых иностранным языкам. Мы сфокусировались на школьниках. Хотя, конечно же, взрослые люди тоже учатся, и у нас есть планы по более широкому развитию этого направления.

Рынок репетиторства, в принципе, теневой, поэтому точных оценок его емкости нет. По данным J’son & Partners Consulting, до кризиса рынок онлайн-репетиторства в России оценивался в 400 млн руб., а мировой – более чем в $40 млрд. В 2016 году объем мирового рынка превысит $50 млрд. (Источники: тут и тут).

В России (в том числе в силу ряда географических особенностей) спрос на онлайн-обучение растет очень быстро – примерно на 23% в год. Это в два раза быстрее скорости роста мирового рынка (согласно исследованиям Smart Inform).

Большая территория страны и удаленность населенных пунктов друг от друга заставляют жителей небольших городов искать нужных преподавателей через интернет.

Кроме того, из-за холодного российского климата дети часто болеют, и это вынуждает задуматься о рациональности занятий из дома.

Стандарты качества и новые технологии

Сегодня потребителя нельзя удержать, если твоя услуга невысокого уровня. Поэтому, например, все наши преподаватели проходят серьезный отбор, который включает проверку документов, сложное тестирование на знания по профилю, собеседование по Skype. После такого отбора из ста учителей на ресурсе часто остаются не более пяти.

Современные технологии также очень важны. Некоторые предметы, например, требуют наличия специального пространства для написания заметок, рисования чертежей, осуществления письменной связи ученика с учителем. У многих ресурсов отсутствует такая среда, что является недостатком по сравнению с офлайн-репетиторством.

Как мы видим будущее проекта

После всего, что начало происходить в российской экономике, мысли о глобальном выходе завладели нашими умами.

В марте 2015 года мы с бизнес-партнером Валерием Соловьевым и двумя разработчиками отправились на три недели в Кремниевую долину запускать TutorOnline.net.

Запустили, правда, не за три недели, а за три месяца – зато теперь этот проект стабильно растет. Сегодня на портал приходят клиенты со всего мира.

На настоящий момент постоянными пользователями российского сервиса по онлайн-репетиторству TutorOnline.ru являются 10750 учеников; на портале работает 500 квалифицированных преподавателей; всего было проведено 61500 занятий.

Мы растем довольно быстро, в среднем – в 2-4 раза за год.

Количество  учеников

Количество проведенных занятий

Занимаемая нами ниша начинает расти по экспоненте. Поэтому планы на будущее – глобальные. В 2015-2016 году мы собираемся масштабировать сервис и запустить его на всех основных языках мира. 

Фото на обложке: Shutterstock.

Источник: https://rb.ru/opinion/edu-online/

Какое будущее у рынка онлайн-образования согласно исследованиям?

Какое будущее у рынка онлайн-образования согласно исследованиям?

В Россию онлайн-образование пришло вместе с запросом рынка на знания, которые невозможно было получить в вузах, на программах дополнительного профессионального образования или в магистратуре.

В начале 2010-х программисты, интернет-маркетологи и аналитики искали способы изучить новым технологиям и освоить практические навыки их применения.

Так возникли первые короткие вебинары по smm, seo-оптимизации и программированию.

Как изменился рынок онлайн-образования?

В сентябре 2017 года вышло первое масштабное исследование рынка онлайн-образования в России, проведенное «Нетологией-групп», при участии НИУ ВШЭ.

Согласно ему, проникновение в рынок образования онлайн-технологий находится на уровне 1,1% (20,7 млрд. руб.) и за ближайшие пять лет обещает вырасти до 2,6% или 53,3 млрд. руб.

Наиболее перспективными сегментами онлайн-рынка на 2018-2019 года являются дополнительное профессиональное (7 млрд. рублей в 2016 г.) и высшее образование (6,8 млрд. рублей в 2016 г.).

Онлайн-формат позволяет взрослым учиться без отрыва от работы, не выезжать из домашнего региона на учебу в столицы, и делать это в удобное время и в любом месте, где есть связь. Он эффективен тогда, когда видео-семинары сопровождают традиционные для образования тесты, домашние задания и обратная связь со стороны преподавателей и кураторов курса.

Если программа требует закрепления материала на практике, то современные технологии позволяют проводить занятия в группах в Скайпе, Zoom и других сервисах, создающих атмосферу «живого» класса.

Еще одно обязательное условие успешного онлайн-курса — наличие сильного преподавателя-практика, способного не только познакомить слушателя с теорией, но и поделиться эффективными и релевантными для рынка практическими знаниями.

Но не всегда бизнес-практик может стать хорошим преподавателем. Поэтому уже появились компании, такие как Edmarket, которые обучают методике планирования, разработки и производства качественных онлайн-курсов для различных аудиторий. Методички и педагогический дизайн — своя основательная архитектура есть и у этого нового формата .

Об «оцифровке» лекций НИУ ВШЭ в октябре заявил ректор вуза Ярослав Кузьминов. Свое решение он объяснил тем, что теоретические лекции можно эффективно «читать онлайн». Современная обучающая платформа содержит все необходимое: дает доступ к видеолекции и списку ответов на возможные вопросы по теме, проверочным тестам и оценкам.

Если студент что-то не поймет или упустит, он всегда сможет «отмотать назад» и пересмотреть нужный фрагмент лекции. С другой стороны, у преподавателей появляется дополнительное время, которое они могут потратить на научную работу.

Очевидная выгода для вуза состоит и в том, что освободившиеся лекционные аудитории можно использовать для других целей, курсов и занятий.

Чему учатся россияне по программам онлайн-образования?

Сегодня частные образовательные компании и крупные университеты предлагают тысячи онлайн-курсов по прикладным специальностям.

Международные платформы во всем мире, такие как Coursera и Udemy, дают возможность обучаться высшей математике в Оксфорде и физике в Массачусетском технологическом институте США, а российские платформы «Нетология» и «Деловая среда» делятся практическими знаниями в digital-специальностях и бизнесе, актуальными для нашего рынка.

Согласно тому же исследованию и проведенному анализу рынка онлайн-образования, бизнес-аудиторию интересуют больше всего знания в области:

  • развития называемых внедисциплинарных гибких навыков, делающих эффективнее коммуникацию и выстраивание рабочих процессов, работа в командах, проектная-работа, управление коллективом;
  • освоение навыков работы c IT-технологиями и программирование (например, онлайн-школы графики, seo, SMM, интернет-дизайна);
  • интернет-маркетинг и работа с данными.

Более 85% прошедших онлайн-курсы оценивают их позитивно. Даже бесплатные интернет-курсы, по словам респондентов, способствуют успехам на рабочем месте.

Также россияне проявляют большой интерес к изучению языков. Общий объем взрослой аудитории рынка языкового обучения с помощью онлайн-образования превышает 1 млн человек. Из них 89% изучают английский язык.

Возможность постоянно общаться с носителями языка, «живой» разговорный язык, «кухонные» Skype-уроки с репетиторами и удобные тренажеры по запоминанию иностранных слов — все это возможно в онлайн-формате. Осваивать языки в таким способом в два раза дешевле, чем в офлайне.

Ожидается, что стоимость онлайн-обучения языкам и дальше будет снижаться, так как все больше преподавателей мигрируют в Сеть.

Все ли перейдет в онлайн?

Конечно, новый формат не сможет полностью вытеснить традиционное образование. Многие профессии в таких сферах, как медицина, авиация, работа с различными материалами и технологиями, требуют и будут требовать от студентов работы в лабораториях и на практических площадках. Не всегда онлайн-тренажеры смогут со 100% точностью воспроизвести нужную среду для «оттачивания» получаемых навыков.

Важно понимать, что классическое высшее образование также подразумевает получение студентами социальных навыков, необходимых для жизни и деятельности современного человека.

Взаимодействие с однокурсниками, факультетом, работа над совместным научным проектом — кусочки общего паззла, способных особым образом развить личность и коммуникативные навыки. Это понимают и крупные онлайн-компании.

К примеру, в прошлом году онлайн-университет digital-профессий «Нетология» открыл в Москве кампус, чтобы в смешанном формате (онлайн и офлайн) проводить свои занятия.

Интересно: Какие новые профессии будут востребованы в России в ближайшие 10 лет?

А компания «Рамблер» проводит занятия для слушателей курса «Продакт-менеджер» прямо в своем офисе. Большинство экспертов соглашаются, что взрослое образование будет и в ближайшем будущем развиваться именно по этой траектории.

Елена Абашкина, директор по маркетингу технологической компании TalentTech.

Источник: https://2020-g.ru/polezno-znat/kakoe-budushhee-u-rynka-onlajn-obrazovanija/

Онлайн-образование: тренды и перспективы

Какое будущее у рынка онлайн-образования согласно исследованиям?

Онлайн-образование, другими словами EdTech, стремительно развивается как в мире, так и в России.

В конце 2016 года Нетология-групп, ФРИИ, ВШЭ и другие компании провели обширное исследование российского рынка EdTech, сравнили его с мировым рынком онлайн-образования и обозначили основные тренды развития в 2017-2021 гг. В этой статье рассмотрим глобальные тренды и тенденции в разных сегментах EdTech.

Глобальные тренды

Основные тренды в мировом онлайн-образовании связаны с развитием компьютерных технологий и повышением разнообразия и доступности образования. На российском рынке, который по самому скромному сценарию будет расти на 20% в год в ближайшие три-пять лет, наблюдаются аналогичные тенденции.

Адаптивное обучение

К настоящему моменту онлайн-обучение прошли десятки миллионов пользователей интернета. Полученные большие данные — возможность выявить закономерности и оптимизировать процесс обучения и контент.

Анализ учебной деятельности каждого студента позволяет выявить особенности его восприятия и памяти, слабые стороны и типичные ошибки.

На основе этих данных можно создать гибкий индивидуальный образовательный маршрут, чтобы повысить вовлечённость и качество образования.

Исследование McKinsey в университете Аризоны (2014 г.) показало, что применение адаптивных технологий снизило количество студентов, бросающих учебу, на 7%.

Разработка инструментов диагностики психологического состояния, когнитивных поведенческих особенностей — одно из перспективных направлений в адаптивном обучении. Не исключено, что появится новый вид больших данных — emotion data. Уже сейчас ведутся разработки программ, которые анализируют эмоциональный отклик студентов и подбирают соответствующий интерфейс.

Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR и AR)

Этот тренд на протяжении последнего десятилетия активно развивается в области культуры, образования и туризма.

  • Исторический музей Чикаго и Чикагский институт искусств выпустили бесплатное приложение Chicago 0,0, которое знакомит жителей города и туристов с историей города. Они могут увидеть, каким раньше было место, в котором находится обладатель смартфона. 
  • Интернет-классы с виртуальной средой применяют Массачусетский технологический институт (MIT) и Стэнфорд. Эта технология способствует тесному общению студентов, живущих на разных континентах.
  • VR-технологии применяют и в обучении прикладным специальностям. Ученые университета Кейс Вестерн Резерв и врачи Кливлендской клиники работают над созданием голографической трехмерной среды для изучения анатомии.
  • Виртуализация обучения проникает в различные сегменты EdTech и в России. Российский проект MEL Science, вышедший на международный рынок, позволяет изучать структуру вещества изнутри в онлайн-режиме.

Оборот мирового рынка виртуальной реальности к 2020 году достигнет $80 млрд. И онлайн-образование — одно из перспективных направлений для применения AR и VR.

Микрообучение

Микрообучение — изучение материала дробными порциями, разделение большой специальности или курса на мини-программы. Многолетние вузовские программы слишком громоздкие. Они часто содержат неактуальные данные и перенасыщены теорией.

Сегодня на рынке труда больше ценятся сертификаты, подтверждающие наличие узкого навыка. Уникальный профессиональный портрет сотрудника складывается не просто из диплома и опыта, но и из сертификатов мини-курсов.

Платформа Coursera проводит так называемые micro-credentials — микрокурсы для освоения конкретных навыков в узких областях.

Искусственный интеллект и машинное обучение

Искусственный интеллект уже активно используется в онлайн-обучении, а в будущем станет одним из ее главных элементов.

AI (artificial intelligence) пусть пока не может полностью заменить преподавателя, но вполне способен выполнять функции ассистента.

В университете Дикина (Австралия) запустили онлайн-сервис консультации студентов в режиме 24/7 на основе когнитивной самообучающейся системы IBM Watson.

Геймификация

Сегодня лишь небольшая часть целевой аудитории EdTech может полноценно обучаться в традиционном формате. Все больше востребована модель edutainment (англ. образование+развлечение), в том числе и у взрослой аудитории. Посредством игровых механик можно дольше удерживать внимание, а соревновательный элемент повышает мотивацию и вовлечённость.

А что в россии?

Ведущие игроки российского рынка EdTech уже сегодня строят свою деятельность в соответствии с мировыми трендами. Приведем несколько примеров.

Искусственный интеллект и адаптивное обучение

Самый крупный игрок российского рынка онлайн-образования — школа английского языка SkyEng. Она входит в рейтинг 20 самых дорогих компаний рунета по версии Forbes — ее капитализация превышает $100 млн. Эта онлайн-школа изначально создавалась на стыке традиционной методики преподавания английского и IT.

В занятиях принимают участие не только учитель и ученик, но и искусственный интеллект, что позволяет применять адаптивное обучение. Каждая минута урока оцифровывается и анализируется с помощью технологии распознавания речи.

В результате учитель знает, каков пассивный и активный словарный запас студента, и в чем заключаются его типичные ошибки, а программа адаптируется под индивидуальные потребности.

Отметим, однако, что формат SkyEng не вполне соответствует формату онлайн-школы. По сути, это преподавание языка по скайпу, в ней не используется часть инструментов полноценных онлайн-школ.

VR и AR

В корпоративном университете Сбербанка активно используют VR и AR симуляции для моделирования ситуаций, в которые попадает клиент. Такой подход оказался настолько эффективным, что Сбербанк открыл собственную лабораторию виртуальной и дополненной реальности.

Тренды по сегментам рынка

Сегодня EdTech стремительно развивается в сегментах высшего и профессионального образования. Во многом это происходит из-за роста популярности обучения длиною в жизнь (англ.

life-long learning). Однако значительный потенциал роста и у дошкольного, школьного и корпоративного образования.

Глобализация стимулирует рост рынка изучения иностранных языков, а ОГЭ и ЕГЭ — высокий спрос на услуги репетиторов.

Дополнительное профессиональное образование

Этот сегмент можно условно разделить на обучение b2b (корпоративные тренинги) и b2c (дополнительное образование, которые клиенты оплачивают самостоятельно). Доля онлайна здесь выше, чем в других сегментах (около 10% от аудитории сегмента и 7% от объема рынка), и она увеличится на 40-50% к 2021 году.

Тренды:

  • Сотрудничество онлайн-школ с организациями, которые могут нанять выпускников курсов
  • Смешанное обучение (онлайн+офлайн) для руководителей

Дошкольное образование

Доля частного бизнеса в дошкольном образовании составляет 9,7%, а онлайн-образование — 0,1% (0,6 млрд рублей). К 2021 году этот процент увеличится до 0,3% (1,7 млрд рублей). Целевая аудитория — родители, которые недовольны традиционным дошкольным образованием (более 60% дошкольников посещают различные кружки и секции) или не отдают детей в детский сад (3,4 млн человек).

Основные игроки рынка дошкольного образования:

  • Развивающие курсы с видеоконтентом, в частности, по подготовке к школе
  • Игровые тренажеры
  • Подписная модель

Общее среднее образование

Частных школ в России немного — всего 1,8%. Однако в денежном выражении это 5% рынка. Рынок электронного образовательного контента всего 200 млн руб.

в год (всего 0,03% рынка общего среднего образования). К сожалению, это одна из наименее перспективных ниш в российском EdTech.

Масштабированию онлайн-бизнеса в этой нише мешают законы: чтобы открыть общеобразовательную школу, нужна лицензия.

Основные тренды:

  • Повышение компьютерной грамотности учителей
  • Интегрирование онлайн-курсов в школьную программу

Дополнительное школьное образование

Потенциал EdTech в дополнительном образовании школьников значительно выше, чем в общем. К 2021 году количество школьников, получающих дополнительное образование, достигнет 7 млн человек. Доля онлайн-образования на данном рынке — 2,7% (3,5 млрд) руб., а к 2021 году она увеличится до 6,8% (10,1 млрд руб.). Важный тренд — создание лицензированных онлайн-школ дополнительного образования.

Основные игроки рынка дополнительного школьного образования:

  • Интернет-платформы
  • Онлайн-экстернаты
  • Библиотеки контента
  • Агрегаторы услуг репетиторов

В этом сегменте актуальны разные модели монетизации:

  • Доступ к библиотеке
  • Оплата за единицу контента
  • Прямые продажи онлайн-тренингов и курсов
  • Комиссионные платежи — у агрегаторов
  • Абонементы

Высшее профессиональное образование

В высшем профессиональном образовании наблюдаются два разнонаправленных вектора изменений: снижение доли частного образования из-за перехода учащихся в систему среднего профессионального образования и увеличение доли онлайн-образования (с 1,8% (6,8 млрд руб.) в 2016 г. до 4,4% (14,7 млрд руб.) в 2021 г.).

Рост онлайн-сегмента мог бы быть еще более стремительным, если бы не ряд препятствий, таких как недостаточная готовность сотрудников вузов и сложности с перестройкой инфраструктуры.

Основной тренд в высшем профессиональном образовании — blended learning (англ. смешанное обучение — онлайн+офлайн)

Среднее профессиональное образование

К 2021 году количество студентов в частном секторе среднего профессионального образования вырастет на 47%, а доля учащихся в онлайн-сегменте — на 250%. Некоторые ограничения в этом сегменте связаны с приказом Минобрнауки РФ от 20.01.

2014 № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования». В перечне 207 профессий и 109 специальностей. Удивительно, что наряду с судоводителем в списке значатся делопроизводитель и архивариус.

Тренды:

  • Обучение специальностям XXI века
  • Интеграция отдельных онлайн-курсов в программы среднего специального образования

Источник: https://the-accel.ru/onlayn-obrazovanie-trendyi-i-perspektivyi/

Мифы и реальность рынка онлайн-образования · EdMarket

Какое будущее у рынка онлайн-образования согласно исследованиям?

Мне захотелось начать этот разговор потому, что каждый день в сети я сталкиваются с рассуждениями, что нет ничего проще, чем запустить собственную онлайн-школу. Что, войдя на рынок российского онлайн-образования, вы сможете путешествовать 9 месяцев в году, забудете про нудную офисную работу и начнете жить без бед и тревог.

Давайте разберемся, почему эта радужная картина далека от реальности.

Миф 1. Бизнес под пальмой

Многие представляют, что, запустив свою онлайн-школу, смогут путешествовать, работать из любой точки мира, проводя не более 2-3 рабочих часов за ноутбука. Конечно, приятная картинка: вы заканчиваете рабочие дела, рядом плещется море, скоро вы отправитесь на экскурсию, а пока вы отдыхаете, на ваши курсы будут сыпаться все новые и новые заявки — только успевай обрабатывать.

В действительности все происходит не так. Начать с того, что вы вряд ли сумеете настроить бизнес-процессы так, чтобы работать удаленно, если только вы не руководитель удаленной команды сотрудников.

А кроме того, образовательный стартап будет требовать куда больше времени, чем 2-3 часа. Вам придется решать рабочие вопросы не меньше 8-9 часов в день, а в начале пути вряд ли получится работать меньше 10-12 часов.

Вы захотите проводить это время под пальмой, где вряд ли есть хороший wi-fi? Или дома/в коворкинге, где все приспособлено для удобной работы.

Как запустить с нуля свою онлайн-школу? Расскажем на курсе «Руководитель образовательного онлайн-проекта».

Миф 2. Минимальные затраты

Это не совсем так. Вы, возможно, сэкономите, отказавшись от аренды офиса, но другие затраты никуда от вас не уйдут. Вам придется тратиться на зарплаты сотрудников, гонорары преподавателей (за проведение вебинаров, создание уроков — по факту, это аналог затрат на производство).

Миф 3. Прибыльность с первого дня

Хочется, конечно, запустить онлайн-курс и, набрав первую же группу, выйти в плюс. Но такое бывает редко. Гораздо реалистичнее, что ваше движение будет напоминать график справа.

На старте приходится проверять гипотезы, дорабатывать продукт (если вы выпустили на рынок MVP — минимально жизнеспособный продукт), проводить анализ целевой аудитории, чтобы уточнить запрос.

Поэтому, запуская онлайн-курс, лучше иметь финансовую «подушку безопасности» на запуск и продвижение вашей онлайн-школы.

Миф 4. Обучать может каждый

Каждый из нас в чем-то эксперт. Так почему бы не начать делиться своими знаниями и получать от этого прибыль?

Рассуждая таким образом, многие задумываются над созданием своей онлайн-школы. Но давайте остановимся на двух вопросах. Во-первых, не факт, что ваши знания так редки, что люди готовы за них платить. В сети много бесплатного контента, да и конкуренция среди образовательных проектов высока.

Во-вторых, без специалиста, который умеет выстраивать образовательные технологии, продумывать программу, заниматься педагогическим дизайном, вы вряд ли сможете создать ценный продукт. Чтобы проектировать качественные онлайн-курсы, вам придется либо найти такого специалиста, либо самому им стать.

Ключевое в онлайн-образовании — трансформация слушателя, переход его из точки «А» в точку «Б», когда он может заявить: «Раньше я поступал так, а теперь научился делать иначе, более эффективно». Как спроектировать курс, чтобы человек получал навыки? Вам необходимо ответить на этот вопрос, чтобы создать качественное онлайн-образование.

Миф 5. Я запущу онлайн-курс, и будет моя онлайн-школа успешно работать и приносить доход

Что предполагает эта точка зрения? Что, запустив единственный онлайн-курс, я буду легко набирать слушателей на каждый поток и жить припеваючи.

Как происходит на самом деле? Вы, возможно, наберете слушателей на первый поток курса, но уже второй набор дастся тяжелее. Третий — еще тяжелее. Уже все заинтересованные из вашего окружения уже прошли онлайн-курс, а постоянно привлекать новых слушателей через рекламу — очень дорогое удовольствие.

Поэтому чем дольше вы сможете удерживать клиентов, тем лучше. Для этого понадобится продуманная линейка курсов, запуск образовательных проектов для разных целевых аудиторий и разных задач.

Миф 6. Сделаю лендинг, немного вложусь в рекламу, и будет мне счастье

К сожалению, привлечение клиентов — процесс дорогой и нелинейный. В среднем решение о покупке потенциальный слушатель онлайн-курса может принимать 1-6 месяцев. И все это время вы будете присылать ему полезный контент — приглашать на бесплатные вебинары, дарить авторские материалы. Просто затем, чтобы он не забыл о вашем существовании.

Успешная онлайн-школа имеет подписную базу, которую постоянно прогревает полезными материалами. И набирается эта база не за день и не за два.

Миф 7. Найму маркетолога, и все будет хорошо

На самом деле продвижение и позиционирование вашего образовательного продукта вряд ли получится доверить целиком и полностью маркетологу. Вам как руководителю образовательного проекта придется разобраться в интернет-маркетинге, чтобы ответить на вопросы:

  • кто ваша целевая аудитория? какие у нее потребности?
  • какую ценность несет ваш продукт?
  • какое ваше уникальное торговое предложение (УТП)? То есть что отличает ваш курс от многих других?

А как на самом деле?

На самом деле алгоритм запуска онлайн-школы выглядит примерно так:

  1. Выбор ниши и оценка емкости рынка.
  2. Определение целевой аудитории и ее исследование (customer development).
  3. Анализ конкурентов.
  4. Формулирование «проблемы-решения-УТП».
  5. Разработка линейки продуктов.
  6. Запуск MVP (минимально жизнеспособного продукта)
  7. Составление бизнес-модели.
  8. Расчет финансового плана.
  9. Сбор команды.
  10. Выбор программного обеспечения.

Если вы начинаете ваш образовательный проект с нуля, на путь от идеи до старта первого курса у вас уйдет не меньше 4-5 месяцев.

Не стоит убеждать себя, что онлайн-образование — это «возможность зарабатывать, не напрягаясь». Правда в том, что на создание и продвижение онлайн-школы потребуются ресурсы: финансовые, человеческие, эмоциональные.

Но правда и в том, что российский рынок онлайн-образования — это интересная растущая ниша, которая ждет людей, мечтающих создавать качественные курсы и менять мир к лучшему.

И для таких работа на этом рынке станет удовольствием и возможностью найти себя.

На рынке онлайн-образования вы также сможете собрать команду классных специалистов, каждый из которых хочет приносить пользу, делать что-то значимое. А с такой мотивацией люди готовы горы свернуть.

Источник: https://edmarket.ru/blog/myths-and-realty-in-online-education

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.