Классификация экскаваторов и характеристики

Содержание

Классификация экскаваторов, их технологическая характеристика и назначение

Классификация экскаваторов и характеристики

В настоящее время люди используют большое количество самой разнообразной техники. Такой тип техники, как экскаваторы, сейчас очень популярен. Так как значительно ускоряет земляные работы и не только. Классификация экскаваторов достаточно обширная и ее стоит рассмотреть.

Общая информация

Естественно, что прежде всего классификация осуществляется в зависимости от мощности агрегатов, а также их предназначения. Есть ряд машин, которые осуществляют все необходимые операции по порядку, а после этого повторяют их через равные промежутки времени.

Такое оборудование относится к прерывным (цикличным) машинам. Общая классификация экскаваторов включает еще одну группу устройств. Но уже непрерывного действия.

В свою очередь, цикличные экскаваторы бывают одноковшовыми, а непрерывного действия — многоковшовыми, скребковыми, фрезерными.

Далее стоит отметить, что одноковшовые и многоковшовые модели могут быть как сухопутными, так и плавучими. Классификация экскаваторов включает разделение сухопутных машин по способу их передвижения. Так, выделяют гусеничные, пневмоколесные, рельсовые и шагающие машины.

Классификация по разным признакам

Как упоминалось выше, у таких средств может отличаться ходовая часть. Помимо перечисленных, она так же может быть тракторной, использовать специальное или же комбинированное шасси, или автомобильный ход.

Что касается принципа работы, то здесь классификация экскаваторов включает еще один вид, кроме цикличных и непрерывных — это вакуумные и вакуумно-всасывающие.

Что касается их эксплуатационного предназначения, то в данном случае деление на классы осуществляется следующим образом.

Есть группа машин для шахтных работ, то есть для работы под землей. Есть категория строительных универсальных агрегатов. Кроме этих двух типов, в классификацию экскаваторов входят еще карьерные и вскрышные типы.

На настоящий момент принято различать несколько групп этого транспорта по их силовому агрегату. В данном случае экскаваторы могут иметь двигатель внутреннего сгорания, обычно дизельного типа, электрический двигатель, а также паровые двигатели. Хотя справедливо будет сказать, что последний тип применялся достаточно давно и сейчас фактически не используется.

Одноковшовые модели. Что представляют собой?

Если говорить о классификации одноковшовых экскаваторов, то можно выделить несколько основных признаков, по которым их разделяют на различные группы:

  1. Возможность поворота рабочего органа вокруг опорной поверхности.
  2. По типу используемого шасси для передвижения.
  3. Тип используемого силового агрегата.
  4. Тип механической передачи (привод для рабочего органа).

Сам по себе одноковшовый экскаватор — это цикличная землеройная машина, которая предназначается для разработки, то есть копания, перемещения и погрузки грунта.

В качестве рабочего органа у таких агрегатов выступает подвижный ковш, который может иметь различный объем. Закрепляется он либо на стреле, либо на рукояти или канатах.

Классификация одноковшовых экскаваторов одна из обширных, так как они являются наиболее распространенными. Широкое применение они получили в сфере строительства, а также в добыче полезных ископаемых.

Классификация по способу поворота

В данном случае оборудование может быть полноповоротным или неполноповоротным.

В первом случае такие детали, как все рабочее оборудование, кабина машиниста, рабочий орган и двигатель, монтируются на специальной поворотной платформе, которая в свою очередь устанавливается на шасси.

Крепление происходит при помощи специального опорно-поворотного устройства или просто ОПУ. Шасси получает возможность поворачиваться относительно этого устройства в любую сторону и на любой угол.

Так как назначение и классификация экскаваторов связаны, то есть от их предназначения зависит и тип выбранной машины, то в некоторых случаях выбирает неполноповоротный агрегат. В данном случае рабочее оборудование машины будет закреплено на шасси при помощи специальной поворотной колонки.

Сама же колонка крепится к специальным поперечным направляющим. Такая конструкция позволяет перемещать колонку и установленное на ней оборудование вправо-влево. При этом есть возможность последующей фиксации, чтобы было удобно расположить ковш в нужном месте.

У таких экскаваторов рабочий орган может вращаться под углом 45-90 градусов от его исходного положения.

Экскаватор на тракторном шасси

Первый вариант — навешиваемые на тракторы. В данном случае в качестве основного шасси используется трактор, обычно колесный.

Все экскаваторное оборудование монтируется сзади или сбоку трактора (намного реже). Для этого у транспортного средства имеется специальная рама.

Самой распространенной моделью является рабочее оборудование, навешиваемое на трактор класса 1,4. Объем ковша у него составляет от 0,2 до 0,5 м3.

Другие типы шасси

В некоторых случаях в качестве основного шасси может использоваться грузовой автомобиль. Обычно это модели, обладающие повышенной проходимостью.

Они отличаются достаточно высокой скоростью перемещения, что отличает их от других моделей. Чаще всего они используются в тех сферах, где требуется высокая мобильность.

Это могут быть спасательные операции, военная отрасль, иногда при строительстве дорог или во время очистки завалов.

Пневмоколесные экскаваторы обладают собственным специальным типом шасси, которое опирается на колеса с пневматическими шинами. Обычно такие модели принадлежат к полноповоротному классу.

Скорость передвижения на таком шасси не более 30 км/ч, однако, их допускается буксировать грузовыми авто со скоростью до 40 км/ч.

Что касается объемов ковша, то в данном случае диапазон показателей достаточно широкий от малых (0,04 м3) до тяжелых моделей с объемом по 1,5 м3.

Очень распространенными являются гусеничные модели. У таких машин специфическое шасси, которое выполнено в виде гусениц и имеет гусеничный движитель. Такие модели полноповоротные, а также обладают высокой проходимостью, благодаря специфическому шасси.

Однако при этом скорость передвижения такого оборудования крайне низкая и составляет всего 2-15 км/ч. Обычно для их транспортировки используются специальные тягачи с прицепами.

Если говорить о характеристиках ковша, то диапазон также начинается от 0,04 м3 и может достигать объемов карьерного оборудования, то есть 10 м3.

Кроме перечисленных типов, используются еще железнодорожные, плавучие или шагающие способы передвижения. Плавучие экскаваторы установлены на понтонах, железнодорожные используют в качестве шасси железную дорогу. А шагающие имеют специальную плиту, к которой крепятся лапы, используемые для перемещения.

Классификация многоковшовых экскаваторов

В данном случае важно отметить несколько следующих групп. Во-первых, разделение на разные группы осуществляется в зависимости от направления движения режущей кромки ковша. По этому признаку выделяют экскаваторы радиального, поперечного и продольного копания. Как и в случае с одноковшовыми, многоковшовые делятся на группы по конструкции рабочего органа, по типу шасси и прочему.

Подробное описание разных типов оборудования

Классификация экскаваторов непрерывного действия начинается с направления движения режущей кромки их ковша.

Если говорить об машинах с продольным копанием, то у них движение режущей кромки их ковша будет совпадать с направлением их движения. Обычно используется лишь для разработки узких траншей.

У агрегатов с поперечным типом копания, ковши движутся перпендикулярно относительно движения самой машины. Обычно используются для рытья котлованов, во время добычи полезных ископаемых.

Экскаваторы с радиальным копанием сильно отличаются от первых двух типов, так как у них движение ковша обусловлено поворотным вращением телескопической стрелы. В данном случае стоит сказать, что эта категория делится еще на две небольших подгруппы, в зависимости от способа крепления ковшей к стреле. Это могут быть цепные или роторные модели.

Разделение по другим признакам

Классификация роторных экскаваторов включает два вида машин. У первой группы рабочие элементы будут размещены по ободу ротора, у второй группы — на боковой поверхности ротора. В любом случае ковши будут закреплены на жестком роторе, а отгрузка грунта может производиться как из самих ковшей, так и при помощи специального транспортера.

У цепных моделей ковши крепятся к бесконечной цепи или цепям. Что касается отгрузки, то она осуществляется из самих ковшей, а форма направляющей цепи будет задавать профиль копания.

Что касается классификации по типу используемого шасси, то они могут быть только на гусеничном ходу или на пневмоколесах. Если говорить о классификации по приводам, то машины могут быть с механическим, гидравлическим, электрическим или комбинированным типом.

Карьерные модели агрегатов

Классификация карьерных экскаваторов по сей день остается актуальной для изучения, так как полезные ископаемые все еще преимущественно добываются открытым способом, а значит, и такая техника остается востребованной. Сами по себе такие машины отличаются от остальных намного более крупными габаритами и размерами ковша, так как предназначены для работы с огромными объемами грунта.

  1. Обычный карьерный экскаватор — ЭКГ. В данном случае означает, что техника установлена на гусеницы, а ее ковш смонтирован на канате.
  2. Тип машины ЭГ. Что касается типа шасси, то он также гусеничным, однако вместо каната, здесь используется гидравлическая система для поднятия ковша.
  3. ЭГО — карьерный экскаватор с установленной лопатой обратного типа.
  4. ЭДГ — последний тип карьерной техники. Используется гусеничным тип шасси, а в качестве навесного рабочего органа выступает драглайн.

Технологические параметры

Классификацию экскаваторов и их технологические характеристики важно учитывать, так как это будет напрямую влиять на объем выполняемой работы. Естественно, что для изучаемой техники наиболее важной технологической характеристикой будет объем ковша.

Для наиболее крупных этот показатель может достигать 50 м3. Кроме того, к примеру, для карьерных моделей, важную роль будет играть длина стрелы.

Чем больше будет этот показатель, тем глубже может быть карьера, а потому у некоторых моделей длина стрелы доходит до 55 метров.

Другие основные характеристики можно рассмотреть на примере карьерных моделей.

Скорость перемещения для некоторых типов играет важную роль. Карьерные же модели перемещаются со скоростью 2,5 км/ч и это самые быстрые. Далее важным параметром будет ширина гусениц. У карьерных наибольший показатель составляет 24 метра.

Рабочий цикл влияет на скорость проведения всех работ, а потому достаточно важен. Самый короткий цикл у карьерных экскаваторов составляет 50 секунд. Для городских моделей важным показателем будет давление, оказываемое на грунт.

Экскаваторы карьерные давят на грунт с силой до 0,42 МПа.

Как видно, тема довольно сложная. Но разобраться в ней все же можно.

Источник: https://autogear.ru/article/461/533/klassifikatsiya-ekskavatorov-ih-tehnologicheskaya-harakteristika-i-naznachenie/

Классификация экскаваторов по основным типам конструкции

Классификация экскаваторов и характеристики

Классификация и устройство экскаватора в самом простом описании. Виды и типы машин для работы с грунтом и сыпучими материалами. Какими бывают шасси, стрела и ковши экскаватора, навесное оборудование.

Виды, устройство и варианты классификации экскаваторов

Виды экскаваторов, используемых на строительных площадках, карьерах и в других условиях, разнообразны, а их классификация строится на основных параметрах — весе машины, типе ковша и его рабочем объеме.

Если не вдаваться в сложные технические детали и точные цифры, то возникает вопрос — какого типа экскаватор лучше выбрать для привлечения определенной задачи.

Рассмотреть весь спектр использования этой техники крайне сложно, поэтому стоит описать основные признаки и отличия.

На сегодняшний день наиболее распространенные экскаваторы, привлекаемые к решению строительных задач — это универсальные машины с колесным или гусеничным шасси, одним ковшом, работающим от гидравлического привода, установленном на стреле сложной конфигурации, так называемой “ломающейся”.

Расширить функциональность такой машины может дополнительное оборудование, и тогда аренда экскаватора погрузчика с гидромолотом позволит решить широкий спектр задач. Это может быть рытье котлована и траншей, перемещение грунта, разбивка твердых пород и бетонированных площадок.

Назначение и тип экскаватора по функциональности

Классифицировать экскаваторы по одному или нескольким признакам очень сложно, поэтому имеет смысл рассмотреть ряд принципиальных конструктивных и функциональных отличий, по которым можно определить пригодность техники к решению определенных задач.

  1. Экскаватор универсального назначения — машина, способная выполнять различные операции, от рыхления и извлечения грунта до его помещения в транспортные средства.
  2. Экскаватор-погрузчик — машина, оборудованная ковшом большой вместимости, способным опрокидываться. Форма короба позволяет взять много грунта, использовать откидное днище для вертикальной разгрузки ковша. На такую машину можно установить дозирующие бункеры для точного отмеривания количества грунта или сыпучего материала.
  3. Экскаваторы карьерного типа — предназначенные для вскрытия и добычи пород, измельченных скальных обломков, руды.
  4. Специальные машины для работы на спасательных операциях, разрушения строений, осушения болот с выемкой грунтов, экскаваторы на железнодорожном шасси — их видов очень много.

Устройство экскаватора может отличаться не только по типу шасси, но и по возможности его перемещения. Можно выделить машины мобильные, самоходные, полусамоходные, способные на перемещение только в рабочей зоне, перемещающиеся по отдельно организованным путям, в том числе и рельсовым.

Имеет значение и маневренность рабочей части по которой различаются экскаваторы полно- и неполновопротные, то есть, способные вращение рабочей части на ограниченные углы.

Разные виды шасси, привода и ковша экскаватора

Шасси экскаватора может иметь различную конструкцию, которая определяет проходимость и функциональность машины. Наиболее распространенные:

  • навесные — экскаваторы, которые можно установить на универсальные шасси с колесами или гусеницами от автомобилей и тракторов;
  • пневмоколесные — машины с собственным, конструктивно предусмотренным колесным ходом;
  • гусеничные — на траках различной ширины и конструкции;
  • рельсовые, шагающие, плавающие — весьма специфические машины для использования в определенных условиях.

В зависимости от типа экскаватора на нем может использоваться гидравлический, электрический или механический привод стрелы и ковша, причем существуют модели, требующие подключения к внешним сетям питания.

Наиболее распространенными в строительной практике остаются одноковшовые гусеничные или колесные машины с циклической функциональностью — они выполняют несколько связанных действий от забора грунта ковшом до его выгрузки в отвал или кузов транспорта.

В современных экскаваторах используется так называемая “ломающаяся” стрела с гидроприводом, дающая максимальные возможности при работе за счет изменения формы и сложного профиля движения.

Установленный на стреле ковш может быть оборудован откидным днищем, иметь формы прямой или обратной лопаты, короба и грейфера.

Короб особенно удобен при выполнении работы, связанной с перемещением и подъемом больших масс грунта.

Большим спросом пользуется аренда экскаватора погрузчика в СПб, позволяющая оперативно работать на строительных площадках, выполнять задачи по планированию и очистке территорий, загружать автомобили и вагоны.

На рытье котлованов и траншей используются экскаваторы с лопатой прямого и обратного действия — загребающие “на себя” или “от себя”. Для подъема большой массы сыпучего материала применяется грейфер, состоящий из двух смыкающихся частей.

Более сложная и подробная классификация видов экскаваторов учитывает их массу, грузоподъемность, объем ковша, характеристики двигателя и ходовой части.

Источник: https://ArTranss.ru/company/articles/klassifikatsiya-ekskavatorov-po-osnovnym-tipam-konstruktsii/

Назначение и устройство экскаватора: общие сведения

Классификация экскаваторов и характеристики

Экскаваторы занимают одно из ведущих мест среди спецтехники, которую можно встретить практически в любой отрасли. Везде, где требуется выемка, транспортировка и выгрузка грунта или пород, экскаватор является незаменимой машиной.

Современная экскаваторная техника имеет некоторые различия в конструкции, которые делают ее максимально эффективной для выполнения определенного вида задач.

Несмотря на то, что основная функция – землеройные работы, назначение и область применения у экскаваторов может существенно различаться.

Назначение экскаваторов согласно устройству и принципу действия

Особенности устройства той или иной модели экскаваторной техники, определяют ее назначение. Экскаваторы принято классифицировать согласно некоторым параметрам технических характеристик, базовому устройству и принципу действия рабочих установок. Экскаваторную технику принято делить на основные группы:

  • одноковшевые и многоковшевые;
  • сухопутные и плавающие;
  • с электродвигателем и ДВС;
  • с механическим и гидравлическим устройством рабочих агрегатов.

Вся экскаваторная техника делится на две главные функциональные группы – одноковшевые и многоковшевые машины.

Одноковшевые экскаваторы выполняют заданный алгоритм задач с определенной периодичностью, затрачивая на разработку, перемещение и выгрузку грунта или породы отдельные отрезки времени.

Многоковшевая техника работает по принципу непрерывного действия, одновременно осуществляя все три основные операции.

Многоковшевые экскаваторы принято использовать для непрерывного выполнения большого объема работы, учитывая их высокую производительность. Одноковшевые машины более универсальны и подходят для использования в разных условиях, и выполнения принципиально-различных функций, помимо землеройного назначения.

Плавучие экскаваторы имею узкое назначение – работы, выполняемые на воде. Сухопутная техника делится еще на несколько категорий, каждая их которых функциональна и предназначена для эксплуатации в разных отраслях.

Она делится на шагающие экскаваторы и машины на колесной и гусеничной базе. Ходовая экскаватора определяет способ передвижения по поверхности и приспособленность для выполнения работ в условиях рельефа разного типа.

Экскаваторы на колесной базе считаются универсальной техникой, которая способна выполнять работы городского цикла и самостоятельно перемещаться с одного объекта на другой.

Гусеничные экскаваторы менее мобильны, но обладают повышенной проходимостью и способностью работать в труднодоступных местах.

Шагающие экскаваторы обладают еще большей проходимостью, чем гусеничная техника, основное их назначение – работа в карьерах по добыче полезных ископаемых и разработке вскрышных пород.

Оснащение экскаватора электрическим двигателем дает возможность эксплуатировать технику на работах, где есть доступ к электроэнергии и работы приходится долго выполнять на одном месте. Гибридные и ДВС силовые установки делают экскаваторы автономными, и позволяет осуществлять самостоятельное передвижение без дополнительного транспортного средства.

В зависимости от устройства и принципа работы рабочих органов, различают экскаваторы с механическим, гидравлическим, гидродинамическим, электрическим приводом. Также рабочие агрегаты могут быть сконструированы на жесткой, телескопической или канатной подвеске.

Назначение одноковшевых экскаваторов

Одноковшевые экскаваторы делятся на группы по видам рабочих органов и основному назначению. По назначению принято делить на:

  • экскаваторы для строительных работ малой, средней и большой мощности;
  • экскаваторы для карьерных работ;
  • экскаваторы для вкрышных работ;
  • экскаваторы для работы в тоннелях и шахтах, имеющие укороченное рабочее оборудование;
  • шагающие экскаваторы-драглайны.

По типу рабочего оборудования различают следующие группы:

  • универсальные – имеющие в своем арсенале от 4 и более видов рабочих агрегатов, а именно: прямы и обратные лопаты, драглайн, грейфер, кран, скребок, корчеватель, погрузчик, бульдозерный ковш и многое другое, включающееся в список более 50ти наименований.
  • специальные – экскаваторы, имеющие в приоритете только один вид рабочего оборудования.

Универсальные экскаваторы выполняют землеройные, погрузочные и очистные работы в различных отраслях хозяйственной деятельности. Специальные экскаваторы применяются на крупных строительных объектах, в горно-добывающей промышленности и мелиоративной отрасли.

Назначение и устройство гусеничных экскаваторов

Гусеничные экскаваторы принято относить к наиболее востребованной технике специального назначения.

Ее можно встретить на строительных площадках, в лесозаготовочном и сельском хозяйстве, на коммунальных и дорожно-строительных работах.

Это техника с хорошей проходимостью и высокими показателями мощности, что позволяет ее эксплуатировать в самых сложных климатических условиях для выполнения тяжелых операций.

Устройство гусеничных экскаваторов отличается достаточно простой конструкцией, состоящей из:

  • гусеничной базы;
  • тележки;
  • рамы;
  • поворотной платформы;
  • кабины оператора;
  • силовой установки;
  • рабочих агрегатов.

В качестве основы служит рама, которая связывает гусеничную базу, тележку с поворотной платформой. На платформе размещается трансмиссия, силовой агрегат, рабочие органы и кабина машиниста.

Гусеничные экскаваторы разных производителей и моделей отличаются между собой техническими характеристиками и конструктивным соотношением размеров и расположения оборудования.

При этом принцип действия гусеничных экскаваторов остается практически одинаковым.

Гусеничные экскаваторы отличаются наибольшей приспособленностью к самостоятельному обслуживанию и ремонту.

Характеристики такой техники настолько упрощены, что она работает длительное время без простоев и непредвиденных сбоев.

Производители гусеничных экскаваторов постепенно совершенствуют соотношение технических и эксплуатационных характеристик этих машин, оставляя базовую несущую конструкцию в первоначальном виде.

Источник: https://traktorspec.ru/ekskavatory/naznachenie-i-ustrojstvo-ekskavatora-obshhie-svedeniya.html

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Сухопутные экскаваторы имеют гусеничное, пневмоколесное и шагающее (последнее применяют только в одноковшовых экскаваторах) ходовое оборудование.

Механизмы экскаватора приводятся в движение дизелями, карбюраторными, паровыми или электрическими двигателями. Подавляющее большинство современных экскаваторов оборудовано дизелями и электрическими двигателями как наиболее экономичными. Реже применяют карбюраторные двигатели.

Выбор двигателя определяется условиями, в которых будет работать экскаватор. Так, на экскаваторах, работающих на строительстве железных и шоссейных дорог, то есть там, где машину нужно сравнительно часто перевозить с места на место, используют дизели.

На экскаваторах, постоянно работающих в одном и том же месте, например в карьерах по добыче нерудных материалов» на угольных разрезах и т. п., выгодцо применять электродвигатели, так как электричество — наиболее дешевый вид энергии.

Кроме того, упрощается обслуживание и отпадает необходимость в постоянном снабжении машины топливом.

Поэтому на экскаваторах с ковшами емкостью до 3 м3 чаще устанавливают дизели, а на экскаваторах большей мощности — электрические двигатели.

Если все механизмы экскаватора приводятся в движение от одного двигателя, такой привод называется одномоторным. Если в экскаваторе каждый механизм (или некоторые из механизмов) приводится в движение отдельным двигателем (обычно электрическим), такой привод называется многомоторным.

В СССР одноковшовые экскаваторы с одномоторным приводом изготовляли с ковшами емкостью до 2,5—3 м3, за рубежом — до 4-4,5 м3. В настоящее время готовят к производству экскаваторы

с дизель-электрическим многомоторным приводом, на которых устанавливают ковши емкостью 1,6 м3 (Э-1602). Кроме того, началось производство экскаваторов с многомоторным гидравлическим приводом, где применяют ковши емкостью 0,25 м3 (Э-2513 и Э-2514), и готовится производство гидравлических экскаватороз с ковшом емкостью 0,4—0,5 м3.

Распространение многомоторного привода в частности объясняется тем, что механизмы экскаватора выполняют в виде отдельных агрегатов, которые легко могут быть установлены при сборке машин и заменены во время их ремонта (при агрегатном методе ремонта). Кроме того, такая конструкция позволяет применять на разных машинах одинаковые или почти одинаковые (унифицированные) узлы, что даст возможность наладить крупносерийное специализированное производство их и уменьшить номенклатуру запасных частей.

Для передачи движения от двигателя к рабочим механизмам используют следующие виды привода: – механический, когда движение передается при помощи валов, шестерен, червячных пар, цепных передач; – гидравлический объемный, где роль привода выполняют гидронасос (один или несколько), маслопроводы и гидромоторы (или’ гидроцилиндры); – в маслопроводах циркулирует жидкость, передающая энергию от насосов к гидромоторам (или гидроцилиндрам), приводящим рабочие механизмы в движение; этот способ основан на свойстве жидкости не сжиматься; – гидродинамический, где для передачи энергии используют тур-бомуфты или турботрансформаторы; его применяют обычно в сочетании с механическим для плавной работы механизмов и автоматического регулирования скорости движения в зависимости от величины нагрузки (с увеличением нагрузки скорость движения рабочих механизмов уменьшается и наоборот); – электрический, применяемый на экскаваторах с многомоторным приводом в сочетании с механическим; этот привод дает возможность машинисту по желанию регулировать скорость движения механизмов экскаватора, автоматически изменять скорость в зависимости от нагрузок, а также совмещать рабочие движения;

– смешанный, состоящий из приводов двух видов, например механического и электрического.

Механический привод наиболее распространен, поэтому его наличие на экскаваторе никак не оговаривается в названии машины, а указывается обычно только тип двигателя, например дизельный одноковшовый экскаватор с ковшом емкостью 0,5 м3. Если же применяют привод другого вида, то это указывают в названии экскаватора, например дизель-электрический экскаватор, то есть экскаватор с дизельным силовым оборудованием и электрическим приводом..

Все сказанное относится как к экскаваторам периодического действия (одноковшовым), так и к экскаваторам непрерывного действия (многоковшовым).

Таким образом, экскаваторы различают: 1) по способу перемещения (плавучие и сухопутные); 2) по типу силового оборудования (с»дизелем, карбюраторным, электрическим или паровым двигателем); 3) по количеству двигателей (одномоторные, многомоторные); 4) по виду привода (механические, гидравлические объемные, гидродинамические, электрические, смешанные);

5) по типу ходового оборудования сухопутных экскаваторов (гусеничные, пневмоколесные).

Кроме перечисленных признакрв классификации, каждая из групп экскаваторов отличается более мелкими признаками — размерами, мощностью, назначением.

Одноковшовые экскаваторы делят по назначению на три основные группы: – строительные, с ковшами емкостью до 3 м3, предназначенные для земляных и погрузочно-разгрузочных работ в строительстве; – карьерные, с ковшами емкостью от 2 до 8 м3, предназначенные для работы в карьерах на разработке рудных и угольных месторождений, а также скальных пород;

– вскрышные, с ковшами емкостью свыше 6 м3, предназначенные в частности для разработки верхних слоев пород (вскрыши), покрывающих пласты полезных ископаемых (угля, руды).

Вскрышные экскаваторы отличаются удлиненным рабочим оборудованием, что дает возможность отваливать грунт на большое расстояние от места выработки. К этой группе машин относятся также и мощные шагающие экскаваторы — драглайны, используемые на горных работах для перекидки верхних слоев пород в выработанное пространство, а также на больших гидротехнических строительствах.

Одноковшовые экскаваторы следует различать по использованию их с различными видами рабочего оборудования.

Универсальными экскаваторами называются машины, имеющие не менее четырех видов сменного рабочего оборудования. Строительные экскаваторы обычно выпускают универсальными, причем один вид рабочего оборудования может быть заменен другим в процессе эксплуатации.

Специальными называют экскаваторы, имеющие только о чин вид рабочего оборудования. Их, как правило, выпускают с ковшами емкостью свыше 6 м3, однако специальными могут быть и экскаваторы с ковшами меньшей емкости (например, подземные).

В настоящей книге описаны выпускаемые отечественной промышленностью одноковшовые строительные сухопутные экскаваторы, полноповоротные и неполноповоротные.

Рис. 1. Схема одноковшового экскаватора:
1 — ходовое оборудование, 2 — поворотная платформа,

Экскаватором называется машина, служащая для механической добычи нетвердых или размельченных горных пород (рис. 2).

Наряду с отделением части породы от массива, экскаватор перемещает добытую породу на некоторое расстояние до транспорта, или до отвала, если добываемая порода сбрасывается в отвал на месте (при рытье котлованов, при заготовке глины в конуса или гряды).

Постройка первого одноковшового экскаватора относится к 1836 году. Несколько позже, в 1860 году, был сконструирован многоковшовый экскаватор.

В дореволюционной России первый одноковшовый экскаватор появился много позднее—в 1900 году. Незначительное количество таких экскаваторов было выпущено для разработки песчаных карьеров железнодорожного ведомства. Многоковшовые же экскаваторы в тот период у нас совершенно не изготовлялись.

В Советском Союзе экскаваторостроение получило мощное развитие.

По способу действия и расположению рабочего снаряда экскаваторы делятся на следующие основные классы: одноковшовые, кабельные, многоковшовые.

По способу передвижения в рабочем состоянии они подразделяются на экскаваторы с рельсовым и гусеничным ходом.

За последние годы промышленность тяжелого машиностроения стала выпускать сверхмощные одноковшовые экскаваторы, перемещающиеся в рабочем состоянии при помощи шагающего механизма.

Многоковшовые экскаваторы строятся также и пловучими (так называемые землечерпалки) для работ по углублению рек, каналов и прочих водоемов. Одной из разновидностей таких землечерпалок являются драги, применяемые в золотодобывающей промышленности.

Рис. 2. Одноковшовый экскаватор на гусеничном ходу.

Экскаваторы приводятся в действие электромоторами постоянного или переменного тока, паровыми машинами или двигателями внутреннего сгорания.

Рекламные предложения:

Читать далее: Основные части экскаваторов и рабочий процесс

Категория: — Эксплуатация экскаваторов

→ Справочник → Статьи → Форум

Источник: http://stroy-technics.ru/article/klassifikatsiya-ekskavatorov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.