Мусорная реформа 2019: причины введения, суть закона, почему протестует население

Содержание

Мусорная реформа в 2019 году: причины введения, суть закона, почему протестует население

Мусорная реформа 2019: причины введения, суть закона, почему протестует население

С начала 2019 года в России началась мусорная реформа. Начиная с этого времени проводится переход на новую систему утилизации отходов. В этой статье подробно рассказывается о том, в чём она заключается, что изменится с её наступлением и насколько изменятся тарифы.

Для чего нужна реформа

Правительством была рассмотрена стратегия Российской Федерации в вопросах, связанных с экологической безопасностью. Она относилась к периоду до окончания 2025 года. Там был проведён анализ вопросов, связанных с образованием мусорных отходов и их утилизацией.

Согласно оценкам специалистов на территории России накоплено более тридцати миллиардов тонн мусора. Если рассматривать только твёрдые бытовые отходы, то из них прошли переработку только 10%.

Существуют устойчивые тенденции к тому, что количество мусорных свалок и их размеры увеличиваются. Проведение мусорной реформы предназначено для того, чтобы решить следующие проблемы:

  1. До сих пор переработки мусора практически не происходило. Мусорные отходы просто помещались на свалки.
  2. Произошло устаревание мусорных полигонов, которые используются в настоящее время. Они создавались ещё в девяностые годы и имеют недостаточную ёмкость для хранения всё возрастающего количества отходов.

Юридически основой запланированных изменений стали поправки к федеральному закону № 89 под названием «Об отходах производства и потребления».

Их авторы придерживаются той точки зрения, что для того, чтобы справиться с растущими проблемами в этой сфере необходимо перейти к использованию мусорных полигонов, оборудованных в соответствии с новыми требованиями. Для утилизации мусора должны быть построены современные мусоросжигательные заводы.

Предусмотрены меры по борьбе с образованием несанкционированных свалок. Теперь за них ответственность будут нести те лица, на чьей территории они расположены. При их обнаружении в обязанности владельца земли будет входить ликвидация незаконных мусорных полигонов. Известно, что общая их территория по всей России превышает площадь Швейцарии.

ВНИМАНИЕ! Известно, что ежегодное количество твёрдых отходов равно 50 миллионов тон, в то время, как заводы по переработки рассчитаны на утилизацию за этот период 60 тысяч тонн.

Что должно измениться

С момента начала проведения мусорной реформы произойдут следующие изменения:

  • Теперь региональный оператор по вывозу, который будет заниматься сбором и утилизацией мусора будет назначаться государством на основе конкурса. Зона ответственности будет конкретная территория. Все, кто к ней относится, должны будут обращаться только к этой компании для вывоза мусора.
  • До начала проведения изменений в законодательстве РФ эта услуга рассматривалась в качестве жилищной. Теперь она стала коммунальной. Раньше цену назначала управляющая компания, теперь это будет делаться на государственном уровне. При формировании тарифов будут учитываться региональные особенности. В квитанциях услуга будет фиксироваться отдельной строкой.
  • Важной особенностью реформы является то, что все, кто по закону должен оплачивать вывоз отходов, обязаны это сделать. Теперь не получится уклониться от платы за вывоз отходов. Это относится также и к тем, кто не производит мусора или сам его утилизирует или использует для хозяйственных надобностей.
  • Изменяется система расчёта тарифа для оплаты.

Размер платы

По новому закону о мусоре тарифы устанавливают региональные власти. Поэтому по всей стране они могут различаться друг от друга. Были определены средние значения по РФ. Теперь за одного человека такая сумма составляет 180-350 руб. При этом есть регионы, где тариф менее 100 руб., а есть такие, где 2600.

Вот тарифы, предусмотренные для различных регионов:

  1. менее 100 руб. в Астраханской, Ярославской, Калининградской областях, Алтайском рае и в некоторых других регионах;
  2. житель Санкт-Петербурга должен платить 140 руб.;
  3. в районах, которые относятся к территориям Крайнего Севера, в городских квартирах плата составит 100, а в частном секторе — 200 руб.

Самый высокий тариф в одном из районов Красноярского края — Кежемском. Здесь он составляет 2600 руб.

Оплата мусора обязательна для населения в следующих случаях:

  • Лица, зарегистрированные в квартире или доме, платят исходя из их количества в соответствии с установленной нормой. Расчёт производится по формуле сумма = (норма на одного человека) * (количество зарегистрированных) * (тариф, рассчитанный на 1 куб. метр отходов). Тариф для квартир, частных домов и дач может существенно отличаться.
  • Владельцы нежилой недвижимости оплачивают уборку и утилизацию отходов независимо от их наличия согласно нормативам.
  • Владельцы дач обязаны оплачивать вывоз мусора согласно нормативам.
  • Платят садоводческие, дачные или огороднические сообщества.
  • Гаражные кооперативы.
  • Владельцы частных домов в сельской местности.

По сравнению с тарифами, которые применялись ранее, величина оплаты увеличилась, причём в некоторых случаях очень существенно. Это связано с тем, что обязанности, которые выполняет оператор по уборке мусора, стали включать в себя выполнение следующих услуг:

  1. Уборка мусора с мест, где он скапливается.
  2. Транспортировка собранных отходов до места хранения или утилизации.
  3. Выполнение операций по сортировке мусора.
  4. Проведение дезинфекции и обезвреживания отходов.
  5. Работа по захоронению на мусорных полигонах.

При раздельном сборе должны быть предусмотрены отдельные контейнеры для различных видов мусора. При расчёте тарифов может применяться две системы расчётов:

  • исходя из площади помещений;
  • с учётом количества зарегистрированных человек.

При этом в первом случае нормативы будут установлены из расчёта на квадратный метр, а во втором — на каждого человека. При этом тариф устанавливается в годовом исчислении. Поэтому в процессе месячной оплаты его надо разделить при расчёте на 12.

ВНИМАНИЕ! На большей части страны для жилых помещений используется оплата по количеству человек, но в некоторых регионах (например, в Московской области) — по величине жилой площади.

Предоставляются ли отсрочки

Хотя дата начала проведения мусорной реформы определена, тем не менее, законом предусмотрена возможность предоставления годовой отсрочки в следующих случаях:

  1. по каким-то причинам местные власти не смогли вовремя найти оператора, который должен будет заниматься мусором на определённой территории;
  2. это производит в том случае, если фирма, обязанная этим заниматься, стала банкротом;
  3. проведённый ранее конкурс на обслуживание территорий оказался недействительным.

Предусмотрено, что в тех регионах, где мусорные полигоны в ближайшие годы способны работать, не нарушая экологических норм, старт мусорных реформ может быть отложен на несколько лет. Максимальное время отсрочки составляет четыре года.

Для наиболее крупных городов предложено ввести трёхлетнюю отсрочку. Это будет сделано в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Одна из причин для этого — недостаток места для строительства новых мусорных полигонов.

Кому нужно платить за мусор

В некоторых случаях предусмотрено, что мусорный налог должен передаваться непосредственно оператору, оказывающему услуги на данной территории. Это происходит в следующих случаях:

  • Управление домом происходит жильцам непосредственно.
  • По какой-то причине способ, с помощью которого производится управление домом, выбран не был.
  • Если оператор по работе с мусором разорвал договор с управляющей компанией. Это может произойти, например, при наличии больших задолженностей при оплате.
  • При оплате собственниками нежилых помещений.
  • Владельцы частных домов должны оплачивать непосредственно оператору по вывозу мусора.

Если имеется управляющая компания, то она является той организацией, которая принимает платежи от жильцов за мусор, а затем передает единому оператору, занимающемуся сбором мусора.

Можно ли уклониться от подписания договора

В соответствии с последними новостями согласно положениям законодательства такой договор должен заключить каждый, у кого есть обязанность оплаты уборки мусора.

При этом не имеет значения реальный объём мусора, который им производится. Например, нежилая недвижимость временно не используется или мусор утилизируется самостоятельно.

Договор о вывозе мусора предоставляется на сайте оператора в виде оферты (предложения). Если нанести визит в офис оператора, то можно оформить соглашение письменно.

Однако если уклоняться от заключения договора и не стремиться его заключить, то будет действовать такой механизм. После того, как договор будет опубликован на сайте, то на шестнадцатый день он будет считаться заключённым.

ИНТЕРЕСНО! Если отходы не будут складироваться в мусорные контейнеры, а закопаны или вынесены в не предназначенное для этого место, то того, кто это сделал, будет ожидать штраф. Для физических лиц он составит 2000 руб.

Ответственность за наличие задолженности

Поскольку закон не предусматривает отказа от заключения рассматриваемого договора, актуальным является вопрос о том, что будет с теми, кто это проигнорирует или неаккуратно отнесётся к оплате. В этом случае предусмотрена пеня, которая при длительной неуплате резко увеличится.

Расчёт этой суммы выполняется следующим образом:

  1. Рассматривается сумма задолженности за три месяца. В течение первых 30 дней просрочки пеня не предусмотрена.
  2. Начиная с 31 дня она равна 1/300 годовой ставки Центрального Банка за каждые сутки просрочки, начиная с первого дня и включая день окончательного расчёта.
  3. Начиная с 91 дня ежедневная ставка будет увеличена — теперь она составит 1/130 ставки Центрального Банка. Причём расчёт будет производиться по ней за все дни задолженности, начиная с первого.

Долг может быть взыскан путём обращения в суд, поэтому необходимо об оплате заботиться заранее.

Предусмотрены ли льготы

Закон определяет, что некоторым категориям населения могут быть предоставлены льготы в виде субсидий. Это относится к следующим ситуациям:

  • Если у человека имеется инвалидность, подтвержденная соответствующими медицинскими документами. В этом случае сумма оплаты может быть снижена на 50%.
  • Многодетным семьям положено снижение суммы на 30%. Это часть государственной программы, направленной на оказание помощи для уменьшения их затрат.
  • Ветеран имеет право на льготу в размере 50% от общей суммы. При этом снижение относится только к нему лично и не распространяется на других жильцов.
  • Законодательство региона может дополнительно предусматривать снижение сумм оплаты за вывоз мусора.

Льготы предоставляются лицам, которые оформили соответствующее заявление.

Источник: https://zakon-prava.com/zhkh/musornaya-reforma

Мусорная реформа от 1 января 2019 года: суть закона, как не платить за вывоз мусора

Мусорная реформа 2019: причины введения, суть закона, почему протестует население

На фото: городская река во Владивостоке

69 регионов России перешли на новый порядок обращения с ТКО (твердыми коммунальными отходами) с 01.01.2019. С 01 января 2020 мусорная реформа охватит почти всю страну.

Контроль осуществляет ОНФ, создана горячая линия по мусорной реформе (8-800-555-97-76), чтобы россияне имели возможность получить ответы на волнующие их вопросы. Частных лиц интересуют тарифы и возможность получить льготы при оплате новой услуги.

Мусорная реформа вызвала протесты не только населения, но и отдельных депутатов и министров.

статьи:

  • Какие законы определяют суть мусорной реформы
  • Что стало причиной появления
  • Какие изменения ждут владельцев городских квартир частных домов
  • Кто покрывает расходы
  • Кто определяет размер тарифов
  • Кто получил отсрочку
  • Можно ли не платить за вывоз мусора, кому и какие льготы предусмотрены
  • Почему проходят митинги против реформы, суть петиций участников

Какие законы определяют суть мусорной реформы

Законом о мусорной реформе население называет поправки к закону № 89-ФЗ, вступившие в силу 01.01.2019 — Закон № 503-ФЗ.
Статьи 435, 436, 437, 438 ГК РФ определяют условия заключения договора по мусорной реформе:

  • ст. 435 – определение понятия «оферта»;
  • ст. 436 – невозможность оферту отозвать;
  • ст. 437 – публичная оферта;
  • ст. 438 – определения акцепта.

Суть этих статей – договор, заключенный с оператором, невозможно будет расторгнуть после первой оплаты без подачи иска в суд. По мнению инициаторов нововведения, прекратится выброс бытовых отходов в неотведенных для этой цели местах.

Старые полигоны планируют преобразовать в технологические объекты, не вредящие окружающей среде. Свалки у многоквартирных домов планируется убрать, места очистить и засадить деревьями.

Конечная цель мусорной реформы – изменить менталитет граждан до уровня, который не позволяет выбрасывать ТКО в оврагах и лесах.

Основные нововведения:

  • управляющие компании больше не выбирают, кто и по какой стоимости забирает мусор;
  • вывоз отходов становится коммунальной услугой;
  • заключать договора и оплачивать вывоз обязаны не только жильцы городских квартиры, но и владельцы нежилых помещений, загородных домов и дач.

Важно! Стоимость услуги снизится, если жильцы будут сортировать мусор — осуществлять раздельный сбор мусора.

Что стало причиной появления

Ответ на вопрос, для чего нужна мусорная реформа в России, простой.

В стране уже накоплено 40 млрд тонн отходов, ежегодно добавляется дополнительных 70 млн тонн, увеличивая площадь свалок на 500 тыс. га. ТКО выбрасываются в основном на несанкционированных площадях.

В последние годы к биологическим и пищевым отходам добавились пластики, полимеры, электроприборы, содержащие токсические вещества.

На конец 2018 года сжигалось всего 4-5% мусора. Инициаторы мусорной реформы 2019 планируют утилизировать до 60% в 2024 году и 95% в 2030 году. Для этого должно быть построено 130 комплексов для переработки, позволяющих ликвидировать все несанкционированные свалки и развить эффективную структуру переработки.

Президент Путин высказал мнение о мусорной реформе в послании Федеральному Собранию 20.02.2019. Он заявил, что до конца 2020 года должно быть уничтожено 30 самых крупных свалок в городах, за следующие 6 лет – все остальные. Но это выполнимо лишь при условии, что в проекте не будут участвовать структуры, которые лишь собирают деньги с населения.

Какие изменения ждут владельцев городских квартир, частных домов

Если переноса мусорной реформы нет:

  • региональная власть выбирает единого оператора;
  • за площади для сбора отходов отвечает региональные власти;
  • тарифы определяет оператор под контролем госорганов.

Где мусор будет сортироваться, определят региональные власти. В Московской области ввели 2 контейнера – один для пищевых отходов, второй — для бумаги, пластика и стекла.

Договора должны заключить также владельцы частных домов в городах и на селе, в том числе на садовых участках.

Важно! Тариф для села теоретически должен быть пониженным, но затраты увеличатся по сравнению с расходами до реформы.

Загрязнение природы становится катастрофой в России!

В сельской местности многие никогда и никуда не возили мусор, в том числе из огороднических и садоводческих обществ. В частных домах с печным отоплением отходы сжигают, даже старую мебель, а сейчас придется обязательно заключать договора и оплачивать эту услугу.

Перевозчики будут гонять полупустые машины за сотни километров, пока население не привыкнет к новым правилам. А оплачивать бензин будут люди, которым эта услуга, как им кажется, не нужна. Ведь то, что нельзя сжечь, многие из них привыкли вывозить в лес и лесополосы.

Есть надежда, что сельские жители активно будут выносить мусор к мусорным контейнерам, и больше никто не вывалит его в лес. Например, в густых лесах Псковской области часто можно увидеть горы мусора.

Кто покрывает расходы по мусорной реформе

Реализация мусорной реформы требует 78 млрд рублей. 30% будет финансировать государство в виде субсидий на лизинг и концессий. Это значит, что комплексы должны строить региональные операторы с поддержкой государства, остальные затраты компенсировать за счет выплат населения.

На данный момент практически никто ничего не строит. Бизнесменов настораживает частое изменение законов, которыми то вводятся, то отменяются различные налоги. У государства тоже нет средств, позволяющих создать комплексную систему. На самом деле большинство регионов оказались не готовы к реформе.

Большую часть расходов оплачивает только население, что неизбежно приведет к повышению тарифов. Все это понимают, поэтому большинство против мусорной реформы.

Кто определяет размер тарифов

До конца 2018 года владельцы городских квартир платили за вывоз бытовых отходов 70-80 рублей ежемесячно. С первого января среднее значение выросло до 150 рублей на каждого человека, зарегистрированного в квартире, услуга стала вписываться в отдельную строку.

Интересно: Тарифы на вывоз мусора по регионам России на 1 января 2019 г.

Размер тарифа зависит от региона и оператора. Если в какой-то местности их несколько, каждый устанавливает свой. Тариф будет индексироваться в январе и июле так же, как размер оплаты за электроэнергию, воду и отопление.

Но это теория. На практике вывозом бытовых отходов, скорее всего, будут заниматься не только операторы, но и субподрядчики. Каждый захочет получить прибыль, поэтому не согласные с мусорной реформой могут оказаться правы.

Люди против мусорной реформы, так как не верят, что деньги и правда пойдут на утилизацию и переработку мусора.

Кто получил отсрочку

Мусорная реформа с 1 января 2019 года не была введена в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. До начала 2022 года утилизация бытовых отходов осуществляется управляющими компаниями, оплата включается в раздел «содержание жилого фонда». Регионы, которые не выбрали оператора, могут отложить начало реформы до 01.01.2020. Что делать с бытовым мусором, решают органы исполнительной власти.

Можно ли не платить за вывоз мусора, кому и какие льготы предусмотрены

После ввода мусорной реформы о том, как не платить, думают не только малообеспеченные семьи. На самом деле уклониться от оплаты нельзя, так как вывоз отходов является коммунальной услугой, за просрочки предусмотрено начисление пени.

Малоимущие граждане могут получить субсидии так же, как на другие виды коммунальных услуг, если сумма квитанции ЖКХ больше, чем 22% от дохода.

Льготы по мусорной реформе предусмотрены для:

  • многодетных семей;
  • инвалидов всех групп;
  • ветеранов;
  • людей с ограниченными возможностями.

Отдельные регионы федеральный список пополняют. Подробности можно узнать в органах социальной защиты.

Почему проходят митинги против реформы, суть петиций участников

Протестуют против нововведения 25 регионов страны, в том числе Москва. Много шума наделали митинги против мусорной реформы в Нижнем Тагиле 3 и 23 февраля.

Основная причина раздражения населения — экономическая. Большинство недовольно увеличением расценок за вывоз мусора в городах и запрет самостоятельно распоряжаться отходами на селе.

Жители некоторых регионов выступают так же против строительства новых полигонов.

В петициях против мусорной реформы митингующие требуют:

  • признать нововведение несостоятельным;
  • изучить тарифы и порядок вывоза и утилизации;
  • запретить расширение полигонов и провести их проверку.

Фото митинга от КПРФ против мусорной реформы

В Нижнем Тагиле основной причиной недовольства стали ошибки в квитанциях, которые оператор объяснил сбоем программного обеспечения. Расценки критиковало не только население, но и полпред Президента Н. Цуканов. После митингов начался сбор подписей за снижение тарифов.

Последние новости о мусорной реформе не радуют. На законодательном уровне все кажется прогрессивно и правильно, но мусор по-прежнему никто не перерабатывает, он просто складируется.

Желающих работать в этой сфере мало, недостаточно заводов и полигонов. У предпринимателей нет уверенности в наличии перспективы, у населения – мотивации что-то менять. Операторы считают тарифы низкими.

Население – высокими.

На 15 апреля в среднем по стране собрано примерно 50% оплаты. В девяти регионах сборы такие низкие, что операторы почти отказываются работать.

В Самарской области и Дагестане собрано всего 5%, немного больше в Адыгее (14%), Кабардино-Балкарии (15%) и Пермском крае (20%), не достаточно средств так же в новосибирской области (23%), Алтайском и Красноярском крае (по 25%) и ульяновской области (30%).

Не поступайте никогда так, как делает человек на фото, несмотря ни на какие реформы и законы!

Надеемся, что все же загрязнение окружающей среды будет снижаться с принятием новых законов в данной сфере, ведь смотреть на горы мусора, которыми завалена прекрасная российская природа, очень больно, как и видеть поведения людей, которые ведут себя в храме природы хуже животных.

Источник: https://promdevelop.ru/musornaya-reforma-2019-prichiny-vvedeniya-sut-zakona-pochemu-protestuet-naselenie/

Мусорная реформа с 1 января 2019 — как не платить?

Мусорная реформа 2019: причины введения, суть закона, почему протестует население
Перейти

Главный законодательный акт, регламентирующий основы «мусорной реформы» – Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от №89-ФЗ. Он устанавливает правила учета, нормирования отчетности и разграничение действий при вывозе отходов. С 2019 года начали действовать изменения, внесенные в ФЗ №89.

Мусорная реформа: правила, установленные законом

Новые правила в области мусоропереработки заложены в Федеральном законе №89. Данный документ определяет следующие моменты:

  • порядок заключения договоров на оказание услуг, связанных с обработкой отходов;
  • правила утилизации мусора;
  • порядок транспортировки отходов и т.д.

Обязанности по обработке ТКО законом возлагаются на регионального оператора, заключающим соответствующее соглашение с исполнительным органом конкретного субъекта.

Данному оператору вменено в обязанность принимать необходимые меры по заключению договоров с потребителями.

Кроме того, все операторы должны были до конца декабря прошлого года представить местным властям сведения о количестве размещаемых ими мусорных контейнеров и их объеме.

Как полагается заключать договор

Премудростей в этом вопросе нет никаких. Процесс заключения и сама форма договора определены статьей 24.7 упомянутого выше Федерального закона №89.

Мусорный тариф

Единого тарифа мусорная реформа не предусматривает. Тарифы в каждом субъекте нашей страны устанавливаются индивидуально.

В качестве примера, могу привести тарифы, применяемые в моем родном Ярославле с 1 января:

  • для МКД – 75,20 руб.;
  • для частных подворий – 85,22 руб.

Планируется, что с 1 июля эти тарифы возрастут:

  • для МКД – 97,84 руб.;
  • для частных подворий – 110,89 руб.

Источник: https://vseodome.club/prava-potrebitelya/problemy-zhkh/musornaya-reforma-2019-prichiny-vvedeniya-sut-zakona-pochemu-protestuet-naselenie.html

Мусорная реформа в России 2019 года: ее суть, основные положения и этапы, проблемы реализации

Мусорная реформа 2019: причины введения, суть закона, почему протестует население

Начатая в 2019 году мусорная реформа вызывает противоречивые отклики у жителей РФ.

Кто-то радуется, что в стране наконец начнется повсеместная переработка вторсырья, другие негодуют по поводу роста тарифов на услуги ЖКХ.

Однако узнать всю правду о том, как будет теперь проводиться вывоз мусора, и кто будет оказывать населению эту услугу, можно только после тщательного анализа всех законодательных изменений.

Основная суть реформы

В 2018-2019 годах на территории Российской Федерации произошел так называемый мусорный кризис. Люди были недовольны тем, как происходит утилизация твердых коммунальных отходов и устраивали стихийные митинги, утверждая, что государство нарушает их право на охрану здоровья.

Результатом соглашения между населением и представителями власти стала так называемая «мусорная реформа». Она начала активно проводиться в начале 2019 года и затронула уже более 30 крупных регионов.

Изначально изменения в сфере обращения с ТКО должны были быть запущены еще в 2017 году, как об этом говорится в ФЗ №89.

 Однако на протяжении 2 лет особых сдвигов в области переработки мусора не было отмечено.

С 2019 года в жизнь стали воплощаться наиболее принципиальные положения реформы, в числе которых:

  • обязательный раздельный сбор отходов;
  • постепенное введение запрета на захоронение остатков производства и жизнедеятельности, которые можно вторично переработать;
  • введение института «региональный операторов» по коммунальным отходам;
  • введение системы штрафов за ненадлежащую утилизацию мусора.

    Устанавливаются контейнеры для раздельного сбора мусора

Основная суть российской мусорной реформы сводится:

  • к снижению площади полигонов, где хранятся отходы, строительству перерабатывающих комбинатов и уменьшению вредного воздействия мусора на экологию страны;
  • к переводу рынка отходов из «черного» в «белый» сектор;
  • к улучшению качества услуг.

Региональные операторы и их выбор

Для того, чтобы весь процесс сбора и переработки отходов в регионах России оставался под государственным контролем, в каждом субъектом федерации будет назначен собственный оператор, организующий площадки и полигоны для хранения ТКО и вывоз отходов. Выбор подобной организации производится на конкурсной основе. При этом договор с одной компанией сможет быть заключен не более, чем на 10 лет.

В соответствии с положениями реформы, оператору придется заключить отдельные договора с каждым из предприятий, образующих ТКО. Работа компаний, занимающихся транспортировкой и переработкой мусора, регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156.

Не заключать договор на вывоз отходов с какого-либо из предприятий оператор права не имеет (но только если организация находится на подведомственной ему территории или отходы имеют код отличный от кода ТКО). При этом компаниям дается множество полномочий и обязанностей. Они должны:

  • устранять незаконные свалки;
  • проводить финансовые расчеты по операциям, связанным со сбором, хранением и переработкой мусора;
  • обосновывать единый тариф, установленный на услуги;
  • обнародовать информацию, связанную с их деятельностью;
  • вводить санкции для тех, кто не соблюдает правила, связанные с утилизацией, хранением и переработкой ТКО.

Региональные операторы самостоятельно организуют весь процесс обработки мусора, полученного от физических лиц и промышленных компаний. Они должны обеспечивать полный цикл обращения с коммунальными отбросами: от оборудования площадки с мусорными баками до организации полигона.

Заключение договора с оператором

С 2019 года вывоз ТКО стал самостоятельной коммунальной услугой, поэтому на ее оказание нужно заключать соответствующий договор (по аналогии с водой или электроэнергией). Сделать это должны не только предприятия, но и собственники жилья. Тому, кто этого не сделает, грозит административное взыскание в пределах 2 000 рублей.

Если человек является владельцем квартиры, договор вместо него обычно заключает управляющая компания. При этом гражданину не обязательно лично подписывать соглашение: если он не предпринимает никаких противодействий, документ вступает в силу автоматически. Получить бумажную версию договора можно по запросу у регионального оператора.

В тексте соглашения указывается следующая информация:

  • место накопления мусора;
  • объем выбрасываемых ТКО;
  • необходимая периодичность вывоза.

Хозяева частных домов утилизируют отходы самостоятельно, их отношения с региональным оператором законодательством не регулируются. Они могут заключить индивидуальное или коллективное соглашение с компанией, занимающейся сбором и мусорной перевозкой ТКО.

Новая строка в платежке

Ранее вывоз ТКО был включен в оплату общедомовых нужд. Однако с 2019 года ее вынесли в отдельный пункт, который вносится в квитанцию ЖКХ. Отказаться от оплаты услуги по закону невозможно.

Если строка « жилья» в платежке осталась без изменений, собственнику жилья нужно обратиться в управляющую компанию с претензией. Организация должна сделать перерасчет и выплатить владельцу квартиры компенсацию. Если этого не происходит, гражданин имеет право подать прошение уже в Госжилинспекцию.

Формирование тарифов на обращение с ТКО

Конкретный тариф на коммунальную услугу по ТКО устанавливается для каждого региона страны отдельно. Плата может взиматься в зависимости от:

  • метража жилой площади;
  • количества проживающих человек.

В большинстве субъектов России используется последняя схема расчета, когда учитывается, сколько физических лиц постоянно прописано в квартире.

Если человек не согласен с тарифами на обращение с ТКО, он имеет право обратиться с претензией в одну из следующих инстанций:

  • антимонопольный орган;
  • суд;
  • прокуратуру.

Однако практически получается, что чаще всего собственникам жилья приходится платить по тарифу даже после судебного заседания.

Предусмотренные льготы и субсидии

Платить по полному тарифу придется не всем собственникам. В некоторых случаях владельцу квартиры полагается перерасчет (например, если он находился долгое время в отъезде и не проживал по месту прописки).

Для того, чтобы получить льготу, нужно подать заявление региональному оператору. Однако это правило касается только тех регионов, где расчет производится исходя из числа проживающих в квартире человек.

Если же в области или крае учитывается метраж жилого помещения, перерасчет сделать нельзя ни в каком случае.

Меньше за услуги региональных операторов платят те социальные категории граждан, которые относятся к льготникам. Это:

  • ветераны труда;
  • участники военных действий;
  • люди, имеющие почетный знак «Житель блокадного Ленинграда» и их семьи;
  • семьи, имеющие детей с инвалидностью;
  • граждане, ставшие жертвами политических репрессий;
  • инвалиды и участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • многодетные семьи (имеют скидку 30% на оплату);
  • инвалиды и участники Великой Отечественной Войны;
  • инвалиды 1, 2 и 3 групп.

Муниципальные власти могут вводить собственные льготы и субсидии для разных категорий граждан. Например, в Москве и Московской области пенсионеры в возрасте старше 80 лет полностью освобождаются от уплаты тарифа за сбор и транспортировку ТКО.

Отказ от оплаты и возможные последствия

Законодательство РФ однозначно относится к вопросу о том, можно ли не платить за услугу по сбору и вывозу ТКО. Граждане обязаны ежемесячно вносить сумму по тарифу, установленному региональным оператором.

Если этого не сделать, можно получить административное взыскание в форме штрафа.

Информация об этом содержится в Жилищном кодексе страны и Постановлении Правительства «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах».

Всем, кто допускает просрочки по оплате квитанций, начисляются пени. Рассчитать их конкретный размер можно с помощью специальных онлайн-калькуляторов. Кроме того, региональный оператор может потребовать от должника всю сумму неуплаты через суд. В таком случае деньги получают:

  • с лицевого счета в банке;
  • с банковской карты (в том числе, зарплатной или пенсионной);
  • за счет продажи имущества гражданина.

Также должнику имеют право ограничить выезда заграницу или запретить совершать регистрационные действия с недвижимостью (например, продавать квартиру).

Подача жалобы на некачественные услуги

Если услуги по сбору отходов не предоставляются должным образом (например, мусорные контейнеры всегда переполнены), жильцы могут направить жалобу непосредственно региональному оператору. Если ситуация касается только придомовой территории, то это вина управляющей компании. На нее можно подать претензию в Госжилинспекцию. После этого проблему должны решить.

Особый случай возникает, если рядом с домом просто недостаточно баков для отходов. Это не входит в перечень услуг по простому вывозу мусора, кому тогда жаловаться? Прошение необходимо направить в муниципалитет, поскольку именно там занимаются вопрос размещения и оснащения площадок под контейнеры.

Субъекты РФ, в которых разрешено перенести изменения

Хотя изначально реформу планировали провести во всех регионах страны в 2019 году, 9 регионов в дальнейшем перенесли этот процесс на 2020-2021 годы. В их числе Амурская область, где произошла задержка с переходом на новую схему оплаты, Приморский край, где сменился региональный оператор, республика Дагестан.

Определенную отсрочку разрешили сделать муниципальным властям в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. В городах федерального значения борьбу с мусорной реформой начали непосредственно представители администрации.

Они утверждают, что в крупных населенных пунктах слишком рано вводить подобные изменения по общей схеме.

Не исключено, что в таких местах в дальнейшем будет внедрена особая система сбора и переработки мусора, которая будет внедряться после одобрения федеральными властями.

Проблемы, возникающие при внедрении реформы

С момента начала преобразований в обществе и СМИ постоянно обсуждается провал отечественной мусорной реформы. Многие указывали на то, что изменения изначально проводились в неверной последовательности. Так, в городах сначала ликвидировали свалки и лишь потом начали строительство мусороперерабатывающих комбинатов. Соответственно, вывозить отходы на какое-то время стало просто некуда.

Во многих регионах возникли вопросы с установкой контейнеров для раздельного сбора ТКО. У муниципальных властей не было соответствующей инфраструктуры, чтобы установить достаточное количество подобных баков. Население также отнеслось к вопросу сортировки с непониманием. Большинство россиян до сих пор заботит только вопрос о повышении тарифов ЖКХ, а не экологическая ситуация в государстве.

Много вопросов вызвал и выбор региональных операторов. Изначально схема их выбора на конкурсной основе должен был способствовать борьбе с коррупцией. По факту же во многих субъектах РФ соответствующий тендер выиграли фирмы, которые и раньше занимались сбором мусора и не слишком хорошо справлялись с собственными обязанностями.

Покрытие расходов на реализацию изменений

Большинство недовольных комментариев о мусорной реформе связано с тем, что ее реализация фактически не покрывается из средств государственного бюджета. Такой подход, по мнению некоторых специалистов, наносит ущерб бизнесу и экономике страны.

Ведь государство выделяет на регион только фиксированную субсидию, в то время как частные предприниматели должны вкладывать в реализацию реформы намного больше денег.

Например, строительство только одного мусороперерабатывающего завода обходится инвестору примерно в 30 млрд рублей.

Для того, чтобы хотя бы частично вернуть свои средства, региональные операторы и связанные с ними компании, начинают завышать тарифы на вывоз мусора. Это отрицательно сказывается уже на населении страны, которое вынуждено платить в большем объеме за новую услугу.

Причины митингов против реформы

Пикеты против изменений в области сбора и хранения ТКО прошли по всей стране, однако бороться с мусорной реформой массово россияне не решились. В большинстве случаев вопросы населения вызывали тарифы, которые сильно различаются в разных регионах РФ. Дополнительно поднималась проблема неэффективности деятельности региональных операторов.

В целом, мусорная реформа в современной России вызвала серьезный протест населения именно в связи с повышением тарифов ЖКХ.

Общественное сознание еще не готово к тому, что отходы теперь придется сортировать, многие не представляют, как нужно это делать в домашних условиях и не хотят платить штрафы за неправильную утилизацию ТКО.

Населению потребуется определенное время, чтобы перестроиться на новую систему и принять ее в том виде, который предлагает отечественная власть.

Нажмите на звездочку =)

Средний рейтинг 5 / 5. 1

Let us improve this post!

Thanks for your feedback!

Источник: https://cleanbin.ru/law/waste-reform-2019

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.