О проблемах экономики России, низких доходах населения и необходимых изменениях

Содержание

Из-за чего возникают экономические трудности в РФ: основные причины

О проблемах экономики России, низких доходах населения и необходимых изменениях

Экономическая ситуация в Российской Федерации всегда была далека от идеальной. За века своего существования Россия (изначально — Империя, затем — Советский Союз и современная РФ) практически всегда сталкивалась с самыми различными проблемами. Однако каждый этап кризиса имел и имеет свои нюансы.

Ниже IQReview разберется с тонкостями текущего Что такое экономический кризис, каковы причины его появления и как его избежать?экономического кризиса и его основными причинами.

Экономика РФ в цифрах: что есть сейчас?

Для начала — общее состояние экономики на данный момент.

Статистические данные:

  • 6 место в мире по уровню ВВП по ППС (паритету покупательской способности);
  • 48 место по ВВП на душу населения;
  • инфляция: 5% (за январь 2017 года);
  • безработица: 5.6% (январь 2017 года);
  • экспорт и импорт: 333.5 и 177.3 миллиарда долларов (за 2015 год).

Сферы занятости граждан:

  1. Сфера услуг: 58.1%.

  2. Промышленность, производство: 32.9%.

  3. Сельскохозяйственный сектор: 9%.

Общие тенденции: каковы основные проблемы экономики РФ?

В России сейчас можно выделить такие основные экономические трудности:

  1. Сильно выраженная сырьевая направленность.

  2. Монополизация экономики.

  3. Экономическая централизация.

  4. Низкий уровень государственного контроля в экономике.

  5. Непродуманное и нестабильное законодательство в экономической и других сферах.

  6. Высокий уровень правонарушений в области экономики (коррупция, взяточничество, казнокрадство, влияние родственных связей при трудоустройстве).

  7. Сильно выраженное смешивание государственной и коммерческой экономик.

  8. Раздутый банковский сектор, в который вливается большое количество средств.

  9. Несбалансированное финансирование рабочих.

  10. Проблемы образования (в том числе и отсутствие жесткого контроля за подготовкой специалистов).

  11. Слабая государственная заинтересованность в социально-общественном развитии.

  12. Слабый (практически отсутствующий) контроль государства за работой госаппарата.

  13. Низкий уровень медицинского обслуживания.

  14. Низкий уровень внимания к науке.

Перечисленные выше причины экономических трудностей существуют не первое десятилетие. Они тесно переплетаются друг с другом, и в совокупности ухудшают состояние и самого государства, и качество жизни каждого гражданина в отдельности.

Ниже разберем перечисленные причины экономических трудностей более подробно.

Сильно выраженная сырьевая направленность

Государственный бюджет РФ очень сильно «завязан» на экспорте нефти и газа. Вспомните 2014-2015 годы: цена барреля поползла вниз — вместе с ней поползла вниз и экономика России.

Это крайне серьезная ошибка: в такой ситуации стабильность всей страны прямо зависит от ситуации на нефтяном рынке. Во второй половине «нулевых», когда цена нефти была устойчиво высокой, это было плюсом — государство много продавало сырья и получало много средств. Как следствие — это привело к росту благосостояния. Однако, когда наступил кризис, быстро проявилась и негативная сторона.

Сырьевая направленность

Вдобавок, сырьевая направленность пагубно влияет на прочие секторы экономики. Государство ориентируется на экспорт нефтегазовых продуктов как на самый выгодный способ. В результате «задвигаются» прочие отрасли, которые финансируются в десятки раз хуже.

Получается серьезный перекос — компании, занимающиеся нефтью и газом, быстро богатеют, и в них охотно вкладываются инвесторы. А прочие отрасли промышленности и сельского хозяйства стагнируют.

Чтобы восполнить недостающую потребность в продукции (которую сама страна не производит или производит в малом количестве), приходится ее импортировать, еще больше усложняя работу отечественным предприятиям, приводя на рынок конкурирующие иностранные производства.

Монополизация

Практически в каждой крупной отрасли экономики сейчас можно найти игрока-монополиста. Это крупное предприятие, которое занимает огромную долю рынка в своем сегменте. С одной стороны, это хорошо — есть большая и стабильная компания, которая много производит, много продает, дает работу тысячам граждан.

С другой стороны, это пагубно воздействует на компании поменьше — им очень сложно конкурировать с таким гигантом.

Крупное предприятие, чтобы выдавить конкурентов, легко может держать наценку всего в 1-2% от себестоимости изделий, все равно оставаясь на плаву за счет объемов.

Для населения это хорошо — граждане могут покупать товары по сравнительно низкой стоимости. Для бизнеса это плохо — убивается конкуренция, и маленькие предприятия вынуждены закрываться.

В результате высокий уровень монополизации (и отсутствие жесткого государственного контроля за ситуацией на рынке) приводит к тому, что в малый бизнес сложно войти. Как следствие — открывается меньше компаний, которые могли бы придумывать что-то новое, давать новые рабочие места, экспортировать продукцию за рубеж.

Также монополизация является причиной:

  • роста цен;
  • роста инфляции;
  • задания определенных условий в «своих» сегментах деятельности.

Экономическая централизация

Текущее положение дел в стране выглядит примерно так: регионы зарабатывают деньги, а делит их Москва. Как следствие — формируется слабая заинтересованность регионов в экономическом развитии. Вдобавок растет недовольство такой формой распределения средств, и процветает теневая экономика с сокрытием доходов.

Низкий уровень государственного контроля в экономике

Сейчас со стороны государства очень слабо осуществляется контроль за качеством выпускаемой продукции. Как следствие — на внутренний рынок поступает существенное количество второсортных изделий. Из-за низкой цены они все равно находят своего покупателя, и при этом создают конкуренцию более качественной продукции.

Снижение себистоимости

Это приводит к тому, что некоторые предприятия сознательно начинают ухудшать качество — с целью снижения себестоимости изделий. Такие действия вредят покупателям, которые страдают от низкопробной продукции.

Непродуманное и нестабильное законодательство в экономической и других сферах

Человеку, который не учился на юридическом факультете (или не изучал самостоятельно юриспруденциюКем может работать юрист, сколько за это платят и кому подойдет эта работа), будет крайне сложно разобраться во всех тонкостях законов и правил, связанных с экономическим сектором. Помимо того, что их очень много — в них находятся различные лазейки, неточности и неопределенности.

Такая ситуация способствует возникновению нескольких проблем:

  1. Начинающим предпринимателям сложно разобраться в тонкостях законодательства. Они либо боятся начинать свое дело, либо их развитие существенно замедляется.

  2. Случайно (или намеренно) допускаются ошибки, нарушающие законодательство.

Высокий уровень правонарушений в области экономики

По статистике, страны бывшего СССР стабильно являются высококоррумпированными. По итогам 2016 года, РФ занимает 136 место из 174 наравне с Нигерией, Ираном, Киргизией, Ливаном (то есть входит в двадцатку самых коррумпированных государств).

Коррупция стабильно присутствует во всех сферах экономики и на всех ее уровнях. От пожарного инспектора и до региональных представителей власти — взятки берут везде, и за деньги решают самые различные вопросы.

Сильно выраженное смешивание государственной и коммерческой экономик

Ситуация, когда государство и коммерческий сектор тесно связаны, является одной из самых главных причин возникновения коррупции. Это приводит к тому, что государственный аппарат на всех уровнях имеет свой интерес в коммерческих структурах. Как следствие — чиновники из всех инстанций оказывают влияние на бизнес, получая от его представителей деньги.

Раздутый банковский сектор

Из-за высокой сложности предпринимательства компании неохотно вкладывают деньги в дальнейшее развитие. Очень часто юридические лица, получающие прибыль, вместо реинвестирования несут ее в банк.

Такой капитал приносит доход только своему владельцу. Он ничего не производит, не создает рабочих мест, не предоставляет услуги. Возможно, для отдельного предприятия это выгодно, но для государственной экономики в целом это вредно.

Несбалансированное финансирование рабочих

Сравните зарплату врача в небольшом городе и зарплату менеджера в Газпроме. И затем сравните, сколько пользы обществу приносят эти два человека.

Отсутствие баланса, даже приблизительного, приводит к перекосу на рынке труда. Граждане охотно идут туда, где высокие зарплаты и есть большие перспективы. И наоборот — мало желающих занять должности, где мало платят, плохие перспективы, но есть высокая ответственность.

Помимо того, что наблюдается недостаток специалистов в ряде отраслей, в них же присутствуют и другие проблемы:

  1. Низкий уровень профессионализма.

  2. Плохое качество оказания услуг.

  3. Отсутствие у сотрудников мотивации к дальнейшему развитию, повышению квалификации.

  4. Сложности при поиске нового сотрудника.

Ситуацию усугубляет то, что низкооплачиваемыми являются как раз одни из самых важных отраслей. В первую очередь — это медицина и образование.

Проблемы образования

Помимо «прямых» причин экономического кризиса существуют еще и косвенные факторы. К таким относятся и проблемы образования:

Трудности экономики

Как следствие, это приводит к следующим проблемам:

  1. Низкий уровень знаний специалистов, причем во всех сферах деятельности.

  2. Получение знаний, которые оказываются бесполезны на практике.

Слабая заинтересованность государства в социально-общественном развитии

Какая-то социально-общественная деятельность более-менее активно ощутима лишь в нескольких самых крупных городах. Речь идет о различных соревнованиях, развитии детских спортивных секций, проведении субботников.

Напрямую это не влияет на экономическую ситуацию в стране. Однако такие меры могли бы благоприятно сказываться на настроении населения.

Слабый контроль государства за работой госаппарата

Работу государственного аппарата по всем инстанциям ругают повсеместно. Чиновники всех уровней и всех сфер мало того, что берут взятки — свою работу выполняют спустя рукава. Это приводит к тому, что решение многих бюрократических вопросов серьезно замедляется или требует денежной «стимуляции».

Подобная обстановка мешает не только рядовому гражданину. На экономике такая ситуация отражается ростом уровня коррупции. «Сверху» это контролируется очень слабо — в основном вышестоящее начальство периодически устраивает показной разбор полетов, чтобы продемонстрировать свою работу. В большинстве случаев все факты плохой работы государственного аппарата остаются без внимания.

Низкий уровень медицинского обслуживания

Бесплатная медицина в России официально существует — в каждом городе есть как минимум 1 муниципальное оздоровительное заведение. Другое дело, что работают они из рук вон плохо. Плохое обслуживание проявляется во всем — от качества оказания услуг до отношения сотрудников к пациентам. В большинстве своем более-менее тяжелые заболевания приходится лечить в платных клиниках.

Это приводит к тому, что население, на налоги которого содержатся бесплатные больницы, вынуждено тратить свои деньги на платную медицину.

Низкий уровень внимания к науке

Научно-исследовательские организации в Российской Федерации со стороны государства финансируются крайне слабо. Страна проявляет интерес лишь к нескольким отраслям (космическая, военная, нефтегазовая), выделяя минимум средств (или не выделяя вообще) на остальные.

В какой-то мере на научно-исследовательские мероприятия деньги дают частные инвесторы. Такой вариант частично улучшает обстановку, но направлен только на определенные сегменты промышленности. Это ослабляет и замедляет технический прогресс, заставляя государство тратить бюджет на покупку технологий и оборудования вместо того, чтобы самостоятельно разрабатывать необходимые технологии.

Об основных экономических трудностях (видео)

Источник: http://IQReview.ru/economy/ekonomicheskie-trudnosti/

О проблемах экономики россии, низких доходах населения и необходимых изменениях

О проблемах экономики России, низких доходах населения и необходимых изменениях

Олег Дерипаска предлагает реформировать структуру финансового рынка, поскольку уже в течение шести лет рост экономики России не ускоряется. По его мнению, полномочия по отслеживанию конкурентоспособности банковского рынка следует передать в ведение, к примеру, Федеральной антимонопольной службы.

Рост инвестиций упал в 2014 году

«Хуже не будет», — сказал оптимист. «Нет, будет», — ответил пессимист. Действия российского Центробанка с приходом в него Эльвиры Набиуллиной сопоставляют как раз с ответом пессимиста. За все годы, с тех пор, как она возглавила ЦБ, регулятором выбирались только инструменты, заставляющие экономику балансировать между «хуже и еще хуже».

Эльвираы Набиуллина

Все началось с валютного кризиса 2014 г. Тогда Центробанк, повышая ключевую ставку, окончательно притормозил инвестиции. Снижаться она начала в середине 2012 г., и по этой причине начали снижаться темпы роста экономики в России. Но в то время, в отличие от сегодняшней ситуации, торможение было связано с долговым кризисом в еврозоне.

Сейчас, как и несколько лет подряд, причины сдерживания инвестиций в России происходят как из-за внешних факторов, так и из-за внутренних. В том числе – это бюджетная политика, которая за счет своей вертикали поставила регионы в зависимость от федерального бюджета.

Это и кредитно-денежная политика, которая завязала на себя процессы экономического роста. Причем полностью – от формирования спроса до инвестиций.

В результате Россия имеет низкий внешний спрос, а значит, низкие экспортные операции, имея низкий внутренний спрос из-за низких доходов населения, в условиях снижения цен на нефть и снижения стоимости рубля. При этом Центробанк снижает ключевую ставку.

Следует подчеркнуть, что такое происходит не в то время, когда экономике из-за сдерживающих внешних условий нужны были кредиты для внутреннего роста, а сейчас, то есть в то время, когда внутренний спрос ели теплится.

Доказывают это мизерные объемы промышленного производства и обороты розничной торговли. Мало того, само снижение ключевой ставки в большей степени похоже на ничего не значащую подачку. Такая мера просто ничего не значит для экономики.

Она просто подтверждает, что в экономике нет ничего хорошего.

Санация банков как минусовое достижение Банка России

Ставка снижена, но это никак не сказывается на экономике, поскольку все зависит от спроса, а роста доходов практически нет. За счет всех остальных составляющих (налоговое администрирование, бюджетная политика) снижение ставки просто удержит наплаву банки. Застой в экономике продолжится.

Можно предположить, что Эльвира Набиуллина принимает меры, чтобы предоставить возможность закредитованному населению перекредитоваться и не обвалить банковскую систему невозвратами кредитов. То есть, реальный результат – видимость того, что рынок обеспечивает рост кредитов.

Еще ряд минусовых достижений Набиуллиной – санация банков. По оценкам экспертов, цена этой санации оказалась такой, что Центробанк вынужден был включать печатный станок.

Теперь вернемся на 5 лет назад. В 2014 г. по сообщению портала Banki.ru, счетной палатой (СП) были опубликованы данные о результатах проверки Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Аудиторами отмечена недостаточная эффективность управления активами, которые были приобретены при санации коммерческих банков.

Мало того, что их реальная стоимость не достигала балансовой, для них требовались еще и дополнительные вложения. То есть, ничего, кроме убытков они не приносят. На данные выводы в АСВ ответили, что санация не является коммерческим проектом.

Просто из двух зол было выбрано меньшее, да и давать оценки данному процессу рано, поскольку он рассчитан на длительный срок.

До 1 января 2012 стоимость активов, полученных АСВ от санируемых банков (данные из пресс-релиза СП о неэффективности управления активами), составляла 117,7 миллиарда рублей.

На 1 января 2012 сумма активов на балансе АСВ составила 109,2 миллиарда рублей. Прошло два года, и от этой суммы осталось лишь 11,5 миллиардов рублей.

Такого результата удалось добиться, списав убытки от реализации активов, поскольку они оказались нереальными к взысканию.

Надо напомнить, что в мае нынешнего года Герман Греф, увлеченный идеей Эльвиры Набиуллиной, предложил вновь использовать практику учета дохода от участия в капитале Сбербанка в доходах Центробанка.

Греф заверил, что это было правильно и справедливо. Причина – «у них большие убытки, им нужны источники для покрытия убытков». В 2018 убыток Центробанка, по сообщению Интерфакса, достиг 434,7 миллиардов рублей.

Это почти не отличается от показателя 2017 (435,3 миллиарда).

Следует подчеркнуть, что, по мнению аналитиков, при возникновении кредитного пузыря, как раз санация принесет стране наибольшие проблемы. Дело в том, что ранее кредитование распределялось среди большого числа участников рынка, после санации оно сосредоточилось в банках-монополистах. Появится пузырь, и по всей финансовой системе России будет нанесен основательный удар.

Под прицелом Центробанка страховщики

Сейчас Эльвира Набиуллина чистит рынок страховых услуг. Теперь она заранее рассчитывает на помощь из бюджета, предлагая часть полномочий Российского Союза Автостраховщиков (РСА) передать правительству.

Речь идет об аккредитации станций технического обслуживания.

Спрашивается, а почему бы не передать полномочия МВД? Все-таки это министерство более профессионально могло бы регулировать работу станций техобслуживания.

Зачистка страховых компаний Центробанком также может обеспечить серьезные убытки. Лишенные лицензий компании будут перекладывать ответственность по выплатам ОСАГО на компенсационный фонд РСА. Это значит, что РСА нужно становиться участником рынка, при этом он не сможет контролировать станции техобслуживания. Не имея таких полномочий, РСА не будет никому нужен.

Если решение правительства будет положительным, и новая организация по аккредитации будет создана, или такие полномочия передадут в МВД (скорее всего ЦБ это не устроит), полномочия по распоряжению компенсационным фондом окажутся в организации, которая будет зависеть от правительства или Центробанка. Что случится дальше с компенсационным фондом? На этот вопрос ответить невозможно.

Все будет зависеть от планов ЦБ, относящихся к реформированию рынка страховых услуг.

В газете «КоммерсантЪ» в июне нынешнего года было опубликовано интервью с главой департамента страхового рынка Центробанка Филиппом Габуния, оценившим плохие активы всего страхового рынка России.

Он заверил, что по оценке ЦБ, в качестве плохих плохими считаются активы 15 страховых компаний (крупные, средние, небольшие). Это 55% рынка по активам. Активы на общую сумму 114 миллиардов рублей у этих компаний потребуется диверсифицировать по кредитному риску.

Поскольку существует много случаев, когда активы структурированы в не торгующих обществах, а внутри имеются хорошие активы, потребуется их распаковка. То есть, иногда можно просто изменить структуру, и активы, принимаемые за ноль, обеспечат кому-то проблемы.

Как посчитали в издании, общий капитал страховщиков в конце 2018 г. (данные Центробанка) – это 677 миллиардов рублей. Плохие активы составляют 18%. Это значит, что к последним относятся 122 миллиарда рублей.

Но реформы в страховом рынке этим не закончатся. Центробанком, в соответствии поручения Дмитрия Медведева, разработан страховой продукт, который объединяет КАСКО и ОСАГО. Страховым компаниям он выгоден, следовательно, выгоден и ЦБ. Дело в том, что для страховщиков ОСАГО выгоды не приносит, а КАСКО генерирует прибыль.

Недовольство бизнеса и населения растет едва ли не по часам

Судя по действиям ЦБ, Эльвира Набиуллина понимает, что конец ее эпохи не за горами. Перебрасывание «камней из собственного огорода в соседние» — то в Минфин, то в Минэкономразвития, то сразу в два не может быть случайным. Это происходит сразу, едва лишь поднимают тему плачевного состояния экономики России. Недовольство населения и бизнеса растет едва ли не по часам.

Пытаясь как-то исправить ситуацию, Набиуллина предпринимает попытки перетянуть некоторые функции правоохранительных органов в ведение ЦБ. Правда, в этой проблеме глава Центробанка проявляла осторожность. На ЦБ возлагались функции регулирования банковского сектора вместе с теми, которые прерогатива правоохранительных и судебных органов.

Недавно появилась довольно интересная информация.

Она исходит от первого заместителя директора департамента информационной безопасности Центробанка Артема Сычева, ставя под сомнение репутации некоторых групп российских граждан.

Сычев сообщил («Интерфакс») что в жертвы мошенничества в фиктивной лотерее (человеку предлагают сообщить данные банковской карты) оказываются мужчины, имеющие опыт работы в силовых структурах.

Сомнительно, что такое заявление сотрудник Центробанка мог сделать по собственной инициативе.

Хотя Сычев говорит также о женщинах и людях в возрасте более 50-и лет, внимание он концентрирует именно на силовиках.

На чем он основывает такую информацию? На анкетах? Но она относится к такой, которая характеризует личность. В таком случае, на каком основании сотрудник Центробанка об этом заявляет публично?

Надо ли ждать, когда будет еще хуже

О том, что Центробанк имеет слишком много полномочий, не эффективно справляясь с ролью регулятора, говорил Олег Дерипаска во время своего выступления на международном форуме, в рамках сессии «Конкуренция стран за экономический рост. Каков план России?». Проходила она во Владивостоке.

Олег Дерипаска

Бизнесмен заявил, что в РФ фактически не существует независимой банковской системы. Имеется лишь ЦБ со своими филиалами. Под последними Дерипаска подразумевает банки, в которых есть участи государства. Бизнесмена поддержал бизнес-обудсмен Борис Титов.

Он подчеркнул, что независимые банки скоро могут исчезнуть. Дерипаска добавил, что по какой-то причине независимые банки решено уничтожить. Бизнесмен уверен, что идея превращения ЦБ в мегарегулятор себя не оправдала.

Центробанк смог лишь консолидировать отрасль, по причине чего произошел рост процентных ставок.

Борис Титов

«В мире, — уточнил Дерипаска, — плата за передачу денег составляет 1 – 1,25%, у нас – 6 – 6,5% при завышенной базовой ставке. Он также напомнил, что Игорь Шувалов, бывший вице-премьер и Дмитрий Медведев обозначали задачу мегарегулятора в качестве ускорения роста экономики.

Но прошло шесть лет, «экономический рост не ускорился, — подчеркнул бизнесмен, — значит, нужно посмотреть, другой шаг сделать». Далее он сделал предложение реформировать финансовый рынок, передав полномочия по контролю конкурентоспособности банковского рынка, к примеру, Федеральной антимонопольной службе.
Разумеется, реакция Эльвиры Набиуллиной была незамедлительной.

Она сослалась на закон, определяющий полномочия Центробанка, в соответствии которым ЦБ и работает.

Трудно предположить, что Набиуллина не знает, что закон можно изменить. Российское правительство без труда пересматривает бюджет в течение года, меняет налоговую политику, меняет законы, который иной раз выглядят просто абсурдными. Однако то, что предлагает Дерипаска, абсурдным назвать нельзя.

О том, что политика ЦБ наносит вред стране, ни один раз говорили эксперты, экономисты, бизнесмены, политики, граждане страны. Нет смысла ожидать, когда российская экономика окажется в более худшем положении. У нас времени на разгон, как говорит президент Владимир Путин, слишком мало. Эксперты уже пророчат новый экономический кризис в 2020 году.

Источник: https://promdevelop.ru/o-problemah-ekonomiki-rossii-nizkih-dohodah-naseleniya-i-neobhodimyh-izmeneniyah/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.