Пенсионная реформа усилит безработицу и обострит обстановку на рынке труда?

Содержание

Пенсионная реформа усилит безработицу и обострит обстановку на рынке труда?

Пенсионная реформа усилит безработицу и обострит обстановку на рынке труда?

Закон, предусматривающий повышение пенсионного возраста, подписан. Его «жертвами» становятся миллионы российских граждан, для которых заслуженный отдых в лучшем случае просто откладывается на 5 лет, а в худшем, для многих, становится недосягаемым призраком, как мираж для бредущего в пустыне измученного жарой и жаждой человека.

Решении проблем на рынке труда с безработицей на Западе

Среди пострадавших оказываются не только представители старшего поколения.

Поскольку число рабочих мест в России, несмотря на все указы, заявления и обещания, ни на какие миллионы не увеличилось, многие из тех, кто сейчас оканчивает учебу, а то и всего лишь ходит в детский сад или еще не родился, с достижением трудоспособного возраста окажутся у «разбитого корыта», т.е. станут безработными. Ведь работодатель не сможет заменить человека предпенсионного возраста молодым специалистом.

Конечно, можно придумать еще несколько законов, предусмотреть какие-нибудь наказания, сделать что-то еще, чтобы избежать роста безработицы при повышении пенсионного возраста. Но не лучше ли воспользоваться опытом других стран. Например, Италии.

Сейчас в этой стране на пенсию люди выходят в 66 лет. В 2019 году пенсионный возраст может достичь 67 лет. Вот бы и в России так, — вероятно, могут подумать те, кто «горой» за повышение пенсионного возраста в России. Правильно, а еще, чтобы продолжительность жизни в РФ была такой же, как в Италии.

В этой стране она в числе самых высоких.

Но не будем отвлекаться. Вернемся к пострадавшим от реформы (узнайте также, в чем плюсы и минусы пенсионной реформы). В Италии в эту категорию попала молодежь. Пожилым людям пришлось работать дольше. Свои места на производстве, в учреждениях, в офисах они не освобождали. Молодые специалисты становились безработными.

Политики и журналисты назвали появившуюся проблему «эстафетой поколений». Решить ее попытались, переведя на неполный рабочий день тех, кто оказался в предпенсионном возрасте.

За счет этого, как ожидалось, часть молодых людей сможет трудоустроиться. Но все пошло не так. Вероятно, русская пословица «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги» действует и в Италии.

Профсоюзы и работодатели не пришли к компромиссу.

Наконец, «свет в конце тоннеля» показался. Правда, это произошло не благодаря законам и уголовным статьям (все-таки, Италия – не Россия). Выход нашли банки. Они разработали механизм, стимулирующий старых сотрудников работать на полставки. Это было обеспечено тем, что в январе 2018 года у итальянского фонда занятости появилось больше полномочий.

Суть новшества такова: банк гарантирует работнику, возраст которого свыше 60 лет, компенсацию до 25% от потери, при переходе на полставки. Платить будет Фонд занятости. Компенсацию стразовых взносов будет делать госструктура Фонд солидарности. В результате человек, теряя в заработке, не теряет в будущей пенсии.

Перекосы в системе образования как фактор, осложняющий проблемы на рынке труда России

Но вернемся к России. Полное реформирование пенсионного возраста пройдет у женщин к 2028, у мужчин – к 2034 году. На рынке труда окажутся дополнительно 6 миллионов женщин и 4 миллиона мужчин.

По мнению ряда экспертов ситуация в России не соответствует итальянской. В России был спад рождаемости с 1991 по 2001 годы. В Италии его не было. Это значит, что на российский рынок труда приходит молодежи меньше, чем раньше.

Отсюда меньшая конкуренция.

Ряд российских экспертов предполагает, что увеличение пенсионного возраста не скажется на уровне безработицы среди молодежи. Сейчас ее официальный показатель – 18,7% при среднем показатели по стране в 4,8%. Конечно, официальные цифры могут быть далеки от реальности. Но иной информации нет.

С тем, что молодым специалистам часто нужны рабочие места, к которым не имеют отношения люди предпенсионного возраста, можно согласиться. Более того, с развитием IT и биотехнологий спрос на молодых высококвалифицированных специалистов будет увеличиваться. Но существует достаточно много профессий, в которых предпенсионеры будут успешно конкурировать с молодежью.

Отрицательное влияние на рынок труда окажет и существующая система образования.

Как комментирует развитие ситуации директор департамента риск-менеджмента компании «Ай Кью Джи Управление активами» Александр Баранов, большая часть молодежи получает образование, для которого нет нужного количества рабочих мест. Существует много профессий, где присутствует настоящий дефицит кадров.

Причины таковы – молодежь отказывается от выбора специальности, или учебные заведения не готовят таких специалистов. В то же время «финансистов» в стране готовят столько, что выпускники не могут найти себе работу.

В худшем положении из-за пенсионной реформы окажутся представители среднего возраста

Но в России, как и в других странах, существует и еще одна категория работников. Это те, кто уже давно не относится к молодым специалистам, но предпенсионного возраста не достиг. Именно эти люди занимают похожие рабочие места, и самая высокая конкуренцию существует сред их.

За увольнение работника предпенсионного возраста уже предусмотрено наказание.

Но кто помешает работодателю избавиться от предпенсионера заранее? Если уволить мужчину, которому еще не исполнилось 60 лет или женщину в возрасте менее 55 лет (в соответствии с пенсионной реформой они становятся предпенсионерами), то работодатель сможет принять молодого специалиста, или того, кому до пенсии еще лет 10 – 15. При этом работодатель не рискует попасть под действие соответствующей статьи УК. Мало того, и сейчас человеку, когда его возраст за 45, устроиться на работу сложно, а при повышении пенсионного возраста станет еще сложнее.

Конечно, при большом увеличении числа рабочих мест, как это говорилось в указе президента еще в 2012 году, работники всех возрастных групп не оказались бы «подвешенном» состоянии.

Но из-за перекосов в образовании и наличии прочих недостатков, серьезная конкуренция будет только у рабочих некоторых специальностей.

Что касается остальных, то им нужно будет постоянно доказывать свой профессионализм, свою незаменимость.

Что касается бизнеса, то конкуренция среди потенциальных работников для него – это такая выгода, о которой ранее и мечтать не приходилось. Понадобится, к примеру, избавиться от работника, возраст которого приближается к предпенсионному, устроит работодатель аттестацию или еще что-нибудь.

Пускай даже новый сотрудник окажется не столь квалифицирован. Не важно. Ему нужно будет удержаться на своем месте. Так что сам позаботится о своей квалификации. К тому же, ничто не помешает работодателю платить своим сотрудникам меньшую зарплату.

Ведь каждый из них знает, что на его место готов прийти кто-нибудь другой.

Источник: https://promdevelop.ru/rabota/pensionnaya-reforma-usilit-bezrabotitsu-i-obostrit-obstanovku-na-rynke-truda/

«Пенсионная реформа – это закон о безработице» – как нам спасти экономику от ступора

Пенсионная реформа усилит безработицу и обострит обстановку на рынке труда?

Президент Владимир Путин предложил смягчить пенсионную реформу: снизить возраст выхода на пенсию у женщин с 63 до 60 лет, многодетным матерям разрешить выходить на пенсию досрочно, увеличить максимальный размер пособия по безработице до 11 280 рублей.

Депутат Государственной думы, председатель совета регионального отделения «Справедливой России» и вице-президент Конфедерации труда России Олег Шеин объяснил, почему даже в таком виде повышение пенсионного возраста повлечет за собой безработицу, рост преступности и снижение рождаемости в стране.

– Прошли парламентские слушания, с предложением внести поправки выступил президент. На какой стадии сейчас обсуждение реформы?

– Если вы имеете в виду техническую сторону, то в Госдуме создана специальная комиссия, которая должна обсуждать поправки ко второму чтению.

В эту комиссию, кроме представителей фракций, вошли также представители профессиональных союзов, в том числе Конфедерации труда России, представители ряда экспертных институтов и структур гражданского общества.

Комиссия должна работать до конца сентября, первое заседание, возможно, будет уже в начале сентября.

На самом деле мы должны содержательно обсудить только один вопрос: пенсионный возраст. Все остальное не имеет принципиального значения. Смысл закона заключается в том, чтобы ежегодно дополнительно выдавливать на рынок труда от полутора до двух миллионов человек.

По итогам реформы на рынок труда дополнительно выйдет 17 миллионов граждан Российской Федерации. Все это объясняется уменьшением количества людей работоспособного возраста в нашей стране.

Но это количество уменьшится не так сильно. Оно сократится не на 17 миллионов, а всего на три.

Причем уже начиная с 2024 года в силу демографических волн количество людей в возрасте 18-60 лет будет возрастать.

Более того, количество рабочих мест, вероятно, сократится, поскольку есть технологический прогресс и простой, физический труд очевидно уходит в прошлое, причем не только в индустрии, в сельском хозяйстве, но и в сфере услуг. Мы видим, как операционисты банков сменяются терминалами, а вместо охранников работают системы видеонаблюдения и электронные ключи.

По сути, смысл закона заключается в том, что безработица в России в лучшем случае возрастет на 14 миллионов человек. Поэтому содержательно ничего, кроме вопроса о пенсионном возрасте, обсуждать не надо. Насколько парламент, правительство, исполнительная власть, институты будут готовы именно к этому диалогу, зависит, конечно, не от рабочей группы.

Олег Шеин. РИА Новости / Владимир Астапкович

На парламентских слушаниях из экспертных институтов были представлены только неолиберальные.

Ни Гринберга, ни Глазьева, ни Института народонаселения РАН – никого из тех людей, которые являются профессионалами, но при этом придерживаются не неолиберальной точки зрения, на парламентских слушаниях из числа экспертов не было.

Рабочая группа формируется примерно так же. Поэтому реакция власти зависит от того, какой окажется реакция общества и насколько общество будет готово и последовательно в своей реакции.

Насколько изменится ситуация после предложения Владимира Путина поднять пенсионный возраст женщинам не на восемь, а на пять лет? Содержательно это означает рост безработицы не на 14 млн человек, а на 8 млн человек.

Пенсионный фонд ежегодно недополучает 2,5 трлн рублей из-за теневой занятости

– Вы не раз говорили, что для пенсионной реформы сегодня нет ни демографических, ни бюджетных предпосылок. Почему вы так считаете?

– Я только что привел демографическую картину. Что до бюджетных предпосылок, то издержки на пенсионные выплаты в стране ниже, чем в других странах мира. Вопрос не в бюджете. Ведь экономика может быть большая, а бюджет маленький.

Если все деньги страны раздать олигархам, то бюджет может быть небольшим, и тогда пенсионные издержки будут казаться очень крупными, обременяющими.

Но на самом деле если мы посмотрим на соотношение к экономике, то мы увидим: в России доля затрат на выплату пенсий составляет порядка 7 трлн рублей в год при экономике в 100 трлн, то есть 7%, в то время как в Польше, Португалии, Франции это 14%, в Италии 16%.

То есть в других странах мира, которые не испытывают никаких бюджетных катастроф, где экономики не идут по миру и не разоряются, затраты на пенсионеров вдвое выше, чем в России.

Это означает, что и в России затраты на пенсионеров могут быть вдвое выше просто за счет увеличения зарплат и государственных налогов в отношении крупного капитала, крупной олигархии. Правда, тогда у нас будет меньше миллиардеров. Их у нас сегодня в расчете на душу населения больше, чем во Франции, Великобритании, не говоря уже про Польшу, Португалию, Италию.

– Какие есть другие способы пополнить пенсионный фонд?

– Их достаточно много. Первый, который на поверхности, который может быть принят в течение нескольких недель и заработать в течение нескольких месяцев, – это плоская шкала страховых взносов в пенсионный фонд.

Сегодня, если заработная плата человека превышает 85 тысяч в месяц, то отчисления в пенсионный фонд составляют не 22%, а 10%. То есть выпадающие доходы пенсионного фонда ежегодно составляют 600 млрд рублей.

Сказки про то, что все уйдут в тень, нелепы, потому что зарплату свыше 85 тысяч рублей получают те, кто в тень не уйдет: депутаты Госдумы, работники правительства, сотрудники аппарата президента, директора школ, ректоры университетов, главврачи больниц, руководящее звено «Газпрома», «Лукойла», «Роснефти», «Сбербанка» и других. Никуда в тень они не уйдут.

Понятно, что если увеличатся отчисления в пенсионные фонды, то это увеличение, рост налогов отчасти будет достигаться снижением зарплат этих начальников. Так их и не жалко. Проблема в том, что они готовы пустить под откос всю страну, лишь бы из их глотки не был изъят кусок мяса, который туда и так не помещается.

Другой механизм, не столь быстро работающий, но фундаментальный, – это легализация труда. Проблема России заключается не в том, что у нас мало работников. Работников достаточно – на 36 миллионов пенсионеров по возрасту приходится 81 миллион людей трудоспособного возраста.

Так это не вина людей, а их беда. Речь идет не о самозанятых, как придумало российское правительство.

Самозанятые там тоже есть, но в основном это рабочий класс: строители, дальнобойщики, продавцы, те, кто собирает продукцию на полях – люди, в отличие от офисных сотрудников, работающие в реальном секторе экономики.

В отношении них нет легальной занятости, потому что все права даны начальникам, работодателям. Они вообще на пенсию будут уходить в 68 и 70 лет.

Потому что если нет легальной занятости, то пенсионный возраст – плюс 5 лет по отношению к стандартному.

Я внес очень простой законопроект – чтобы компании, которые используют неофициальный труд, были лишены государственных налоговых льгот, государственных подрядов и заказов, чтобы бизнес был наказан, чтобы бизнес принуждался к легализации труда.

Правительство России дало отрицательное заключение. Правительство России говорит: пусть и дальше обманывают работников по зарплате, пусть и дальше не платят деньги ни в пенсионный фонд, ни в местные бюджеты, и плевать, что пенсионный фонд ежегодно недополучает 2,5 трлн рублей из-за теневой занятости.

Таким образом, кризис с повышением пенсионного возраста совершенно искусственный.

Как и, главное, кому надо действовать, чтобы разумные доводы против пенсионной реформы наверху услышали и изменили курс?

– Населению. Когда меня спрашивают, есть ли возможность отменить этот закон, ответ предельно простой: если против закона о повышении пенсионного возраста выйдет столько людей, сколько выходило без принуждения, в добровольном порядке, в наше свободное время на Бессмертный полк, этот антироссийский закон неолибералы заберут так же быстро, как они его вносили. Это закон о развале страны.

Повторю еще раз: одним из последствий будет не только безработица, будет повторен демографический провал 90-х годов, потому что будет повторено обнищание населения эпохи 90-х годов. Это, конечно, ступор экономики.

Есть оценки специалистов «Райффайзенбанка», которым никто не оппонирует: если закон не принимать, при всех прочих равных рост ВВП – 2%, если принять – минус 2%, то есть минус 4 трлн рублей национальной экономики ежегодно. Как это остановить? Одним путем: демократично, свободно, каждый в своем городе, поселении, выйти, как мы выходили на Бессмертный полк. У нас нет другой земли, нет другой страны, и мы должны формировать ее будущее.

Сергей Яковлев /29.ru

Проблема безработицы нерешаема вообще

Действительно ли в нашей стране есть некий «культ молодости», то есть и сегодня после 45 лет людей неохотно берут на работу? А что тогда будет дальше?

– Здесь надо понимать, что есть проблема в обучении рабочей силы. На самом деле опыт – штука хорошая, но опыт не поспевает за технологиями. На дворе не XIX век, и требования к работнику меняются. В Европе, в Южной Корее, в США, в Австралии есть финансируемые государством программы переобучения кадров.

Скажем, в Швеции системой переобучения кадров ежегодно охвачено порядка 60% всех работников в возрасте старше 50 и, понятно, более молодых тоже. То есть люди всю жизнь учатся, и у них есть восприятие учебы. А вот если человек после техникума или института не учился, ему очень трудно перестроиться в 60 лет.

В России есть только курсы компьютерной грамотности – но это ведь не учеба. Должна быть модель, при которой человек в 40 лет сможет получить бесплатное высшее образование землемера, учителя турецкого языка или повара – кого угодно.

Дальнобойщики, например. Через несколько лет не будет такой профессии, будут роботы возить. Нужно, чтобы человек в условиях, когда его профессия умерла, мог овладеть другими навыками. Это требует больших государственных затрат, а как иначе? Нужна совершенно другая модель, при которой национальная экономика будет работать на страну, а не на 200 тысяч долларовых миллионеров.

– У вас в Конфедерации труда есть понимание, как решить проблему безработицы в России?

– Проблема безработицы нерешаема вообще. Человечество выходит на порог, когда труд перестает быть нуждой. Скажем, голод. Голод был проблемой на протяжении всей истории цивилизации, и последние масштабные голодные эпидемии были не далее как три поколения назад.

Но сегодня голода, за вычетом потерянного континента, Африки, нет больше нигде на планете. 3% фермеров кормят весь мир, а раньше 90% населения было занято в сельском хозяйстве, чтобы кормить оставшиеся 10% горожан. Изменились технологии. Не нужен труд в таких масштабах на селе. То же самое в индустрии.

В прошлом году в Индии рост ВВП – плюс 4%, но минус 2% рабочей силы.

Технологические линии, роботизация, автоматизация производства делают ненужным простой ручной труд. В целом мы как цивилизация приходим к модели базового основного дохода. Но базовый основной доход имеет свои специфики.

Почему он не идет в Европе? В Европе его пытаются провести мошенническим путем консерваторы и неолибералы, как это делается в России. Речь о монетизации. Мы вам отменим бесплатные билеты в музеи, зато вы получите дополнительно 100 франков. Естественно, швейцарцы на референдуме голосуют против такого решения. Они не идиоты.

Они говорят: сегодня вы бесплатные музеи отмените, а завтра отмените бесплатное обучение в университетах. Поэтому такие механики неприемлемы.

Но пенсия сегодня превращается из института компенсации по немощности в базовый основной доход для людей пожилого возраста. Она и должна рассматриваться в этом контексте, потому что должно быть освежение рабочей силы.

Если рабочая сила избыточна, а она избыточна – в первую очередь на базовый основной доход должна уходить та часть сотрудников, чьи производственные навыки и производственная культура сформировались 40 лет назад.

В этом контексте безработица требует решения, того же самого переобучения кадров, но надо понимать, что цивилизация убирает простой труд, он не нужен.

– То есть вы считаете, что логичнее было бы, наоборот, занижать пенсионный возраст?

– Конечно. К примеру, в Европе это происходит через уменьшение продолжительности рабочей недели. Французы, вслед за ними шведы уменьшили рабочую неделю. Но можно идти другим путем, уменьшая пенсионный возраст. Смысл тот же самый – сокращение времени, которое люди трудятся.

Кирилл Канин / tayga.info

Повышение НДС – это затыкание дыр за счет работников

– Вы ведь и повышение НДС на ании не поддержали. Почему?

– Рост НДС – это налог, который платится покупателями. Когда единороссы и либералы рассказывают нам, что любой налог платит потребитель – это вранье. Налог на прибыль платит капиталист. Это те деньги, которые он хочет себе оставить на личные дивиденды. Сколько оставит, столько с него денег и берется, исходя из этого объема.

Соответственно, налог на дивиденды он мотивирует, либо повышая зарплату сотрудникам, либо вкладывая деньги в инвестиции, в новые проекты.

Идея налогообложения на финансовый капитал, налог Тобина, который принят в некоторых странах Европы, – это налоги, регулирующие финансовый спекулятивный рынок и сверхдоходы олигархии.

НДС – это налог напрямую с покупателей. Это уменьшение доходов населения страны.

Чистая заработная плата людей в чистом рынке 25 трлн, в теневом – 10 трлн, итого 35 трлн, пенсии 7 трлн, дальше по мелочам соцвыплаты – всего порядка 40 трлн рублей. Это чистый доход населения. Повышение НДС на 6% – это уменьшение чистого дохода населения примерно на 2%.

Но есть официальные оценки Минэкономразвития, а именно Максима Орешкина о том, что если бы НДС не был повышен, то экономика в следующем году показала бы темпы 1,9%, а так темпы будут 1,4%; если бы НДС не был повышен, то инвестиции были бы 3,9%, а так будут порядка 3%; если бы НДС не был повышен, доходы населения выросли бы на 6%, а так вырастут на 1%.

Мы сами это видим на примере двойного повышения платы за коммунальные услуги. Тарифы ЖКХ будут повышены не только в июле, как обычно, но и в январе. Это закон, который бьет и по доходам населения, и по заработным платам, и по покупательному спросу, и по темпам роста экономики. Вредительский закон.

– Кому он, в таком случае, выгоден?

– Политика правительства РФ заключается в том, чтобы уменьшать налоги с корпораций, по сути раздавать деньги олигархам, что они делают последовательно. Но они это делают так быстро, что не успевают столь же быстрыми темпами сократить бюджет. Поэтому они и принимают решение повысить НДС – это затыкание дыр за счет работников.

Источник: https://www.pravmir.ru/pensionnaya-reforma-eto-zakon-o-bezrabotitse-kak-nam-spasti-ekonomiku-ot-stupora/

Безработица и бедность: чем грозит пенсионная реформа

Пенсионная реформа усилит безработицу и обострит обстановку на рынке труда?

Если повысить пенсионный возраст на пять лет, что, скорее всего, и сделает правительство, то доходы населения снизятся на 41 млрд рублей в первый же год реформы. Кроме того, обострится проблема безработицы среди молодежи. В итоге пенсионная реформа обойдется стране снижением ВВП, предупреждают эксперты.

Институт актуальной экономики посчитал экономические последствия повышения пенсионного возраста в России. Для расчета был взята пенсионная планка, при которой мужчины будут уходить на пенсию в 65 лет (сейчас — 60), а женщины — в 63 года вместо нынешних 55 лет. Такой вариант сейчас в правительстве считается приоритетным.

Повышение будет проходить поэтапно, по полгода ежегодно, на протяжении 10 лет.

По данным Росстата, в прошлом году в России проживало 918,3 тыс. мужчин и 1,166 млн женщин предпенсионного возраста. Итого за год на пенсию выходит в среднем 2 млн человек. Средняя пенсия, по данным ПФР, составляет сейчас 13,7 тыс. руб.

Снижение покупательной способности

Исходя из этих данных, в первый же год повышения пенсионного возраста россияне предпенсионного возраста недополучат 41,1 млрд рублей.

«Повышение пенсионного возраста означает недополучение людьми значительных сумм, что ведет к снижению покупательной способности, которая тянет за собой спад спроса на товары массового потребления. В результате возникает цепная реакция, осложняющая выход отечественной экономики из затяжного кризиса», — говорится в исследовании института.

Повышение пенсионного возраста не только снизит доходы части россиян, но и усилит проблемы с молодежной безработицей, считают эксперты. По данным Росстата за 2017 год, работающие пенсионеры составляют 34,5% от всех работников.

Причем больше всего среди работников женщин начального пенсионного возраста (55 — 59 лет): 11,9%. Мужчины в возрасте 60 — 64 года составляют 7,1% от общего числа работников.

В последующих возрастных категориях доля работающих пенсионеров снижается.

При этом уже сейчас безработица среди молодежи (в возрасте до 25 лет) составляет 18,7%. То есть безработным в этой возрастной категории считается почти каждый пятый, тогда как в среднем по стране безработица колеблется возле отметки 5%.

«Повышение пенсионного возраста обойдется экономике от 0,5% до 1,5% в год в зависимости от цен на углеводороды», — предупреждают эксперты Института актуальной экономики.

Они признают необходимость проведения пенсионной реформы и называют оптимальным вариант повышения пенсионного возраста на полгода каждый год.

Хотя ранее обсуждались и менее жесткие алгоритмы повышения пенсионного возраста — по три месяца ежегодно.

В любом случае авторы исследования считают, что необходимо снизить риски негативных последствий пенсионной реформы для граждан и для экономики в целом. Для этого необходимо соблюдение ряда условий.

«Во-первых, экономика страны на протяжении минимум трех лет должна показывать темпы роста, не отстающие от среднемировых более чем на 1 п. п.», — отмечают эксперты. В Германии, например, многие негативные последствия повышения пенсионного возраста (такие, как, например, снижение покупательной способности населения) компенсируются ускоряющимся ростом экономики. Не говоря уже о развитой системе добровольного пенсионного страхования.

Хорошо быть француженкой на пенсии

Во-вторых, негативные социальные последствия от реформы будут смягчены, если возраст дожития у мужчин поднимется до 19 лет, а у женщин составит не менее 22 лет.

Сейчас в среднем по России возраст дожития у мужчин составляет 16,08 лет, а у женщин — 25,8 лет.

Эксперты предлагают ориентироваться на страны ЕС, в которых возраст дожития намного выше, чем в России.

В Германии возраст дожития для мужчин составляет 19,4 года, а для женщин — 22,8 года, в Норвегии — 17,9 и 21,8 года соответственно, в Австрии — 19,9 и 25,4, в Бельгии — 21,1 и 25,8, во Франции (европейский лидер) — 23 года для мужчин и 27,2 года для женщин.

То есть возраст дожития у российских женщин находится на хорошем европейском уровне, а у мужчин значительно отстает.

Заключительным этапом реформы, отмечают эксперты, может стать выравнивание пенсионного возраста у мужчин и женщин, но эта проблема следующего десятилетия.

В России отчетливо прослеживается динамика увеличения доли пенсионеров в населении страны. По данным Росстата по состоянию на 1 января 2011 года, на 1000 человек населения приходилось в среднем 292,7 пенсионера, в 2015-м — уже 304,2 пенсионера, на 1 января 2018 году на 1000 работников приходилось 313,7 пенсионера.

Растут не только относительные, но и абсолютные показатели: в 2011 году пенсию по старости получали 32 млн 462 тыс. человек, в начале 2018 года таких было уже 36 млн 336 тыс. человек. Численность населения в трудоспособном возрасте при этом снижается. В 2011 году 87 млн 847 тыс. человек находились в трудоспособном возрасте, а к 2018 году таких осталось только 83 млн 224 тыс. человек.

Россияне не хотят на пенсию

Как следует из опроса Фонда общественного мнения (ФОМ) , только 9% россиян одобряют идею повышения пенсионного возраста в России.

Хотя более четверти (28%) признают, что нынешние пороги выхода на пенсию занижены.

В начале мая премьер Дмитрий Медведев заявил, что правительство в кратчайшие сроки подготовит законопроект о повышении пенсионного возраста и внесет его на рассмотрение депутатов Госдумы. А вице-премьер Татьяна Голикова уточняла, что пенсионная реформа в России может начаться уже в 2019 году. По словам пресс-секретаря премьера Натальи Тимаковой, повышение пенсионного возраста обсуждается на совещаниях у премьера «последние полгода минимум».5 июня в правительстве, по сообщениям СМИ, состоялось совещание, на котором обсуждались три варианта повышения пенсионного возраста в России. В варианте Минтруда предполагается повышение возраста по выходу на пенсию для мужчин до 65 лет, для женщин — до 60. У министерства просчитан и второй вариант, более щадящий — до 62 лет для мужчин, у женщин — до 60 лет. Вариант Минфина: повышение возраста по выходу на пенсию для мужчин до 65 лет, для женщин — до 63 лет. Обсуждается также возможность досрочного выхода на пенсию по желанию гражданина, но с пониженным размером пенсионных выплат.

Источник: https://finance.rambler.ru/economics/40034015-bezrabotitsa-i-bednost-chem-grozit-pensionnaya-reforma/

Сможет ли пенсионная реформа простимулировать рынок труда? Прогноз до 2024 года

Пенсионная реформа усилит безработицу и обострит обстановку на рынке труда?

Государственная демографическая политика России в перспективе до 2024 года будет направлена на стимулирование рынка труда. Все меры будут направлены на преодоление негативного влияния демографических тенденций, вызывающих нехватку рабочей силы.

Публикация актуальная для слушателей, проходящих обучение по направлениям:

  • Государственное и муниципальное управление
  • Кадровое дело

Пенсионная реформа как решение демографического кризиса в условиях модернизации экономики?

Россия, как страна с развивающей экономикой, попала в специфическую для неё ситуацию. Сегодня перед ней стоит задача модернизации. Модернизация необходима не потому, что так сказал Президент России В.В. Путин, а потому, что это объективная необходимость. Если в ближайшие годы Россия не сможет модернизировать свою экономку, то она не сможет играть на равных в новых мировых условиях.

Так получилось, что эта задача встала перед Россией не в самый удобный для неё момент – во время демографического кризиса.

В первую очередь он выражается не в том, что сокращается численность населения, а в том, что произошёл значительный перекос между активным трудоспособным населением и неактивным, не участвующим в модернизации экономики.

Эта часть населения в нынешней ситуации превращается в фактор, который тормозит развитие России и делает ее не способной решить задачу по модернизации экономики. К неактивной части населения относятся:

  • Пенсионеры,
  • Несовершеннолетние,
  • Инвалиды и т.д.

Чтобы решить проблему Правительство РФ принимает множество различных мер:

  • Повышение пенсионного возраста,
  • Вовлечение определённых граждан в экономику,
  • Легализация самозанятых граждан,
  • Миграционная политика

С целью вовлечения отдельных категорий граждан, испытывающих трудности при трудоустройстве, будут реализовываться:

  • Национальный проект «Демография», реализация которого позволит обеспечить к 2024 году, в том числе, создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет;
  • Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, а также план мероприятий по реализации ее первого этапа в 2016-2020 годах, направленные на стимулирование активного долголетия, улучшение качества жизни, использование знаний, опыта и трудового потенциала старшего поколения как важного ресурса экономического роста;
  • План по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 годы;
  • Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы.

Помимо перечисленных государственных программ поддержки рынка труда, в 2019-2024 годах будут реализованы следующие мероприятия:

  • расширение границ трудоспособного возраста в связи с поэтапным повышением пенсионного возраста,
  • привлечение иностранных квалифицированных и высококвалифицированных специалистов благодаря миграционной политике.

Ожидаемые результаты мероприятий по поддержанию рынка труда в 2024 году

Численность рабочей силы в 2018-2024 годах будет постепенно увеличивается с 75,8 млн. человек до 76,3 млн. человек в 2024 году.

Наряду с постепенным увеличением предложения труда спрос на труд также продолжит расти в условиях динамичного экономического роста. В результате повышение пенсионного возраста не приведет к росту безработицы, напротив тренд на ее снижение будет сохраняться в течение всего прогнозного периода. Уровень безработицы может снизиться с 5,2 % в 2017 году до 4,6 % в 2023-2024 годах.

В этих условиях рост заработной платы во внебюджетном секторе экономики в целом будет определяться динамикой производительности труда.

Прогноз по уровню зарплат в бюджетной сфере к 2024 году

В части оплаты труда в бюджетном секторе в 2019-2024 годах для отдельных категорий работников (врачи, средний и младший медицинский персонал, педагогические работники образовательных учреждений дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей и оказывающие социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, преподаватели и мастера производственного обучения начального и среднего профессионального образования, преподаватели вузов, работники науки и культуры и социальные работники) предполагается сохранение достигнутых соотношений их средней заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в соответствующем регионе или иное, закрепленное в указах Президента Российской Федерации. Подход в отношении прочих категорий работников бюджетной сферы предполагает проведение ежегодной индексации на уровень инфляции.

Индексация зарплат в 2019 году и рост зарплат после 2020 года

Вместе с тем, учитывая, что в текущем году динамика заработной платы демонстрирует ускоренный рост, что связано в первую очередь с достижением в 2018 году целевых показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, индексацией заработной платы прочим категориям работников бюджетной сферы с 1 января 2018 г. на 4 %, а также доведением минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, после пикового роста в 2018 году на 6,9 % в 2019 году ожидается замедление роста реальной заработной платы до 1,4 % с дальнейшим ускорением в 2020-2024 годах.

Как повышение НДС повлияет на трудящееся население?

Из-за повышения налога на добавленную стоимость в 2019 году, повысятся цены на все товары и услуги, которые облагаются этим налогом. В связи с этим ожидается, что объем розничной торговли просядет с 2,9% до 1,7%. То есть люди будут жить хуже, чем в 2018 году.

В дальнейшем ожидается достаточно равномерный рост розничного товарооборота на уровне 2,0-2,8 % в 2020-2024 годах. То есть к 2024 году мы вернемся на уровень 2018 года. В целом за 2018-2024 годы оборот розничной торговли вырастет на 19 %.

Меры социальной защиты незащищённых групп населения

Росту качества жизни населения и снижению уровня бедности в среднесрочной перспективе будут также способствовать:        

  • Совершенствование механизмов адресной социальной защиты и системы социального обслуживания граждан;
  • Предоставление гражданам пособий, выплат и других мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством;
  • Ежегодная индексация социальных выплат с 1 февраля соответствующего года с учетом уровня инфляции;
  • Развитие практики применения социального контракта, предусматривающего взаимные обязательства государства и получателей социальной помощи.

За счет устойчивого роста наиболее весомых доходных компонент (оплата труда, пенсионное обеспечение, социальные выплаты) уже в текущем году реальные располагаемые доходы населения выйдут в положительную область и продолжат динамично расти на протяжении всего прогнозного периода.

Налоговые льготы для «пенсионеров»

Граждане пенсионного возраста получат налоговые льготы по земельному налогу и налогу на имущество физлиц.

Данная мера направлена на обеспечение дополнительных социальных гарантий пенсионеров, которые попали под пенсионную реформу. Указанные лица будут получать налоговые льготы по земельному налогу (ст.

391 НК РФ) и налогу на имущество физлиц в случае изменения возраста выхода на пенсию.

Налоговый вычет по земельному налогу предполагает, что при определении налоговой базы льготники смогут уменьшать налоговую базу на величину кадастровой стоимости 600 кв. м участка.

А льгота по налогу на имущество физлиц будет предоставляться в виде освобождения от его уплаты в полном размере в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика (ст. 407 НК РФ). Например, в отношении квартиры, жилого дома.

Ожидаемые результаты пенсионной реформы к 2024 году

В области пенсионного обеспечения предусмотрено с 2019 года поэтапное повышение пенсионного возраста по году в год для мужчин до 65 лет и для женщин до 60 лет.

Данная мера первыми затронет мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения.

При этом граждане, которые должны были выйти на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, будут иметь право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.


Реализация данной меры позволит направить дополнительные средства на ежегодное увеличение пенсий неработающим пенсионерам выше уровня инфляции, что соответствует задаче, установленной Указом, а также создать условия для адаптации пенсионной системы к меняющимся демографическим условиям, включая дальнейшее увеличение продолжительности жизни.

Размер страховой пенсии по старости после 2019 года

В результате ожидается, что в целом за 2018-2024 годы средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров может увеличиться более, чем в 1,4 раза.

В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, а также в основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года учтено, начиная с 2019 года, поэтапное повышение пенсионного возраста по году в год для мужчин до 65 лет и для женщин до 60 лет.

Новые сроки выхода на пенсию в период с 2019 по 2024 год

В 2019-2022 годах мужчины (1959-1960 г.р.) и женщины (1964-1965 г.р.) будут иметь право выхода на пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста.

Соответственно:        

  • Мужчины 1959 г.р., женщины 1964 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2019-2020 годах (в возрасте, соответственно, 60,5 года и 55,5 лет);
  • Мужчины 1960 г.р., женщины 1965 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2021-2022 годах (в возрасте, соответственно, 61,5 года и 56,5 лет);
  • Мужчины 1961 г.р., женщины 1966 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2024 году (в возрасте, соответственно, 63 года и 58 лет);
  • Мужчины 1962 г.р., женщины 1967 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2026 году (в возрасте, соответственно, 64 года и 59 лет);
  • Мужчины 1963 г.р., женщины 1968 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2028 году (в возрасте, соответственно, 65 лет и 60 лет).

В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации эффект от повышения пенсионного возраста отражен в первую очередь на рынке труда. Так, в прогнозном периоде в течение всего переходного периода предполагается наращивание уровня участия в рабочей силе в тех возрастных категориях, которым в соответствии с графиком переходных положений будет повышен пенсионный возраст.

Пример: в расчетах экономическая активность мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р.

(учитывается право их выхода на пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста) на конец 2019 года – начало 2020 года сохраняется на уровне экономической активности возрастных групп 55-59 лет (для мужчин) и 50-54 года (для женщин), в то время как в условиях сохранения действующего пенсионного возраста произошло бы ее снижение.

Зачем повышают пенсионный возраст?

Основным эффектом от повышения пенсионного возраста станет сокращение дефицита на рынке труда, вызванного демографическими ограничениями.

По оценке Минэкономразвития России, дополнительная рабочая сила, которая останется на рынке труда при реализации указанной меры, в основном сохранит статус занятого населения (прирост занятых в 2019 г. – 137,2 тыс. человек, 2024 г. – 1,8 млн.

человек), дополнительный вклад которого за период 2019-2024 годов в экономический рост оценивается на уровне 1,3 п.п. (0,2-0,3 п.п. в год).

Источник: https://www.snta.ru/press-center/smozhet-li-pensionnaya-reforma-prostimulirovat-rynok-truda-prognoz-do-2024-goda/

Безработица и низкий доход. Как пенсионная реформа скажется на экономике | Финансы и инвестиции

Пенсионная реформа усилит безработицу и обострит обстановку на рынке труда?

В частности, наши расчеты показывают, что в текущем варианте реформы с каждым годом количество людей, попавших под «отсрочку» выхода на пенсию (то есть тех, кто будет выходить на пенсию позже текущих пенсионных «порогов» — 55/60 лет для женщин/мужчин) растет в среднем на 800 000 человек в год.

При этом количество пенсионеров с учетом новых критериев, наоборот, сокращается — в среднем на 500 000 человек в год. Подобное несоответствие в динамике обусловлено тем, что население стареет быстрее, чем повышается пенсионный возраст.

В итоге экономически активное население (занятые и безработные) в результате реформы должно точно увеличиться, что тем не менее не гарантирует рост занятости.

На это и указывают скептики реформы, полагая, что попавшие под «отсрочку» в случае увольнения просто не смогут найти работу и, будучи лишенными возможности получать пенсию, будут вынуждены или пополнить ряды безработных, или перейти на обеспечение у своих детей.

Рост безработицы

Увеличение численности безработных, на наш взгляд, действительно является серьезным риском, возникающим в ходе реформы.

Как можно увидеть на графике выше, в текущих условиях занятость людей предпенсионного возраста неуклонно снижается, а в год выхода на пенсию — резко падает (большинство людей предпочитает прекратить работу и получать пенсию). Мы полагаем, что в случае повышения пенсионного возраста занятость в возрасте после 55/60 лет будет снижаться с тем трендом, который существует в предпенсионной занятости сейчас (то есть постепенно ускоряясь).

В результате численность занятых, которая рассчитывается как произведение уровня занятости и численности населения, исходя из наших расчетов, будет расти, что, правда, будет сопровождаться и ростом безработицы среди людей старше 55/60 лет, и этот рост грозит быть существенным.

По нашим оценкам, за первые три года реформы из дополнительных 660 000 человек ежегодно находить работу будут 460 000, а становиться безработными или уходить с рынка труда — 200 000 человек (то есть более 5% от общего числа безработных, которых сейчас около 3,9 млн человек). Потом численность безработных будет расти быстрее числа занятых. Трудоспособными начнут считаться все более пожилые люди, которым все труднее будет найти работу.

Учитывая, что будет расти количество и занятых, и безработных, общий эффект реформы будет зависеть еще от динамики доходов населения (зарплат и пенсий), а также их распределения между возрастными группами. Эффект на экономический рост окажется положительным, если совокупные доходы населения в реальном выражении в результате реформы будут расти, и отрицательным, если будет обратная тенденция.

По данным Росстата, работающие пенсионеры сейчас получают зарплату, сопоставимую со средней по всем возрастным категориям (31 000-32 000 рублей против 38 600 рублей в месяц). Возможно, значительная часть работающих пенсионеров получают более высокую зарплату из-за выслуги лет, а те, кто получал низкую зарплату, предпочел выйти на пенсию.

В результате повышения пенсионного возраста столь высокий средний уровень зарплаты вряд ли сохранится, так как, с одной стороны, усилится конкуренция в этой возрастной категории, а с другой — те работники, которые хотели бы не работать по достижении пенсионного возраста (например, из-за низкой зарплаты), сейчас не смогут этого сделать.

Влияние на экономику

Для оценки прямого эффекта реформы на доходы мы рассмотрели два сценария (оптимистичный и пессимистичный). В обоих мы заложили нулевой реальный рост зарплат.

Сценарии отличаются предпосылками по уровню зарплат новых участников рынка труда (в группе 55/60+), а также тем, индексируются ли пенсии у работающих пенсионеров.

Так, власти обещали индексировать пенсии выше инфляции лишь неработающим пенсионерам, однако с учетом общего сокращения получателей пенсии в результате реформы они могут начать повышать реальный размер пенсий и для работающих пенсионеров.

Оба сценария мы сравниваем с ситуацией, в которой реформа бы не проводилась.

В оптимистичном сценарии вышедшие на рынок труда в результате реформы и нашедшие работу россияне получают такую же зарплату, как работающие сейчас пенсионеры. При этом всем пенсионерам (работающим и неработающим) пенсия индексируется выше инфляции. Такой сценарий, на наш взгляд, трудно реализуем и скорее является «верхней границей» оценки эффекта.

В пессимистичном сценарии вышедшие на рынок труда могут рассчитывать на зарплату, по уровню близкую к пенсии (для мужчин — 20 000 рублей, для женщин — 14 000 рублей в месяц) и пенсия индексируется выше инфляции только неработающим пенсионерам.

В оптимистичном сценарии прямой эффект реформы для ВВП и доходов населения будет в целом близок к нулю, однако произойдет перераспределение доходов между разными группами населения. Доходы тех, кто сможет найти работу, как минимум останутся стабильными (или даже возрастут). Те, кто не сможет найти работу, потеряют в доходах, пополнив число безработных.

Отметим, что наши оценки не учитывают несколько важных моментов. Во-первых, мы не просчитывали возможный позитивный/негативный эффект на экономику от госрасходов, на которые, с большой долей вероятности, и пойдут сэкономленные на пенсиях деньги.

Во-вторых, мы не учитываем в расчетах косвенные эффекты на рынке труда (так как по имеющимся данным сложно оценить отклик рынка на структурные изменения).

Так, например, занятость среди более пожилых слоев населения может негативно сказаться на трудоустройстве молодых работников.

Впрочем, в течение первых лет реформы мы не видим существенных рисков для этого: количество занятых будет расти умеренными темпами, а потребность в рабочих местах у экономики будет достаточной, чтобы их принять.

Кроме того, вероятно, что государство усилит контроль за обеспечением занятости людей старше 50 лет и ситуация с безработицей окажется лучше, чем в наших сценариях. И наконец, по сообщениям СМИ, власти уже задумываются о вариантах смягчения реформы (например, повысить пенсионный возраст женщин не на 8, а на 5 лет), что может снизить прямой негативный эффект на экономику.

Источник: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/364407-bezrabotica-i-nizkiy-dohod-kak-pensionnaya-reforma-skazhetsya-na

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.