Переход на отечественное программное обеспечение — это запрет на закупку иностранного софта?

Содержание

Путин подписал закон о предустановке российских приложений на телефоны и гаджеты. Кому это нужно? Что будут устанавливать? Apple уйдет из России?

Переход на отечественное программное обеспечение — это запрет на закупку иностранного софта?

Президент России Владимир Путин подписал закон, обязывающий производителей электроники предустанавливать российское программное обеспечение на свои гаджеты, предназначенные для продажи в России. Он вступит в силу с 1 июля 2020 года.

В законе только общие формулировки: какие именно приложения и на какие устройства нужно будет устанавливать, неизвестно; это в ближайшие месяцы определит правительство. Главной жертвой нововведений называли Apple — компания неохотно предустанавливает софт от сторонних производителей на свои устройства.

Однако прецедентов локализации айфонов и айпадов под требования местного законодательства в разных странах немало, поэтому компания вряд ли покинет российский рынок, хотя такой сценарий тоже возможен.

Как именно будет работать закон о предустановке, пока неизвестно

Закон о предустановке российского софта предписывает обеспечить потребителей из России, покупающих «отдельные виды технически сложных товаров», заранее установленными на них российскими программами. Других пояснений в нем нет.

Информация о том, какой софт и на какие устройства должен предустанавливаться, появится в подзаконных актах, которые в ближайшие месяцы должно выпустить правительство.

Авторы закона, среди которых депутаты всех фракций Госдумы, в пояснительной записке к законопроекту утверждали, что поправки коснутся смартфонов, компьютеров и телевизоров с функцией Smart TV.

В дополнение к нему в июле в Госдуму внесли другой законопроект — с поправками в КоАП, вводящий с 1 января 2021 года штрафы за отказ предустанавливать российский софт. Для должностных лиц они могут составить от 30 до 50 тысяч рублей, а для юридических лиц — от 50 до 200 тысяч рублей. Однако этот законопроект пока не прошел даже первое чтение.

Один из авторов закона о предустановке российского софта, коммунист Александр Ющенко говорил «Медузе», что среди приложений, которые могут обязать предустанавливать на смартфоны, вероятно, будут «Госуслуги».

Институт развития интернета (ИРИ) летом представил обзоры российских аналогов иностранного софта, информацию о которых затем направил в Минкомсвязь. По мнению экспертов института, на смартфоны вместе с браузерами Google Chrome или Safari стоит предустанавливать «Яндекс.Браузер» и «Спутник».

Мессенджеры WhatsApp и iMessage, полагают в ИРИ, можно дополнить сервисами ICQ и «ТамТам», а платежные системы Apple Pay и Samsung Pay — сервисом Mir Pay.

На Smart TV от иностранных производителей LG, Samsung, Xiaomi, Sony и Panasonic эксперты ИРИ предлагают ставить российские Ivi, Okko или Tvzavr, а наряду с  предустановить Rutube.

На компьютерах конкуренцию облачному хранилищу iCloud от Apple и One Drive от Microsoft должны составить отечественные «Яндекс.Диск» или «Облако Mail.ru».

Наряду с iTunes и Groove Music можно поставить российским пользователям приложения zaycev.net, «Яндекс.Музыку» или сервис Boom от соцсети «ВКонтакте».

А стандартные офисные пакеты для работы с текстами, таблицами и презентациями, такие как Microsoft Office, пользователю сможет заменить отечественное решение «МойОфис».

Кому и зачем понадобился такой закон?

Идея о предустановке российского софта на гаджеты, которые ввозятся в страну, впервые появилась в «дорожной карте» по развитию конкуренции в сфере IT, которую в сентябре 2018 года представила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Мера, по мнению ведомства, должна была «обеспечить для российских разработчиков равные условия деятельности на рынке и защиту интересов потребителей».

Наиболее ярким примером неравных условий на рынке называли конфликт между «Яндексом» и Google в 2015 году. Тогда российская компания обратилась с жалобой на конкурента в ФАС, утверждая, что Google злоупотребляет доминирующим положением на рынке.

Американская корпорация якобы запрещала производителям смартфонов Fly, Explay и Prestigio, на которых стоит принадлежащая ей ОС Android, предустанавливать на них любые сервисы «Яндекса».

Это, в свою очередь, отрицательно сказывалось на численности аудитории поисковика «Яндекса», поскольку пользователи предпочитали пользоваться предустановленным на смартфонах поиском Google.

В августе 2016 года ФАС оштрафовала Google на 438 миллионов рублей и обязала устранить нарушения. Google выплатила штраф и согласилась позволить вендорам устанавливать любые приложения третьих сторон на Android-cмартфоны и планшеты, которые будут продаваться в России.

В свою очередь, разработавшие закон депутаты в пояснительной записке мотивировали его тем, что российские программы «являются более привлекательными для российских потребителей, повышают удобство использования устройств, на которых они установлены, влияют на качество использования таких устройств, повышают ценность товара для потребителя». Два источника, близких к руководству Госдумы, говорили «Медузе», что законопроект был спущен в парламент из администрации президента для дальнейшей «суверенизации интернета». Положительный отзыв правительства на законопроект источники The Bell тоже объясняли позицией Кремля.

Многие российские компании поддерживают закон. В «Яндексе» на вопросы о нем отвечают уклончиво

Главной жертвой закона называют компанию Apple, так как она очень избирательно подходит к использованию стороннего софта на своих устройствах. На одном из совещаний представители Apple предупреждали, что введение таких норм вынудит компанию «пересмотреть свою бизнес-модель в России» и, возможно, уйти с российского рынка, сообщали анонимные источники нескольких изданий.

С критикой законопроекта неоднократно выступала Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), в которую входят Apple, Google, Samsung, LG и другие крупные вендоры. Представитель РАТЭК Антон Гуськов подтверждал, что «производители устройств на iOS и других закрытых операционных системах вполне могут уйти с российского рынка, они уже говорили об этом». 

После того как законопроект был одобрен Госдумой и Советом Федерации, РАТЭК направляла обращение Владимиру Путину с просьбой не подписывать его (копия письма есть у «Медузы»). Ассоциация указывала на  между законом и рядом основополагающих международных регулятивных документов, в частности, договором о Евразийском экономическом союзе и принципами Всемирной торговой организации.

Сам Путин уже высказывался о поправках на саммите БРИКС в середине ноября. Признав, что Россия заинтересована в притоке иностранных инвестиций и технологий, он выразил уверенность, что правительство сможет найти гибкий инструмент регулирования рынка без ущерба «для иностранных партнеров», но «при возможности государства обеспечить безопасность».

Российские компании, среди которых Mail.ru Group, «Лаборатория Касперского», МТС, «Мегафон», а также объединение компаний — разработчиков программного обеспечения РУССОФТ, идею о предустановке российского софта восприняли позитивно, сообщала ФАС.

«Как правило, на ввозимые устройства предустанавливают приложения, разработчиками которых являются создатели операционной системы (Apple или Google) либо производители гаджета.

Такая ситуация создает серьезные барьеры для выхода на рынок для сторонних разработчиков», — говорила руководитель управления по интеллектуальной собственности «Лаборатории Касперского» Надежда Кащенко.

В «Мегафоне» заявляли, что поддерживают инициативу, поскольку она направлена на развитие российского IT-бизнеса и отечественных сервисов. В пресс-службе «Яндекса» «Медузе» сообщили, что считают важным проработку технических деталей нового регулирования.

«В первую очередь не должны пострадать пользовательский опыт и безопасность устройств. Также необходимо сохранить существующие договоренности с производителями», — говорят в компании.

На вопрос, поддерживает ли компания сам закон, в «Яндексе» прямо не ответили.

Какие будут последствия? Apple действительно уйдет из России?

Выручка российской «дочки» Apple Inc. — ООО «Эппл Рус» — в 2018 году составила 197,2 миллиарда рублей (около 3 миллиардов долларов). Это чуть больше 1% от выручки компании по всему миру.

Apple действительно очень избирательно относится к предустановке софта на свои гаджеты и чаще всего устанавливает на них только программы собственной разработки.

Однако случаи сотрудничества со сторонними производителями все-таки были, и компания время от времени идет на разные уступки властям некоторых стран. Так, iPhone c iOS 6 поставлялся пользователям с предустановленными «Яндекс.Картами». Американская компания воспользовалась API «Яндекс.

Карт», однако дизайн самого приложения Apple разработала самостоятельно, в стиле собственной ОС. Пользователь мог понять, что пользуется «Яндекс.Картами», лишь зайдя в настройки приложения. Кроме того, с 2018 года в карты Apple в России встроены данные справочника 2ГИС.

Наконец, Apple сотрудничает с крупными американскими корпорациями, и в разных версиях iOS появлялись предустановленные приложения , и .

Компания нередко локализует свои гаджеты для разных стран. Так, в ОАЭ iPhone и iPad продают без функции видеозвонков FaceTime и как-либо активировать ее на них невозможно.

Причина — запрет на использование популярных VoIP-сервисов, таких как FaceTime, Skype, WhatsApp, Snapchat и других, в связи с тем, что бесплатные звонки через них негативно влияют на выручку местных операторов связи Etisalat и Du.

Китай — единственная страна, куда поставляются адаптированные модели iPhone с двумя SIM-картами. Кроме того, Apple хранит данные китайских пользователей на серверах, установленных внутри страны.

С данными российских пользователей компания поступает так же в связи с тем, что с 2015 года в России действует соответствующий закон.

А при первом запуске браузера в телефоне китайский поисковик Baidu предлагают пользователям наряду с Google.

Несколько лет назад Apple также пришлось адаптировать свои гаджеты под японские реалии.

Начиная с 2016 года, компания стала встраивать в свои устройства поддержку системы электронных платежей FeliCa, которая в Японии является стандартом и повсеместно используется для оплаты общественного транспорта.

В российском подразделении Apple не ответили на письмо «Медузы» с вопросами об отношении компании к закону и возможности ее ухода с рынка.

Некоторые эксперты утверждают, что наиболее вероятным последствием принятия закона станет не уход Apple с российского рынка, а снижение качества местного софта и задержка поставок новинок иностранных производителей в Россию. «Не у всех компаний глобальные политики специфицируются под страну.

Поэтому в лучшем случае могут быть задержки поставок гаджетов, в случае более радикальном может быть просто уход этих компаний с рынка, потому что для многих компаний рынок России не является стратегическим», — предсказывал гендиректор eBay в России, Израиле и на развивающихся рынках Европы Илья Кретов.

«На мой взгляд, если он [закон] все-таки заработает, то наиболее негативным эффектом станет снижение качества российского софта.

Все разработчики программного обеспечения в России будут озабочены тем, чтобы попасть в перечень российского софта, предназначенного для предустановки, а не тем, чтобы создать отличный продукт и договориться с производителями техники о его установке», — говорит главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.

По его мнению, для смартфонов это снижение качества может быть не столь существенным, так как создать мобильное приложение проще, но на софте для Smart TV снижение качества может отразиться довольно сильно.

У других производителей техники больших проблем с законом, скорее всего, не возникнет. Собеседники «Медузы» в трех крупных иностранных компаниях, которые выпускают ноутбуки с ОС Windows и смартфоны на Android, сообщили, что уже предустанавливают софт от некоторых российских производителей, например «Яндекса», и готовы расширять эту практику.

Гендиректор Acer в России Дмитрий Кравченко даже заявил «Медузе», что в долгосрочной перспективе этот закон «пойдет на пользу России и российским пользователям». «Для них появление предустановленного российского ПО на устройствах — это вопрос удобства», — говорит Кравченко, отмечая, что его компания, к примеру, уже предустанавливает на свои ноутбуки «Яндекс.

Браузер», так что новый закон «не создаст каких-то значительных трудностей».

Источник: https://meduza.io/feature/2019/12/02/putin-podpisal-zakon-o-predustanovke-rossiyskih-prilozheniy-na-telefony-i-gadzhety-komu-eto-nuzhno-chto-budut-ustanavlivat-apple-uydet-iz-rossii

Запрет на закупку иностранного ПО: плюсы и минусы для российских разработчиков

Переход на отечественное программное обеспечение — это запрет на закупку иностранного софта?

Правительство Российской Федерации запретило покупать иностранный софт для государственных и муниципальных нужд.

С 1 января 2016 года все государственные и муниципальные учреждения обязаны закупать только программное обеспечение (ПО), входящее в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин.

Покупать иностранный софт разрешается лишь в случае, если нет российского аналога или он не обладает необходимыми функциями.

По словам замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Рашида Исмаилова, решение принято «в целях защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики, поддержки российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий».

Формированием реестра займется Министерство связи и массовых коммуникаций. Оно будет включать в него только ПО, исключительное право на которое, действующее по всему миру, принадлежит государству, муниципалитетам, отечественным некоммерческим организациям или компаниям с долей российских бенефициаров более 50%.

Софт должен продаваться на всей территории России, а лицензионные выплаты иностранцам не должны быть больше 30% выручки. Решать, какое ПО включать в реестр, а какое нет, будет экспертный совет при министерстве.

В чем риски

Нововведение может привести к тому, что закупки будут проводиться не на конкурсной основе, а у единственного поставщика, что негативно скажется на конкуренции среди производителей.

Открытым остается вопрос, кто оплатит включение в реестр. Эксперты считают, что не совсем верно перекладывать эту обязанность на госбюджет. Поэтому предполагается, что платить будут компании-разработчики.

Суммы обещаются на уровне госпошлин, как, например, за госрегистрацию юридических лиц. Есть альтернативный вариант, находящийся в разработке: бесплатно включать ПО в реестр на определенный срок, с особой пометкой.

Это было бы выгодно компаниям-новичкам – появляется возможность вывести свой стартап на рынок и закрепиться на нем.

Мнения экспертов

Как нововведение повлияет на деятельность российских компаний-разработчиков ПО? В чем его плюсы и минусы?

Андрей Давидович,управляющий партнер проекта Traffic Inspector:

Подписание Дмитрием Медведевым постановления о запрете покупок иностранного софта – ничто иное как новая возможность вывести продукт компании-разработчика на новый уровень, укрепить свою позицию и возможности на государственном уровне.

Среди представителей госсектора давно складывалась тенденция, когда учреждения покупали и годами использовали иностранное ПО, не зная, что на рынке существуют инновационные российские продукты, которые по функциональным возможностям не уступают своим зарубежным аналогам, а по цене гораздо выгоднее.

Но с 1го января чиновникам придется изменить свой взгляд на закупку программных продуктов или обосновывать свой выбор. Такая практика есть во многих странах, когда государство поддерживает разработчиков. В России это произошло только сейчас.

Реестр отечественного ПО дает возможность государственным и муниципальным заказчикам протестировать российские продукты и убедиться на практике, что мы не уступаем иностранным конкурентам.Из рисков, могу отметить, что пока что не особо понятна процедура принятия в реестр отечественного ПО.

До 65 дней экспертный совет сможет принимать решения, поэтому в действительности реестр заработает только в марте.

Ольга Калягина, руководитель отдела маркетинга Группы компаний АСКОН:

Постановление – по-настоящему первый серьезный акт господдержки российских разработчиков ПО за всю историю существования отечественной IT-индустрии. Оно открывает новый рынок для отечественного ПО. Ведь до сих пор многие госведомства и госучреждения в принципе не рассматривали российские продукты для внедрения. Теперь вектор их интересов изменится.

Для разработчиков это означает появление новых заказчиков и новых крупных проектов, старт разработки новых продуктов. Предыдущие 25 лет отрасль развивалась автономно от государства, без всякого протекционизма.

Поддерживать своих производителей – тех, кто создает высокотехнологичные рабочие места, кто платит налоги в своей стране – это нормальная общемировая практика.Постановление не запрещает полностью закупки иностранного ПО для государственных нужд.

Есть два серьезных исключения: а) если аналогичного российского продукта нет в едином реестре программ; б) если российский продукт в реестре есть, но он не соответствует требованиям заказчика по своим характеристикам. Мы, как разработчик, против тотального запрета иностранного ПО, потому что для нормального развития нам нужна здоровая конкуренция.

К тому же сейчас объективно российские продукты не могут заменить западные на 100%. Что касается рисков, то первый кроется в пункте «б»: как заказчик будет определять несоответствие российского продукта своим требованиям? Это поле для злоупотреблений.

К примеру, можно включить в требования какую-нибудь второстепенную уникальную функцию иностранного продукта и выдать ее за обязательную. Второй риск – в попытках иностранных разработчиков замаскировать свои продукты под российские, чтобы включить их в реестр.

Олег Нишонов, исполнительный вице-президент НП «Консорциум «Кодекс»:

По постановлению сроки подготовки классификатора выходят за сроки начала работы реестра. Это значит, что с 1 января 2016 года система не заработает. В полной мере она заработает где-нибудь к лету. Иностранное ПО в реестр попасть все равно сможет (и попадет). Из этого надо исходить и особых надежд на реестр не возлагать.

Если обратиться к квалифицированному юристу, он придумает схему «натурализации». Например, критерий с долей отчислений в 30% в системе ведения реестра проверить нельзя. Останется верить заявителю на слово. Механизмов контроля данного критерия у Минкомсвязи и экспертного совета нет.

Можно только самого заявителя попросить представить дополнительные пояснения или документы и опять же верить тому, что он представит. Или иностранный разработчик даст российскому лицензию на модификацию своего ПО. Исключительное право на русскую версию будет принадлежать российской компании, она без проблем зарегистрирует его в Роспатенте.

Оспорить принадлежность исключительного права российской компании может только сам иностранный разработчик, прочие должны верить свидетельству Роспатента.Заказчику, который хочет купить ПО не из реестра, выбить реестровое ПО из закупки становится легче, чем раньше.

Если в соответствующем классе уже есть российское ПО, заказчик одновременно с утверждением извещения о закупке должен утвердить обоснование, почему оно ему не подходит. По логике 44-ФЗ, такое ПО в закупке участвовать не может.

Цифры и факты

По данным Минкомсвязи, сейчас доля импортных клиентских и мобильных операционных систем достигает 95%, серверных – 75%, систем управления базами данных – 86%. В прошлом году самым востребованным разработчиком в госсекторе и компаниях с госучастием была компания SAP (Германия), у которой отечественные госучреждения купили ПО на 5,6 млрд. рублей.

В избр. Сохранено

Источник: https://spark.ru/startup/smart-soft/blog/13320/zapret-na-zakupku-inostrannogo-po-plyusi-i-minusi-dlya-rossijskih-razrabotchikov

Закон о предустановке российского ПО: главные вопросы и риски — Разборы на TJ

Переход на отечественное программное обеспечение — это запрет на закупку иностранного софта?

Чего надо и не надо бояться при вступлении в силу закона о запрете продажи смартфонов и ноутбуков без российского ПО.

Фото Tulactive

Обновлено 2 декабря: Путин подписал закон о предустановке российского ПО на смартфоны, ноутбуки, телевизоры и другую электронику.

21 ноября Госдума приняла в третьем чтении закон, который СМИ окрестили «законом о предустановке российского софта». Его также называли «законом, запрещающим продавать смартфоны без российских приложений» и «законом против Apple».
TJ разобрался в резонансном документе и выяснил, стоит ли переживать об исчезновении айфонов и что изменится, когда закон вступит в силу.

Как звучит закон

Технически «закон о предустановке российского софта» оформлен как поправка в статью 4 закона о защите прав потребителей «Качество товара». В неё внесён дополнительный пункт 4(1).

При продаже отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин потребителю обеспечивается возможность использовать отдельные виды технически сложных товаров с предварительно установленными российскими программами для электронных вычислительных машин.

Перечень отдельных видов указанных технически сложных товаров, порядок составления и ведения перечня российских программ для электронных вычислительных машин, которые должны быть предварительно установлены, и порядок их предварительной установки определяются Правительством РФ.

Закон сформулирован максимально обтекаемо и осторожно: в нём не названы ни сами виды товаров, ни перечень программ, ни порядок их установки. Фактически правительству предоставлен карт-бланш определить это самостоятельно в будущем.

Согласно статье 18 того же закона о защите прав потребителей, перечень технически сложных товаров утверждает правительство. В последний раз этот перечень изменялся в марте 2019 года. В нём 14 позиций, в том числе: компьютеры, ноутбуки, игровые приставки, системы спутникового телевидения, телевизоры, электронные часы.

Слова «смартфон» в перечне нет, мобильные телефоны попадают в категорию «оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями».

Как депутаты обосновали его необходимость

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что он позволит использовать приобретаемый товар «без необходимости установки дополнительных мобильных приложений и иных программ» и «обеспечит защиту интересов российских интернет-компаний». Авторы исходили из того, что российским компаниям необходимо предоставить механизмы продвижения своих сервисов, а для пользователей более привлекательны именно сервисы, ориентированные на российскую аудиторию.

Должна ли теперь вся техника содержать российский софт

Указания на то, что вся техника в обязательном порядке должна содержать российские программы, нет. Закон даёт возможность приобрести и использовать технически сложный товар из перечня (например, смартфон) с предустановленными российскими программами.

Айфоны — только частный пример смартфонов. Продавец обязан в целом обеспечить продажу смартфонов с российским софтом, а не продажу конкретно айфонов с ним.

Из нынешней версии [закона] следует, что правительство может иногда, если захочет, устанавливать на некоторые категории электроники некоторые российские ПО.

В нынешнем своём виде это закон об имитации бурной деятельности.

Почему новые нормы назвали «законом против Apple»

Есть опасения, что правительство может использовать поправки для давления на Apple и попробует распространить требования о предустановке российского ПО на продукцию компании. Её представители уже высказывались против закона.

Apple не предустанавливает на свою продукцию сторонние приложения, поэтому сомнения в том, что она будет исполнять требования нового закона, обоснованные. Корпорации проще перейти на продажи через интернет-магазины, а покупателям придётся ездить в соседние страны — Белоруссию, Казахстан или Финляндию, чтобы купить гаджеты там.

Что входит в перечень российского программного обеспечения

Официально такого перечня ещё нет. Неизвестно, кто его будет составлять и вести. Определить порядок поручено правительству, которое сможет сделать это только после 1 июля 2020 года, когда закон вступит в силу.

Единый реестр российских программ ведёт Минцифра, однако пока неясно, будет ли этот реестр совпадать с перечнем правительства.

Разработчики ПО начнут бороться за то, чтобы попасть в реестр правительства, а не за потребителя и улучшение качества приложений.

Мелкие компании останутся за бортом, а в реестр попадут крупные фирмы, которым не будет смысла совершенствовать свои продукты.

Кто должен устанавливать российский софт

Этого в законе также не разъяснено. Теоретически обязанность может быть адресована не только производителю, но и продавцу.

Сколько и каких программ должно быть предустановлено

Как минимум одна. Из текста закона пока нельзя сделать других выводов. Выбор программ, производителей ПО, процедуры предустановки остаются за производителями устройств.

Федеральная антимонопольная служба, представляя концепцию предустановки российского софта, говорила о четырёх типах программ: поиск, антивирус, мессенджер и карты. Минцифра предлагало ограничить этот список только браузерами и поисковиками.

Возможно, правительство установит иной порядок и определит какой-то иной минимальный пакет программ. Это не значит, что на устройстве должны быть установлены только они. Запрета на предустановку иностранного софта в законе нет.

Когда начнёт действовать новый порядок продажи

На эту тему можно только строить предположения. Правительству предстоит определить ведомство, которое будет заниматься ведением перечня российских программ (например, Минцифру). Затем министерство должно будет составить этот перечень — сроков для него сейчас тоже никто назвать не может.

Самый главный этап — перечень должен быть доведён до производителей, а те, в свою очередь, обязаны будут заключить договоры на использование российского софта, если он небесплатен. Трудно предсказать, сколько займёт процесс согласования, а также внедрение новой технологической цепочки.

Быстрее с этим справятся производители, которые и так предустанавливают российское ПО. В Xiaomi уже заявили, что для них это обычная практика и никаких сложностей в компании не ожидают.

Как будет проходить контроль исполнения закона

Нарушения закона о защите прав потребителей рассматривает Роспотребнадзор. Чтобы возбудить дело, ему нужен будет конкретный факт покупки технически сложного товара (например, ноутбука) без предустановленного российского софта. При условии, что продавец не обеспечил возможность купить товар с отечественным софтом.

Факт продажи Роспотребнадзор сможет установить как по жалобе недовольного покупателя, так и самостоятельно в ходе проверки. Однако по закону чиновники не могут сами произвольно и многократно проверять одну и ту же организацию, а будут ли им поступать жалобы по такому поводу — неясно.

То есть купить тот же ноутбук без предустановки российских ПО легально по-прежнему будет возможно, при условии, что потребителю обеспечили возможность приобрести товар с предварительно установленными отечественными программами.

Как это связано с «законом об автономном рунете»

Версию о связи двух законов высказывали, но каких-то конкретных шагов, которые должны последовать в связи с этим, не называли. The Bell отмечает, что эти законы шли в одном пакете репрессивных мер против рунета, однако ответа на то, почему Кремль так заинтересован в предустановке российских приложений на смартфоны, у чиновников нет.

Есть предположение, что информация, которую собирают о российских пользователях отечественные приложения, хотя бы таким образом будет оставаться в стране. Официальных заявлений на эту тему не было.

#законы #технологии #автономныйрунет

Источник: https://tjournal.ru/analysis/127716-zakon-o-predustanovke-rossiyskogo-po-glavnye-voprosy-i-riski

Переход на отечественное ПО

Переход на отечественное программное обеспечение — это запрет на закупку иностранного софта?

С 1 января 2016 года вступает в силу Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон № 188-ФЗ дополняет Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» статьей 12.1 следующего содержания: «Статья 12.1.

Особенности государственного регулирования в сфере использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст.

1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, 4243; N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст.

84) и изменяет редакцию части 3 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652).

В статье 12.1 говорится о создании единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее — реестра российского программного обеспечения), о правилах формирования и ведения реестра российского программного обеспечения, о порядке включения в реестр российского программного обеспечения.

Цели создание Российского реестра программного обеспечения

Реестр российского программного обеспечения создается в целях расширения использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, подтверждения их происхождения из Российской Федерации, а также в целях оказания правообладателям программ для электронных вычислительных машин или баз данных мер государственной поддержки.

В новой редакции части 3 статьи 14 устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Таким образом, с 1 января 2016 года все госучреждения нашей страны переходят на внутренние IT-ресурсы. Заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г.

№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обязаны закупать программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, за исключением двух случаев:

  1. в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении;
  2. программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению. В этом случае заказчики обязаны подготовить, утвердить и разместить в единой информационной системе в сфере закупок обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. Порядок подготовки такого обоснования утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. №1236.

Наличие в реестре программного обеспечения проверяется заказчиками на день размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок.

Причины создания реестра Российских программ

Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных создан в рамках мер, принимаемых государством с целью ограничить закупки импортного ПО в госструктурах и компаниях с госучастием.

Политика импортозамещения в IT предполагает поддержку отечественного производителя ПО, сегодня на российском рынке 80 процентов программ во всех информационных системах — импортные, каждый год государство тратит на закупку лицензий более миллиарда долларов, эти деньги можно пустить на производство российского ПО. Президент России Владимир Путин рекомендовал госкомпаниям закупать российское программное обеспечение. Ко второму полугодию 2016 года эта рекомендация станет обязательной. На совещании с членами правительства 30 марта Владимир Путин решил обязать госкомпании закупать российское программное обеспечение, пишут «Ведомости» со ссылкой на сообщение «Интерфакса». В первом полугодии 2016 года это будет рекомендация, «а во втором пускай уже переходят на отечественного производителя» (цитата по «Интерфаксу»).

Закупки российского софта возможны лишь там, где есть конкуренция среди отечественных производителей. Из отечественных продуктов спросом пользуются ПО «Лаборатории Касперского» и продуктами 1С в бухгалтерии.

В России сейчас нет конкурентоспособных продуктов инфраструктурного софта – СУБД, операционных систем – и их создание экономически невыгодно, поэтому Правительство РФ утвердило предложенное министерством мероприятие по поддержке разработки и продвижения российского программного обеспечения (ПО) на 2016 год в объеме 5 млрд. рублей. Соответствующий пункт включен в утвержденный Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым «План действий Правительства России, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году». План содержит структурные меры, направленные на диверсификацию экономики.

На вопрос, что даст появление российского программного обеспечения простому пользователю, разработчики отвечают просто — у него появится право выбора. Кроме того, использование свободного программного обеспечения в госсекторе не способно избавить от рисков наложения международных ограничений на организации, которые осуществляют его дистрибуцию или поддержку.

К примеру, 20 мая 2014 года американская компания RedHat во исполнение приказов Президента США №13660, 13661, 13662, касающихся наложения санкций на отдельные российские организации, разослала своим клиентам соответствующее письмо, извещавшее о прекращении поставки программного обеспечения и предоставлении услуг технической поддержки в отношении лиц, указанных в «санкционных» списках. Серьезных перебоев в деятельности RedHat или ее клиентов данные ограничения не вызвали, тем не менее, описанный случай иллюстрирует необходимость использования государственным сектором не конкретно проприетарных или свободных информационных технологий, но технологий, подпадающих под регулирование российского законодательства, в частности – отечественного программного обеспечения.

Источник: https://trbyte.ru/articles/perekhod_na_otechestvennoe_po/

Все, что нужно знать об импортозамещении ПО

Переход на отечественное программное обеспечение — это запрет на закупку иностранного софта?

Статья актуальна на 4 января 2018

Одна из самых горячих тем в российских госзакупках из теории перешла на практику. Давайте разберемся, по каким правилам заказчики теперь обязаны закупать ПО и как поставщикам работать в новых условиях.

Есть закон

1 января 2016 года вступил в силу 188-ФЗ, который дает российским разработчикам преимущество перед иностранными при участии в госзакупках. Если у иностранного софта есть российский аналог, который занесен в специальный реестр, заказчик обязан купить именно его.

Закон определяет такие критерии для российского ПО:

  • исключительное право на него должно принадлежать РФ или субъекту РФ, муниципальному образованию, российской коммерческой или некоммерческой организации,  в которой больше 50% принадлежит России, российским организациям или гражданам;
  • организацию-правообладателя не должно контролировать иностранное лицо;
  • выплаты в пользу иностранных организаций не должны превышать 30% всех платежей за ПО;
  • ПО должно находиться в свободной продаже, сведения о нем не должны быть гостайной.

Из ограничения можно делать исключения. Это значит, заказчики могут обосновать невозможность купить российский аналог, если в нем нет нужных функций. Аргументы должны быть прописаны в закупочной документации.

Действует постановление № 1236 от 16.11.2015

Документ содержит:

  • правила формирования и ведения единого реестра российских программ;
  • порядок обоснования того, что невозможно закупить продукт российского производства.

Заработал реестр отечественного ПО

До недавнего времени госзаказчики могли работать по принципу «нет реестра — нет ограничений», но с 20 февраля 2016 реестр начал наполняться. В него уже попали приложения ABBYY, «1С», Dr.Web, Касперский, «Барс», «Гарант» и другие.  Всего в реестре 4784 продукта, в том числе аналог «Microsoft Office» — программа «Мой офис» от российского разработчика «Новые облачные технологии».    

Как поступают заказчики?

  1. Пользуются правом закупать иностранные программные продукты для «доработки, расширения или продления лицензий на уже используемое ими ПО». Вот, например, как в этой закупке.

  2. Объявляют тендер не на закупку ПО, а на закупку компьютеров с предустановленной программой, например, с тем же  «запрещенным» Microsoft Office, дополняя закупку формулировкой «эквивалент невозможен в связи с необходимостью обеспечения совместимости с уже имеющимся ПО заказчика».
  3. Обосновывают невозможность закупки российского ПО. Например, как в этой закупке.

Как и в других закупках, у заказчиков нет права написать, что нужен какой-то конкретный производитель или программа — они описывают технические характеристики, которые их устраивают.

Сейчас, если российская программа по своим функциональным, эксплутационным и техническим параметрам полностью соответствует иностранной, отклонить ее не смогут, даже если она теоретически ухудшит производительность компьютера или других программ, которые работают на основании этого ПО. Потребуется очень серьезное доказательство того, что в реестре нет аналога того же класса.

Нина Васильевна Шараева, начальник отдела закупок ИММ УРО РАН:

С реестром мы уже познакомились, но закупок ПО по новому закону пока не проводили. Конечно, переходить на отечественные аналоги будет тяжело.  Например, из-за  технических особенностей наших серверов трудно будет работать с антивирусным ПО российской разработки. Когда придет время продлевать лицензию, будем прописывать в закупке, для каких целей нам нужен именно действующий антивирус.

Соблюдать закон нужно, но участники рынка госзакупок соглашаются с тем, что на первом месте должны стоять интересы заказчика.  Подходит ли ему программа и насколько эффективно она будет работать на имеющемся оборудовании, решать заказчику.

Ирина Яворская, руководитель компании GosTrader, занимающейся тендерным сопровождением заказчиков и поставщиков:

Если клиент обратится с просьбой подготовить техзадание на покупку ПО, мы сначала посмотрим, что есть в реестре. Затем сделаем сравнительный анализ иностранного и российского продукта: полностью ли российский соответствует требованиям заказчика. Если заменить можно, мы это сделаем. Если нет,  будем искать объективные причины, чтобы обосновать закупку иностранного софта.

Если вы продавец ПО

Заключайте лицензионные договоры с новыми дистрибьюторами и производителями. Наличие российского софта среди ваших торговых предложений станет преимуществом.

Будьте более грамотным, чем заказчик. Следите, что закупают ваши заказчики и напоминайте о правилах, если они их нарушают. Поставщик может подать три запроса на разъяснения, и если они не дали результата, обратиться в региональное отделение ФАС с жалобой.

Что может сделать заказчик в ответ на ваш запрос, почему он закупает иностранное ПО:

  • добавить обоснование закупки;
  • внести изменения в в техническое задание, учитывая запросы разъяснений участников. В этом случае обязательно будет продлен срок подачи заявок;
  • отменить закупку.

Ирина Яворская, GosTrader:

Выигрывает тот, кто умеет работать с информацией.  У поставщика сегодня есть возможность узнать заранее  план закупок заказчика и подготовиться к торгам по закупке ПО. Изучить преимущества российского аналога и работать на опережение, например, пройти обучение по нужному софту, получить партнерский статус и специальные условия  от дистрибьютора или производителя напрямую.

Если вы производитель-правообладатель

Есть смысл попасть в реестр. Процедура довольно долгая, связанная с рассмотрением заявки экспертным советом и изданием приказа Минкомсвязи, так что чем раньше вы подадите заявление на сайте оператора реестра, тем лучше.

Чего ждать еще?

Скорее всего подобные ограничения на закупку ПО будут приняты и заказчикам по № 223-ФЗ, а они закупают ПО гораздо больше. Например, в 2015 году госкомпании закупили в 18 раз больше лицензий на Microsoft Office, чем госорганы.

Обсуждается вопрос о том, что в российских госзакупках может участвовать программное обеспечение из всех стран ЕЭС (кроме России, в него входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия).

Иностранные производители готовятся адаптировать свои продукты к новым правилам, например, создавать совместные разработки с российскими производителями, переносить «производство» в Россию. Так поступила компания Eset, которая начала совместную работу с российской компанией «Код безопасности», чтобы выпускать свою продукцию в пределах РФ.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1098-importozameschenie-po

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.