Повышение бюджетных зарплат с 1 октября может привести к сокращению дохода в целом?

Содержание

Вы серьезно? Восемь вопросов о росте доходов россиян

Повышение бюджетных зарплат с 1 октября может привести к сокращению дохода в целом?
VadimVasenin/Depositphotos.com

Доходы россиян начинают увеличиваться, потому что инфляция падает, а зарплаты «серьезно растут», заявил министр экономического развития Максим Орешкин. Разберемся, что имел в виду чиновник.

Реальные располагаемые доходы россиян начинают увеличиваться, сообщил недавно глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Во втором полугодии 2019 года рост доходов составит 1%, а в последующие годы — около 2%. Такое улучшение нашей жизни становится возможным благодаря двум факторам, рассказал министр. Это «резко снижающаяся инфляция… плюс, как эффект, реальные зарплаты серьезно поднимутся».

А ведь буквально в конце августа Минэкономразвития в 10 раз понизило прогноз роста реальных располагаемых доходов россиян в этом году — с 1% до 0,1%.

Что же изменилось за последний месяц, что заставило Орешкина поменять прогнозы, и насколько вообще озвученные министром цифры можно называть «серьезными»? Банки.

ру попытался ответить на вопросы, которые могут возникнуть при прочтении этих новостей.

1. Что сейчас происходит с нашими доходами?

Они падают. Уже пять лет подряд. В I квартале этого года падение в годовом выражении составило 2,5%, потом оно сократилось и во II квартале было уже лишь на уровне 0,2%.

Всего по итогам первого полугодия реальные располагаемые доходы снизились на 1,3% по сравнению с прошлым годом. В своем июльском обзоре Минэкономразвития сообщило, что это падение связано в том числе с ростом обязательных платежей.

С чего это вдруг ситуация должна измениться буквально за пару месяцев?

«В обществе давно созрел социальный запрос на увеличение доходов малообеспеченных граждан, — считает управляющий директор ИГ «Алго Капитал» Михаил Ханов. — Правительство уже не может это игнорировать. Поэтому в настоящее время принимается ряд мер, которые позволят достичь формального улучшения благосостояния граждан».

Сам Максим Орешкин говорит, напомним, о двух факторах, ведущих к росту доходов, — серьезном увеличении зарплат и падении инфляции. Рассмотрим эти два фактора подробнее.

2. Инфляция и правда снижается?

Да. В августе и сентябре потребительские цены снижались на 0,2% в помесячном выражении. Сентябрьская дефляция оказалась даже выше ожиданий — согласно консенсус-прогнозу аналитиков, подготовленному «Интерфаксом», цены должны были уйти вниз на 0,1%). При этом в сентябре 2018 года рост цен составил 0,2%.

Более того, к 30 сентября этого года годовая инфляция замедлилась до 4% — целевого уровня на весь 2019 год.

Учитывая динамику потребительских цен, можно предполагать, что в реальности инфляция по итогам года окажется ниже прогнозов.

Намного ниже: в Минэкономразвития допускают замедление темпов роста потребительских цен до уровня 3,2%. И все больше экономистов считают, что и в следующем году инфляция будет ниже, чем ожидалось ранее.

Почему она снижается — отдельный вопрос. «Это происходит из-за жесткой политики Минфина и ЦБ на фоне низкого конечного спроса, — поясняет начальник управления аналитики и стратегического маркетинга Промсвязьбанка Николай Кащеев. — По науке это достаточные предпосылки для рецессии». Впрочем, это другая тема.

В рамках нашей важен сам факт ее формального снижения. «Инфляция явно тормозится, — говорит профессор финансов РЭШ и директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково-РЭШ Олег Шибанов. — Это как раз и приводит к росту реальных зарплат в ситуации, когда номинальные повышаются в среднем, как и прежде».

Иными словами, цены растут медленнее, оставляя у россиян больше денег.

3. Разве наши зарплаты действительно растут?

Да, если верить Росстату. По предварительной оценке ведомства, реальные зарплаты россиян в июле и августе росли на 3% в годовом выражении. Всего же с января по август рост реальных зарплат составил 2,3%. Удивляетесь, почему вы этого не заметили?

«Растут те зарплаты, которые видит Росстат, — рассказывает директор по макроэкономике «Эксперт РА» Антон Табах. — То есть растут зарплаты в бюджетном секторе и на госслужбе.

Начали подрастать зарплаты в крупных компаниях, потому что рынок труда сейчас не самый лучший для работодателя».

Работники остальных сфер экономики могут увидеть рост зарплат по косвенным признакам, считает Табах: «Посмотрите на ситуацию на московском рынке аренды, который начал подрастать. Там, где было все мертво, появилось небольшое оживление. Правда, ключевое слово — «небольшое».

Озвученный Росстатом рост заработных плат сильно выше роста ВВП, обращает внимание Олег Шибанов. «Поэтому почти очевидно, что основная компонента реальных располагаемых доходов — заработная плата — чувствует себя нормально в среднем по населению», — отмечает профессор.

И рост зарплат продолжается.

«В середине сентября было объявлено, что для работников бюджетной сферы, не подпавших под действие майских указов президента, будет проведена индексация жалованья на 4,3% с 1 октября 2019 года и на 3,8% с 1 октября 2020 года», — напоминает Михаил Ханов. Со временем увеличение доходов бюджетников способствует росту среднего уровня зарплат в частном секторе, а также в сером сегменте экономики, добавляет он.

4. Почему мы не замечаем, что стали жить лучше?

Потому что растут только зарплаты. «А остальные виды доходов — от предпринимательской деятельности, от финансовых активов и так далее — стоят на месте или снижаются.

Если смотреть на реальные доходы населения, то там как было болото, так оно и есть», — говорит Антон Табах.

«Поэтому по итогам всего года рост реальных доходов будет незначительным или даже уйдет в отрицательную зону», — предполагает Олег Шибанов.

«Номинальные зарплаты, действительно, растут, но весь этот рост съедается всевозможными обязательными платежами, и динамика этого роста пока не позволяет, к сожалению, говорить о какой-то серьезной позитивной тенденции, — отмечает начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян. — Но даже рост зарплат в пределах 3% — это, в принципе, очень умеренно».

Впрочем, Орешкин, напомним, считает этот рост серьезным. Более того, настолько серьезным, что он потянет за собой и рост доходов — аж на целый 1% по итогам этого года. Заявление, прозвучавшее из уст министра, привлекло к себе внимание еще и этим противоречием. Насколько серьезно говорить о росте, оперируя цифрами в 1—2—3%?

5. 2% — разве это много?

«Вообще говоря, экономика растет по итогам года примерно на 1%. Поэтому любой рост зарплат, который оказывается выше роста ВВП, уже «серьезен», — говорит Олег Шибанов. При этом добавляет: «Но по ощущениям людей, вероятно, это недостаточно быстрые темпы».

По меркам развитых стран рост доходов в 1—2% — это хорошие цифры, указывает Антон Табах. «Но в условиях, когда мы привыкли исторически, что у нас все растет и падает очень сильно, это очень мало, — поясняет экономист. — И все недовольны». И ясно почему.

«Для сравнения: по итогам непростого 2016 года реальные располагаемые доходы граждан сократились на 5,8%, и это было очень ощутимо, — говорит Михаил Ханов. — И понадобится не один год для того, чтобы вернуться к среднему уровню доходов до 2014 года».

Из данных социологических опросов видно, что граждане хотели бы увеличения заработных плат, как это было в 2000-е годы, говорит Шибанов.

«Можно вспомнить, что в 2000—2007 годах реальная заработная плата росла более чем на 10% ежегодно, что позволило тогда не только обеспечить рост реальных денежных доходов населения, но и снизить уровень бедности более чем в два раза — с 29% до 13,3%», — поясняет начальник лаборатории исследований пенсионных систем и актуарного прогнозирования социальной сферы Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина.

6. Рост доходов будет временным или постоянным?

Обещают, что постоянным. Минэкономразвития прогнозирует, что в следующем году рост реальных располагаемых доходов составит 1,5%, в 2021-м — 2,2%, а в 2022—2023 годах — 2,3%. Чем будет обеспечен этот рост?

«На днях стало известно, что страховые пенсии более чем 30 миллионов неработающих пенсионеров с 1 января 2020 года вырастут на 6,6%, что существенно выше официального уровня инфляции, — рассказывает Михаил Ханов.

— Аналогично стипендии студентов в 2020 году будут проиндексированы на 3% и еще на 4% в 2021 и 2022 годах. Кроме того, в СМИ появляются сообщения по поводу предстоящих сокращений и оптимизации кадров в бюджетной сфере.

При этом предполагается, что заработная плата оставшихся на своих местах служащих будет увеличена».

С точки зрения макроэкономики правительство имеет реальные ресурсы для повышения доходов граждан через увеличение государственных расходов, считает Ханов. «В 2020 году ожидается рост государственных расходов, что в конечном итоге должно увеличить доходы населения, — говорит экономист.

— Кроме того, уже сейчас идут горячие споры по поводу инвестирования средств Фонда национального благосостояния. К концу текущего года его размер может увеличиться до 7% от ВВП, после чего правительство получит формальное право инвестировать средства фонда.

Если дополнительные доходы начнут тратиться внутри страны, это также станет стимулом для увеличения доходов населения».

Но все же обеспечивать доходы большинству населения страны должен бизнес, а не государство, полагает Антон Табах. И хотя ситуация там разнится, в целом состояние рынка труда сейчас благоприятно для работника и способствует росту зарплат.

«Даже несмотря на повышение пенсионного возраста, так как оно вводится постепенно, — уточняет Табах. — Сегодня работодатели жалуются, что никого найти не могут.

Правда, необходимо уточнение: «на предложенные зарплаты», но это значит, что следующий шаг, скорее всего, это подтягивание зарплат».

7. Но можно все-таки, чтобы зарплаты росли как-то посерьезнее?

Нет. Быстрый рост зарплат, как в 2000-е, технически невозможен, категоричен Олег Шибанов.

«Для этого деловая активность должна существенно улучшиться, а это пока, при потенциальном росте в 1,5—2%, едва ли начнется, — говорит Шибанов.

— Производительность труда у нас также растет медленно, так что неясно, как может рост реальных располагаемых доходов превышать 2%». Не верит в возможность существенного роста зарплат и Елена Гришина.

В основе существующих проблем российской экономики лежат институциональные проблемы, напоминает Николай Кащеев. «Они не решаются вообще, поэтому все остальное работает только на 2%», — уверен экономист.

8. То есть шансов на существенную прибавку нет никаких?

Это как сказать. Может быть, в бюджетном секторе и нет денег, чтобы повышать расходы на заработные платы более чем на условные 2% в год, но ведь это общие расходы, и в том, как они распределяются, есть огромный резерв для того, чтобы улучшить жизнь обычного врача или школьного учителя.

«Средние цифры зарплат по медицине или образованию включают в себя очень сильный региональный разброс и очень сильный разброс между начальством и работниками, — рассуждает Антон Табах. — Те конфликты, что мы сейчас видим в медицинских учреждениях по всей стране, — это на самом деле классическая классовая рознь.

Пора перестать воспринимать главврача и лечащего врача как представителей одного социального слоя. Уже лет пятнадцать, как это не так. В марксистской терминологии это классовые враги. Сейчас перед нами разворачивается классический конфликт по Марксу между «рабочими» и «капиталистами».

Только капиталисты — это государственные менеджеры, а рабочие — это образованные люди в белых халатах или школьные учителя».

Поэтому вопрос не в повышении средних зарплат в бюджетных учреждениях, а в наведении в них порядка, уверен Антон Табах. А это уже задача профсоюзов. «Самое страшное с точки зрения что бизнеса, что государства — это если профсоюзы перестанут быть декоративными и станут реальными организациями, — говорит экономист. — Потому что, когда они появляются, ситуация меняется очень быстро».

Милена БАХВАЛОВА, Banki.ru

Источник: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10907903

Увеличение зарплат бюджетников и новые правила получения кредитов. Главные изменения октября

Повышение бюджетных зарплат с 1 октября может привести к сокращению дохода в целом?

Рассказываем, какие нововведения в российском законодательстве вступают в силу в октябре 2019-го.

Бюджетникам повысят зарплаты

С 1 октября тем бюджетникам, которых ранее не коснулись последние «майские» указы президента, проиндексируют зарплату.

Это помощники воспитателей в детских садах, социальные психологи, а также работающие в бюджетных учреждениях юристы, бухгалтеры и специалисты, обслуживающие здания и оборудование (программисты, инженеры, техники, слесари, уборщики и т.д.).

Также повышение зарплат коснётся спасателей и пожарных МЧС, метеорологов, лесничих и многих других бюджетников.

Зарплаты будут проиндексированы на уровень инфляции предыдущего года — на 4,3%. В 2020 году работникам этих же категорий зарплаты снова будут проиндексированы, предположительно, на 3,8%.

Налог на пальмовое масло поднимут

1 октября увеличивается ставка налога на добавленную стоимость (НДС) на пальмовое масло с 10 до 20%. По данным «Финэкспертизы», за первое полугодие 2018-го в Россию было завезено 550 тысяч тонн пальмового масла, что на 20% больше аналогичного периода 2017 года.

Этот же закон предусматривает снижение налога на реализацию фруктов и ягод, в том числе винограда, с 20 до 10%. Как говорится в пояснительной записке, снижение налоговой ставки направлено на развитие внутреннего производства плодово-ягодной продукции, пока же российский рынок слишком сильно зависит от импорта.

Некоторые аналитики считают, что такие манипуляции могут привести к снижению цен на плодово-ягодную продукцию и повышению стоимости кондитерских изделий.

Получить кредит будет сложнее

С 1 октября все кредитные и микрофинансовые организации будут рассчитывать показатель долговой нагрузки (ПДН) у каждого потенциального заёмщика. ПДН — это отношение ежемесячных платежей по кредиту к ежемесячному доходу заёмщика.

При расчёте ПДН банки будут запрашивать сведения обо всех подтверждённых доходах и всех выданных кредитах. К общей сумме платежей по уже выданным кредитам будет прибавляться платёж по новому займу, затем высчитывается процент этих выплат к среднемесячному доходу за год. Если ПДН превышает 50%, то риск для банка будет повышенным, под такие займы нужно резервировать больше капитала.

Поэтому заёмщикам с высокой долговой нагрузкой будут чаще отказывать в оформлении кредита и его рефинансировании либо ставки для них будут значительно выше.

Ключевые банки подключатся к Системе быстрых платежей

Центробанк обязал все системно значимые банки (важнейшие банки, от которых зависит устойчивость всей банковской системы, такие как Сбербанк, «ВТБ», «Газпромбанк» и др. — прим. ред.

) с 1 октября подключиться к Системе быстрых платежей (СБП). Этот сервис позволяет мгновенно переводить деньги по номеру мобильного телефона и другим простым идентификаторам, например, QR-коду.

Банкам с универсальной лицензией дана отсрочка до 1 октября 2020 года.

При оплате через СБП комиссия будет взиматься только с юрлиц. Для них ЦБ РФ установил новые тарифы с начала октября: для массовых платежей (оплата медицинских и образовательных услуг, ЖКХ и т.д.) максимальный размер комиссии составит 0,4% от суммы, для остальных платежей — 0,7%. При оплате государственных платежей, к примеру, штрафов и налогов, комиссия взиматься не будет.

Сумма ущерба по европротоколу увеличена в 4 раза

С 1 октября вступают в силу поправки в закон «Об организации страхового дела». Согласно этим нововведениям сумма возмещённого ущерба при оформлении аварии по европротоколу может достигать 400 тысяч рублей. Однако при этом у сторон не должно быть разногласий. Если же участники ДТП не могут прийти к общему мнению, сумма ущерба по-прежнему не превысит 100 тысяч рублей.

Кроме того, оформить европротокол на таких условиях теперь можно будет в любом регионе страны. Ранее это можно было сделать только в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Зафиксировать ДТП нужно при помощи мобильного приложения. Пока доступно только одно — «ДТП. Европротокол», разработанное Российским союзам автостраховщиков (РСА). Приложения других страховых компаний пока находятся в разработке. Также в случае ДТП можно использовать устройство ГЛОНАСС: оно фиксирует аварию и передаёт данные об ускорении и силе удара оператору, а тот — страховщику.

Курильщиков будут штрафовать за пожары

3 октября вступают в силу изменения в Правила противопожарного режима. В числе прочих поправок п. 90 дополнился запретом на использование открытого огня на балконах квартир. Как пояснили в МЧС, в эту категорию попадает и курение.

За нарушение может грозить как штраф, так и уголовная ответственность. Однако накажут курильщика только в том случае, если по его вине произошёл пожар. Подробнее об этом нововведении мы писали здесь.

Источник: https://kirov-portal.ru/news/podrobnosti/uvelichenie-zarplat-byudzhetnikov-i-novye-pravila-polucheniya-kreditov-glavnye-izmeneniya-oktyabrya-25302/

Эксперты: доходы россиян могут вырасти при условии повышения производительности труда

Повышение бюджетных зарплат с 1 октября может привести к сокращению дохода в целом?

МОСКВА, 28 августа. /ТАСС/. Повышение реальных располагаемых доходов населения — один из приоритетов экономической политики правительства РФ.

Уровень доходов непосредственно влияет и на реализацию другой национальной цели — сокращение числа бедных в стране. При этом с 2014 года доходы населения снижаются. Портал «Будущее России.

Национальные проекты», оператором которого является ТАСС, узнал у экспертов, какие меры могут обеспечить рост доходов.

Растут, но медленно

Президент России Владимир Путин на совещании с правительством по экономическим вопросам 26 августа выразил обеспокоенность медленным ростом реальных доходов населения.

Путин напомнил, что ВВП страны в первом полугодии вырос на 0,7%, а рост промышленности за семь месяцев этого года составил 2,6%, однако эти темпы президент назвал неудовлетворительными.

Глава государства призвал правительство найти решение для более устойчивого экономического роста и повышения доходов россиян.

При этом аналитики считают маловероятным улучшение динамики реальных располагаемых доходов населения в этом году. Но ситуация с доходами может измениться при ускорении экономического роста в целом, преимущественно за счет роста производительности труда или за счет снижения налоговой нагрузки на физических лиц, отмечают эксперты.

«В текущем году мы все же ожидаем, что негативная тенденция в динамике роста реальных доходов населения не будет сломлена. Мы полагаем, что повышение НДС, снижение доходности депозитов и слабая динамика роста заработной платы приведут к падению реальных доходов населения на 1% по итогам года», — говорит ведущий аналитик компании «Открытие брокер» Андрей Кочетков.

Оптимизм резко снизился и у Минэкономразвития, которое 26 августа ухудшило прогноз на текущий год по росту реальных располагаемых доходов населения (доходы за вычетом обязательных налоговых платежей, скорректированные на инфляцию) с 1% до 0,1%.

Министр экономического развития Максим Орешкин объяснил такое решение слабостью совокупного спроса и увеличением платежей по кредитам.

Однако уже в 2020 году министерство ожидает ускорения роста доходов до 1,5% на фоне усиления экономического роста и инвестиционной активности.

По данным Росстата, во II квартале этого года численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума составила 18,6 млн человек, или 12,7% от всего населения, что несколько выше, чем годом ранее (12,5%).

Увеличение доли россиян, живущих за чертой бедности, связано с опережающим ростом показателя прожиточного минимума по сравнению с инфляцией. При этом среднедушевые денежные доходы населения за год выросли с 32,6 тыс. до 34,4 тыс.

рублей в месяц.

«Показатель реальных располагаемых доходов всегда отличался значительной волатильностью, и сейчас им тем более сложно оперировать, так как ожидается пересмотр методологии его расчета Для нас более важной в прогнозе цифрой является прогноз роста реальных зарплат — в 2019 году мы ожидаем роста этого показателя на уровне 2,5%», — говорит главный экономист по России и СНГ ИК «Ренессанс Капитал» Софья Донец.

Обновленный прогноз Минэкономразвития на 2019 год предполагает более существенный рост зарплат в России, чем ожидался ранее — 1,5% против 1,1%, заложенных в апрельском прогнозе. При этом в 2020-2021 годах рост зарплат ускорится до 2,3%, ожидают в министерстве.

Куда экономика, туда и доходы

Рост доходов населения напрямую зависит от роста экономики в целом, напоминают экономисты.

«Для повышения реальных доходов населения необходимо повышение темпов экономического роста и увеличение социальных расходов бюджета.

Пока же мы наблюдаем некоторый перекос в сторону финансовой стабилизации по отношению к стимулированию потребительского спроса.

Мы прогнозируем рост ВВП в 2019 году на 1-1,2% и нулевой рост реальных доходов населения», — говорит старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов.

Сами по себе реальные доходы населения являются одним из способов распределения создаваемой в экономике добавленной стоимости, поясняет директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-капитал» Владимир Брагин. По сути, добавленная стоимость распределяется между налогами, зарплатой и валовой прибылью.

«Если у вас ВВП растет с темпом 1% в год, то понятно, что каждая отдельная его часть не может расти сильно быстрее и устойчивее, — отмечает эксперт.

— Либо тогда уже нужно заниматься перераспределением: снижать, например, налоги на личные доходы, снизить с 13% до 10% подоходный налог.

Правда, при этом нужно понимать, что доходы бюджета снизятся, придется где-то, возможно, снизить государственные расходы».

С другой стороны, при низкой безработице высокий рост заработных плат может привести к росту рисков в экономике в целом, что в свою очередь способствует началу нисходящего цикла в экономике, добавляет Брагин. «Реальные доходы могут расти по другой причине, например, когда компаниям приходится активно конкурировать за рабочую силу», — поясняет Брагин.

«То есть, грубо говоря, когда начинают расти реальные заработные платы, то компаниям приходится большую часть своей выручки тратить на заработные платы. При том же темпе роста ВВП будет снижаться прибыль, то есть компании будут менее склонны инвестировать.

Плюс увеличивается финансовый риск в экономике, потому что у компаний падает рентабельность, увеличивается риск банкротства,» — добавляет эксперт.

По обновленному прогнозу Минэкономразвития, реальные располагаемые доходы россиян в 2020 году на фоне усиления экономического роста и инвестиционной активности увеличатся на 1,5%. Рост ВВП в 2020 году, в условиях восстановления конечного спроса и структурных изменений, ускорится до 1,7%, а в 2021-2022 годах — до 3,1-3,2%.

Улучшение динамики экономического роста в следующем году ожидают и аналитики. Так, «Открытие брокер» прогнозирует, что рост ВВП в 2020 году ускорится до 1,7% с 0,9% в текущем году.

ИК «Ренессанс Капитал» ожидает увеличения ВВП на 2,6% в 2020 году против 0,9% в этом.

По оценкам Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), рост ВВП на уровне 0,8-0,9% в 2019 году позволит реальным располагаемым доходам населения увеличиться на 0,2% (примерно как и в 2018 году).

Связанные одним ростом

При этом эксперты указывают на взаимосвязь производительности труда и заработной платы. «Наиболее устойчивый рост экономики обеспечивается, когда рост реальных трудовых доходов пропорционален росту производительности труда. Мы ожидаем, что в следующем году рост зарплат в реальном выражении может составить около 4%.

Этому будет способствовать восстановление экономической активности на фоне действия комбинации циклических и структурных факторов: долгожданного смягчения денежно-кредитной — после стабилизации инфляции в районе цели (4% в годовом выражении — прим. ред.

) — и бюджетной политики, с одной стороны, и реализации национальных проектов и пенсионной реформы — с другой», — говорит Донец из ИК «Ренессанс Капитал».

«Заработные платы — функция производительности труда, общеэкономического здоровья, уровня конкуренции на рынке труда. Как и для экономики в целом, для заработных плат наступает период, когда рост производительности труда — основной фактор», — отмечает заместитель директора группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов.

По его словам, более высокой производительности способствуют такие факторы, как соответствие образования рабочим задачам, капиталоемкость производств, здоровье сотрудников, качественный отдых и социальная устроенность. Косвенно на эти параметры могут повлиять и общие экономические меры, однако эффект будет отложенным, добавляет эксперт.

Нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости» предусматривает ускорение роста производительности труда до 5% в год к 2025 году с 1,4% в 2018 году на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики (обрабатывающие производства, сельское хозяйство, транспорт и строительство).

По словам Брагина из УК «Альфа-капитал», среди множества вариантов мер по ускорению роста реальных доходов населения, единственный устойчивый — это повышение темпов роста ВВП.

«Увеличить темпы роста ВВП достаточно сложно в текущей стадии делового цикла, потому что безработица уже низкая, и темпы роста экономики обусловлены двумя вещами — это темпы роста производительности труда и демография», — отмечает эксперт.

Однако ни в одной экономике мира производительность не растет темпами выше 1-2%, предупреждает Брагин. «Ресурса на взрывной рост производительности труда нет.

Поэтому, к сожалению, темп роста реальных доходов может, конечно, не нравиться, но, если смотреть объективно, быстро его нарастить можно только за счет увеличения уровня риска в экономике, то есть за счет увеличения потенциала для будущего циклического спада в экономике. Мне кажется, это не совсем разумно», — говорит экономист.

Давление налоговой нагрузки

Одним из основных негативных факторов, который в ближайшие несколько месяцев продолжит сказываться на реальных доходах россиян, является отложенный эффект повышения налоговой нагрузки в начале текущего года, полагает главный экономист ИК «Уралсиб кэпитал» Алексей Девятов. Еще фактическому росту налоговой нагрузки на население и бизнес продолжают способствовать меры правительства, направленные на легализацию налоговой базы и сокращение различного рода преференций.

«Обратной стороной политики обеления экономики является и наблюдаемое сокращение реальных располагаемых доходов населения, которые, на наш взгляд, в 2019 году снизятся на 1%. Таким образом, мы ожидаем, что в текущем году российская экономика вырастет только на 0,7%», — считает Девятов.

Слабая динамика роста реальных доходов населения остается главным тормозом российской экономики, поэтому необходимы кардинальные меры, считает Кочетков из «Открытия брокер».

По мнению эксперта, российский бюджет может себе позволить отказаться от НДФЛ на доходы ниже 20 тыс. рублей.

«Для многих граждан это станет очень значимой поддержкой, которая позволит улучшить ситуацию с уровнем жизни и обеспечением товарами первой необходимости», — уверен Кочетков.

В числе других мер он называет продуктовые карточки для наименее обеспеченных граждан с условием тратить средства на отечественные продукты питания. Поможет и налоговое стимулирование компаний, создающих новые рабочие места.

«Таким образом, можно было бы добиться ускорения роста ВВП не только в сфере потребления, но и в промышленности.

Постепенный рост дефицита рабочей силы заставит работодателей повышать зарплаты, чтобы получать наиболее квалифицированные кадры», — считает эксперт.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/6808281

Индексация заработной платы в 2019 году бюджетникам — Как построить свой бизнес

Повышение бюджетных зарплат с 1 октября может привести к сокращению дохода в целом?

  1. Банки Сегодня Лайв
  2. Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим
  3. А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Написать

X

Большинство работников бюджетных учреждений до сих пор получают зарплаты ниже, чем средние по регионам. Хоть большинство из них идет в профессию по призванию, они тоже рассчитывают на достойную оплату своего труда. В 2019 году ожидается увеличение оплаты труда как работникам бюджетной сферы, так и государственным служащим, а также военным.

Кого коснется повышение зарплат

Работники бюджетной сферы социально слабо защищены, ведь уровень их благосостояния полностью зависит от государства. Поэтому вопрос повышения зарплат бюджетникам – достаточно актуальный.

Регулярное повышение заработной платы разным категориям работников – гарантия того, что их доходы будут расти вслед за ростом цен на основные товары. Однако не всегда и не для всех категорий бюджетников повышение зарплаты производится в соответствии с уровнем инфляции – отклонения могут быть как в сторону более быстрого роста, так и наоборот.

К бюджетникам относят несколько отдельных категорий работников:

  • непосредственно сотрудники бюджетных учреждений – учреждений здравоохранения, образования, культуры и т.д.;
  • представители власти – государственные служащие федерального, регионального и муниципального уровней;
  • военнослужащие и сотрудники военизированных и силовых структур (сотрудники полиции, противопожарной службы, национальной гвардии и т.д.).

Уровень оплаты труда для разных категорий работников устанавливается по отдельности и регламентируется разными нормативно-правовыми актами. От этого отличается и непосредственно сам уровень оплаты труда:

Как видно, чиновники и силовики в России получают значительно больше, чем сотрудники непосредственно бюджетных учреждений (многие из которых получают зарплату даже ниже, чем средняя по стране). При этом более высокий уровень оплаты труда научных работников связан с немногочисленностью таких работников (большинство ученых в России работают в сфере образования).

Повышение заработной платы в 2019 году ожидается у представителей всех категорий бюджетников, однако величина этого повышения будет отличаться.

Повышение зарплат работникам бюджетных учреждений

Среди всех категорий работников, которые получают зарплату из бюджета, наименее социально защищены именно работники бюджетных учреждений (что видно из графика). При этом для разных категорий работников бюджетной сферы уровни заработной платы тоже различаются:

Стоит отметить, что повышение зарплат работникам бюджетных учреждений запланировано «Майскими указами» Президента РФ от 2012 года. Согласно ним, для некоторых категорий бюджетников должны существенно улучшиться социальные стандарты. Однако по состоянию на 2017 год большинство индикаторов не выполняются:

ГодКому должны повыситьОриентир для повышенияПланФакт (2017)Процент выполнения
2012Учителя в школахСредняя зарплата по региону391673402786,9
2013Воспитатели в детских садахСредняя зарплата в сфере общего образования340272902785,3
2018Мастера и преподаватели профессионального образования;работники культурыСредняя зарплата по региону3916732212-3246682,2-82,9
2018Преподаватели ВУЗов;научные сотрудники;врачи200% средней зарплаты по региону7833456445-6383172,1-81,5
2018Социальные работники; младший и средний медицинский персоналСредняя зарплата по региону3916721413-3024654,7-77,2

Как видно, наиболее близко к целевым показателям приближается уровень оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений (но достигнут он должен был еще в 2012 году). Важно, что это данные в целом по России, в некоторых регионах местные власти добились почти полного соответствия фактических показателей целевым значениям.

Стоит также отметить, что зачастую выполнение «Майских указов» проводится путем не фактического повышения зарплаты, а через манипулирование цифрами:

  • сокращение и перевод младшего медицинского персонала в другие категории (например, перевод санитарок в разряд уборщиц) – в этом случае такие работники не попадают под повышение зарплаты. За 5 лет младший медицинский персонал сократился с 1,44 до 1,32 миллиона человек;
  • сокращение персонала в сфере образования (за 5 лет – с 2,32 до 2,17 миллионов человек). Сокращают высокооплачиваемых сотрудников (с научными степенями и званиями), перераспределяя их зарплаты на другие должности. Одновременно сокращают низкооплачиваемые рабочие места;
  • перераспределение обязанностей из-за сокращения персонала. Например, в здравоохранении обязанности сокращенного младшего персонала перенесли на средний медперсонал. Некоторые обязанности передают на аутсорс.

Как результат – при ограниченном фонде оплаты труда бюджетные учреждения смогли выполнить «Майские указы» более, чем на 80%.

Дальнейшее повышение зарплат бюджетников, которых касаются «Майские указы», будет выше, чем для остальных:

Таким образом, серьезное повышение заработной платы коснется только тех категорий бюджетников, которые упоминаются в «Майских указах» Президента от 2012 года. Остальных ждет повышение зарплаты на уровне величины инфляции.

Дополнительно некоторых бюджетников ждет повышение зарплат и по итогам повышения МРОТ. Для некоторых категорий младшего и среднего персонала со средним образованием зарплата устанавливается в зависимости от МРОТ. С 1 января его величина повышается с 11 163 до 11 280 рублей (что составляет всего около 1,05%).

Следовательно, повышение зарплат работникам бюджетной сферы в 2019 году ожидается на уровне от 1,05 до 6%.

Повышение зарплат государственных служащих

Государственные служащие в большинстве ведомств получают заработную плату около средней по региону или выше. При этом кроме оклада такие работники имеют право на дополнительные стимулирующие меры, материальную помощь, дополнительно им компенсируются некоторые расходы.

По состоянию на 2018 год средний уровень оплаты труда госслужащих такой:

Категории служащихВсегоЗаконодательнаяИсполнительнаяСудебная
Работники федеральных государственных органах118,8167,7107,9106,0
Государственные служащие на региональном уровне, в томчисле:45,868,247,335,0
— в федеральных государственных органах41,342,335,6
— в государственных органах субъектов РФ56,468,258,832,5
Муниципальные служащие39,046,638,6

Вся правда об отмене регионального роуминга операторами

Как видно, существует серьезный разрыв между уровнями оплаты труда в федеральных, региональных и муниципальных органах власти. Стоит при этом учитывать, что федеральные органы власти расположены преимущественно в Москве, где стоимость жизни и средние зарплаты гораздо выше, чем в регионах.

Стоит учитывать, что с 2013 по 2018 год действовал режим «заморозки» окладов государственных служащих. Это было связано с экономическим кризисом и необходимостью сокращения государственных расходов.

В 2019 году запланирована индексация заработной платы государственных служащих на величину планируемой инфляции – на 4,3%. Эта индексация будет осуществлена с 1 октября 2019 года. Однако в регионах органы власти субъектов РФ имеют право поднимать оплату труда госслужащих своего уровня сверх этой цифры, но только за счет бюджета региона.

При этом данная индексация касается непосредственно оплаты труда чиновников, однако они имеют право на другие выплаты поощрительного и компенсационного характера, которые рассчитываются по другим методикам.

Так, в принятый Госдумой федеральный бюджет на 2019 год включены относительно высокие расходы, направляемые на материальную мотивацию чиновников. В основном это касается тех госслужащих, которые работают в приоритетных сферах (в рамках национальных и федеральных проектов).

Как отметил министр финансов России Антон Силуанов, в последние годы сложилась «плачевная» ситуация с оплатой труда государственных служащих, поэтому бюджетом на 2019-2021 годы предлагается повысить оплату труда чиновникам.

Согласно проекту бюджета, на материальную мотивацию государственных служащих планируется потратить:

  • в 2019 году – 138,6 миллиардов рублей;
  • в 2020 году – 208,9 миллиардов рублей;
  • в 2021 году – 284,4 миллиардов рублей.

Также отметим, что, несмотря на «замороженные» оклады чиновников, суммы компенсаций (например, за аренду жилья и на транспорт) и материальной помощи каждый год росли. В дальнейшем следует ожидать, что они тоже будут расти, вместе с инфляцией.

Таким образом, повышение заработной платы государственным служащим в 2019 году будет складываться из нескольких частей: индексации окладов, усиления материальной мотивации, а также роста остальных элементов совокупной оплаты труда чиновников.

Повышение денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов

Вместе с «заморозкой» окладов госслужащих, военным тоже последние 5 лет не проводилась индексация денежного довольствия.

Учитывая, что за 5 лет, когда индексация не проводилась, уровень инфляции составил примерно 50%, реальный уровень социальных стандартов военнослужащих снизился вдвое.

В силу этого к 2018 году доходы военнослужащих с квалификацией и выслугой снизились до уровня работников с низкой квалификацией.

Как покупать на eBay из РФ?

Только с 1 января этого года денежное довольствие было проиндексировано на 4%. Также в 2019-2021 годах, согласно проекту федерального бюджета, ожидается ежегодная индексация довольствия.

С 1 октября 2019 года ожидается индексация денежного довольствия военнослужащих, а также сотрудников МВД, ФСИН, ФСБ, Росгвардии и других военизированных организаций на 4,3%. На эту же величину увеличатся и военные пенсии (поскольку они рассчитываются из сумм денежного довольствия).

Повышение денежного довольствия в 2019 году затронет не только военнослужащих, но также и сотрудников МВД, службы войск национальной гвардии, ФСИН, Государственной противопожарной службы, ФСБ и других военизированных организаций.

Кроме того, следует учитывать, что в Вооруженных силах и других военизированных структурах оплата труда складывается из нескольких частей – оклад за звание, оклад за должность, доплаты за выслугу лет, за выполнение определенных заданий, за результаты службы и т.д. Все эти выплаты планируется повысить с 1 октября 2019 года на 4,3%.

В результате, доходы по разным воинским должностям составят после индексации:

  • стрелок (рядовой) – 24 400 рубль;
  • старший сапер (ефрейтор) – 37 000 рублей;
  • командир отделения (сержант) – 53 300 рубля;
  • командир взвода (старшина) – 71 500 рублей;
  • командир роты (капитан) – 73 994 рубля;
  • командир батальона (подполковник) – 85 345 рублей.

В МВД средняя зарплата после повышения составит примерно 39 000 рублей, в других структурах также ожидается рост.

В дальнейшем денежное довольствие военнослужащих также будет индексироваться – в 2020 году на 3,8%, в 2021 году – на 4%. На повышение денежного довольствия военнослужащих заложили соответствующие суммы в федеральный бюджет: на 2019 год – 22,6 миллиарда рублей, на 2020 год – 41,2 миллиарда.

Источник: https://kmb-chr.ru/idei/indeksatsiya-zarabotnoj-platy-v-2019-godu-byudzhetnikam.html

«Ровно к уровню инфляции»: с 1 октября повысится зарплата бюджетников

Повышение бюджетных зарплат с 1 октября может привести к сокращению дохода в целом?

Зарплата работников бюджетной сферы, которые не попали под майские указы президента, повысится с 1 октября на 4,3%. Изменения коснутся, например, нянечек детских садов, кадровиков, персонала, который занимается техническим обслуживанием зданий и оборудования госучреждений.

Деньги будут выделены из федерального бюджета, решение по индексации на местах принимает губернатор. Как пояснили RT эксперты, размер повышения соответствует уровню текущей инфляции.

Важно также, что были выявлены сферы, которые не охвачены майскими указами, и в них вовремя проведена соответствующая индексация.

C 1 октября работникам бюджетной сферы в России будет повышена зарплата на 4,3%. Это коснётся тех из них, кто не попал под действие майских указов президента. Об этом сообщила «Российская газета».

 В частности, увеличение ждёт нянечек в детсадах, кадровиков, юристов, бухгалтеров, работающих в бюджетных учреждениях специалистов по социальной работе, реабилитации, социальных психологов; обслуживающий персонал зданий и оборудования, в частности программистов, электромонтёров, слесарей, уборщиков.

Финансирование пойдёт из федерального бюджета и распространится на все учреждения федерального уровня — казённые, бюджетные и автономные. Регионы и муниципалитеты должны были заложить деньги на это повышение с начала года.

Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ранее рассылала соответствующие сообщения с рекомендациями об индексации зарплаты бюджетникам как минимум на 4,3%.

При этом на региональном и муниципальном уровнях решение по зарплатам бюджетников принимает губернатор.

  • © Александр Кряжев/РИА Новости

В июне 2019 года в министерстве также предложили повысить оклад госслужащих с 1 октября на 4,3%.

Ежемесячные выплаты вырастут для сотрудников МИД России, федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной госслужбы, а также для госслужащих в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции. Размер увеличения оклада соответствует уровню прогнозируемой инфляции.

Третья категория бюджетников

Председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский рассказал в беседе с RT, что есть несколько категорий бюджетных работников. Первая из них — самая ёмкая, в неё входят врачи, учителя, медсёстры, старший медицинский персонал.

Именно они попадают в сферу регулирования заработной платы по указу президента. Во второй категории находятся работники федеральных учреждений, расположенных в регионах. К ним можно отнести, например, антимонопольные подразделения, подразделения федеральных служб.

Третья же категория находится в ведении субъектов РФ.

«Это бухгалтерский, юридический состав бюджетных учреждений, младший персонал, типа нянечек. Этот контингент должен рассматриваться с точки зрения повышения зарплаты региональными органами власти. Ещё в начале года было такое обращение трёхсторонней комиссии нашей группы, которая регулирует правоотношения с профсоюзами, и эта рекомендация была дана», — отметил Рязанский.

По его словам, в распоряжении субъектов РФ достаточно средств, чтобы решить вопрос с индексацией зарплат бюджетной сферы.

На уровне инфляции

Директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович в беседе с RT пояснил, что уровень индексации абсолютно обоснован. Это повышение позволит работникам сохранить свои деньги. 

«Я думаю, что изменения коснутся не только этих работников. Другим работникам тоже будет с октября повышаться зарплата, но они пойдут другим постановлением… Эта индексация идёт практически вровень с уровнем инфляции.

Это законодательная компенсация, она не превышает инфляции… Это абсолютно запланированное повышение, которое, в общем-то, проходит законодательно каждый год.

Просто для госслужащих будет отдельное постановление, это нормальная практика», — отметил эксперт.

  • Заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова
  • РИА Новости
  • © Александр Астафьев

Напомним, в середине сентября вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что с 1 октября 2020 года проиндексируют зарплаты трудящихся в учреждениях социальной сферы и науки, ветеринарных лабораториях, гидрометеорологической службы, медико-социальной экспертизы, центрах гигиены Роспотребнадзора, спасательных центрах МЧС, центрах стандартизации, метрологии и испытаний Росстандарта и других.

«В отношении работников бюджетной сферы, которые не попали под действие президентского указа, ежегодно будет проводиться индексация на уровень инфляции — 1 октября их заработные платы будут проиндексированы на 3,8%», — заявила Голикова.

Также по теме

Рост выше инфляции: средний размер пенсии в 2020 году составит 15 тысяч рублей

К 2020 году средний размер пенсии в России увеличится до 15 тыс. рублей, а для не работающих по старости — до 16,4 тыс. Об этом…

Так называемые майские указы — это указы, подписанные Владимиром Путиным в мае 2012 года. Он поручил за шесть лет повысить средние зарплаты учителей, социальных работников, младшего и среднего медицинского персонала до 100% от средних зарплат по региону.

 До 200% должны были повысить зарплаты врачам, преподавателям вузов и научным работникам.

В феврале 2019 года президент РФ заявил в послании Федеральному собранию, что необходимо сохранить достигнутое соотношение оплаты труда бюджетников и средней зарплаты в регионе.

Работа над недочётами

Эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ), кандидат экономических наук Михаил Беляев отметил важность того, что майские указы не только выполняются, но и дополняются. Например, в этом случае были найдены позиции, которые формально не подпадали под указ президента, но им всё равно была сделана положенная надбавка.  

«Хорошо, что эта недоработка была найдена, и что у нашего руководства нашлись силы для того, чтобы признать её и оперативно исправить», — отметил эксперт.

По его мнению, подобные недочёты появляются потому, что юристы, которые работают над законами и нормативными документами, формулируют текст достаточно конкретно, «оставляя за пределами своего взора те учреждения, которые формально тоже относятся к бюджетной сфере, но где-то проходит черта, отделяющая их от чисто бюджетных организаций».

«Это, конечно, всегда положительно, когда речь идёт о том, что кому-то повышают заработную плату и тем самым улучшают его материальное положение и удовлетворённость жизненными условиями», — заключил Беляев.

Ранее также сообщалось, что правительство приняло решение сделать перерасчёт выплат работающим пенсионерам. Они должны увеличиться на 1,4%.

Источник: https://russian.rt.com/russia/article/671513-zarplata-byudzhet-1-oktabra

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.