Роль профессионального образования

Взаимосвязь общего и профессионального образования

Роль профессионального образования

Общее образование можно представить в виде некой первой ступени образовательной системы, которая включает в себя следующие понятия:

  • дошкольное образование;
  • начальное общее;
  • основное общее;
  • среднее (полное) общее;
  • дополнительное образование.

Определение 1

Профессиональное образование является результатом и процессом становления и развития личности в качестве профессионала и овладения соответствующими полученными знаниями, умениями, навыками, а также педагогическими компетенциями в определенных специальностях и профессиях.

Особую роль в структуре образования играет самообразование. Подготовку человека к самообразованию необходимо начинать еще на раннем этапе дошкольного образования и идти, не прекращаясь, на протяжении всей его жизни.

Такой подход способствует обретению общественной значимости и активности гражданина, а также поможет повысить уровень качества его жизни. В настоящее время самообразование находится на особом месте в системе образования.

Однако без общего и профессионального образования, в качестве фундамента, самообразование никогда не станет полноценным. Схематично структуру образования можно проиллюстрировать следующим образом:

Рисунок 1

Результат общего и профессионального образования

Профессиональное образование основывается на общем образовании. Оно является фундаментом, базисом.

Школа предоставляет ученикам информацию о научных основах, способствует познанию фундаментальных законов природы, умственно и нравственно развивает детей, обучает практическому применению полученных в процессе обучения знаний.

Результатом общего образования, в идеальном случае, должна быть гармонично развитая личность, обладающая готовностью к саморазвитию и участию в жизни общества.

Этап общего образования подготавливает человека как к эффективному производительному процессу, так и к активному участию в культурной жизни социума.

В качестве отличия профессиональной школы от общего образования можно выделить тот факт, что первая дает учащимся специальные знания, направленные на определенную профессию.

Это происходит посредством более углубленного процесса преподавания как общих, так и специальных дисциплин, а также при помощи организации производственного обучения учащихся.

Противоречия и проблемы взаимосвязи образовательных этапов

Профессиональное образование органично связано с общим. Они вместе способствуют сохранению единства и преемственность процесса обучения на всех его этапах, а также формированию гармонично развитых личностей. Благодаря применению данной взаимосвязи можно без особых затруднений решить массу противоречий в сфере образования.

Абсолютно неприемлемо проводить профессиональную подготовку человека, пропустив этап общеобразовательной подготовки. Не обладая общим образованием, учащийся никогда не будет подготовлен к трудовой деятельности. Данный факт и представляет собой главное противоречие.

Такой уровень познаний является недостаточным для ведения профессиональной деятельности. Для того, чтобы овладеть определенной профессией, необходимо обладать более специфическими глубокими знаниями, а такие знания могут быть даны лишь профессиональным образованием.

Конечно же, знания и умения, которые были получены человеком в ходе этапа общего образования, оказывают свое влияние на профессиональную деятельность, однако, несмотря ни на что, данное влияние опосредованно. Очередное противоречие, на которое стоит обратить внимание.

Замечание 1

Общеобразовательные знания обычно представляют собой нечто поверхностное и избыточное. Значительная их часть так и не будет применена в жизни человека.

Несмотря на это, данные знания необходимы, ведь без них невозможно сформировать мировоззрение, они необходимы в качестве средства и источника гармоничного развития личности. Стоит обратить свое внимание также и на проблему общего образования, связанную с увеличением во всем массиве информации доли полезных знаний.

Чем больше будет доля подобных знаний, тем более подготовленным человек приступит к профессиональному образовательному процессу. Тем легче будет проходить второй этап обучения. При этом направленность профессионального выбора не оказывает никакого влияния.

Наоборот, проблема профессионального образования зачастую состоит в чрезмерной спецификации и прагматизме.

Фактически профобразование конкретизирует и предоставляет практическую направленность общеобразовательным, общенаучным знаниям. Решение проблем приведенных выше включает в себя установление взаимосвязей между общим и профессиональным образованиями.

В таком случае общее образование становится более приближенным к существующей действительности и предоставляет не просто общее развитие, а реальную подготовку человека к получению профессионального образования и его успешной трудовой деятельности.

Замечание 2

В свою очередь задача профессионального образования заключается в обеспечении личности дальнейшим развитием и так называемой широтой знаний, что достигается с помощью заимствования данного элемента у общего образования.

Схема, показанная на рисунке 2, наглядно поясняет, между какими именно компонентами образования может существовать взаимосвязь и каким образом она выражается.

Рисунок 2

Учебные дисциплины необходимо изучать как единое целое. Не стоит упускать из вида тот факт, что данный подход к образованию провоцирует существенные изменения компонентов, функции, целей, методов, в равной степени общего и профессионального образований.

Подобный подход способствует возникновению абсолютно новых организационно-педагогических форм обеспечения взаимосвязи образовательных этапов.

Результат тесной взаимосвязи двух этапов образования можно наблюдать на процессе развития отдельных сторон и личности в целом, в качестве примера таких случаев можно привести:

  • многогранность и разносторонность;
  • целостность мировоззрения;
  • обобщенность мышления;
  • формирование профессионально значимых качеств.

Улучшение учебного процесса в соответствии с принципом взаимосвязи общего и профессионального образований позволит воспитать настоящих профессионалов, которые нацелены не только на практическое осуществление полученных ими знаний, но и на их углубление и совершенствование в соответствии с реалиями времени. Данный процесс крайне сложен для абсолютного большинства людей, однако он также является интересным и увлекательным.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/vzaimosvjaz-obrazovanija/

Роль и место профессионального образования в современном обществе

Роль профессионального образования

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»

(РГППУ)

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА И ТУРИЗМА ВГОСТИНИЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Подисциплине ‹‹ введениев профессионально-педагогическуюспециальность››

ТЕМА:‹‹ РОЛЬ И МЕСТО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ››

Выполнил: Грибань Е.С. гр. ЗТГ-119

Проверил: ___________________

____________________________

Екатеринбург, 2011

Введение 3

Уровни профессиональногообразования 4

Роль и место профессиональногообразования 8

всовременном обществе

Перспективы развитияпрофессионального 12

образованияи его поддержка государством

Заключение 17

Список использованнойлитературы 18

Введение

В современном XXIв., в веке высокихтехнологий, человек не переставаясовершенствует уровень своих знаний,возобновляет их, идет на курсы повышенияквалификации, на получение второговысшего образования и т.п. для поддержаниясвоей конкурентоспособности на рынкетруда.

В течение последних 10-15 лет мирменяет свое отношение ко всем видамобразования. Образование, особенновысшее, рассматривается как главный,ведущий фактор социального и экономическогопрогресса.

Причина такого вниманиязаключается в понимании того, чтонаиважнейшей ценностью и основнымкапиталом современного общества являетсячеловек, способный к поиску и освоениюновых знаний и принятию нестандартныхрешений.

Полноценное системное образование,полученное в процессе обучения, создаетусловия для реализации человеком себякак личности, придает емусоциально-профессиональную мобильность,закладывает основу конкурентоспособностив меняющихся условиях жизни.

Уровнипрофессионального образования

Уровни профессиональногообразования (УПО) — этотрадиционно сложившиеся и общепринятыезвенья в системе непрерывного образования,осуществляющие профессиональнуюподготовку рабочих и специалистовразных уровней квалификации. В настоящиймомент в России УПО подразделяется натри ранга: начальное профессиональноеобразование, среднее профессиональноеобразование и высшее профессиональное.

Начальное профессиональноеобразование

Начальное профессиональноеобразование имеет цельюподготовить работников квалифицированноготруда (рабочих и служащих) по основнымнаправлениям общественно полезнойдеятельности согласно перечню профессий(специальностей), утвержденномуПравительством Российской Федерации.

Наряду с профессиональными навыкамивыпускники получают аттестат о полномсреднем образовании.

Прием в учрежденияначального профессионального образованияосуществляется по заявлениям отпоступающих на конкурсной основе впорядке, установленном учредителем иУставом образовательного учреждения.

Длительность обучения на этой ступенизависит от уровня образования принятогоучащегося. Учащиеся, поступающие после9-го класса школы, проходят двух- илитрёхгодичную подготовку. Учащиеся,поступающие после 11-го класса, проходятодно- или двухгодичную подготовку.

Среднее профессиональноеобразование

Среднее профессиональноеобразование является важнойсоставной частью российского образования.Оно обеспечивает подготовкуспециалистов-практиков, работниковсреднего звена для всех отраслейэкономики, повышение образовательногои культурного уровня личности.

Всоответствии с Международной стандартнойклассификацией образования ЮНЕСКОсреднее профессиональное образованиеприравнивается к практико-ориентированномувысшему или доуниверситетскому высшемуобразованию.

Среднее профессиональноеобразование в Москве реализуется подвум основным образовательным программам—базового уровня и повышенного уровня.

После освоения программы базовогоуровня выпускнику присваиваетсяквалификация «техник». Повышенныйуровень среднего профессиональногообразования обеспечивает углублениеили расширение подготовки по сравнениюс базовым уровнем (при этом срок обученияувеличивается на 1 год).

Выпускнику суглубленной подготовкой присваиваетсяквалификация «старший техник», прирасширении подготовки— «техник сдополнительной подготовкой в области…» (с указанием конкретной области —менеджмент, экономика, информатика ит.д.).

В настоящее время в РоссийскойФедерации функционирует более 2650государственных и муниципальных среднихспециальных учебных заведений иподразделений вузов, реализующихобразовательные программы среднегопрофессионального образования.

Высшее профессиональноеобразование

В соответствии с законодательствомРоссийской Федерации об образовании ив зависимости от числа направленийобучения студентов типы вузовустанавливаются следующие: университеты,академии и институты.

Вузы и филиалы могут реализовыватьобразовательные программы начальногообщего, основного общего, среднего(полного) общего, начального и среднегопрофессионального образования, а такжедополнительного профессиональногообразования при наличии у нихсоответствующей лицензии.

Все 3 типа высших учебных заведенийкроме вышеперечисленных образовательныхпрограмм, как правило, реализуют такжеобразовательных программы послевузовскогопрофессионального образования иосуществляют подготовку, переподготовкуи (или) повышение квалификации работниковвысшей квалификации, научных инаучно-педагогических работников, ведутфундаментальные и (или) прикладныенаучные исследования.

Выпускники вузов могут иметьквалификацию: бакалавр, дипломированныйспециалист, магистр по соответствующимнаправлениям подготовки (специальностям),причем соответствующие образовательныепрограммы могут быть реализованы какнепрерывно, так и ступенями.

Поменялось общественное сознаниемолодежи. Теперь большинство абитуриентовпонимает, что от выбора вуза зависиткарьера и вообще вся жизнь. Конкуренцияна рынке труда резко возросла.

Студентыстарших курсов предпочитают начатьтрудовую деятельность еще до окончаниявуза, чтобы быть обеспеченными рабочимиместами по получении диплома.

Работодательже принимает во внимание не толькоспециальность по диплому, но и оценкипо основным дисциплинам.

Дополнительное профессиональноеобразование

Дополнительноепрофессионально-педагогическоеобразование представляет собойсамостоятельное направление впедагогической науке и практике.

Система повышения квалификациивыполняет более узкие функции, чемрассмотренная выше система, а именно —повышение профессиональной компетентностии общей культуры работника.

Она являетсясоставной частью системы дополнительногопрофобразования, относительносамостоятельна и обладает элементамилюбой педагогической системы (цель,содержание и методы обучения, преподаватели,обучающиеся, средства обучения и т.д.).

Система дополнительногопрофессионального образования должнапрогнозировать и отслеживать происходящиев профессиональной школе изменения,адекватно реагировать на эти измененияпри определении целей, содержания иметодов обучения.

Цель обучения в системедополнительного профессиональногообразования — овладеть знаниями,умениями и навыками, на высокомпрофессиональном уровне решатьпрактические задачи. Во имя этого педагогдолжен овладеть новыми принципами иметодами управления процессом обученияи воспитания молодежи.

В системе дополнительногопрофобразования главное — продуманнаяпостановка последовательности задач,решение которых должно вести к болееглубокому изучению профессиональнойсферы деятельности.

Наличие различных уровнейполучения профессионального образованияслужит социальным лифтом.

Роль и местопрофессионального образования всовременном обществе

Роль и функции системыобразования:    — историческуюпреемственность поколений, сохранение,распространение и развитие национальнойкультуры;    — воспитаниепатриотов России, граждан правового,демократического, социального государства,уважающих права и свободы личности иобладающих высокой нравственностью;    — разностороннее и своевременноеразвитие детей и молодежи, формированиенавыков самообразования и самореализацииличности;    — формирование удетей и молодежи целостного миропониманияи современного научного мировоззрения,развитие культуры межэтническихотношений;    — систематическоеобновление всех аспектов образования,отражающего изменения в сфере культуры,экономики, науки, техники и технологий;    — непрерывность образования в течениевсей жизни человека;    -многообразие типов и видов образовательныхучреждений и вариативность образовательныхпрограмм, обеспечивающих индивидуализациюобразования;    — преемственностьуровней и ступеней образования;    — развитие дистанционного обучения,создание программ, реализующихинформационные технологии в образовании; — академическую мобильностьобучающихся;    — развитиеотечественных традиций в работе содаренными детьми и молодежью, участиепедагогических работников в научнойдеятельности;    — подготовкувысокообразованных людей ивысококвалифицированных специалистов,способных к профессиональному росту ипрофессиональной мобильности в условияхинформатизации общества и развитияновых наукоемких технологий;

    — экологическое воспитание, формирующеебережное отношение населения к природе.

Маловероятно, что, не имея сильнойсистемы высшего образования, какая-либоразвивающаяся страна сможет добитьсязначительного прогресса в достижениисформулированных ООН Целей развитияна тысячелетие (ЦРТ) в области образования,предусматривающих всеобщий охватнаселения начальным образованием иликвидацию гендерного неравенства всистеме начального и среднего образования.Высшая школа служит опорой для всехостальных сегментов системы образованияза счет подготовки учителей и директоровшкол, привлечения специалистов вузовк разработке учебных планов и проведениюнаучных исследований в областиобразования, а также за счет разработкикритериев приема в вузы, что оказываетвлияние на содержание и методикупреподавания и обучения в средней школе.То же можно сказать и о значении высшегопрофессионального медицинскогообразования — особенно в том, чтокасается подготовки врачей, эпидемиологов,работников здравоохранения иадминистраторов больниц — длядостижения главных Целей развития натысячелетие в здравоохранении.

На современныйнаучно-технический прогресс наибольшеевлияние оказывают достижения общественныхи естественных наук, особенно математики,механики, физики, химии, биологии.Подготовка кадров по этим отраслямзнания осуществляется в университетах.

Университетскоеобразованиеявляется ведущей отраслью, причём нетолько по профилям, но и по методамподготовки кадров; в нём в той или инойформе находят отражение новейшиенаправления развития науки — сначалав факультативных, затем в обязательныхкурсах и, наконец, в новых специализацияхи специальностях, которые нередкоявляются основой для организации вузовнового профиля.

  В последние годывозникла необходимость в подготовкеспециалистов комплексных профилей:инженер-математик, инженер-физик,врач-биохимик, врач-биофизик и т.д.Иногда специалисты комплексных профилейготовятся вузами и соответствующимипредприятиями и учреждениями: на первыхтрёх курсах теоретическое обучение (пообщенаучным и общетехническим наукам)проводится в вузе, а дальнейшая специальнаяподготовка — на предприятиях и ворганизациях, где будут работатьвыпускники.

Источник: https://works.doklad.ru/view/NcXa-2eh0Uk.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.