Российский налоговый маневр в нефтяной отрасли принесет Белоруссии миллиардные убытки

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Российский налоговый маневр в нефтяной отрасли принесет Белоруссии миллиардные убытки

Все ближе сентябрь, а предвещаемого экспертами ценового скачка на топливо так и не произошло. Как подсчитали в ЦДУ ТЭК, на петербургских АЗС средняя цена АИ–92 составила 42,33 рублей за 1 л, летнего ДТ — 46,17 рублей за 1 л, АИ–95 стоит около 45,65 рублей за 1 л.

Если посмотреть отчеты начала января этого года, то динамика окажется следующей: за 8 месяцев литр АИ–92 подорожал на 59 копеек, АИ–95 — на 70 копеек. Росстат за первое полугодие 2019–го приводит по Петербургу такие цифры: цена за 92–й выросла на 1,1%, за 95–й — на 0,8%.

Стоимость дизельного топлива в силу его сезонности сможем сравнить ближе к зиме. «Вопрос о том, как поведут себя цены на моторное топливо в дальнейшем, остается пока открытым. Конъюнктура складывается для производителей неблагоприятной по двум причинам.

Первая и основная — это спад потребительского спроса по всему спектру товаров, включая бензин. Это подтверждает госстатистика в виде снижения уровня реальных доходов населения. Косвенную оценку дают данные о снижении продаж легковых автомобилей в первом полугодии 2019 года на 2,4% относительно 2018 года.

Вторая — резко обрушившиеся нефтяные цены на фоне торговой войны между США и Китаем», — считает генеральный директор АО «РКИ» Виктор Костюков.

На этом фоне взаимный интерес друг к другу начали проявлять владельцы АЗС и ретейлеры. Крупные сети автозаправочных станций давно позиционируют свои точки как приюты странников, где автомобиль получит свой едко пахнущий корм, а путник — кофе, хот–дог и «омывайку–незамерзайку».

Как подсчитала «Платформа ОФД», в 2018 году траты россиян на заправках выросли на 11%. Выручка от продажи напитков и кофе увеличилась за год на 17%. Клиенты АЗС в среднем оставляют в кассе 720 рублей — за топливо, напитки, еду и другие товары.

Но еще пару лет назад автомобилисты тратили в 2 раза меньше — в основном только платили за бензин.

По данным «РусХОЛТС» (RH Group), в 2018–2019 годах на первом месте в России по продажам на АЗС стоят стеклоомывающие жидкости («незамерзайки»), следом идет древесный уголь для мангалов, охлаждающие жидкости, влажные салфетки, перчатки и батарейки. В числе непопулярных товаров — скоропортящиеся продукты и дорогие профессиональные инструменты. Последние покупают только в период распродаж.

Виновный маневр

Однако оставим автомобилиста неспешно допивать капучино на заправке и посмотрим, что происходит в нефтепереработке. На повестке дня — Антипинский НПЗ и глава СбербанкаГерман Греф, которому Минэнерго и Минфин отказали в новых льготах для завода. Сейчас предприятие всячески стараются вернуть в строй.

В июле Герман Греф обратился к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой увеличить для НПЗ выплачиваемый из бюджета обратный акциз на нефть, нарастив логистический коэффициент с 1,1 до 1,5 (такой коэффициент присваивается удаленным от границ страны заводам).

Однако Минфин насчитал в таком сюжете неувязку в 24 млрд рублей доходов, которые выпадут из бюджета к 2024 году — после завершения налогового маневра.

Неделю назад Арбитражный суд Тюменской области отменил банкротство предприятия, а глава региона Александр Моор назвал дело крупнейшим в истории страны — ведь НПЗ задолжал более $5 млрд.

Проблемы Антипинского НПЗ свидетельствуют о непростом положении всей российской переработки. Эксперты обвиняют главным образом налоговый маневр, который привел многие предприятия к убыткам. «Реализация налогового маневра предполагает зачистку мощностей независимых НПЗ.

Во–первых, к моменту завершения налогового маневра заводы будут вынуждены покупать нефть по мировым ценам, а реализация нефтепродуктов на внутреннем рынке может предполагать дальнейшее регулирование и установление верхней ценовой планки, которая ограничит маржинальность либо приведет к убыточности НПЗ.

Таким образом, по подсчетам «НААНС–МЕДИА», в зоне риска находится группа независимых и мини–НПЗ с суммарным объемом переработки 46 млн т в год.

Однако это и риск для бюджета, который в случае отсутствия изменений в параметрах налогового маневра может потерять к 2024 году около 16% от текущих поступлений от сектора нефтепереработки», — полагает исполнительный директор «НААНС–МЕДИА» Тамара Сафонова.

Минфин объявил, что с 1 сентября понизится экспортная пошлина на нефть на $3,4 — до $90,7 за тонну. На нулевом уровне останется пошлина на сжиженный газ и нефть, добываемую в ряде месторождений Восточной Сибири, каспийских месторождениях и Приразломном месторождении. Снизится сбор и на экспорт нефтепродуктов.

«Снижение экспортной пошлины в первую очередь связано с падением мировых цен на нефть, но по сути снижение не так серьезно отражается на доходах бюджета, поскольку налог взимается на НДПИ и за экспорт, что можно назвать неплохой компенсацией», — говорит эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов.

Баррель насущный

Футурологи давно нарисовали портрет будущего. Там умные дома, которые без вашего участия выставляют освещенность и температуру в помещениях, кофемашины, знающие ваш распорядок дня и предпочтения, беспилотные авто и, конечно же, зеленая энергетика. Поход в недра за ресурсами останется в далеком прошлом.

Однако пока этот образ — в головах мечтающих. Как показывают отчеты, нефтегазовые компании по прибыльности значительно опережают технологические — в том числе и гордых носителей самых дорогих в мире брендов.

Нефтяная компания Saudi Aramco представила в августе итоги первого полугодия. Ее чистая прибыль — $46,9 млрд.

И это тем более удивительно, что цена черного золота падает, а рыночный и геополитический фон еженедельно меняет тональность.

Для сравнения — производитель «яблочных» гаджетов заработал за полгода $31,5 млрд, онлайн–ретейлер Amazon — $2,6 млрд. Компания Alphabet (владелец поисковика Google) во II квартале показала чистую прибыль $9,9 млрд.

«Несмотря на снизившиеся цены на нефть в первой половине 2019 года, мы продолжали обеспечивать стабильную прибыль и свободный денежный поток, подкрепленный нашей производительностью, контролем за расходами и налоговой дисциплиной», — прокомментировал президент и главный исполнительный директор Saudi Aramco Амин Х. Насер.

Однако свободные денежные потоки в тисках даже строжайшей финансовой дисциплины едва ли смогут противостоять мировому снижению спроса на нефть, который МЭА предсказала в последнем докладе.

Так, согласно экспертам агентства, первое полугодие 2019 года показало рост спроса всего на 0,6 млн баррелей в сутки, из которых 0,5 млн баррелей в сутки — за Китаем.

МЭА отмечает, что на рынок нефти влияют конфликт в Персидском заливе, американо–китайская торговая война — и, как следствие этих факторов, резко рухнувшая ниже $60 цена за нефть. Все это заставило аналитиков пересмотреть прогноз по спросу, который был снижен на 0,1 млн баррелей в сутки — до 1,1 млн баррелей в сутки (по итогам 2019 года) и до 1,3 млн баррелей в сутки (в 2020–м).

«Перспектива хрупкая, с большей вероятностью пересмотра в сторону понижения, чем пересмотра в сторону повышения», — резюмируют в докладе.

«Факторы, поддерживающие нефтяные цены, — согласованное сокращение добычи участниками соглашения ОПЕК+, а также санкции, парализующие нефтяные отрасли Ирана и Венесуэлы, — уверен эксперт–аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев. — Повторить прошлогодний финансовый результат нефтяным компаниям в этом году вряд ли удастся. Но и значительного падения их доходов не будет. Поэтому инвесторы не спешат расставаться с акциями российских нефтяников».

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2019/08/20/Smanevrirovat_v_ubitok

Налоговый маневр в России грозит убытками Беларуси. Что делать?

Российский налоговый маневр в нефтяной отрасли принесет Белоруссии миллиардные убытки

20 Июля 2016 г. 06:17

http://pravdaurfo.ru/

Российское правительство планирует не просто сократить экспортную пошлину на нефть, но и вовсе отменить ее. Фискальная нагрузка будет перенаправлена на сегмент добычи. В итоге цена нефти для российских и белорусских НПЗ вырастит. В 2015 г.

Москва и Минск договорились оставлять всю сумму экспортной пошлины на нефтепродукты в белорусском бюджете. Хотя ранее эти сборы перечислялись в российскую казну (в 2014 г. – около $3,35 млрд.). Это стало своеобразной компенсацией за предстоящую отмену пошлины в рамках ЕАЭС.

Восполнение недополученных доходов следует искать в программах РФ по импортозамещению (оборонка и продовольствие), снятии нетарифных барьеров и поиске новых экспортных ниш на рынке ЕАЭС, а также содействии экспорту на рынки третьих стран, у которых с ЕАЭС готовятся соглашения о зоне свободной торговли.

Июль и август считаются сезоном отпусков и периодом затишья в деловом мире. Политики тоже, как правило, уходят в отпуск. Однако в экономическом блоке российского правительства начало месяца стало временем активной работы.

7 июля в кабинете министров прошло обсуждение параметров бюджета на ближайшие годы. По сообщениям СМИ, Минфин и Минэкономразвития сходятся, что до 2019 г. включительно доходная часть бюджета изменяться не будет и составит 15% от ВВП.

При этом сокращать дефицит бюджета в ближайшие годы предполагается за счет Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Что такое «налоговый маневр»?

В сложных экономических условиях будет происходить и трансформация источников дохода бюджета. В частности Правительство РФ планирует продолжить налоговую реформу в нефтяной отрасли страны. Эффект от этих изменений будут ощущать на себе не только российские компании, потребители нефтепродуктов и федеральный бюджет, но и страны члены ЕАЭС.

Фактически, реформа была запущена в 2015 г. и получила неформальное название «налоговый маневр в нефтяной отрасли». Ее суть заключается в следующем: экспортная пошлина на нефть и газовый конденсат снижается, но одновременно повышается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Начиная «налоговый маневр» российское правительство рассчитывало, с одной стороны,  привести фискальную систему в нефтяной отрасли в соответствие с условиями функционирования ЕАЭС, а с другой стороны сохранить доходы бюджета. В соответствии с ФЗ РФ № 366 от 24.11.2014 переходный период «налогового маневра» должен был выглядеть следующим образом:

Параметры «Налогового маневра»

2014 (до маневра)

2015

2016

2017

НДПИ на нефть, руб за т

493

766

857

919

Экспортная пошлина (в процентах от стоимости барреля нефти)

59%

42%

36%

30%

На практике реформа оказалась более жесткой в отношении нефтяников, чем планировалось. Из-за падения цен на нефть государству пришлось придумывать способы компенсации выпадающих доходов бюджета, ведь НДПИ и экспортная пошлина на нефть и на газ устанавливаются в зависимости от их рыночной стоимости.

В результате НДПИ был повышен, как и предполагалось, а экспортная пошлина осталась неизменной. В июне 2016 г. директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Алексей Сазанов рассказал, что «налоговый маневр» в таком формате позволил бюджету получить дополнительные 217 млрд. руб.

Российское правительство не отказывается от планов снизить экспортную пошлину на нефть до 30% в 2017 г. Более того, теперь обсуждается возможность полной отмены экспортной пошлины с 2018 г. Взамен, по логике уже начатой реформы, будет повышен НДПИ.  Это позволит выстроить безбарьерную среду в рамках ЕАЭС.

Хотя Минфин РФ, выдвинувший предложение об отмене экспортной пошлины, руководствуется не этими соображениями. А. Г. Силуанов стремится сбалансировать бюджет, сведя его дефицит к минимуму. Для этого предполагается увеличить налогооблагаемую базу, т.е.

перевести всю фискальную нагрузку на сегмент добычи нефти, т.к. они больше экспорта. По данным Росстата экспорт нефти из России в 2015 г. составил 244,5 млн. тонн, а объем добычи нефти 532,9 млн. тонн. Т.е. 288,4 млн. т. нефти не облагались экспортной пошлиной, т.к. были направлены на НПЗ.

Причем 171,534 млн тонн полученных нефтепродуктов также была экспортирована.

Каков размер недополученных доходов?

Реформа налогообложения нефтяной отрасли должна принести российскому бюджету дополнительную прибыль, но это приведет к недополученным доходам белорусского бюджета. В 2015 г. на белорусские НПЗ в 2015 г. поступило 22,9 млн. т. российской нефти на сумму $6,7 млрд.

Этот объем перерабатывается на «Мозырском НПЗ» и «Нафтане» (Новополоцкий НПЗ). 18,9 млн. т. нефтепродуктов Беларусь экспортирует, что в стоимостном выражении и составляет $6,8 млрд. На внутреннем рынке потребляется примерно 5,6 млн. т. нефтепродуктов (4  млн. т. с белорусских НПЗ и еще 1,6 млн. т.

нефтепродуктов импортируется из России).

Экономическая обоснованность такой схемы заключается в том, что в 2015 и 2016 гг. Беларусь оставляет всю сумму экспортной пошлины на нефтепродукты в своем бюджете. Хотя ранее она перечисляла эти сборы в российскую казну (в 2014 г. – около $3,35 млрд.).

Согласие Москвы на перечисление экспортной пошлины в белорусский бюджет было некой компенсацией за будущие убытки от «налогового маневра», которые сам Минск оценивал в $1 млрд. в год.

Но в случае полной отмены экспортной пошлины в России и повышении НДПИ убытки Беларуси вырастут, так как стоимость нефти вырастит как для российских, так и для белорусских НПЗ.

В 2015 г. средняя цена барреля российской нефти для Беларуси составляла $33, в то время как средняя стоимость барреля экспортной смеси Urals была $51,23. При условии замены экспортных пошлина на повышенный НДПИ эта разница фактически исчезнет.

В результате рентабельность белорусских НПЗ существенно снизится. Это может привести к тому, что Минску будет выгоднее не экспортировать нефть собственного производства (1,6 млн. т. в год) в Германию, как это происходит сейчас, а перерабатывать ее на своих НПЗ. Ведь в 2015 г.

Беларусь продавала свою нефть по $47,9 за баррель, а на переработку шла более дешевая – российская нефть. Это позволяло белорусскому бюджету получать и экспортную пошлину за вывоз нефти собственного производства и пошлины от вывоза нефтепродуктов.

Причем переработчики получали повышенную маржу за счет дешевой нефти.

В итоге потери белорусского бюджета может превысить $2 млрд.  Естественно, что такие перспективы вызывают недовольство Минска. Однако в тяжелых экономических условиях российское правительство будет стремится сверстать собственный бюджет с минимальным дефицитом.

Как компенсировать потери?

Позитивным моментом в этой истории является фактически досрочное создание «нефтяного союза» со снятием пошлин. Барьеров в движении нефти и нефтепродуктов между Россией и Беларусью не останется. Вопрос с пошлинами самоустранится, что ликвидирует конфликт двух стран по этому вопросу.

Белорусские НПЗ смогут закупать 24 млн. т. нефти для своей полной загрузки. При этом у Минска больше не будет обязанности поставлять определенные объемы нефтепродуктов на российский рынок.

Следовательно, белорусские переработчики смогут свободно выбирать наиболее маржинальные рынки для сбыта своей продукции.

Экономика союза Беларуси и России продолжит перестраиваться. Низкие мировые цены на энергоносители подталкивают к поиску новых источников экономического роста.

 За последние 2 года наметился целый ряд крупных направлений, которые имеют потенциал «перекрыть» эффект низких цен на энергоносители, затронувший все страны ЕАЭС.

Речь идет об импортозамещении в области продовольствия и ОПК, согласовании промышленной и агропромышленной политики, создании совместных предприятий.

Следует отметить ведущуюся в Евразийской экономической комиссии и профильных национальных министерствах работу по созданию маркировки товаров «Сделано в ЕАЭС», что позволит выровнять права производителей по доступу к госзаказу всех стран ЕАЭС. Последний в России составляет сегодня около 25% ВВП (порядка 30 трлн руб).

Не до конца решены вопросы относительно уровня локализации производства, чтобы товар был признан «евразийским». Сохраняется и ряд изъятий, в первую очередь, по отдельным сферам обороны и безопасности. Однако принципиальная договоренность о широком участии белорусских производителей в российском госзаказе все же достигнута.

Данные меры укладываются в обширную работу по устранению нетарифных барьеров в рамках ЕАЭС. По прогнозу Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, прирост реального ВВП стран участниц в результате составит 2,8% для Беларуси, 0,7% для Казахстана и 0,2% для России. Речь идет о миллиардах долларов.

Однако для успеха «нефтезамещения» в Союзе России и Беларуси потребуется еще более высокий уровень координации на правительственном уровне, а также развитие деловых и экспертных объединений, направленных на анализ перспективных рыночных ниш для наращивания экспорта на рынки ЕАЭС. Потребуется и всестороннее лоббирование интересов белорусского производителя в России – и не только на высшем уровне.

 Игорь Юшков – преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ

Источник: https://eurasia.expert/nalogovyy-manevr-v-rossii-grozit-ubytkami-belarusi-chto-delat/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.