Розничные цены на бензин выросли за последнее время

Горючее предложение: спрос на бензин рекордно упал

Розничные цены на бензин выросли за последнее время

Источник: Известия

Спрос на бензин в России в 2019 году показал рекорд падения за четыре года, снизившись на 1%. Об этом свидетельствуют расчеты опрошенных «Известиями» аналитиков. Даже такой небольшой процент для рынка — серьезная цифра, за последние 10 лет более заметное снижение наблюдалось лишь в 2015-м — 1,9%.

Уменьшение спроса связано не только с ценами на бензин, которые в этом году растут минимально, полагают эксперты. Эксплуатация автомобиля в целом стоит недешево — транспортный налог, расходы на парковку, штрафы. Поэтому в крупных городах люди начинают чаще использовать другие способы передвижения, например общественный транспорт или такси.

Последние же активнее переходят на газ.

Ускоренное падение

Спрос на бензин в 2019 году вновь стал снижаться после небольшого роста в 2018 году, сообщили «Известиям» в исследовательской группе «Петромаркет» и агентстве «Аналитика товарных рынков».

По расчетам ИГ «Петромаркет», с января по сентябрь суммарное потребление бензина сократилось почти на 1% к аналогичному периоду прошлого года.

Причем на конец июля цифра доходила до 1,4%, и лишь неожиданный подъем спроса в августе немного улучшил ситуацию.

В «Петромаркете» отметили, что для рынка бензина снижение в 1% — серьезное. За последние 10 лет заметное падение наблюдалось только в 2015 году — 1,9%. В 2016-м и 2017-м спрос снижался на 0,4% и 0,3% соответственно, а в 2018 году он вырос на 0,4%.

Отклонение от среднегодовых колебаний — тревожный знак, считает аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев.

Необходимо учитывать, что в 2015 году был обвал всего — рубля, цен на нефть, заработали санкции против России. Снижение в относительно спокойной ситуации выглядит серьезнее, чем в условиях, когда все рынки падают.

В независимом агентстве «Аналитика товарных рынков» «Известиям» пояснили, что за январь-август 2019 года потребление бензина в России снизилось на 1,1% к аналогичному периоду прошлого года — до 23,74 млн т. Гендиректор агентства Михаил Турукалов при этом считает, что оценка может быть даже занижена из-за некоторой погрешности балансового метода, который используют для подсчета профильные аналитики.

— Цены на российском рынке в 2019 году ведут себя слишком нетипично в сравнении с предыдущими годами, и такое поведение свидетельствует о серьезном падении потребления бензина в стране, — сказал эксперт.

В свою очередь, в Минэнерго сказали «Известиям», что не наблюдают значительного сокращения отгрузок бензина на внутренний рынок в этом году.

— По данным ЦДУ ТЭК, в январе-сентябре 2019 года суммарные отгрузки автомобильных бензинов с нефтеперерабатывающих предприятий российским потребителям сократились всего на 0,4% — до 26,2 млн т, — сообщили в Минэнерго.

В ведомстве заметили, что ситуация с топливообеспечением внутреннего рынка сейчас стабильная, запасы автомобильного бензина составляют 1,7 млн т, что на 12,6% больше, чем в 2018 году. Это обусловлено ростом его производства при слабом спросе, пояснили в министерстве.

Генеральный директор ИГ «Петромаркет» Иван Хомутов отметил, что данные ЦДУ ТЭК о поставках автобензина с НПЗ на внутренний рынок не совпадают с динамикой спроса.

— Во-первых, частично поставки идут на пополнение запасов на нефтебазах. Во-вторых, спрос на бензин в России удовлетворяется не только заводским продуктом, но и суррогатами. За девять месяцев 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018-го потребление этих суррогатов резко снизилось, — сказал эксперт.

Продажа бензина на бирже, где реализуется порядка 20−25% всего топлива, за три квартала этого года сократилась на 0,7%. Такие данные приводятся на сайте Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи. Вместе с тем, по данным Росстата, реализация бензина на внутреннем рынке за семь месяцев этого года выросла на 2,9%.

— Не знаю, откуда Росстат взял такие данные. Ни один фактор не свидетельствует о росте спроса на бензин в России. Всё, что мы видим на рынке, говорит именно о его падении, — считает Михаил Турукалов.

Меньше едешь

В ИГ «Петромаркет» слабый спрос на топливо объясняют прежде всего уменьшением потребительской активности россиян. По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения за первое полугодие показали снижение на 1,2% к тому же периоду прошлого года. Правда, в III квартале доходы резко увеличились и по итогам девяти месяцев вышли в плюс — 0,2% к 2018 году.

Снижение потребительской активности негативно отражается и на интенсивности эксплуатации легковых автомобилей, и на их численности.

Еще одна причина уменьшения потребления бензина — постепенный переход автовладельцев на более дешевый газ, считает эксперт. В прошлом году потребление газомоторного топлива автомобильным транспортом выросло на 9%, за восемь месяцев 2019-го увеличилось еще на 5%, сообщил Иван Хомутов.

Снижение спроса на бензин в первую очередь говорит о потребительском поведении простых автолюбителей, ведь крупные грузоперевозчики в основном используют дизель, отмечает руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов. Как писали «Известия», за восемь месяцев 2019 года рынок новых автомобилей в России, по данным Ассоциации европейского бизнеса, снизился на 2,3%.

— Думаю, снижение потребления не связано с ценами на бензин. Эксплуатация автомобиля стоит недешево — транспортный налог, расходы на парковку, штрафы. Поэтому в крупных городах люди начинают чаще использовать другие способы передвижения, например общественный транспорт или такси. Последние же активнее переходят на газ, так как он дешевле, — пояснил «Известиям» эксперт.

По данным Росстата, с начала этого года бензин подорожал на 1,8%. По итогам 2018-го его стоимость выросла на 9,4%.

Алексей Калачев полагает, что сокращение спроса в этом году не приведет к снижению розничных цен на бензин, поскольку в последнее время они регулируются не столько рынком, сколько государством. К тому же с начала этого года стоимость топлива растет довольно медленно, не превышая темпы инфляции, так что причин отыгрывать назад у АЗС нет.

— Не стоит забывать, что у нас постоянно увеличиваются акцизы на топливо, и с 1 января они опять вырастут почти на 4%. А акцизы составляют до 20% в розничной цене бензина. Значит, с нового года нас может ожидать некоторое подорожание топлива, — полагает эксперт.

Также, по мнению Алексея Калачева, на потребление бензина влияет общее снижение потребительского спроса — если падает средний чек в магазине и объем покупок, то и внутригородские перевозки товаров тоже снижаются.

Источник: https://news.mail.ru/economics/39182970/

Цены на бензин в 2020 году — Экономические прогнозы 2020

Розничные цены на бензин выросли за последнее время

Вопрос о стоимости бензина в наши дни не просто актуален – он приковывает к себе внимание каждой семьи, становится предметом обсуждения на работе и дома.

Причина тривиальна: повышение цен на топливо касается не только тех, у кого есть автомобиль, но и обычных граждан! Уже вскоре после подорожания бензина они заметят повышение стоимости проезда в маршрутках и незначительный, но довольно неприятный рост цен в магазинах.

Картина будущих экономических условий вырисовывается крайне безрадостная… Эксперты уже высказались о том, сколько будет стоить бензин в 2020 году. Об этом сегодня и пойдет речь.

Текущее положение бензинового рынка в РФ

Несмотря на громкие обещания правительства, цена бензина продолжает расти

Одна из самых громких тем для обсуждения в 2018 году – топливная инфляция, которая вызвала весной резкое повышение стоимости бензина на территории всей страны.

Это событие ударило по кошельку не только автолюбителей, но и обычных граждан. Картина ценовой политики сегодня выглядит следующим образом: А-92 стоит около 43 р. за литр, А-95 – 48-49 р.

Не удивительно, что россияне забеспокоились: неужели цена в будущем продолжит расти?

Как объяснили власти, опасаться нечего – рост цен будут сдерживать, насколько это возможно. Однако эксперты в области топливной политики не столь беспечны.

По их мнению, переживать есть о чем, ведь к стоимости бензина привязаны все сферы, которые влияют на жизнь обычных граждан.

Впрочем, на протяжении лета и осени повышение цен резко приостановилось, и у населения появилась надежда на то, что власти сдержат обещание и понизят стоимость топлива.

По факту, все выглядит иначе. Министерство энергетики заявило, что для сдерживания цен были приняты все возможные меры, однако есть нюанс, который может сломать надежды граждан.

Возможности правительства по сдерживанию цен исчерпываются на уровне инфляции. Это говорит о том, что с ростом инфляции начнется новое повышение стоимости топлива.

Если отталкиваться от заявлений министра, правительство вскоре не сможет влиять на этот процесс.

Под Новый Год НДС было решено повысить на 2%, что само по себе способно разогнать рост инфляции. Как говорят чиновники, в текущем году она может вырасти на 4-5%, что, безусловно, скажется на ценообразовании бензина.

Аналитики прогнозируют, что с повышением инфляции (и естественным ростом цены бензина, над которым правительство потеряет контроль) общественность пересядет на легковушки с малым литражом, а отношение количества автомобилей к численности населения перестанет увеличиваться.

Почему растут цены на бензин?

Цена на топливо – это величина, которая складывается из трех основных элементов:

  • стоимость нефти и ее переработки вместе с другими процессами в цикле производства бензина;
  • всевозможные налоги и акцизы;
  • прибыль в виде надбавки на бензин, которая вызвана естественной конкуренцией на рынке.

Отсюда следует, что единственный фактор, который может резко повлиять на стоимость бензина – цены на нефть. Однако такое логичное предположение действует везде, кроме России. Согласно последним исследованиям, падение цены на нефть в Европе и Америке приводит к снижению цен на бензин.

Казалось бы, так должно быть и в нашей стране! Однако, если стоимость нефти снижается, в России цена на бензин только увеличивается.

В итоге ценообразование бензина в РФ выглядит следующим образом: 30% – стоимость сырья, 20% – надбавка реализаторов бензина, 50% – фискальные расходы (налоги, акцизы и прочее).

Политика бензинового ценообразования в России выглядит негуманной по отношению к простым гражданам. Это заметно на примере Европы и США

Важные факторы, которые влияют на ценообразование в пределах российского рынка – увеличение экспорта, налоговая политика и снижение внутренних поставок. В последнее время в СМИ кричат о том, что повышение цен связано с картельным сговором.

Анализ экспертов показал, что на рынке бензина царит олигополия. Конкуренция развита в малой степени, ведь заводов по переработке нефти становится меньше, а технологии с каждым днем устаревают.

Существует и другие факторы, которые устанавливают цены на топливо:

  1. Местоположение АЗС. Арендная стоимость земли, в зависимости от местоположения и размера населенного пункта, может варьироваться в довольно большом диапазоне. Например, в центре крупного областного центра стоимость аренды на порядок выше, чем на окраине маленького городка, поэтому и цена на бензин в АЗС будет соответствовать.
  2. Время года. Летом количество закупаемого бензина увеличивается в несколько раз, что связано с активной жизнью граждан в период пикников и путешествий. Соответственно, стоимость топлива будет увеличена, ведь сети заправок не гнушаются использованием статистики.
  3. Удаленность от производственых мощностей. По этому пункту все просто – транспортировка бензина также стоит средств. Чем дальше приходится его везти, тем больше будет наценка заправочной станции.

Какой будет цена бензина в 2020 году?

Один из самых разрекламированных государственных проектов – «Стратегия-2020» – диктует свои условия, согласно которым ожидается скорое повышение цен на бензин.

С чем это связано, и что конкретно подразумевает проект? Если вкратце, план создан с целью приостановки резкого роста численности автомобилей (как на дорогах, так и в целом по стране).

Государство планирует предпринять следующие шаги:

  • повышение налога на добычу сырья (нефти);
  • увеличение акцизов на топливо;
  • полная оплата автомобилистами расходов на содержание дорог в России.

Эксперты говорят, что такие действия приведут к повышению цены на бензин на 20%.

Если сегодня А-92 стоит 43 рубля за литр, то в 2020 году эта цена поднимется на 8-9 рублей – литр будет стоить 51-52 рубля! Стоимость А-95 может вырасти до 60 рублей за 1 литр, что, безусловно, является неподъемной суммой для многих автомобилистов.

Удивительно, что Россия (страна, которая располагает нефтеперерабатывающими заводами и несметными запасами нефти) не может предоставить своему населению адекватные цены на бензин…

Также следует учитывать вопрос с инфляцией, которая диктует условия в нынешнем году. Если она будет нестабильной, стоимость бензина может вырасти до рекордных показателей, которые точно отправят автомобилистов в нокдаун.

Помимо инфляции и налога на добычу нефти, осталось также повышение акциза на бензин в размере 7-8 рублей с одного литра.

Похоже, в 2020-ом году населению останется надеяться только на государство, которое в ответ на акции протеста обещает по возможности сдерживать рост стоимости топлива.

Как повышение цен скажется на гражданах РФ?

Похоже, в 2020 году заправка автомобиля в РФ станет настоящей роскошью

Основной прогноз на начало 2020 года, который делают эксперты – резкое снижение темпов автомобилизации населения.

Соотношение количества машин к численности граждан Российской Федерации останется неизменным. Такая ситуация продлится до тех пор, пока не будет снижена цена на бензин с помощью регулировки инфляции, налогов и акцизов.

Следует выделить основные области, которые зависят от цен на бензин и влияют на жизнь граждан:

  • Стоимость общественного транспорта. Поскольку общественный транспорт также использует бензин, стоимость проезда может повыситься – что, безусловно, скажется на настроениях общественности. Также возможны проблемы с работой таксопарков.
  • Цены на продукты. Стоимость продовольствия может вырасти из-за увеличения цен на топливо. Все потому, что немалая доля в ценообразовании продукта приходится на его транспортировку (сюда включается цена на бензин и заработная плата экспедитора).
  • Деятельность среднего и малого бизнеса. Малый и средний бизнес в России может пострадать, ведь некоторые предприятия просто не смогут продолжать работу. Деятельность многих юридических лиц базируется на логистике, поэтому повышение цен на бензин скажется на владельцах такого бизнеса в полной мере.

(1 , 5.00 с 5)
Loading…

Журналист по профессии, экономист по призванию. Финансовый эксперт, кандидат экономических наук.

C 2019 года пишу для интернет-изданий.

Источник: https://efin2020.com/predict/tseny-na-benzin-2020/

Цены на бензин резко выросли впервые с 2011 года. Почему это произошло и что будет дальше

Розничные цены на бензин выросли за последнее время
https://www.znak.com/2018-05-30/ceny_na_benzin_rezko_vyrosli_vpervye_s_2011_goda_pochemu_eto_proizoshlo_i_chto_budet_dalshe

2018.05.30

Цены только за последнюю неделю выросли на рубльЯромир Романов

Весна 2018 года запомнится россиянам беспрецедентным ростом цен на бензин. Лишь за последнюю неделю литр топлива в разных концах страны подорожал на рубль.

На сайте, где собираются вопросы к прямой линии с президентом Владимиром Путиным, вопрос о скачке цен на бензин попал в топ самых актуальных и часто задаваемых. По пессимистичным прогнозам аналитиков, стоимость литра бензина летом может подняться до 50 рублей. Znak.

com собрал мнения экспертов о том, что происходит, почему это произошло, что будет дальше и как можно избежать катастрофы. 

Первый за 10 лет скачок

За месяц средняя розничная цена популярного АИ-95 в России увеличилась на 1,5 рубля — с 41,57 рубля в апреле до 43 рублей в мае. Согласно статистике, собранной «Яндексом» по данным сервиса Petrolplus.

ru, это самый резкий рост расценок с 2011 года. В течение последних 10 лет цены на бензин росли примерно на 20–30 копеек в месяц и стоимость топлива плавно увеличивалась на 2–2,5 рубля в год.

В последние 10 дней месячный прирост цены происходит за день. 

Резкий рост цен виден на графике за последний год

23 мая ситуацию прокомментировали в Федеральной антимонопольной службе. «За последние годы можно констатировать, что рост цен на нефтепродукты во всех сегментах был близок уровню инфляции. Ситуация 2018 года более сложная.

Цены опережают темпы инфляции», — заявил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

В ФАС объяснили происходящее ростом налогов, ростом мировых цен, внеплановыми ремонтами нефтеперерабатывающих заводов, а также недостаточностью предложения нефтяными компаниями моторного топлива на биржевых торгах. 

Последний раз подобный скачок цен был в 2011 году, а до этого — в 2009 году

В качестве меры 28 мая ФАС выдала предупреждение «Роснефти» из-за снижения объемов продаж нефтепродуктов.

По версии антимонопольщиков, это могло стать причиной роста цен на бензин АИ-92, АИ-95 и на дизельное топливо.

Кроме того, в ФАС заявили, что в некоторых договорах, заключенных на торгах, были увеличены сроки отгрузки нефтепродуктов и это «привело к несвоевременной поставке моторного топлива конечным потребителям». 

Чтобы прекратить резкий рост цен на бензин, антимонопольщики также обещали принять меры и внести предложения по правовому регулированию, включая предложения по снижению акцизов на бензин и дизель.

24 мая стало известно, что акцизы на бензин и дизельное топливо с 1 июля впервые с 2015 года будут снижены на 3000 и 2000 руб.

за тонну, соответственно, из-за резкого повышения цен на топливо, писали «Ведомости». 

Почему цена на бензин резко скакнула 

Стоимость топлива начала увеличиваться в начале мая, после инаугурации президента Владимира Путина. Единого мнения о том, почему цена на бензин резко выросла, у экспертов нет. 

Президент Независимого топливного союза Павел Баженов считает, что мера по снижению акциза не сможет радикально решить ситуацию.  «За долгий период накоплена негативная тенденция, дисбаланс между спросом и предложением, диспаритет  на мелком опте и рознице.

У нас систематически возникает ситуация, где закупочные  либо уравниваются с  реализации, либо, как сейчас, опт становится дороже розницы.

Соответственно, это снижение способно лишь несколько компенсировать тот самый стремительный рост, несколько сдержать темпы данного роста», — заявил он «Коммерсанту».  

По мнению гендиректора агентства «Аналитика товарных рынков» Михаила Турукалова, в последние месяцы нефтепродукты стало выгоднее экспортировать, чем продавать в России.

В комментарии «Ведомостям» он также заявил, что причинами роста цен на бензин являются традиционные весенние ремонты на заводах и сезонное увеличение спроса.

Однако эксперт не уточнил, почему в этом году сезонное увеличение спроса спровоцировало гораздо более резкий рост цен, чем в предыдущие годы: согласно статистике «Яндекса», в 2017 году цена на бензин с апреля по май выросла на 26 копеек, а в 2016 году на 16 копеек, но не на 1,5 рубля, как в 2018 году. 

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров также считает, что «внутренний рынок радикально невыгоден для нефтяных компаний».

«Стабилизация цен в январе — марте была связана преимущественно с неэкономическими факторами — влиянием ФАС и неготовностью компаний инициировать изменение цен в предвыборный период», — объяснил эксперт «Ведомостям» то, что ранее в 2018 году цены на бензин не только не росли, но и даже немного понижались. 

Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко в интервью «Коммерсанту» назвал причиной резкого роста цен на бензин налоговую политику правительства. «Это последствия реализации так называемого маневра, который был введен в ТЭК с 1 января 2015 года.

Еще когда обсуждали, высказывалось предположение, что если вдруг мировые цены такими темпами начнут подниматься, мы встретимся с тем, что сейчас и происходит. Плюс еще вместо снижения акцизов в течение проведения налогового маневра, наоборот, их повышали. Если бы все соответствовало параметрам, которые намечались, то акцизы сегодня на бензин должны были быть не более 4,5 тыс.

рублей за тонну, а на дизеле — 2,8 тыс. Но сейчас они почти в два с половиной раза выше», — сказал эксперт.

Есть и конспирологические версии, например связанные с чемпионатом мира по футболу. Одну из них в своем телеграм-канале привел политолог Федор Крашенинников: «Все химические предприятия по факту остановлены простым предписанием.

< > Бензин резко подскочил понимаете почему?! Не из-за этой ******** инаугурации и прочего, а потому что ко всем топливникам пришли, вплоть до заправок, и «спросили»: «А не можете ли вы сделать так, чтобы у нас два месяца бензовозы не ездили по городам и весям — как бы чего не вышло».

На два месяца сделать запасов топлива на города-миллионники, они *******. А издержки на кого положить, ранний закуп?» (орфография и пунктуация исправлены). 

Что будет дальше

По мнению гендиректора агентства «Аналитика товарных рынков» Михаила Турукалова, цены на бензин будут расти и дальше, а «темпы роста в ближайшие недели будут ускоряться». Рост продолжится как минимум до середины июня, заявил он «Коммерсанту». По итогам года цены на бензин и дизельное топливо могут существенно повлиять на инфляцию, говорил он «Ведомостям». 

Глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин также считает, что рост цен на бензин может ускорить инфляцию в 2018 году на несколько десятых процентного пункта.

По его словам, которые приводит «Интерфакс», ситуация со стоимостью топлива сказывается на посевной, на авиакомпаниях — с точки зрения цены керосина и стоимости авиабилетов.

Действия правительства, по словам министра, «направлены, чтобы компенсировать — по крайней мере, части потребителей — ту динамику, которая связана в первую очередь с повышением цен на мировом рынке». 

По худшему сценарию цены на бензин в ближайшие недели вырастут до 50 рублей за литр. 

Аналитики независимого агентства «Аналитика товарных рынков» на сайте Finam отмечают, что развитие событий с ценами на нефть напоминает 2011 год: высокий экспортный паритет и «замороженные» внутренние цены тогда стали причиной бензинового кризиса.

По мнению неназванных экспертов, ближайшие недели покажут, удастся ли рынку в 2018 году избежать ситуации семилетней давности. Для успешного разрешения проблемы, по мнению аналитиков, необходимо ослабить контроль над розничными ценами (чего ФАС, судя по его позиции, делать не собирается).

Действия ФАС, считают эксперты, «контрпродуктивны и лишь ускорят вымывание бензина с внутреннего рынка». 

Источник: https://www.znak.com/2018-05-30/ceny_na_benzin_rezko_vyrosli_vpervye_s_2011_goda_pochemu_eto_proizoshlo_i_chto_budet_dalshe

Как 2018 год поставил рекорд по росту цен на топливо

Розничные цены на бензин выросли за последнее время

Газ скакнул, как не снилось, дизель стал дороже 95-го, а 98-й преодолел отметку в полтинник

2018 год стал рекордным за последние несколько лет по темпам роста стоимости топлива. Особенно заметно подорожание для владельцев дизельных автомобилей — цены на солярку переживают уже второе подорожание. Однако по-настоящему заметен рост в стоимости газа — за 2018 год его стоимость выросла сразу на 14%. Подробнее в обзоре аналитической службы «Реального времени».

Вот уже несколько лет аналитическая служба «Реального времени» кропотливо собирает данные о стоимости бензина в городах Приволжского федерального округа.

Показатели эти вряд ли могут показаться радостными — несмотря на заявленные Владимиром Путиным на ежегодной большой пресс-конференции данные об инфляции в 4,1—4,2%, топливо в 2018 году подорожало значительно сильнее.

Казалось бы, сам по себе факт роста цены уже давно никого не удивляет, но интересно другое. Как следует из сравнения с прошлым годом, рост в этом году явно усилился, причем особенно заметно это даже не в случае с бензином.

По итогам 2017 года бензин и дизель подорожали в среднем по Приволжскому федеральному округу на 7—11%, годом ранее — на 4—6%, а в 2018 году — на 7—14%. Таким образом, можно отметить — топливо не просто дорожает, оно дорожает более стремительно.

Кроме того, в конце 2017 года один из видов топлива — газ, набирающий популярность в условиях постоянно дорожающего «классического» бензина и дизеля, даже несколько подешевел. А вот в 2018 году по сравнению с прошлым годом он не только не подешевел, но и стал самым дорожающим видом топлива, обогнав темпы роста и 2016 года.

Можно предположить, что такими темпами в России должна резко повыситься популярность электромобилей — здесь не нужно думать ни о стоимости газа, ни о стоимости бензина, но вряд ли мы в ближайшее время увидим на улицах российских городов пробки, состоящие из Tesla, — тут отпугивает как дороговизна таких автомобилей, так и отсутствие инфраструктуры для зарядки.

Впрочем, вернемся от фантазий к горькой, но подтвержденной фактами реальности.

Год хлопот: водительская тряска 2018-го

Весь 2018 год стал крайне неспокойным с точки зрения роста цен на топливо. Однако по большому счету за весь год цены на большинство видов топлива существенно изменились лишь один раз, но зато очень заметно, и повышение длилось довольно долго.

Из графика видно, что основное подорожание бензина и дизеля пришлось на два месяца: с начала апреля по начало июня. 92-й бензин за это время, например, подорожал с 37,5 до 40,8 рубля. Тогда представители АЗС называли причиной рост закупочных цен.

Они, в свою очередь, росли из-за сезонности и роста акцизов (как показал дальнейший год, «сезонность» прошла, а бензин к прежнему уровню цен уже не вернулся).

Потом, на протяжении всего второго полугодия, стоимость незначительно снижалась, но едва заметно — за все это время примерно на 10 копеек. В октябре, правда, был очередной повод всплеска интереса к теме стоимости топлива: один из крупнейших поставщиков спрогнозировал рост стоимости к январю 2019 года до 60,2 рубля за литр 92-го бензина.

В ноябре правительство достигло договоренности с нефтяными компаниями о стабилизации на топливном рынке — оптовые цены должны вернуться на уровень июня 2018 года, действовать они должны как минимум до марта 2019 года.

А в конце декабря президент Путин на ежегодной пресс-конференции заявил, что надеется, что правительство не допустит скачка цен на бензин в 2019 году.

Из «традиционных» видов топлива динамика отличается только у дизеля: он начал резко и дополнительно дорожать в начале ноября, с тех пор стоимость увеличилась почти на полтора рубля за литр — с 44,24 до 45,51 рубля. Вероятно, это вновь можно связать с сезонностью.

Несколько отличается динамика у стоимости газа — она медленно начала повышаться в середине апреля. Как можно заметить по графику (обратите внимание, для газа — отдельная, правая ось), скачок был не таким резким, как у бензина: пика он достиг примерно в середине октября.

В итоге, однако, стоимость литра выросла больше, чем у бензина, — с 17,7 до 25,2 рубля. С октября стоимость снова медленно пошла вниз, дойдя до 23,7 рубля.

Газ: смысл переоборудования машины постепенно теряется

За последний год стоимость газа на автозаправочных станциях в среднем по Приволжскому федеральному округу выросла более чем на треть: на 35%, с 17,6 до 23,7 рубля за литр.

По итогам прошлого года цена на газ вселяла значительно больший оптимизм — тогда он даже подешевел на 4%, с 18,3 рубля. Отметим, что это прошлогоднее снижение стоимости — единственный период (и единственный вид топлива, в случае с которым за три года было зафиксировано снижение).

Еще одним годом ранее, по итогам 2016, газ подорожал, но не так сильно, как в 2018 году: в среднем на 16%. В целом же за три года газ подорожал ровно в полтора раза — с 15,8 рубля.

Это рекорд среди всех видов топлива, и при сохранении таких темпов газ может скоро перестать быть выгоднее бензина или дизеля, особенно учитывая затраты, которые потребуется понести на переоборудование транспорта.

В зависимости от конкретного города стоимость литра газа по ПФО сейчас варьируется от 23,1 до 24,25 рубля. Дешевле всего он стоит в Альметьевске, дороже всего — в Ульяновске.

Больше всего за год газ подорожал в Уфе — на 45%, произошло это благодаря эффекту «низкой базы» — год назад тут был самый дешевый газ из всех городов ПФО.

Меньше всего заметен рост (хотя вряд ли такую динамику можно не заметить) в Альметьевске и Йошкар-Оле — на 29%.

Дизельное топливо ставит рекорды роста и обгоняет 95-й

Из «традиционных» видов автомобильного топлива больше всего за год подорожал дизель. Рост стоимости в среднем по ПФО составил целых 14% — это в три раза меньше, чем в случае с газом, но в три раза больше, чем заявленный уровень инфляции.

Дизель был одним из самых дорожающих видов топлива еще в прошлом году — тогда рост составил 10%, хотя в 2016 году рост был всего на 5%.

По итогам трех лет дизель стал наиболее подорожавшим нефтяным видом топлива — он подорожал на 31%, или более чем на 10 рублей, — с 34,8 до 45,5 рубля.

Любопытна и еще одна тенденция: дизель, который в большинстве стран стоит дешевле, чем бензин, в России уже в 2015 году был на 6% дороже 92-го бензина, но на 3% дешевле 95-го.

С годами дороговизна дизеля прогрессировала — в прошлом году, например, дизель оказался дешевле 95-го всего на 0,7%, а разница с 92-м достигла 7,3%. Но именно 2018 год ознаменовался по-своему «эпохальным» событием: дизель стал стоить дороже 95-го бензина.

Разница в цене с ним составляет 4,4%, а с 92-м — и вовсе 12%. Причем произошло это знаковое событие практически одновременно во всех городах — в период новогодних праздников.

Отметим, что дизельное топливо очень сильно различается в цене в зависимости от города. Так, в самом дешевом городе — Казани, литр солярки стоит 43,7 рубля, а в самом дорогом, Чебоксарах, — 47,3 рубля. Эти результаты, правда, очень выделяются из общего уровня цен по городам ПФО — в основном дизель стоит 45—46 рубля.

98-й бензин: скоро в магазинах «Все по 50»

Помимо того, что стоимость дизеля стала дороже стоимости 95-го бензина, в 2018 году произошло и еще одно знаковое событие. Один из видов топлива «перевалил» за отметку в 50 рублей. Касается это, конечно, лишь одного, самого дорогого вида бензина — 98/100-го, и лишь в одном городе — Чебоксарах, однако раньше литр бензина еще нигде в ПФО не стоил больше, чем полсотни рублей.

Средняя цена 98-го бензина по городам округа, конечно, несколько меньше — 48,7 рубля. Однако, учитывая рост за 2018 год стоимости на 7%, можно догадаться, что повсеместный переход через отметку «50» не заставит себя долго ждать.

Еще год назад литр 98-го бензина стоил 45,5 рубля. Отметим, впрочем, что в 2018 году стоимость этого бензина подскочила не так сильно, как в прошлом: тогда это премиальное топливо стало лидером роста с 11%.

В лидерах оно было и в 2016 году — с 6%.

В зависимости от города стоимость литра такого бензина сейчас варьируется от 46,2 рубля (в Ульяновске) до 50,3 рубля в Чебоксарах — неоднородность еще большая, чем в случае с дизелем. Лидерами по годовому росту оказались столицы двух национальных республик — Уфа и Казань.

В Уфе 98-й подскочил на 10% — с 42,8 до 47 рубля за литр, в Казани — на 9%, с 45,5 до 49,5 рубля. Отметим, что Уфа — прошлогодний лидер по дешевизне этого топлива, сейчас пропустила вперед только Ульяновск. А вот в Казани литр 98-го — один из самых дорогих в ПФО, дороже — только в упомянутых Чебоксарах.

За три года 98-й бензин подорожал на четверть.

92-й бензин: с середины года — дороже 40 рублей

Два самых популярных вида бензина — 92-й и 95-й — за год подорожали примерно одинаково. Однако рост стоимости 92-го бензина был больше как в процентном, так и в номинальном отношении: он подорожал на 9%, или 3,43 рубля за литр. 95-й бензин вырос в цене лишь на 8% — 3,39 рубля.

Годом ранее в городах ПФО 92-й бензин в среднем стоил 37,2 рубля, а сейчас его стоимость перевалила за 40 рублей и вплотную подбирается к отметке в «41», что тоже является своего рода «психологической вехой». Сейчас в крупнейших городах округа этот вид бензина в среднем можно купить за 40,6 рубля.

Дешевле 40 рублей 92-й бензин сейчас не стоит вообще нигде в округе. В зависимости от города цена варьируется от 40,41 рубля (в Ульяновске) до 40,92 рубля (в Чебоксарах). Годовой рост по городам составил 8—10%.

Психологическая отметка в 40 рублей была пройдена на неделе с 21 по 28 мая — тогда средняя стоимость этого вида бензина по городам ПФО подскочила разом на 80 копеек — с 39,6 до 40,4 рубля за литр.

Можно заметить, что 92-й, в зависимости от города, различается по цене минимально, вероятно, дело в том, что это массовый и в некотором роде «социальный» продукт — большинство бюджетных автомобилей заправляются именно 92-м бензином.

95-й бензин: самый медленный рост

Что касается наименее подорожавшего в ПФО бензина — 95-го, то его средняя стоимость по городам выросла с 40,2 до 43,6 рубля, или на 8%.

В зависимости от города цена на этот бензин варьируется от 43,05 до 44,38 рубля — разброс в 1,3 рубля, что заметно больше, чем в случае с 92-м бензином, где разброс составляет всего лишь около 50 копеек.

Сказывается, видимо, то, что 95-й, хоть и довольно распространенный вид топлива, но все же не имеет такой социальной значимости, как 92-й, который в последнее время заменяет еще и почти повсеместно исчезнувший 80-й.

Дешевле всего 95-й бензин можно купить в Набережных Челнах.

Однако при пристальном взгляде можно обнаружить, что стоимость почти по всем городам Татарстана примерно одинаковая — разница с Альметьевском составляет лишь 2 копейки, с Нижнекамском и Казанью — 3 копейки.

То есть разница заключается лишь по конкретным заправкам: фактически бензин по всему региону стоит одинаково. Дороже всего 95-й стоит в Йошкар-Оле — 44,38 рубля за литр. Рост стоимости за год в городах ПФО составил 8—10%, как и в случае с 92-м бензином.

Отметим, что 95-й бензин в течение года также преодолевал «психологические отметки». Например, в начале декабря максимальная зафиксированная стоимость по городам ПФО составляла более 45 рублей, точнее — 45,24 рубля. Такая цена была зафиксирована на одной из федеральных сетей заправок в Йошкар-Оле, правда, речь шла о фирменном «улучшенном» топливе.

Рост цен на топливо в городах ПФО, 2018 год

21.12.2015

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/124083-dinamika-stoimosti-topliva-v-2018-m

Ускоренное падение

Спрос на бензин в 2019 году вновь стал снижаться после небольшого роста в 2018 году, сообщили «Известиям» в исследовательской группе «Петромаркет» и агентстве «Аналитика товарных рынков».

По расчетам ИГ «Петромаркет», с января по сентябрь суммарное потребление бензина сократилось почти на 1% к аналогичному периоду прошлого года.

Причем на конец июля цифра доходила до 1,4%, и лишь неожиданный подъем спроса в августе немного улучшил ситуацию.

В «Петромаркете» отметили, что для рынка бензина снижение в 1% — серьезное. За последние 10 лет заметное падение наблюдалось только в 2015 году — 1,9%. В 2016-м и 2017-м спрос снижался на 0,4% и 0,3% соответственно, а в 2018 году он вырос на 0,4%.

Отклонение от среднегодовых колебаний — тревожный знак, считает аналитик ГК «Финам» Алексей Калачёв.

–– Необходимо учитывать, что в 2015 году был обвал всего — рубля, цен на нефть, заработали санкции против России. Снижение в относительно спокойной ситуации выглядит серьезнее, чем в условиях, когда все рынки падают, –– сказал «Известиям» эксперт.

В независимом агентстве «Аналитика товарных рынков» «Известиям» пояснили, что за январь–август 2019 года потребление бензина в России снизилось на 1,1% к аналогичному периоду прошлого года –– до 23,74 млн т. Гендиректор агентства Михаил Турукалов при этом считает, что оценка может быть даже занижена из-за некоторой погрешности балансового метода, который используют для подсчета профильные аналитики.

–– Цены на российском рынке в 2019 году ведут себя слишком нетипично в сравнении с предыдущими годами, и такое поведение свидетельствует о серьезном падении потребления бензина в стране, –– сказал эксперт.

В свою очередь, в Минэнерго сказали «Известиям», что не наблюдают значительного сокращения отгрузок бензина на внутренний рынок в этом году.

–– По данным ЦДУ ТЭК, в январе–сентябре 2019 года суммарные отгрузки автомобильных бензинов с нефтеперерабатывающих предприятий российским потребителям сократились всего на 0,4% — до 26,2 млн т, –– сообщили в Минэнерго.

В ведомстве заметили, что ситуация с топливообеспечением внутреннего рынка сейчас стабильная, запасы автомобильного бензина составляют 1,7 млн т, что на 12,6% больше, чем в 2018 году. Это обусловлено ростом его производства при слабом спросе, пояснили в министерстве.

Генеральный директор ИГ «Петромаркет» Иван Хомутов отметил, что данные ЦДУ ТЭК о поставках автобензина с НПЗ на внутренний рынок не совпадают с динамикой спроса.

–– Во-первых, частично поставки идут на пополнение запасов на нефтебазах. Во-вторых, спрос на бензин в России удовлетворяется не только заводским продуктом, но и суррогатами. За девять месяцев 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018-го потребление этих суррогатов резко снизилось, –– сказал эксперт.

Продажа бензина на бирже, где реализуется порядка 20–25% всего топлива, за три квартала этого года сократилась на 0,7%. Такие данные приводятся на сайте Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи. Вместе с тем, по данным Росстата, реализация бензина на внутреннем рынке за семь месяцев этого года выросла на 2,9%.

–– Не знаю, откуда Росстат взял такие данные. Ни один фактор не свидетельствует о росте спроса на бензин в России. Всё, что мы видим на рынке, говорит именно о его падении, –– считает Михаил Турукалов.

Меньше едешь

В ИГ «Петромаркет» слабый спрос на топливо объясняют прежде всего уменьшением потребительской активности россиян. По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения за первое полугодие показали снижение на 1,2% к тому же периоду прошлого года. Правда, в III квартале доходы резко увеличились и по итогам девяти месяцев вышли в плюс — 0,2% к 2018 году.

–– Снижение потребительской активности негативно отражается и на интенсивности эксплуатации легковых автомобилей, и на их численности, –– пояснил «Известиям» Иван Хомутов.

Еще одна причина уменьшения потребления бензина — постепенный переход автовладельцев на более дешевый газ, считает эксперт. В прошлом году потребление газомоторного топлива автомобильным транспортом выросло на 9%, за восемь месяцев 2019-го увеличилось еще на 5%, сообщил Иван Хомутов.

Снижение спроса на бензин в первую очередь говорит о потребительском поведении простых автолюбителей, ведь крупные грузоперевозчики в основном используют дизель, отмечает руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов. Как писали «Известия», за восемь месяцев 2019 года рынок новых автомобилей в России, по данным Ассоциации европейского бизнеса, снизился на 2,3%.

–– Думаю, снижение потребления не связано с ценами на бензин. Эксплуатация автомобиля стоит недешево –– транспортный налог, расходы на парковку, штрафы. Поэтому в крупных городах люди начинают чаще использовать другие способы передвижения, например общественный транспорт или такси. Последние же активнее переходят на газ, так как он дешевле, –– пояснил «Известиям» эксперт.

По данным Росстата, с начала этого года бензин подорожал на 1,8%. По итогам 2018-го его стоимость выросла на 9,4%.

Алексей Калачёв полагает, что сокращение спроса в этом году не приведет к снижению розничных цен на бензин, поскольку в последнее время они регулируются не столько рынком, сколько государством. К тому же с начала этого года стоимость топлива растет довольно медленно, не превышая темпы инфляции, так что причин отыгрывать назад у АЗС нет.

–– Не стоит забывать, что у нас постоянно увеличиваются акцизы на топливо, и с 1 января они опять вырастут почти на 4%. А акцизы составляют до 20% в розничной цене бензина. Значит, с нового года нас может ожидать некоторое подорожание топлива, –– полагает эксперт.

Также, по мнению Алексея Калачёва, на потребление бензина влияет общее снижение потребительского спроса — если падает средний чек в магазине и объем покупок, то и внутригородские перевозки товаров тоже снижаются.

Источник: https://iz.ru/932546/mikhail-kalmatckii/goriuchee-predlozhenie-spros-na-benzin-rekordno-upal

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.