Северный морской путь (СМП): географическое положение, история развития, экономическое значение

Содержание

Северный морской путь (СМП): физико-географическое положение, история развития, экономическое значение

Северный морской путь (СМП): географическое положение, история развития, экономическое значение

Судоходная транспортная магистраль, пролегающая по морям Тихого и северного Ледовитого океанов (Карское, Берингово, Баренцево, Чукотское, Лаптевых, Восточно-Сибирское) получила название Северный морской путь (далее – СМП).

Физико-географическое положение. Где проходит Северный морской путь?

СМП проходит вдоль сибирского побережья, соединяя дальневосточные, российские порты, устья северных рек в одну единую судоходную транспортную систему. С восточной стороны СМП ограничен Беринговым проливом, с западной – меридианом, расположенным чуть севернее мыса Желания.

Важно: общая протяженность СМП составляет 5600 км.

Основные порты Северного морского пути

  • Диксон;
  • Дудинка;
  • Игарка;
  • Бухта Провидения;
  • Тикси;
  • Певек.

Сегодня проводится реализация экономического проекта, направленного на переоборудование порта Петропавловска-Камчатского в порт-хаб Северного пути.

Он занимает очень выгодное магистральное положение, что позволит П-К стать важным транспортным узлом между Северной Европой и Тихоокеанским регионом. Помимо этого, Петропавловско-Камчатский порт как составляющая СМП обладает и другими преимуществами:

  • круглогодичная навигация;
  • незамерзающая бухта;
  • возможность накопления, хранения и сортировки грузов.

Важно: в последние годы все порты СМП активно реконструируются, это позволяет им принимать большое количество международных грузов (соответственно, увеличивать транспортный поток проходящих суден через Северную магистраль).

Северный морской путь на карте

Природные условия Северного морского пути в России

Стоит отметить, что все моря, входящие в состав СМП, отличаются крайне суровым климатом. Так, среднемесячные летние температуры в пределах Северного пути не поднимаются выше +7 градусов, а зимние достигают отметок -33 — -35 градусов.

Моря СМП имеют шельфовую зону, глубина которой не превышает 200 м.

Помимо холодного климата, у СМП есть еще одна природная особенность – наличие льда на всем пути следования судов. При этом ледовая обстановка на большинстве участков трасс крайне нестабильна, отличается межгодовой изменчивостью.

Зимой СМП подвержен воздействию антициклональных воздушных масс, летом атмосферная циркуляция противоположна зимней, но существенных климатических изменений это за собой не влечет.

Географические исследования. Этапы освоения Северного морского пути

Еще в XI веке, согласно достоверным историческим данным, новгородские люди достигли Студеного моря. Двинский посадник – Улеб – в 1032 году освоил первым СМП, растянувшийся от Карских Ворот до Новой Земли.

В поисках новых товаров для Новгорода исследователи (поморы) продвигались в северном направлении все дальше и дальше. Ими был открыт морской путь на Колгуев, Вайгач, Новую Землю и другие острова.

Важно: именно поморы на своих кочах открыли большинство арктических земель, поэтому смело можно утверждать, что они начали активное освоение СМП.

Во второй половине XVI века британские исследователи пытались найти выход к побережью Южной и Восточной Азии на севере, пытались пройти через Тихий океан к арктическим землям. Первые две экспедиции достигли острова Новая Земля, третья добралась до Карской губы. Правда, далее из-за активного движения ледниковых масс моряки не продвинулись – развернули судна и вернулись на родину.

Достижения британцев не давали покоя голландским мореплавателям. Так, в 1594 году они дошли до Ямала, а через год вышли в Карское море (вынуждены были, как и их предшественники, вернуться обратно).

Только третьей голландской экспедиции удалось достичь Шпицбергена, острова Медвежий, обогнуть остров Новая Земля и войти в Карское море. К сожалению, суда исследователей были раздавлены ледниками, а сами они зимовали на широте 76 градусов.

Впервые практическая значимость СМП как транспортной магистрали была озвучена российским дипломатом и политическим деятелем Дмитрием Герасимовым в 1525 году. Над данной темой работали и Д. Менделеев, и М. Ломоносов.

Позже, в 1732 году императрица Анна издала указ, согласно которому В. Беринг должен был отправиться на Камчатку для освоения новых земель (побережья Сибири). Организованная исследователем экспедиция получила название Великой Северной, не имела в истории себе равных по стратегической значимости поставленных задач.

Так, 977 участникам похода (большинство из них погибли) удалось не только обследовать, но и нанести на карту все русское океаническое побережье.

Результаты последующих российских экспедиций подвергали сомнению возможность судоходства в Карском море, но уже в 90-е годы XIX века этот миф был опровергнут.

Впервые полностью маршрут СМП был пройден шведской экспедицией под руководством известного исследователя Норденшельда в 1879 году.

Дальнейшая история развития Северного морского пути

Появление ледоколов, изобретение радио, возникновение парового флота привело к тому, что Северный путь как транспортная магистраль получил дальнейшее развитие. С 20-х годов XX века Карские экспедиции были возобновлены, а позднее вошли в постоянную практику судоходные рейсы из Владивостока на Колыму.

Важно: 17 декабря 1932 года считается датой официального открытия СМП как транспортной магистрали.

С тех пор исследования Крайнего Севера стали регулярными, целенаправленными. В годы ВОВ Северный путь был крайне важен для Советского Союза – по нему проводились боевые корабли, флот получал каменный уголь, а промышленность стран – лесом, никелем, медью.

Первые иностранные суда попали в СМП только в 1991 году. К сожалению, это не стало толчком к активному использованию транспортной магистрали в международной торговле. Все дело в том, что прибрежный маршрут пронизан огромным количеством проливов, отличается мелководьем, что недопустимо для крупнотоннажных судов.

Кроме этого, СМП отличается нестабильной ледовой обстановкой, что также негативно сказывается на «популярности» этой морской магистрали.

Перспективы развития Северного морского пути

Нельзя упустить тот факт, что с начала XXI века Северный путь приобретает все большую значимость для транспортных компаний, которые занимаются перевозкой морских грузов. Так, ранее основной международной водной артерией, соединяющей европейские страны с Дальним Востоком, был Суэцкий канал. Но в последнее время ситуация стала коренным образом меняться.

Так, по долгосрочным прогнозам экспертов, несмотря на определенные сложности в организации грузоперевозок, их объемы к 2020 году достигнут 35 млн тонн/год. Это, в свою очередь, потребует не только дополнительных научных исследований, но и расширения военно-морского присутствия России в этом регионе.

Важно: положительным природным фактором, привлекающим все большее внимание к СМП как транспортной магистрали, является глобальное потепление.

Площадь арктических льдов за последние 30 лет уменьшилась почти вдвое, это, в свою очередь, поспособствовало увеличению навигации в северных морях (теперь суда могут ходить по СМП с июня по ноябрь, ранее сроки ограничивались июлем-сентябрем).

Есть и другие факторы, которые влияют на большую привлекательность Северного пути в сравнении с Суэцким каналом.

Так, срок доставки груза через СК растягивается на 48 суток, при движении через СМП этот термин сокращается до 35 дней.

Соответственно, сокращенное время пути судов влечет за собой экономию топлива, сокращение транспортных издержек. Плата за проход судов, очередь (как в Суэцком канале) в СМП отсутствуют, введен лишь ледокольный сбор.

Дополнительные преимущества Северной магистрали:

  • у берегов Африки орудуют Сомалийские пираты, нападающие на суда, в арктических водах такая проблема отсутствует;
  • нет ограничений на тоннаж и размер морских судов.

Российское правительство приняло проект комплексного развития Северного пути в ближайшие годы. Так, установлено, что на сегодняшний день СМП – кратчайший морской путь, соединяющий Европу и Дальний Восток, который используется не в полную силу. СМП обеспечивает, в том числе, безопасность России, так как дает доступ к Атлантическому и Ледовитому океанам.

Экономическое значение Северного пути

Поскольку сегодня через СМП перевозятся добываемые на севере газ, нефть, лес, медь и никель, то стратегическая значимость данной магистрали не вызывает никаких сомнений.

Значение СМП как уникальной транспортной артерии обуславливается хозяйственными потребностями, необходимостью промышленного освоения арктического региона. Это – важный фактор обеспечения экономической безопасности, национальной геополитики страны.

СМП играет роль в развитии ряда российских регионов, связанных с Ледовитым океаном крупными реками (Обь, Индигирка, Енисей, Колыма). Кроме этого, Северный путь влияет на экономику, транспортные связи северо-восточной части России (Республики Саха (Якутия), Чукотки, Магадана).

Итак, СМП – стратегическая морская транспортная магистраль, которая играет важную роль в развитии экономики Российской Федерации. Это водная артерия, позволяющая осуществлять международную торговлю, обеспечивать безопасность государства и всецело осваивать арктический регион.

Источник: https://2020-g.ru/polezno-znat/severnyj-morskoj-put-smp-fiziko-geograficheskoe/

Развитие, история, значение и крупные порты Северного морского пути. Где проходит Северный морской путь?

Северный морской путь (СМП): географическое положение, история развития, экономическое значение

У каждого государства в период его активности и/или возрождения обязательно должен быть на повестке дня какой-либо глобальный инфраструктурный проект — настолько сложный, критически важный и дерзкий, что он бы олицетворял собой определенную Идею, а не просто комплекс новых зданий или транспортных развязок. Такой — на реализацию которого в полном смысле слова «работает вся страна» и о котором мы бы потом с гордостью могли сказать «мы это сделали». Такой — который стал бы настоящей геополитической победой и дал мощный толчок развития целому ряду сфер и индустрий, позволил бы сделать рывок на новый уровень.

Несомненно, до недавнего времени таким проектом для нас была Олимпиада в Сочи.

И как бы ехидно не ухмылялись ее критики, радостно показывая пальцами на любой промах или перерасход — спортивные и транспортные объекты все же построены, Олимпиада 2014 уже вошла в историю как одна из (самая лучшая) за все время проведения Зимних Игр, а Сочи становится популярным курортом не только у россиян, но и у иностранных туристов. Просто признайте эти факты.

Что же теперь? Очень символично, что одним из самых ярких моментов Олимпиады стало появление огромного ледокола «Мир» во время открытия Паралимпийских Зимних Игр. Вот и ответ и указание на новый вектор развития: ломая лед, мы идем в Арктику.

Поразительно — Россия, омываемая 13-ю морями и 3-мя океанами, на сегодняшний день не имеет по сути негласного статуса «морской державы».

Это, конечно, объяснимо, ведь 6 из 13-ти морей относятся к акватории Северного Ледовитого Океана, климатические условия которого до недавнего времени делали крайне затруднительным освоение этих вод.

Так, хотя о мореплавании через льды Арктики говорил еще Ломоносов1, первая транспортная поставка через Северный морской путь была произведена лишь в 1935 году из Ленинграда во Владивосток. А в недалеком 2010 году общее количество коммерческих судов прошедших Северным путем равнялось «целым» 4-м.

Изменилось ли что-то сегодня?

Статистика говорит — что да. Так, Институт океанологии им. П. П. Ширшова Российской академии наук сообщил, что в сезоне 2011–2013 шапка полярных льдов в летние месяцы имела площадь на треть меньше, чем десять лет назад2. Эти изменения отчетливо заметны и на сравнительных картах ледяного покрова и его толщины за последние несколько лет3.

Кил Холмен — директор Норвежского Полярного Института (НПИ) после проведения буровых исследований в Арктике в 2012 сообщил: «Это — большее изменение, чем мы могли даже вообразить 20 или даже 10 лет назад. Происходящее застало нас врасплох, и мы должны адаптировать наше понимание системы, привести в порядок научный подход и приспособить наши ощущения к меняющейся окружающей среде»4.

Предсказать точные сроки и масштабы освобождения северных морей ото льда достаточно проблематично — это не прогноз погоды на одну неделю — тем не менее, сама тенденция очевидна.

К 2020 году, по прогнозам министерства обороны США, пролив Беринга будет свободен ото льда 160 дней в году (плюс по 35–45 дней промежуточных периодов весной и осенью).

К 2080 году по данным норвежских ученых в Арктике не останется льда вообще.

Перспективы использования Северного морского пути

По предварительным оценкам учёных арктические воды Северных морей содержат порядка 25% мировых запасов углеводородов5. Но сделать цены на северные ресурсы конкурентоспособными может только более короткий путь доставки — каким и является Северный морской путь.

Так, путь от Мурманска до Иокогамы составляет по Северному морскому пути 5 770 морских миль, в то время как через Суэцкий канал он бы составил 12 840 морских миль.

Сокращение более чем в два раза! — Можно легко представить экономию топлива, заработной платы команды, не говоря уж об экономии времени.

Пиратов, кстати, в Северных морях тоже нет, а полный контроль Российской Федерации над основной частью маршрута гарантирует надежность транспортных потоков независимо от геополитических коллизий.

Скажем, при гипотетическом военном конфликте, усилении санкций и т. п. возможность прохода наших судов через Суэцкий канал теоретически может быть перекрыта или осложнена.

При этом трудно представить чтобы какая-то сила реально могла помешать передвижению наших судов в наших же прибрежных зонах.

https://www.youtube.com/watch?v=bxHobSVgn_0

Но Северный морской путь актуален не только для транспортировки арктических ресурсов до конечных потребителей, хотя именно это и является движущей силой его развития на данном этапе.

(Так, в ноябре 2013 Газпром произвел первую поставку СПГ по северному морскому пути, а совместно с «Новатэк» запланировано строительство ряда СПГ на Ямале, первый из которых начнет свою работу уже в 2016.

) Арктические перевозки — при соответствующем развитии инфраструктуры — могут стать удобной транспортной артерией между Европой и Азии, что в свою поднимает значение России как межконтинентального транспортного узла на новый уровень — не только по суше (ТрансСибирская магистраль), но и по воде.

Если взять ту же Иокогаму как восточную точку отсчета — то путь до Лондона через Панамский канал составит 23 300 км, через Суэцкий — 21 200 км, а через Северный морской путь — всего 15 700 км.

Очень выгодны было бы сократить транспортное плечо и китайской стороне: маршрут Шанхай-Гамбург через Северные моря на 5 200 км короче, чем через Суэцкий канал.

Все это позволяет России получать определенные дивиденды — как за счет использования портов на пути следования судов — так, возможно, и в качестве некоторых сборов за проход в прибрежных зонах в принципе.

Северный морской путь в цифрах и фактах

Порты и моря Северного морского пути: Северный морской путь начинается от незамерзающего порта Мурманск и далее проходит через Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море вплоть до бухты Провидения с одноименным портом.

 В более широком смысле можно рассматривать в качестве начальной и конечной точки маршрута Санкт-Петербург и Владивосток, хоть они и расположены значительно южнее. Тем не менее именно они а не Мурманск и Провидение входят в число ключевых транспортных узлов современной России в сфере морских перевозок.

В таком случае к морям Северного морского пути необходимо также добавить Берингово море.

Самые крупные порты Северного морского пути в порядке следования: (Санкт-Петербург) — Мурманск — Архангельск — Мезень -Нарьян-Мар — Варандей — Амдерма — Сабетта — (Игарка) — Дудинка — Диксон — Хатанга — Тикси — Зеленый мыс — Певек — Мыс Шмидта — Провидения — (Эгвекинот — Анадырь -Петропавловск-Камчатский — Магадан — Корсаков — Ванино — Находка — Владивосток). Всего на пути следования судов идущих Северным морским путем встречается порядка 70 перевалочных пунктов и портов, некоторые из них расположены не прямо у берега, а в глубине континента вверх по реке (например, Дудинка и Игарка расположены на Енисее в нескольких сотнях километров от берега Карского моря, порт Хатанга — аналогично на реке Хатанга).

Период навигации: июль-октябрь, то есть 2-4 месяца в году — беспрепятственно, остальное время — в сопровождении атомных ледоколов. 

Северный морской путь на карте России. Порты Северного морского пути на карте России

Протяженность Северного морского пути в сравнении с другими маршрутами: за точку отсчета берется перевозка из Йокогамы до Гамбурга

  1. по Северному морскому пути = 14 280 км
  2. через Суэцкий канал = 23 200 км
  3. через мыс Доброй Надежды = 29 400 км

Проблемы эксплуатации Северного морского пути

Несмотря на то, что таяние ледников видится главной причиной оживления Северного морского пути, большую часть года (с ноября по июль6) льды по-прежнему покрывают арктические моря, не позволяя на сегодняшний день организовать круглогодичные перевозки без ледоколов.

«Самая большая проблема сегодня — это отсутствие судов», — Miko Niini, Управляющий директор Aker Arctic, которая занимается строительством ледоколов.

Со времен Советского Союза ледокольный флот России практически не обновлялся и сегодня состоит из пяти атомных ледоколов: «50 лет Победы», «Вайгач», «Таймыр», «Ямал» (и ледокол «Советский союз» — в эксплуатационном резерве), причем к 2020 году три из них будут списаны.

Стоимость 1 единицы составляет порядка 38 млрд рублей, а само строительство — это длительный и трудоемкий процесс. Так, заложенный в 2012 году на Балтийском заводе ледокол нового класса ЛК-60 планируется к выпуску лишь в 2017 году.

(Из положительных новостей следует отметить, что в планах есть строительство еще двух атомных ледоколов, а кроме России производить суда такого класса никто по сути не умеет).

Процесс таяния льдов таит в себе и другую проблему: повышается риск встречи судна с дрейфующими льдинами, что делает маршрут в целом менее безопасным.

Также проходимость маршрута сильно зависит и от погодных условий каждого конкретного года — сроки весеннего открытия льдов могут сдвигаться в пределах месяца-двух, что довольно неудобно для товарных поставок, для которых важна четкость планирования.

Другим обстоятельством затрудняющим реализацию проекта Северного морского пути является запустение портов на пути следования судов. Очевидно, что для полноценного и бесперебойного функционирования северной морской линии нужна соответствующая поддержка на берегу.

Арктические порты Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси должны быть модернизированы для полноценного обслуживания предполагаемого транспортного потока и связаны надежными наземными коммуникациями с прилегающими территориями, необходимо также наладить также четкую поисково-спасательную систему.

Так, по словам заместителя Директора Института Дальнего Востока РАН, руководителя Центра экономических и социальных исследований Китая ИДВ РАН Андрея Островского «с 1991 года у России не доходят руки заниматься этим транспортным путем. На его эксплуатацию совершенно не выделяют деньги.

Поэтому по сравнению с советскими временами маршрут, можно сказать, не работает. А нам самим надо снабжать север топливом. Сегодня мы это делаем за два летних сезона: завозим по БАМу до крупных рек грузы по северному завозу и по рекам сплавляем к океану. В тот же Тикси грузы от БАМа плывут по Лене.

Ведь альтернативы в виде железных дорог и автобанов нет».

Что в итоге?

Очевидно, что развитие Сев.мор.

пути на сегодняшний день не ограничивается одним лишь морским путем, но в обязательном порядке предполагает и соответствующее развитие транспортной инфраструктуры других видов в северных регионах России — без чего невозможно будет добиться значительного роста перевозок и по морю. Так что здесь вопрос стоит в формулировке «или все — или ничего», в чем и главная его сложность и одновременно возможность «вытянуть» таким проектом большое количество обслуживающих индустрий и регионов.

Скептики не верили и в Олимпиаду («не успеют достроить», «опозоримся», «что-нибудь обязательно рухнет»), но идеалисты сделали ее реальностью. Ведь когда какая-то идея овладеваем умами значительного количества людей, она сама невероятным образом начинает стремиться к претворению в жизнь. И думается, что так называемый «эффект сотой обезьяны» в этом концепте уже достигнут.

Источник: https://snegir.org/post/severnij-morskoj-put-istoriya-perspectivi/

Северный морской путь. Порты Северного морского пути. Освоение, значение и развитие Северного морского пути

Северный морской путь (СМП): географическое положение, история развития, экономическое значение

Россия владеет значительными морскими территориями в Арктике. Через эти просторы пролегает Северный морской путь (СМП) – уникальная судоходная магистраль с интересной историей и очень большими перспективами.

Чем знаменит морской путь, что идет через Север

Северный морской путь считается главной и важнейшей магистралью российского судоходства в Арктической зоне. Он идет по морям, впадающим в Северный Ледовитый океан. Данная морская магистраль соединяет порты, расположенные в Европейской и Дальневосточной частях России.

Начало Северного морского пути — в Карских Воротах. Заканчивается магистраль в Бухте Провидения. Общая длина Северного морского пути – порядка 5600 км, впервые все это расстояние прошла шведская мореплавательная экспедиция, возглавляемая Норденшельдом, в 1878-79 годах.

Северный морской путь активно использовался советскими мореходами в 1940-80-х годах. В 70-х по этой магистрали стали ходить ледоколы. После распада СССР здесь стали часто появляться зарубежные суда.

Крупнейшие порты Северного морского пути находятся в Игарке, Диксоне, Тикси, Дудинке, Певеке и Провидении.

Управление навигацией осуществляет Департамент морского транспорта РФ (при СССР это делал Главсевморпуть, а затем Министерство морфлота).

Северный морской путь начинается в Баренцевом море. Затем он продолжается в акватории других морей – Карского, Лаптевых, а также Восточно-Сибирского и Чукотского. В каждой из акваторий располагаются ключевые порты Северного морского пути.

Сначала это Мурманск, Архангельск, восточнее – Диксон, в районе Енисейского залива суда проходят через Дудинку и Игарку, заходя в море Лаптевых – через Нордвик, затем Тикси (дельта Лены), Амбарчик (устье Колымы), а также Певек и порт в Провидении.

Перечисленные объекты судоходной инфраструктуры, которые расположены у устья крупных рек, выполняют функцию перевалочных пунктов для судов грузового назначения. Северный морской путь – это магистраль, по которой перевозится лес, продукция машиностроения, уголь, стройматериалы, продукты питания, пушнина. Порты на Северном морском пути приспособлены к приему крупных ледокольных судов.

Проблемы развития СМП

Эксперты считают, что модернизация инфраструктуры российской Арктики потребует значительных финансовых и трудовых вложений.

Нужно будет совершенствовать работу служб по гидрографии и метеорологии, налаживать систему воздушной разведки движения льдов, создавать государственные структуры, ответственные за экологический контроль. Необходимо увеличивать ресурсы МЧС, улучшать инфраструктуру портов.

Кроме того, полагают аналитики, есть много нерешенных вопросов касательно нормативно-правовой базы, регулирующей движение судов по трассам СМП.

Во многом этот аспект определит привлекательность магистрали для иностранных инвесторов – причем не только в сфере грузового судоходства как таковой, но также и в смежных сегментах. Таких как, например, арктический туризм.

Есть много желающих совершить путешествие к Северному Полюсу, и компании из России могут стать крупнейшими в мире поставщикам подобных туристических сервисов.

Интерес со стороны других стран

По мнению ряда экспертов, освоение Северного морского пути считает своей прерогативой не только Россия, но также и ряд других стран. Прежде всего речь идет о крупных державах Азиатско-Тихоокеанского региона – Китае и Индии.

Интерес проявляют и небольшие, но влиятельные государства – такие как Сингапур. Ряд российских чиновников полагает, что нужны законодательные нормы, регулирующие движение морского транспорта для зарубежных судоходных компаний.

Ситуация, полагают эксперты, может быть осложнена позицией США, которые не считают, что ключевые акватории Северного морского пути находятся исключительно в российской юрисдикции.

Более того, по вопросам правового регулирования магистрали даже в России нет единого мнения.

Но есть юристы, которые уверены, что РФ имеет полное право управлять проходом судов по Северному морскому пути благодаря нормам Конвенции ООН по морскому праву, установленным в 1982 году.

Об администрации СМП

Главный государственный орган, который призван регулировать порядок плавания в СМП – это Администрация Северного морского пути, центральный кабинет которой расположен в Москве.

Согласно нормам российских законов, судоходство в акватории этой магистрали осуществляется в разрешительном порядке. Владельцы судов должны заранее подавать заявление на использование вод СМП.

Администрация Северного морского пути рассматривает его и принимает решение о выдаче разрешения или отказе в нем.

Интересно, что процедура подачи заявления довольно осовременена: документы можно направлять в электронном виде, и притом на английском языке, что очень удобно для зарубежных мореплавателей. Администрация СМП рассматривает заявление до 10 рабочих дней и размещает свой ответ (решение о том, выдавать или не выдавать разрешение) на официальном сайте.

Правила судоходства

Северный морской путь России – магистраль, где существуют правила судоходства, определяемые законодательством РФ. Очень многие требования имеют отчетный характер. Например, если судно следует по СМП и пересекает Западный (Восточный) рубеж, то раз в сутки капитан корабля должен отправить в Администрацию Северного морского пути ключевые сведения о своем судне.

Среди них – географические координаты корабля, планируемое время нахождения в акватории СМП, точный курс, скорость, а также информация о наличии на пути следования судна льда.

Капитан корабля обязуется немедленно оповестить Администрацию СМП об обнаруженных источниках загрязнения окружающей среды.

Те виды судов, которые не могут двигаться в условиях плотной концентрации льда, должны согласовывать свои действия с ледокольным флотом и находиться на постоянной связи с администрацией СМП, чтобы при необходимости следовать указаниям по дальнейшему движению.

Трасса СМП

Некоторые мореплаватели предпочитают не оперировать таким термином, как трасса Северного морского пути, заменяя его понятием «площадь». Масштабы СМП, таким образом, простираются в рамках территориальных вод широтой в 12 миль и экономической зоны свободного движения судов длиной в 200 миль. Площадь СМП – от Карских Ворот до Берингова пролива.

Северный морской путь, по версии ряда мореплавателей – это комплекс из нескольких судоходных трасс.

Их конкретная протяженность не имеет постоянной величины и зависит главным образом от сезонных изменений в толщине и расположении арктического льда. Северный морской путь – это более 70 крупных портов и пунктов.

Есть сразу несколько районов России (Чукотка, морской берег Якутии и прилегающие регионы), для которых СМП – единственная магистраль, связывающая их с остальными частями страны.

Атомные ледоколы на СМП

В силу географических и климатических особенностей движение судов по Северному морскому пути невозможно без участия ледокольного флота. Сейчас по СМП ходят 6 атомных ледоколов.

Этот флот обеспечивает стабильность функционирования всей морской магистрали и решает задачи, связанные с облегчением доступа к регионам Крайнего Севера России, а также арктическому шельфу. По мнению некоторых экспертов, ледокольный флот РФ – гарант национальной безопасности страны.

Как таковая ледокольная проводка кораблей идет на протяжении 8000 миль – начиная от Мурманска и заканчивая Владивостоком. Собственно, две крупнейшие компании, осуществляющие судоходство в СМП, зарегистрированы в этих двух городах. По мнению ряда экспертов, ледокольный флот России нужно увеличивать.

Это позволит повысить экономическую рентабельность магистрали, создать новые рабочие места в регионах СМП, улучшить ситуацию с миграцией населения с Севера.

Экономические перспективы

По мнению ряда экспертов, СМП должен стать конкурирующей магистралью для Суэцкого канала и других крупнейших мировых объектов морской инфраструктуры.

По оценкам некоторых аналитиков, максимальная пропускная способность СМП – порядка 50 млн тонн грузов в год.

Сами мореплаватели считают, что СМП будет с каждым годом все более востребованным – особенно на фоне роста активности нефтяных и газовых компаний в регионах Ямала и Арктики.

Важную роль в эффективном использовании магистрали, как полагают мореплаватели, должны сыграть частные инвесторы. Динамика достаточно оптимистична: если в 2010 году по СМП прошло только 4 крупных судна, то в 2011-м – 34, а в 2012-м – уже 46. Эксперты полагают, что есть все основания ожидать дальнейшего роста активности судоходных компаний в акватории СМП – как российских, так и иностранных.

Роль государства

По мнению ряда аналитиков, до начала 2000-х годов Россия уделяла очень слабое влиянию развитию Арктики в целом и Северного морского пути в частности. Однако в последние годы государство ощутимо активизировалось в этих направлениях. Стали появляться новые законы, подниматься вопросы, актуальные для развития регионов, прилегающих к СМП.

Эти тенденции, полагают эксперты, во многом связаны с большой исторической ролью России в Арктике, стремлением государства вернуть былое влияние в регионе. В 2008 году Президентом был подписан важнейший документ – «Основы государственной политики России в Арктике до 2020 года».

Северные районы РФ в нем обозначены как один из ключевых стратегических резервов развития страны. В некоторых источниках СМП называют объектом национальной транспортной коммуникации. Есть еще один источник права – «Стратегия социально-экономического развития Сибири», принятый в 2010 году.

Там отмечается, что эффективное использование ресурсов СМП – ключевой фактор успешного экономического строительства в Сибирском регионе.

Внимание со стороны Китая

Один из наиболее активных зарубежных игроков в отношении судоходства в акватории СМП – Китай, партнерство с которым Россия в последние годы считает особенно приоритетным.

Осенью 2013 года некоторые эксперты отметили интересный прецедент, связанный с проходом через Северный морской путь судна Yong Sheng.

Выяснилось, что корабль, предпочтя идти через российскую магистраль, выиграл порядка двух недель в сравнению с тем, если бы поплыл через традиционный для китайских мореходов маршрут в Индийском океане через Суэцкий канал.

Разумеется, это не могло не сказаться на дальнейшем росте заинтересованности судоходных компаний из КНР в использовании столь привлекательного маршрута. Сотрудничество в рамках судоходства в акватории СМП активно обсуждается между КНР и Россией на правительственном уровне.

Президент России о СМП

Заинтересованность государства в более интенсивном и эффективном развитии Северного морского пути прослеживается на примере позиции Президента страны. Владимир Путин поручил исполнительным органам вывести к 2015 году оборот на магистралях СМП до 4 млн тонн.

Для этого будет ускорен процесс введения в строй новых судов, способных ходить в условиях льда, а также ледоколов – атомных и дизельных. Президент отметил, что нужно модернизировать инфраструктуру связи, морской навигации, технического обслуживания судов.

Глобальная цель – превратить магистраль в привлекательное для частных компаний России и зарубежных стран направление.

От того, насколько успешным будет освоение СМП, отметил глава государства, зависит то, как Россия в дальнейшем сможет продвигать собственные национальные интересы в Арктике.

Значение СМП для России

Поручения Владимира Путина вполне соответствуют общему правительственному курсу в отношении того, как должно осуществляться развитие Северного морского пути.

Экономическое развитие сразу нескольких регионов России зависит от того, насколько успешным будет строительство инфраструктуры СМП – особенно это касается Архангельской области, Сибири. По мнению ряда аналитиков, значение Северного морского пути для России сложно переоценить.

Для нашей страны СМП – не только перспективная морская магистраль, но также и инструмент, который позволит решать очень многое в арктическом регионе.

Поэтому даже если экономически Северный морской путь не станет столь рентабельным, как этого ожидают власти, то, полагают эксперты, правительству страны нужно будет продолжать инвестировать в инфраструктуру портов и строить ледоколы — превращать, если это будет необходимо, СМП в стратегический плацдарм для национальной обороны.

Источник: https://FB.ru/article/146776/severnyiy-morskoy-put-portyi-severnogo-morskogo-puti-osvoenie-znachenie-i-razvitie-severnogo-morskogo-puti

Северный морской путь. Досье

Северный морской путь (СМП): географическое положение, история развития, экономическое значение

ТАСС-ДОСЬЕ.

1 марта 2018 года, выступая с посланием Федеральному собранию РФ, президент России Владимир Путин заявил, что Северный морской путь (СМП) станет «ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока».

По словам главы государства, перед Россией стоит задача сделать его «по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией» и увеличить к 2025 году грузопоток на СМП до 80 млн тонн в год.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории и современном состоянии Северного морского пути.

Северный морской путь — судоходный маршрут в российской Арктике. До начала XX века использовалось название Северо-Восточный проход. В официальных российских документах СМП определен как «исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация РФ».

Проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяет в единую транспортную систему европейские и дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек.

Длина СМП от пролива Карские Ворота до Бухты Провидения — 5,6 тыс. км.

Маршрут через СМП почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток: так, от Санкт-Петербурга до Владивостока через Суэцкий канал — 23 тыс. 200 км, а по СМП — 14 тыс.

280 км (на 40% короче). Продолжительность навигации составляет 2-4 месяца, использование ледоколов позволяет сделать ее круглогодичной.

История освоения

Принято считать, что первым идею использования Северо-Восточного прохода для морского сообщения высказал русский дипломат Дмитрий Герасимов в 1525 году.

Предшественником Северного морского пути был Мангазейский морской ход — маршрут от устья реки Северная Двина до Тазовской губы в устье реки Оби, который активно использовался русскими купцами в XVI-XVII веках.

Исследование последнего участка Северо-Восточного прохода вдоль Чукотки до Тихого океана связано с именем Семена Дежнева, который в 1648 году открыл пролив между Азией и Америкой (Берингов пролив).

В 1878-1879 годах состоялась экспедиция шведского исследователя барона Нильса Норденшельда, профинансированная правительством Швеции, а также шведскими и русскими предпринимателями.

Ей впервые в истории удалось пройти Северным морским путем и выйти через Берингов пролив в Тихий океан.

В 1913-1915 годах гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого совершила первое в истории плавание Северным морским путем с востока на запад — из Владивостока в Архангельск.

В 1932 году при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому поручалось народно-хозяйственное освоение Арктики и обеспечение судоходства по СМП. Первым руководителем ведомства стал полярный исследователь Отто Шмидт. В том же году он возглавил поход ледокольного парохода «Сибиряков», который впервые в истории прошел СМП за 65 дней.

Со второй половины ХХ века через Северный морской путь стало осуществляться снабжение топливом, продовольствием и товарами первой необходимости населенных пунктов Крайнего Севера и Дальнего Востока. С 1954 года Главсевморпути входило в структуру Министерства морского флота СССР. В 1970 году была учреждена самостоятельная Администрация СМП при Министерстве морского флота.

Современное состояние

В 1991 году Северный морской путь был открыт для международного судоходства.

24 января 2013 года вступил в силу федеральный закон, согласно которому были законодательно закреплены границы СМП, ледокольная и лоцманская проводка судов по нему отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Распоряжением правительства РФ от 15 марта 2013 года для управления СМП было создано Федеральное государственное казенное учреждение «Администрация Северного морского пути», подведомственное Федеральному агентству морского и речного транспорта РФ.

В функции Администрации входит выдача разрешений на плавание судов в акватории СМП, мониторинг и предоставление информации о гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановке на СМП, содействие в проведении поисковых и спасательных работ и др. С апреля 2016 года ее возглавляет Дмитрий Смирнов.

Согласно поправкам от 29 декабря 2017 года в Кодекс торгового мореплавания РФ, суда под российским флагом обладают исключительным правом на перевозку по СМП нефти, природного газа, газоконденсата и угля, добытых на территории РФ. Эта норма не относится к уже заключенным контрактам на перевозку.

На трассе СМП находится свыше 50 портов, среди них Сабетта, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Беринговский, Провидения и др.

Проводку судов по СМП осуществляют четыре компании: «Росморпорт», «Мурманское морское пароходство», «Дальневосточное морское пароходство» и «Лукойл».

В акватории СМП действуют восемь линейных ледоколов: четыре атомных («50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач») и четыре — дизель-электрических («Адмирал Макаров», «Красин», «Капитан Хлебников», «Капитан Драницын»).

Кроме того, круглогодичную навигацию без ледокольной проводки по СМП в западном направлении (в восточном — в летние месяцы) осуществляют танкеры-газовозы ледового класса Yamalmax. Эти суда осуществляют перевозку сжиженного природного газа, который производится на заводе «Ямал СПГ» (Ямало-Ненецкий автономный округ).

Показатели

В советское время рекордный объем перевозок по СМП был достигнут в 1987 году — 6,6 млн т.

В 2017 году объем грузоперевозок по Северному морскому пути составил 10,7 млн т (в 2016 году — 7,5 млн т). В том числе морскими судами (без учета транзитных судов) было перевезено 9,8 млн т, а речными — 0,8 т различным грузов.

Транзитными судами перевезено 194 тонны грузов.

По итогам 2017 года администрация Севморпути выдала было выдано 662 разрешения судам на плавание в акватории СМП (в 2016 году — 718), в том числе 107 разрешений было выдано судам, плавающим под иностранным флагом.

Северный завоз

СМП используется для так называемого северного завоза — снабжения топливом и продовольствием российских регионов, которые не имеют круглогодичного автомобильного или железнодорожного сообщения с остальной территорией страны.

До 2005 года действовала схема софинансирования поставок: 50% средств предоставлял федеральный бюджет, 50% — выделяли регионы.

С 2005 года вопросами северного завоза занимаются региональные власти, они могут принимать меры поддержки по льготному кредитованию или возмещению расходов местных органов самоуправления и частных компаний по закупкам и доставке топлива и продовольствия.

По данным на начало 2000-х годов, ежегодно в северные регионы доставлялось порядка 1,5 млн т нефтепродуктов, 3-4 млн т угля, более 500 тыс. т продовольствия. В настоящее время целостной статистики по их снабжению не ведется. В федеральном законодательстве понятие «северный завоз» отсутствует.

Планы развития

Главное направление развития Северного морского пути связано с обеспечением вывоза минерального сырья.

По данным Минэнерго, извлекаемые запасы нефти и газа в арктическом регионе страны составляют 260 млрд т условного топлива или 60% всех извлекаемых углеводородных ресурсов в России.

Из 15 действующих и перспективных инвестпроектов в Арктике (Варандейское нефтяное месторождение, «Ямал СПГ», Таймырский угольный бассейн и др.), 11 связаны с освоением нефти и газа, четыре — руд и угля.

В рамках госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» запланировано увеличение объема грузоперевозок по Северному морскому пути до 63,7 млн т в год, уровня технической оснащенности трасс СМП — до 40,5%.

Комплексный проект развития Северного морского пути от 8 июня 2015 года предусматривает выполнение до 2030 года мер по навигационно-гидрографическому, гидрометеорологическому и аварийно-спасательному обеспечению судоходства в акватории СМП; по развитию морских портов; обеспечению вопросов обороны в акватории Северного морского пути; по разработке и строительству морской техники, систем и средств. До 2025 года планируется строительство трех универсальных атомных ледоколов проекта 22220 мощностью 60 МВт и атомного ледокола мощностью 110 МВт.

Проблемы развития

Главный недостаток Северного морского пути — тяжелые природные условия (в частности, летом в море Лаптевых температура не поднимается выше 1 градуса по Цельсию), ограничивающие сроки проведения навигации.

Круглогодичная работа СМП возможна только при обеспечении маршрута атомными ледоколами, что повышает ее стоимость.

Сдерживающим фактором развития СМП являются малые глубины на традиционных маршрутах: для прохождения крупнотоннажных судов требуется прокладка глубоководных высокоширотных маршрутов севернее Новосибирских островов.

https://www.youtube.com/watch?v=WZJdhAl-j0s

При этом ширина канала, необходимая для проводки через льды крупных танкеров класса Panamax и Snesmax (40 и 50 м соответственно), а также газовозов, требует постройки ледоколов с большим водоизмещением. Действующие в настоящее время в России ледокольные суда обеспечивают канал шириной 33-34 м.

Инфраструктура большинства арктических портов, за исключением Дудинки, требует масштабной модернизации. Необходим капитальный ремонт или строительство новых причальных сооружений, работы по дноуглублению для приема современных судов, установка современных навигационных систем и др.

Источник: https://tass.ru/info/4999806

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.