Создание территории опережающего развития

Содержание

Семь вопросов о ТОРах

Создание территории опережающего развития

Особенности уже одобренных и планируемых к реализации ТОСЭР в крае

По закону в ТОР устанавливается режим осуществления предпринимательской и иной деятельности с благоприятными условиями для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Ключевые принципы благоприятного инвестклимата — кардинальное дерегулирование и масштабное налоговое стимулирование. Но есть моменты, которые бизнесу до сих пор непонятны. «К» устраняет пробел.

Что такое ТОР?

ТОР — это экономические зоны, создающиеся в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития», где ключевыми принципами являются кардинальное дерегулирование и масштабное налоговое стимулирование. В первые три года действия закона ТОР могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе. Таким образом, ТОР — это инструмент развития Дальнего Востока, ориентированный на глобальную конкурентоспособность и движение в страны АТР.

Чем ТОР отличается от особой экономической зоны (ОЭЗ)?

Идея ТОР кардинально отличается от ОЭЗ — она строится на индивидуальной работе с каждым инвестором. Кроме налоговых льгот, государство берет на себя обязательство создать необходимую инфраструктуру.

Создается большое число механизмов дерегулирования, начиная от ограничений по организации проверок резидентов ТОР и заканчивая передачей всех вопросов административного и хозяйственного характера одному органу — управляющей компании.

Когда и как в России появились ТОРы?

ТОРы начали создаваться по поручению президента РФ, которое было дано в конце 2013 г. Уже через год — 29 декабря 2014 г. — был подписан соответствующий закон, который вступил в силу 30 марта 2015 г.

Уполномоченным органом по созданию ТОРов было определено Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Минвостокразвития работу по созданию ТОР вело по трем направлениям: полевая, маркетинговая, законопроектная. Было отсмотрено более 400 площадок, 14 из них отобрано для дальнейшей работы.

Критерием отбора являлось наличие подтвержденного спроса инвесторов на реализацию проектов в этой территории, проработанность инфраструктурного обеспечения. В итоге «якорными» инвесторами ТОРов преимущественно были определены российские компании.

Был подготовлен комплексный план инженерного и инфраструктурного обустройства ТОРов. Также была сформирована база из 4400 крупных компаний-производителей, потенциальных инвесторов ТОР.

Какие ТОР есть в Приморском крае?

Первые три ТОР были отобраны правительственной подкомиссией 12 февраля 2015 г. на территории Приморского и Хабаровского краев. 25 июня года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановления, утверждающие их организацию.

Один из них, ТОР «Надеждинская», расположен в Надеждинском районе Приморского края на земельных участках площадью 806 га. Имеет три «якорных» резидента (транспортно-логистический комплекс, кондитерский завод, предприятия пищепрома по производству полуфабрикатов) с объемом частных инвестиций 6,7 млрд руб.

, требуемых бюджетных 3,9 млрд и планируемым созданием 1630 рабочих мест.

Следующие шесть ТОРов были утверждены правительственной подкомиссией 29 апреля 2015 г. Среди них ТОР «Михайловская» (Приморье). В настоящее время специалистами администрации Приморского края готовится концепция ТОР «Остров Русский».

На развитие инфраструктуры в ТОРах в Приморском крае будет направлено 8,4 млрд руб. Это дорожная, инженерная, коммунальная инфраструктуры. Также электрификация и газификация.

Чуть больше 2 млрд обеспечивает Приморский край. Остальные средства поступят из федерального бюджета. На данный момент основной задачей Приморья является обеспечение дорогами и коммунальной инфраструктурой.

Электроснабжение и газификация — задача федеральных властей.

В общей сложности для двух ТОРов будет построено 63 км дорог. Еще 63 подлежат капитальному ремонту. Основные капиталовложения по коммунальной инфраструктуре будут осуществлены в ТОР «Надеждинская». Это больше 7 км водовода.

В ТОР «Михайловская» предполагается строительство локальных сооружений в силу того, что объекты разбросаны по трем районам и туда будут выделены не столь значительные средства — это 300 млн руб. на объекты коммунальной инфраструктуры.

Основная масса средств в Михайловском районе выделяется на дорожное строительство и ремонт существующих дорог.

Какое участие в проекте ТОР предусмотрено для малого и среднего бизнеса?

Если субъекты малого и среднего бизнеса (МСП) по каким-либо причинам не могут стать резидентами, то надо понимать, что они могут быть вовлечены в проект ТОР опосредованно. Ведь ТОР формируют спрос на сервисные и производственные услуги для МСП, при этом расширяются возможности участия МСП в госзакупках.

Тут на помощь приходит постановление Правительства РФ № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», которое устанавливает для госкорпораций годовой объем закупок у субъектов МСП в размере не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, или не менее чем 10% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты МСП. Прогнозируемый спрос на услуги МСП в ТОР к 2020 г. — более 160 млрд руб. в год. При этом федеральная программа поддержки малого и среднего бизнеса в России — чуть более 20 млрд руб. в год. Таким образом, ТОР дают только на Дальнем Востоке ресурс развития малого и среднего бизнеса в 7 раз больше, чем вся федеральная программа поддержки малого бизнеса в стране.

Как будет осуществляться управление ТОР?

Для управления ТОР на территории Дальнего Востока будут созданы управляющие компании (УК) с широкими полномочиями. УК будет заниматься решением всех административных и хозяйственных вопросов, в том числе организацией транспортного обслуживания, эксплуатацией и строительством дорог, электро-, газо-, водоснабжением и т. д. УК будет работать по принципу одного окна.

Передача полномочий УК будет осуществлена в рамках специальных соглашений с органами власти.

Как стать резидентом ТОР?

Самый простой и короткий путь — предложить конкретный инвестиционный проект в высокой степени проработки. При этом минимальный объем инвестиций должен составлять 500 тыс. руб. При этом компания, желающая стать резидентом ТОР, должна быть зарегистрирована и базироваться на территории Дальнего Востока и не иметь филиалы вне ТОР.

«К» спросил предпринимателей Приморского края, как они оценивают ТОРы, и станут ли территории локомотивом роста экономики края

Игорь Польченко, президент группы компаний «Транзит-ДВ»: «Когда меня просят объяснить, что такое ТОРы и что такое свободный порт Владивосток, я привожу следующее сравнение.

Например, вы — компания, которая хочет шить сапоги, и вы говорите: «Дайте нам тепло, электричество, дайте льготы, и мы откроем свое дело». Это и есть идея ТОРа — территории, которая предоставляет бизнесу возможность по-другому выстраивать свои отношения с властью.

А миссия свободного порта — «вытащить» товары на рынок, помочь с их реализацией. ТОР — однокомнатная квартира, где живет человек. Когда он подходит к окну, то видит свободный порт — машины и самолеты, которые доставят произведенные им сапоги потребителю с минимальным затратами и по лучшему маршруту.

ТОРы помогут «сапожникам» наладить производство, а режим свободного порта должен осуществить интеграцию РФ в мировые транснациональные торговые линии».

Эдуард Портнов, генеральный директор ООО «ФСОГРУПП»: «Пусть ТОРы еще не сформированы законодательно и инфраструктурно, но те подвижки, которые мы сегодня наблюдаем, позволяют говорить о широких возможностях экономики Приморья.

Наиболее перспективными в зонах ТОРов я считаю проекты в сфере производства, особенно тяжелой промышленности. Наш край имеет все предпосылки для ее развития: удобное территориальное расположение, природные ресурсы.

Также нужно заниматься сельским хозяйством, чтобы регион переходил на импортозамещение и меньше зависел от «дядюшки Сэма». Я знаю много малых предприятий, которые успешно развивают мясное животноводство, что среди прочего позволило краю снизить зависимость от китайской свинины.

Новый свинокомплекс, открывшийся в ТОР «Михайловская», думаю, сможет закрыть процентов двадцать потребностей рынка свинины в Приморье.

Да, сейчас присутствуют некоторые разброс и шатания, нет ясности по поводу ТОРов, и, мне кажется, очень важно, чтобы в реализации этих проектов не было популизма.

Очень важно, что сейчас руководство страны, края ведет диалог с бизнес-сообществом, с гражданами, показывая тем самым установку на реальное развитие экономики, и я верю в проекты, которые реализуются на территориях опережающего развития. Но ко всему нужно подходить комплексно, глядя далеко вперед.

Необходимо думать о кадрах, возрождать и поднимать престиж профессионального образования, потому что кто будет работать в ТОРах? Приглашенные специалисты? Есть еще много проблем, которые связаны с реализацией крупных экономических проектов, и мы должны их решать».

Алексей Тимченко, руководитель группы компаний «ТИМ-Групп», председатель Приморского регионального отделения ООО «Деловая Россия»: «В рамках ТОРов нужно развивать в первую очередь предприятия несырьевого сектора, потому что они создают больше рабочих мест, больше добавленной стоимости и, соответственно, несут большую налоговую нагрузку. Это необходимо в том числе для того, чтобы «воспитывать», взращивать экспортно ориентированную экономику. Мы близки к странам АТР, поэтому самые перспективные направления производства, на мой взгляд, — именно те, которые будут иметь экспортную ориентированность. Они должны получить больше преимуществ и возможностей для роста.

На сегодняшний день работа только ведется, и пока сложно делать прогнозы, но, думаю, скоро мы услышим о новых перспективных проектах. Начало уже положено. Тот же свинокомплекс, который открылся на днях в ТОР «Михайловская», поможет вывести свиноводческую отрасль региона на новый уровень, тем более что за дело взялась компания с большим опытом, уже зарекомендовавшая себя.

Что касается инфраструктуры ТОРов, то построить ее за счет федерального центра и краевого бюджета будет не так просто, учитывая достаточно стрессовую экономическую ситуацию, но, в любом случае, чем больше откроется предприятий, тем больше налогов будет поступать в бюджет, и часть этих денег вернется бизнесу в виде инженерных сетей и дорог».

Виталий Решетников, генеральный директор ЗАО «Сервер-Центр»: «ТОРы — явление, безусловно, позитивное. Как бы там ни было, они означают привлечение инвестиций в край и развитие региона.

Другое дело, что, на мой взгляд, «территорией опережающего развития» нужно было объявить весь Дальний Восток, чтобы обеспечить для местного бизнеса равные преференции — зону льготного налогообложения и т. д.

Такие предложения неоднократно звучали на федеральном уровне, но было решено пойти другим путем.

В результате получается дисбаланс, и многие участники рынка опасаются искусственно созданной конкуренции, ведь одни компании зай­дут в ТОРы, получат помощь бюджета на развитие материально-технической базы, а другие по объективным причинам таких возможностей будут лишены. Почему бы не распространить льготный режим на всех нас, дальневосточников? Мне кажется, это абсолютно справедливая позиция».

Павел Гетман, директор сети социальных магазинов ИП «Гетман»: «Я, как президент «Лиги торговых предпринимателей Владивостока», скажу, что малый бизнес прежде всего интересует, сработает ли эффект мультипликатора после создания ТОРов, появятся ли возможности заработать для мелких участников рынка. Идея ТОРов очень привлекательна, но какую выгоду она принесет именно малому бизнесу, пока сказать нельзя. Будем смотреть по факту».

Евгений Шкарупа, генеральный директор ООО «Финансовый навигатор»: «Я считаю, ТОРы могут стать точками роста региональной экономики при условии, что все будет организовано должным образом. Возьмем ту же инфраструктуру.

Например, правильно проложенная дорога включит в работу новые территории и максимально эффективно послужит задаче увеличения ВРП.

Успех ТОРов зависит от того, насколько грамотно ответственные лица подойдут к процессу их создания, управлению ими».

Игорь Михайлов, генеральный директор ООО «ДЖЕЙТЕК РУС»: «Интересно наблюдать, как реализуются крупные проекты в ТОРах. Самой перспективной мне сегодня кажется ТОР «Надеждинская».

Почти половину ее территории займут «сухой порт», грузовой терминал, ориентированный на обслуживание непосредственно резидентов ТОР, а в дальнейшем и региональный логистический центр, где будут обрабатываться грузы, поступающие по железной дороге, морем и автотранспортом.

У Приморья есть возможность стать выгодным транспортным хабом. К этому обязывает его географическое расположение».

Георгий Мартынов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья: «Сухой порт» в ТОР «Надеждинская» нужен региону. Сейчас достаточно сложно грузить контейнеры и отводить их за пределы Владивостока из портовых территорий, которые зажаты городской застройкой.

«Сухой порт» позволяет создать транзитную зону, куда будут поступать грузы и где будут формироваться контейнерные поезда, чтобы отправиться дальше либо остаться на месте. Это очень удобно.

Главное, его площадь должна быть достаточной для строительства полноценной железнодорожной инфраструктуры».

Алексей Багиров, исполнительный директор ООО «Инновационные лакокрасочные технологии»: «Очень хочется надеяться, что ТОРы позволят заработать и малому бизнесу внутри города.

Например, наша активно развивающаяся компания может поставлять для территорий опережающего развития дорожную краску, получать с этого прибыль и вкладывать ее в производство.

Было бы справедливо привлекать к крупным проектам таких участников рынка, как мы».

Источник: https://konkurent.ru/article/13393

Территории опережающего социально-экономического развития. Список особых экономических зон в России

Создание территории опережающего развития

Для организации экономического роста и стабильного развития регионов страны, особенно тех, которые удалены от столицы, экономисты разработали принципиально новую концепцию так называемой «территории опережающего социально-экономического развития».

Общие сведения

В общем виде ТОЭР представляет собой отдельно выделенную и имеющую точно определенные границы территорию, на которой распространены льготное налогооблажение субъектов хозяйствования, а также упрощенная система административных действий.

В дополнение к этому на предприятия, работающие в определенной ТОЭР распространяются прочие привилегии. Такие условия обеспечивают упрощение ведения бизнеса и стимулируют привлечение дополнительных инвестиций.

Как результат – ускорение развития региона.

К моменту возникновения идеи территории опережающего развития уже существовали особые экономические зоны. Данный проект оказался довольно продуктивным, что и побудило к созданию более профильных территорий. Принципиальное различие между ОЭЗ и ТОЭР заключается в том, что последние созданы исключительно под развитие конкретного инвестора.

ТОЭР создается на 70 лет. За это время инвестор, получивший разрешение на ведение деятельности от уполномоченного федерального органа, осуществляет на выделенной территории указанную хозяйственную деятельность и стимулирует образование новых рабочих мест.

Самые востребованные профессии в России 2017

По истечении данного периода срок работы может быть продлен, что выгодно отличается от ОЭЗ, которая не предусматривает продления работы после 49 лет.

Еще одна важная особенность территории: здесь не допускается вести разработку полезных ископаемых. Также тут запрещено производить товары, которые должны получать акцизы.

Для чего создавались такие территории

Причина создания данных объектов заключается в стремлении сформировать в отдаленных уголках страны мощные экономические центры, которые станут притягивающим объектом в регионе. Именно на территориях подразумевается активный рост и развитие социально-экономической жизни.

Привлекательная для крупного бизнеса территория обеспечивает комфортную площадку для развития бизнеса в России.

Электронные торговые площадки. Официальные сайты госзакупок и торгов в РФ

Фз об особых экономических зонах

Территории опережающего социально-экономического развития созданы не так давно. Главным регулирующим законодательным актом в области создания и управления территориями служит Федеральный закон об ОЭЗ. Идею такого экономического проекта выразил 12 декабря 2013 года президент России.

В результате уже спустя 1 года, 29 декабря 2014 года появился закон «О территориях опережающего социально-экономического развития» в России. Этот новый статус территории позволяет осуществлять коммерческую деятельность с многочисленными льготами.

Такой подход к равномерному развитию страны пользуется широкой популярностью в мире. В разных странах делают такие же проекты, слегка модернизируя их под конкретные условия. Учитывая огромные размеры России, территории нужны для развития все отраслей хозяйства. В мировой практике создание таких зон, обладающих экономическими привилегиями, получило название «китайский путь».

Согласно действующему законодательству, резиденты территории получают доступ к следующим видам льгот:
  1. Снижение налога на прибыль до 5% на первые 5 лет. В дальнейшем компания также платит гораздо меньшие налоги, в сравнении с остальной страной.
  2. Возможно освобождение от таких налогов, как платеж на землю, налог на имущество.
  3. Социальные взносы снижаются до 7,6%.
  4. На практике реализуется формат свободной таможенной территории.
  5. Льготные условия развития инфраструктуры и подключения к существующей системе коммуникаций.
  6. Возможность упрощенного привлечения и приема на работу иностранных граждан и открытия новых рабочих мест для квалифицированного персонала.
  7. На территории применяются особые санитарно-технические правила, которые разработаны на основании ведущих международных правил.
  8. Индивидуально разработанный регламент пользования землей.
  9. Особые правила госконтроля и надзора за осуществлением хозяйственной деятельности.
  10. Широкий спектр специальных государственных услуг.

Для открытия и развития ТОЭР создана специальная законодательная база, которая регламентирует множество экономических процессов, которые могут происходит на территории опережающего развития.

В процессе работ были изменены и дополнены несколько Кодексов, в том числе Гражданский, Лесной, Градостроительный, Земельный. Были скорректированы федеральные законы в субъектах федерации. Внесены изменения в экологическое законодательство и прочие законодательные акты.

https://www.youtube.com/watch?v=aZ6wPiyQUUk

Тщательно проработанная нормативно-правовая база позволяет однозначно и оперативно решать любые возникающие спросы и систематизировать работу субъектов в пределах ТОЭР.

История развития

В основе создания ТОЭР лежит высказывание президенте России, который призвал создать на Дальнем Востоке и в некоторых регионах Сибири специальные зоны опережающего экономического развития, где будут созданы оптимальные условиях для развития несырьевых производств. Данная формулировка определила характер развития выбранных территорий – добыча ископаемых тут не ведется и акцент сделан на развитие производственных отраслей хозяйствования.

После долгих работ по развитию законодательной базы и проработке направлений деятельности будущих инвесторов удалось подготовить полный комплект нововведений в различные законы и кодексы. Непосредственно Закон «О территориях опережающего социально-экономического развития» президент подписал 29 декабря 2014 года.

Акт вступил в силу 30 марта 2015 года.

В основе законы лежит несколько базовых правил создания ТОЭР:

  1. Территории не должны совпадать своими границами с границами прочих экономических образований, таких как ОЭЗ.
  2. В пределах каждой территории определен конкретный набор типов деятельности, которые могут осуществляться именно здесь. В соответствии с этим сформирован правовой и экономический регламент для компаний.
  3. В границах ТОЭР есть возможность создания индустриальных парков.

Согласно принятому решению в первые 3 года ТОЭР создаются исключительно в ДФО. Также допускается образование таких территорий в городах, которые имеют одно градообразующие предприятия (так называемые моногорода). После развития сети территорий предусматривается развитие новых точек в других регионах страны.

Типы особых экономических зон

В законодательном  акте прописаны виды зон. Предписано создать следующие типы особых экономических зон:

  • Промышленно-производственные ОЭЗ.
  • Технико-внедренчесские зоны.
  • Туристические зоны.
  • Логистические центры.

Каждый из типов отличается характером производства, а, следовательно, и нормативной базой, и условиями льгот. Зоны отличаются по площади: так для промышленно-производственных зон предусмотрено выделении не более чем 20 квадратных километров. Второй тип зон может занимать 1 или 2 участка, каждый из которых составляет около 2 квадратных километров площади.

Список особых экономических зон в России

Здесь вы можете увидеть список основных особых экономические зон в России:

  1. 6 промышленных зон: Алабуга, Тольятти, Липецк, Моглино, Титановая долина, Людиново.
  2. 5 технологических территорий: Дубна, Санкт-Петербург, Зеленоград, Томск, Иннополис.
  3. 7 зон туристическо-рекреационной направленности: Алтайская долина, Бирюзовая Катунь, Байкальская гавань, Ворота Байкала, Куршская Коса, Гранд Спа Юца, Остров Русский.
  4. 3 портовые (логистические) территории: Ульяновск, Советская гавань, Мурманск.

На данный момент этот перечень наиболее актуальный. Хотя есть предпосылки ждать скорого открытия новых территорий.

Список территорий в РФ по состоянию на 2017. Перспективы развития

Постепенно данная концепция экономического развития дает свои заметные результаты. Сегодня подобные зоны размещены по всей территории Дальнего Востока и не только.

Первыми на Дальнем Востоке были основаны ТОЭР «Хабаровск», «Комсомольск» — обе находятся в Хабаровском крае. Кроме этих зон еще 6 проектировались и находятся на разной стадии развития.

В начале 2016 года СМИ сообщили об образовании 2-х новых территорий  Сахалинской области. Причем если ТОЭР «Южное» предназначено для изготовления продуктов питания, то «Горный воздух» предназначена для привлечения туристов и развития зон отдыха.

В уже созданные дальневосточные территории опережающего развития планируется перенос большого количества частных и государственных компаний, имеющих китайские корни.

Российско-Китайское инвестиционное сотрудничество

ТОЭР на Курильских островах начали формироваться в 2016 году с выделения почти 70 млрд. рублей. На эти территории возлагалась важная задача – ускорить экономическое развитие региона островов. Для решения поставленной задачи решено использовать комплексное применение природного потенциала, который сочетается с современными технологиями.

На Курилах запланировано создание 22 проектов. Ориентировочная стоимость данных территорий составляет чуть более 19 млрд. рублей.

Согласно концепции застройки и развития мощностей этих зон, здесь будет построено 12 фабрик, которые будут заниматься восстановлением численности лосося.

Эти предприятия станут основными, вокруг которых будут возводиться прочие компании, занимающиеся хозяйством в условиях моря.

Кроме этого направления, на территории планируется создание перерабатывающих заводов на острове Уруп. Также в состав экономики островов будет входит туристическая составляющая.

В Калининградской области уже существует ОЭЗ.

С 2015 года, в соответствии с распоряжением премьер-министра Дмитрия Медведева, начался процесс изменения законодательства для преобразования особых экономических зон в территории опережающего социально-экономического развития. Постепенно система хозяйствования региона будет переведена в данную категорию, что позволит реализовывать крупные инвестиционные проекты.

Особенно полезно применение ТОЭР для так называемых моногородов. В этих объектах ограничена система хозяйствования и большинство населения работает на 1 градообразующем предприятии. Это существенно ограничивает развитие региона и приводит с течением времени к негативным последствиям для экономики.

Присвоение городам статуса ТОЭР началось с городов Юрга и Анжеро-Судженск, который располагаются в Кемеровской области. В каждом из городов были выбраны направления для развития: для Югры инвесторов искали для деревообрабатывающего завода и логистического центра; а в Анжеро-Судженске – для производства пластиковых труб, завода по переработке кварцитов и выпуску пластмассовых изделий.

Из новых территорий следует выделить Краснотурьинск, открытие которой состоялось в 2016 году. В данный момент рассматривается открытие новых зон в Алтайском крае (Алейск, Заринск, Новоалтайск). Также возможно появление подобной экономической зоны в небольшом шахтерском городе Гуково, который расположен в Ростовской области.

В текущем 2017 году статус ТОЭР был присвоен городу Димитровград, который находится в Ульяновской области.

6 марта образована ТОЭР «Дорогобуж». На данный момент эта территория единственная в Центральном ФО.

Закон об особых экономических зонах регламентирует не только правила создания зон, особенности их функционирования и развития. Также предусмотрена программа распространения территорий по определенным регионам страны.

Каждая ОЭЗ ориентирована на региональные проблемы. Так, особая экономическая зона Моглино, которая образована в Псковской области, обеспечивает развитие актуальных для области отраслей – сельскохозяйственное машиностроение, производство электрооборудования и машин для коммунального хозяйства.

На практике ТОЭР доказали свою состоятельность и в ближайшее время можно ждать появления новых подобных территорий.

Источник: https://promdevelop.ru/territorii-operezhayushhego-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya/

Территории опережающего развития (ТОР): список 2019

Создание территории опережающего развития

Россия – страна, не имеющая дефицита земли. Но есть проблема ее неравномерного заселения, когда отдельные города переполнены людьми, а огромные пространства остаются неосвоенными. Территории опережающего социально экономического развития призваны улучшить ситуацию, привлекая бизнес в малонаселенные местности налоговыми льготами и прочими преференциями.

Территория опережающего экономического развития: что это

Данная территория – это зона с определенным льготным режимом для предпринимателей и инвесторов, решившихся вести бизнес в пределах ТОР (территория опережающего развития так называется сокращенно). Она охватывает не целые субъекты Российской Федерации, а их части, список которых утверждает Кабмин.

Перечень ТОР не является закрытым (неизменным). Правительство уполномочено добавлять в него дополнительные зоны, принимая соответствующие постановления. То есть, территории опережающего развития, имеющиеся в России, не перечислены в одном документе, а указываются в отдельных нормативных актах – по мере того, как Кабмин присваивает этот статус тому или иному территориальному пространству.

В постановлениях Правительства о создании привилегированных «кластеров», в частности, указываются:

  • ТОРы (территории опережающего развития) и их границы;
  • виды экономической деятельности, попадающей под льготный режим (в пределах данной ТОР);
  • минимальная сумма инвестиций, которую должны вложить в свой бизнес-проект резиденты территории опережающего социально экономического развития, и т.д.

Закон о ТОР № 473-ФЗ от 29.12.2014 вступил в силу спустя три месяца – 29 марта 2015 года. Согласно его переходным положениям, первые три года с момента, как заработал закон, ТОР разрешалось создавать в границах:

  • либо Дальневосточного федерального округа;
  • либо моногородов с тяжелой экономической ситуацией.

Однако весной 2018 года данное ограничение было снято, и география ТОР заметно расширилась, о чем свидетельствует их список, приведенный в конце статьи.

Федеральный закон о территориях опережающего развития: ключевые положения

Правовым актом установлено, что ТОР по решению Правительства образуется на длительный срок — 70 лет, и он может быть продлен (п. 1 ст.3 закона № 473-ФЗ). Досрочно прекратить ее существование Кабмин вправе в случаях:

  • если созданная территория опережающего развития небезопасна для жизни и здоровья россиян, окружающей среды или культурного наследия;
  • если это необходимо для обеспечения обороноспособности страны;
  • если в течение 3-х лет после образования ТОР на данной территории не было подписано ни одного соглашения с резидентом, или все ранее заключенные договоры стороны расторгли.

Согласно закона № 473-ФЗ (ст.2), резидент территории опережающего развития – это ИП или коммерческие организации, заключившие соглашение о ведении деятельности в границах определенной ТОР. Среди них не могут оказаться унитарные предприятия – муниципальные и государственные.

Резиденты ТОР включены в специальный реестр и наделены особыми преференциями. Какими именно, закон 473-ФЗ о территориях опережающего развития перечисляет в ст.17. В частности, инвесторы вправе рассчитывать на льготы:

  • по уплате налогов – от полного освобождения до пониженной ставки;
  • по таможенным и административным процедурам;
  • по арендной плате;
  • по первоочередному присоединению к объектам инфраструктуры, и т.д.

Закон 473-ФЗ о территориях опережающего развития не содержит четкого перечня льгот для резидентов. Их конкретный объем прописан в иных федеральных и региональных законах. Например, преференции по налогам закреплены в Налоговом кодексе РФ:

  • ст. 176.1 – упрощенный (заявительный) порядок возмещения НДС;
  • п. 1.8 ст. 284, ст. 284.4 – нулевая ставка по налогу на прибыль (при определенных условиях);
  • ст. 427 – пониженные страховые взносы (7,6% вместо обычных 30%).

Льготы по налогу на имущество устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.

Территории опережающего развития: список 2019 года

Федеральный закон № 473-ФЗ многими политиками и экспертами был встречен критично.

В нем увидели опасность легальной «оккупации» российских земель, бесконтрольной коммерческой деятельности, а также отсутствие государственной выгоды от внедряемых бизнес-проектов.

Тем не менее, города территории опережающего развития и другие населенные пункты продолжают множиться, и сегодня их перечень включает 85 наименований.

В ближайшее время список территорий опережающего развития 2019 года вновь будет расширен. В частности, Правительство планирует наделить особым экономическим статусом Благовещенск, Чапаевск, Нефтекамск и иные местности, нуждающиеся в активном инвестировании.

Название ТОРПостановления Правительства (ПП) РФ о создании ТОР
Абаза (Хакасия)ПП РФ от 24.07.2017 № 870
Анжеро-Судженск (Кемеровская обл.)

Источник: https://spmag.ru/articles/territorii-operezhayushchego-razvitiya-tor-spisok-2019

Территория опережающего развития. Закон о территориях опережающего развития

Создание территории опережающего развития

Территории опережающего развития, список которых будет приведен далее, стали еще одной попыткой руководства страны пойти по китайскому пути. Он предполагает формирование особых районов, так называемых экономических локомотивов. Далее рассмотрим, что собой представляют территории опережающего развития в России и для чего они нужны.

Историческая справка

В начале 90-х в правительстве был предложен перечень территорий опережающего развития. Однако, как показывает история, разработанные программы так и не были до конца реализованы. В 1991 году был принят закон, регулирующий приток иностранных инвестиций в отечественную экономику.

Его положения устанавливали для некоторых зарубежных предпринимателей определенные льготы. В частности, предполагалась упрощенная процедура регистрации, сниженные ставки налогообложения, долгосрочная аренда по невысокой цене, безвизовый режим и уменьшение таможенных пошлин.

С 1996 года в стране стали создаваться ОЭЗ. Так, первая особая зона была сформирована в Калининградской обл., вторая – в Магаданской. Для последней была разработана программа до 31 декабря 2014 года. Однако успехов ее реализации нет.

Также был принят законопроект по особой зоне в пределах Байкало-Амурской ж/д магистрали. Судьба программы также неизвестна.

Из созданных 17 особых зон успешными стали всего 6. Самыми проблемными оказались туристические районы. Как отмечал гендиректор ОАО «ОЭЗ» Третьяков, это было связано с неверно выбранной методикой.

По факту с инвестором ничего не обсуждалось, ему не предоставлялось право выбрать место для реализации программы. Кроме того, недостаточно активно развиваются и портовые зоны.

Эксперты предполагают, что это может быть связано с нежеланием самих регионов заниматься их продвижением.

Новый виток

Несмотря на неудачи, эволюция особых зон продолжилась. В настоящее время некоторые ОЭЗ могут расшириться до регионального уровня. Особые зоны считаются достаточно гибким инструментом привлечения финансовых средств в экономику.

Во время президентства Медведева был принят Закон, положения которого регулировали образование и функционирование зон территориального развития. Таким образом, было введено новое понятие. ЗТР представляет собой часть субъекта, где формируются благоприятные условия для деятельности инвесторов.

Целью таких зон выступало ускорение социально-экономического становления региона. Создание благоприятных условий предполагало предоставление инвесторам государственной поддержки. Однако она выглядела по программам несколько скромнее, чем это предусматривалось в проекте 1991 года.

Управление такими зонами должно было осуществляться специально сформированной администрацией. В настоящее время в 20 регионах созданы ЗТР.

На одном из своих выступлений перед Федеральным Собранием президент Путин предложил создать территории опережающего развития. Список уже существующих районов он дополнил еще рядом местностей. При этом президент выделил приоритетные направления.

В частности, особого внимания, по его словам, заслуживала удаленная от центра территория опережающего развития – Дальний Восток. В числе областей, требующих инвестирования, президент также назвал Сибирь, в частности, Хакассию и Красноярский край.

Главой государства были также предложены условия, за счет которых территория опережающего развития будет привлекательна для инвесторов. В частности, речь шла о пятилетних налоговых каникулах, льготной ставке страховых отчислений, упрощенной процедуре прохождения таможни, подключения к электросети, получения разрешений на строительство.

Кроме этого, должна быть разработана четкая программа, в соответствии с которой будет действовать территория опережающего развития. Дальний Восток требует возведения сопутствующей инфраструктуры. Эта задача будет реализовываться за счет соответствующего Фонда.

В чем различие между оэз и тор?

Территория опережающего развития, в соответствии с нормативными актами, имеет несколько иной статус, нежели особая зона. Не допускается создание таких районов на одной местности.

Как таковых отличий территория опережающего развития от ОЭЗ не имеет. Единственной, пожалуй, разницей можно считать продолжительность функционирования.

Так, 20 лет должна действовать особая зона, 12 лет – территория опережающего развития.

Законопроект: общие сведения

Его действие направлено на установление правового режима для рассматриваемых районов. Нормативно определены меры поддержки предприятий-инвесторов. Кроме того, ФЗ «О территориях опережающего развития» регулирует все прочие отношения, которые касаются этих районов.

Установленное определение

Территория опережающего развития – это район ДВФО, на котором установлены специальные правовые режимы для осуществления предпринимательской и прочей деятельности.

Формирование этой зоны выполняется за счет федерального и местного бюджетов, а также прочих источников. Нормативным актом установлен особый порядок образования территории опережающего развития. Приморский край приобретает особый статус.

В соответствии с ним определяется юридическое положение резидентов и специфика осуществления ими коммерческой и прочей деятельности.

Правовой режим

Закон о территориях опережающего развития устанавливает:

  • Льготные ставки по арендной плате.
  • Особый порядок пользования землей.
  • Льготы по налогам и страховым выплатам.
  • Особый порядок проведения государственного контроля, муниципального надзора.
  • Льготный режим подключения к различным объектам инфраструктуры.
  • Предоставление особых государственных услуг.
  • Использование режима свободной таможенной территории.
  • Возможность привлечения в льготном и ускоренном порядке иностранного квалифицированного персонала.
  • Использование санитарных и технических регламентов по примеру наиболее развитых государств ОЭСР.

Административный аппарат

Закон о территориях опережающего развития устанавливает специфические полномочия для органов госвласти. В пределах районов должны действовать особые подразделения исполнительных и прочих органов (ФНС, МЧС, МВД и так далее). За счет установления специального порядка будет повышен общий уровень администрирования региона по примеру аналогичных зон в зарубежных странах.

Льготы

С 2014 года в Иркутской области, Забайкалье, на Дальнем Востоке и в Бурятии введен особый налоговый режим. Было запланировано снижение НДФЛ до 7%, налога на прибыль – до десяти. При этом в течение первых пяти лет предполагалось сделать последний нулевым. Однако в данном случае эксперты отметили некоторое противоречие.

В частности, Медведев указывал на особый налоговый режим, который должен был быть направлен на стимулирование несырьевого экспорта. Ряд правительственных мер, в свою очередь, затрагивал налог на добычу руды черного и цветного металла, угля, золота. На настоящий момент не выработано единого направления.

Это создает определенные возможности для деятельности «групп влияния».

Перенос предприятий

После того как Медведев объявил об усилении полномочий Минвостокразвития, это ведомство, воспользовавшись возможностью, предложило передать в ведение государства все акции Фонда по развитию Байкальского и Дальневосточного регионов. Фактически он выступает как дочернее предприятие Внешэкономбанка.

Таким образом, передача акций означала бы только перераспределение ресурсов. Вместе с этим министерство выдвинуло предложение о формировании дополнительных институтов.

В частности, речь шла об ОАО «Дальний Восток», автономной некоммерческой организации «Агентства по поддержке экспорта и привлечения инвестиций в ДВФО», а также АНО «Агентстве по развитию трудовых ресурсов».

В итоге вместе с предполагаемым закрытием особой экономической зон в Магаданской области и Совгавани в Хабаровском крае, можно отметить вытеснение Минэкономразвития с территории ДВФО. Имеющиеся ресурсы, таким образом, будут сконцентрированы в руках Минвостокразвития.

Для развития Дальневосточного региона требуется порядка 3.3 млрд р. Эта цифра установлена на период до 2020 года. Из нее порядка 170 млрд р. планировалось выделить на 2014 год. Эксперты отмечали начало борьбы за выделяемые средства в федеральном центре.

Само же правительство отдает предпочтение на сегодняшний день Минвостокразвитию. Однако некоторые крупные государственные компании, вероятно, не хотят этого. Одной из запланированных мер выступает трудоустройство персонала предприятий моногородов. В частности, имеются в виду сотрудники АвтоВАЗа.

Кроме этого, вводится отсрочка от армии для жителей ДВФО и граждан, переехавших туда.

Выводы

Теоретически, как отмечают эксперты, при воплощении всех либо хотя бы большей части предполагаемых мер Дальневосточный регион может превратиться в принципиально отличную от остальных территорию с особым административным и налоговым статусом. Некоторые специалисты даже говорят о том, что ДВФО может стать аналогом Гонконга.

Однако будет ли это реализовано на практике, пока не ясно. На настоящий момент не отмечается даже предпосылок к чему-либо, напоминающему концепцию «одно государство – две системы».

Скептики полагают, что территория опережающего развития может так и остаться в планах, подобно нацпроектам, удвоению ВВП и прочим нереализованным программам.

Мнения и предложения

Как отмечал М. Абызов, правительство государства намеревается конкурировать даже с недавно образованными территориями опережающего развития в Корее, Японии, Китае. На одном из совещаний Министерства была представлена новая концепция по организации внебюджетного поступления средств в Забайкальский регион и ДВФО.

На совещании также выступили ученые. Они предложили совершенствовать развитие геологоразведки, формировать терминалы и прочее. Одно из предложений исследователей было воспринято как практически революционное.

В частности, ученые высказались о создании фондов развития Дальневосточного региона и Сибири, в которых концентрировалось бы 20-25% от всей экспортной прибыли добытого сырья без ее передачи в «центр». Эту идею озвучил Владислав Иноземцев.

Позднее ее выдвинул на правительственном совещании Игорь Слюняев (министр по региональному развитию). Экспертами было абсолютно обосновано отмечено, что для успешной реализации поставленных задач должны быть приняты стратегически концептуальные документы.

Серди прочих предложений министерства по региональному развитию прозвучала идея о совершенствовании транспортной сети, на что должно было выделяться 300 млрд руб. Кроме того, внимание правительственных деятелей было обращено и на Магаданскую область.

Так, было предложено построить незамерзающий порт на ее территории (в бухте Провидения или в самом Магадане). Вместе с этим министерство транспорта начало готовить необходимые поправки в положения Налогового кодекса. Они должны предусматривать компенсации издержек портовых операторов, которые будут иметь место в случае строительства портовых пропускных пунктов, значительно ускоряющих обработку грузов.

В заключение

Несмотря на предыдущие неудачи, сегодня правительство заявляет о четком намерении довести начатое до конца. Закон о новых территориях еще требует доработок. Однако он уже определяет основные аспекты, касающиеся формирования и последующего функционирования этих районов.

Немаловажное значение имеет и деятельность аппарата управления непосредственно в самом ДВФО. Она должна быть направлена на содействие и поддержку государственных мер.

При совместной работе всех заинтересованных ведомств и министерств, предпринимателей и граждан больше вероятности добиться успеха в более сжатые сроки. Основной задачей сегодня, наряду с привлечением инвестиций, считается обеспечение населения работой.

Для реализации этой задачи необходимо создать оптимальные трудовые условия на новых и уже действующих предприятиях. Возможно, потребуется установление дополнительных государственных гарантий для населения.

Источник: https://FB.ru/article/180479/territoriya-operejayuschego-razvitiya-zakon-o-territoriyah-operejayuschego-razvitiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.