Способы борьбы с бедностью в России: огород, кредит, новая оценка состояния бедных

Содержание

Способы борьбы с бедностью в России: огород, кредит, новая оценка состояния бедных

Способы борьбы с бедностью в России: огород, кредит, новая оценка состояния бедных

В 2018 году, во время послания Федеральному собранию, президент России Владимир Путин поставил задачу — к 2024 году сократить число малоимущих россиян до 9,7 миллионов человек, что составит 6,6 процентов от общего числа населения.

Первого декабря прошлого года стартовали пилотные проекты по борьбе с бедностью в РФ. Завершиться они должны 30 ноября 2019 года. В настоящее время финансово и организационно они обеспечиваются региональными властями.

Собственный огород и кредит как меры борьбы с бедностью

В последние годы главным условием выполнения любой работы стали отчеты. Чиновники всех уровней стараются, заполняют многочисленные бланки, что-то считают, пересчитывают.

При этом чаще всего конечный результат получается совсем не таким, какой доведен сверху. Что делать? Самое простое – изменить систему подсчета.

Такой способ с успехом можно использовать даже для снижения числа малоимущих.

Важно! За чертой бедности в России находится больше половины многодетных семей!

К примеру, в каком-то населенном пункте живет семья, месячный доход которой не «дотягивает» и до половины требуемого уровня. Конечно, можно оказать ей какую-то помощь, обеспечить главу семьи работой, за которую платят хотя бы среднюю по региону зарплату, какие-то выплаты предусмотреть. Однако таких семей в регионе так много, что просто денег не хватит на всех.

Можно, конечно, представить в правительство отчет с точными цифрами. Обосновать в нем требуемую для исправления положения сумму. Возможно, что помощь региону окажут, вот только местная власть будет признана никуда не годной. А значит, через непродолжительное время в регионе последуют отставки.

Выход один – изменить систему оценки бедности. Взять, к примеру, названую выше семью. Есть у нее участок земле, то есть огород.

При несложном подсчете можно определить, какой урожай картофеля при выполнении всех агротехнических мероприятий можно с него получить.

Далее остается просто умножить килограммы на розничную цену, и тогда семью можно вычеркивать из списка малоимущих. Хорошо, что налог на огород до поры платить не надо.

Но наличие огорода – это всего лишь одно из условий, позволяющих выдать желаемое за действительное. Что касается других условий, то здесь все зависит от фантазии региональных чиновников. А уж в этом Бог их не обидел.

Как выяснила газета «Известия», по мнению региональных чиновников «бедные граждане, имеющие огород или свободную жилплощадь, могут прокормиться с их помощью и не нуждаются в государственных пособиях». Именно так решили в ряде регионов.

Проведя исследования, чиновники пришли к выводу, что «около половины получателей пособий, действительно, не всегда в них нуждаются», следовательно, не помогая им, «освободившиеся средства можно потратить на усиление поддержки «истинных» бедных».

Интересный факт: В программе «Познер» на Первом телеканале глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что бедность в России – это позор.

 Объясняя свою оценку, Кудрин подчеркнул, что для страны, имеющей такие экономические показатели, такой ситуации, как бедность, быть просто не должно, поскольку это бьет по человеческому капиталу.

Как признался глава Счетной палаты, у него есть опасения, что сложившаяся в стране ситуация может привести к социальному взрыву.

Чиновники уверены – существуют бедные, мнимые бедные и ленивые бедные

С «изобретениями» региональных чиновников можно познакомиться из предварительных итогов пилотного проекта по снижению уровня бедности. В Минтруда отправлены отчеты региональных властей из Татарстана, Кабардино-Балкарии, Приморского края, Липецкой, Ивановской, Нижегородской, Новгородской и Томской областей.

В Ивановской области чиновники выделили группу «ленивых» бедных. Как следует из отчета, эти люди, «имея дополнительное имущество», просто не желают, а порой не умеют и не хотят научиться, чтобы использовать его для повышения собственного благосостояния. То есть, земельный участок не используется с максимальной отдачей для производства продуктов питания, иное имущество не сдается в аренду.

Что нужно считать доходами по мнению чиновников

Чиновники в Томской области уверены, что постановление правительство нужно скорректировать. Неправильно в нем определено, что следует учитывать при определении дохода семьи.

В доходы нужно добавить стоимость аренды жилья (неважно, что оно не арендуется), доходы от сада и огорода, да и кредиты следует считать доходом (создается впечатление, что чиновники просто не понимают, что кредиты надо отдавать, да еще с процентами).

Следует отдать должное чиновникам Кабардино-Балкарии и Татарстана. Ими уже скорректированы критерии нуждаемости и перераспределены освободившиеся средства, о чем эти чиновники с гордостью рапортуют в своих докладах.

К примеру, в Татарстане с первого апреля, назначая ежемесячные пособия на ребенка и выплаты на проезд пенсионерам, кроме доходов учитывают уровень имущественного обеспечения.

Если у кого-то есть транспортное средство, квартира или дачный дом, или площадь жилья имеет более сорока метров на члена семьи, то таким людям в выплатах отказывают.

Пожалуй, надо вернуться к уже упомянутой Томской области. Не желают там помогать недостаточно бедным. Уверены чиновники, что помощь оказывать нельзя, если граждане не выполнили условие соцконтракта.

Выражается это в следующем: не воспользовался человек, живущий за чертой бедности, пособием, курс повышения квалификации не прошел, на работу не устроился, подсобное хозяйство не развил, значит, в помощи ему нужно отказать.

Кстати, примерно так рассуждают и в Нижегородской области. Уверены чиновники, что для граждан, не исполнивших обязательств по соцконтракту, нужно ввести ответственность — как новый метод борьбы с бедностью. К сожалению, уточнений по поводу последней нет. То есть, неизвестно, имеется ли в виду административная ответственность или желательно ввести какую-нибудь статью в УК РФ.

Подавляющее большинство региональных чиновников уверены, что следует отказывать в поддержке «мнимым» бедным. В данном случае имеются в виду те, кто имеет неофициальные доходы. Различные идеи борьбы с «серой занятостью» имеются в отчетах Приморского края, Липецкой, Ивановской и Томской областей.

Будут ли отбирать у бедных и отдавать нищим?

Минтруда уже напоминал, что критерии нуждаемости для получения соцподдержки согласно настоящей политике государственной борьбы с бедностью устанавливаются региональными властями.

Соблюдается условие, при котором среднедушевой доход семьи не превышает однократной или двукратной величины прожиточного минимума в регионе.

Опыт пилотных проектов будет использоваться для рекомендаций и проектов планов мероприятий во всей стране.

Начальник лаборатории Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС Елена Гришина отмечает, что среди получателей адресных пособий довольно много граждан, которые на самом деле не малоимущие. К примеру, как утверждается, в 2017 году таких было 57 процентов. Что касается адресного пособия для бедных, то средний его размер – 9 процентов от прожиточного минимума в регионе.

Чиновники регионов, участвующих в эксперименте по снижению уровня бедности, констатируют, что у них просто не хватает средств для помощи малоимущим. Выходом может быть участие в решении проблемы федерального бюджета.

К примеру, в Томской области предлагают платить пособие по уходу за ребенком до трех лет из федерального бюджета. В Нижегородской области речь идет о необходимости консолидировать региональный и федеральный бюджеты.

В Новгородской области уверены, что соцконтракт надо софинансировать (региональный и федеральный бюджеты).

Но во всех случаях значительная часть отчетов и предложений сводится к изменению критерия оценки бедности. Упоминается и «серая занятость», и огороды, и собственность, которую можно сдавать в аренду, и подсобные хозяйства, и, как уже было сказано, даже кредиты. Принцип простой – отобрать у недостаточно бедных и отдать нищим.

Данная программа борьбы с бедностью со стороны выглядит так. К примеру, взяла семья кредит, чтобы отправить ребенка в школу (к сожалению, таких фактов в стране много), значит, недостаточно бедная она, точнее, «мнимая» у нее бедность. Значит, лишить такую семью пособия, отдать его другой семье, в которой ребенок только в следующем году в школу пойдет, так что кредит ей пока не нужен.

Краткую, но емкую оценку творчеству чиновников дал проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

По его словам, принцип «отнять у не совсем бедных и отдать нищим» даже при софинансировании из федерального бюджета не окажет ощутимого положительного влияния на обстановку.

Что касается предложения «прокормиться с помощью огорода», то его Сафонов назвал просто циничным, напомнив, что овощами нельзя оплатить ЖКХ или налоги.

Решить проблему бедности в России можно, создав дополнительные рабочие места, подчеркивает Сафонов. Но здесь важно условие – в регионе, в стране должен присутствовать высокий спрос на труд.

По оценкам экспертов, в России это дает эффект лишь в третьей части случаев. Но ведь эффект все же есть. Каждый третий случай – это не плохо.

Несложный подсчет – и вот результат – помощь остальным двум увеличится в полтора раза.

Источник: https://promdevelop.ru/rabota/sposoby-borby-s-bednostyu-v-rossii-ogorod-kredit-novaya-otsenka-sostoyaniya-bednyh/

Бедность не порог: «ленивых» малоимущих предложили лишить господдержки

Способы борьбы с бедностью в России: огород, кредит, новая оценка состояния бедных

Бедные граждане, имеющие огород или свободную жилплощадь, могут прокормиться с их помощью и не нуждаются в государственных пособиях. К таким выводам пришли некоторые представители региональных властей в рамках реализации пилотного проекта по снижению числа малоимущих, выяснили «Известия».

Освободившиеся средства можно потратить на усиление поддержки «истинных» бедных, считают чиновники. При этом около половины получателей пособий действительно не всегда в них нуждаются, согласны эксперты.

Однако «огородный» подход они называют слишком циничным и призывают к созданию новых рабочих мест.

Недостаточно бедные

О предварительных итогах первого этапа пилотного проекта по снижению уровня бедности говорится в отчетах региональных властей, направленных в Минтруд. «Известия» ознакомились с документами, которые подготовили чиновники из Татарстана, Кабардино-Балкарии, Приморского края, Липецкой, Ивановской, Нижегородской, Новгородской и Томской областей.

Одним из шагов к снижению уровня бедности региональные власти считают корректировку критериев нуждаемости, следует из отчетов. По мнению некоторых из них, необходимо прекратить платить пособия тем, кто может без них обойтись, а оставшиеся деньги направить на помощь действительно бедным гражданам.

Например, в Ивановской области чиновники выделяют группу «ленивых» бедных, «которые, имея дополнительное имущество, не умеют или не хотят им воспользоваться в целях повышения своего благосостояния (продать, сдать в аренду, либо, если это земельный участок, использовать его как дополнительный источник продуктов питания)».

ТАСС/Наталия Федосенко

В Томской области считают необходимым скорректировать правительственное постановление о том, что стоит учитывать при определении дохода семьи. К существующим критериям стоит добавить кредиты, доходы от садоводства и огородничества, а также стоимость аренды жилья, указано в отчете региона.

В Кабардино-Балкарии и Татарстане уже скорректировали критерии нуждаемости и перераспределили освободившиеся средства, говорится в докладах властей этих субъектов.

Так, в правительстве Татарстана уточнили, что с 1 апреля при назначении ежемесячного пособия на ребенка и выплаты на проезд пенсионерам помимо доходов учитывают и уровень имущественной обеспеченности граждан.

Выплаты не дают тем, у кого есть яхта, летательный аппарат, снегоход, два и больше легковых автомобиля моложе трех лет, большие квартиры и дачные дома (более 40 кв. м на члена семьи). Сколько позволила сэкономить эта мера, пока неизвестно, но после 2020 года эти средства планируют направить на помощь многодетным семьям.

В Томской области тоже не хотят помогать недостаточно замотивированным разбогатеть бедным: там полагают, что стоит отказывать в помощи гражданам, если они не выполнили условие соцконтракта (то есть воспользовались пособием, но, например, не прошли курс повышения квалификации, не устроились на работу или не смогли развить подсобное хозяйство). В Нижегородской области считают, что необходимо ввести ответственность для граждан, не исполнивших обязательства по соцконтракту, сказано в докладе региона.

Большинство региональных чиновников сходятся во мнении, что стоит отказывать в поддержке и так называемым «мнимым» бедным, то есть гражданам с неофициальными доходами. Идеи о борьбе с «серой занятостью» в той или иной форме содержатся в отчетах, пришедших из Приморского края, Липецкой, Ивановской и Томской областей.

TASS/Darryl Dyck

При этом в пресс-службе правительства Приморского края подчеркнули, что в докладе региона нет тезиса об исключении поддержки для «мнимых» малоимущих, однако согласились, что работа по снижению неформальной занятости влияет на уровень бедности.

В других регионах оперативно не ответили на запрос «Известий».

С 2014 года критерии нуждаемости для получения соцподдержки устанавливают региональные власти, напомнили «Известиям» в пресс-службе Минтруда.

Как правило, используется условие, что среднедушевой доход семьи не должен превышать однократной либо двукратной величины прожиточного минимума в субъекте, сказали в министерстве. Там не видят смысла в установлении единых критериев для всей страны из-за большой разницы ситуаций в регионах.

Однако опыт пилотных субъектов используют для методических рекомендаций и проектов планов мероприятий во всех уголках страны, добавили в Минтруде.

Сейчас среди получателей адресных пособий существенная доля граждан действительно не является малоимущими, пояснила «Известиям» начальник лаборатории Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС Елена Гришина.

В 2017 году больше половины (53%) тех, кто их получал, бедными не были, свидетельствуют данные исследования ИНСАП РАНХиГС. При этом сами адресные пособия небольшие — в среднем 9% от прожиточного минимума в субъекте, уточнила эксперт.

Казна для малоимущих

Власти ряда субъектов, участвующих в эксперименте по снижению уровня бедности, столкнулись с нехваткой средств на помощь малоимущим, следует из отчетов. Поэтому у региональных чиновников появились различные предложения, как поможет решить задачу участие федерального бюджета. Например, власти Томской области предложили платить пособие по уходу за ребенком до трех лет из госказны.

В Нижегородской области сообщили о необходимости консолидировать усилия региона и федеральных ведомств — в том числе финансовые. В Новгородской области считают, что стоит софинансировать соцконтракт из бюджета государства. Там подтвердили «Известиям», что направили заявку на выделение средств. Предложения по последнему вопросу готовят и в Минтруде, сказали в пресс-службе министерства.

Принцип «отнять у недостаточно бедных и отдать нищим» даже с условием софинансирования из федерального бюджета вряд ли значительно отразится на общем уровне благосостояния населения, уверен проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Предложение прокормиться с помощью огорода он и вовсе назвал циничным: овощами с собственной грядки не оплатить налоги или квитанцию за ЖКУ.

Решением проблемы бедности могло бы стать создание дополнительных рабочих мест, уверен специалист. По его словам, социальный контракт может быть эффективен только в условиях высокого спроса на труд, это показывает опыт Франции и Великобритании. В России же эта форма поддержки пока дает эффект только в трети случаев, заявляла в интервью «Известиям» вице-премьер Татьяна Голикова.

Задачу снизить уровень бедности вдвое президент Владимир Путин поставил в прошлом году во время послания Федеральному собранию.

Таким образом, к 2024 году число малоимущих должно сократиться до 9,7 млн человек, или 6,6% населения.

Пилотные проекты по снижению уровня бедности стартовали 1 декабря прошлого года и завершатся 30 ноября 2019-го. Пока что их обеспечивают (финансово и организационно) региональные власти.

Источник: https://iz.ru/889174/anna-ivushkina/bednost-ne-porog-lenivykh-maloimushchikh-predlozhili-lishit-gospodderzhki

Уровень бедности в России

Способы борьбы с бедностью в России: огород, кредит, новая оценка состояния бедных

Бедность в России имеет специфический характер, показатель ее уровня каждый год ­­­­изменяется. Согласно результатам опроса, проведенного ВЦИОМ, россияне считают бедной семью, доход которой на каждого члена составляет менее 15 000 рублей/30 дней.

Под бедностью понимается состояние человека, при котором он не способен удовлетворить минимальный уровень своих потребностей.

По мнению социологов и экспертов в области финансов, сегодня определение «уровень бедности» довольно размыто. Для 1/3 россиян бедность — это невозможность иметь личное авто и посещать «заграницу». Для большей части населения она характеризуется жизнью «от зарплаты до зарплаты», довольствованием недорогими, некачественными продуктами, приобретением одежды second hand и наличием долгов.

В различных государствах критерии малообеспеченности отличаются.

Есть минимальный уровень, которым располагает человек, и ниже которого он считается бедным. Сегодня черта бедности в России составляет 9,7 тыс. р./1 чел.

Власти РФ оперируют понятием прожиточного минимума. ПМ представляет собой величину дохода, достаточную для приобретения минимума материальных ценностей и услуг.

Под порогом бедности народа РФ понимается стоимость потребительской корзины. Допустимое значение привязывается к ПМ.

Под нищетой понимается крайняя форма бедности. Бедные люди становятся нищими при отсутствии денег даже на минимальные потребности.

Главным «симптомом» нищеты является голод. Если человек при этом не имеет крыши над головой, то это считается признаком крайней нищеты. В последние годы такое наблюдается не только в глухой провинции, но и в относительно благополучных городах.

Согласно статистике, в крайней бедности сегодня живет 8 % населения страны.

Количество бедных россиян

Согласно данным, предоставленным Росстатом, количество россиян, доходы которых ниже величины ПМ, составляет более 20 000 000 человек, или 15 % населения РФ.

Более 5 000 000 пенсионеров получают добавку к ежемесячным выплатам.

В 67 % случаев бедные граждане имеют работу, но их труд оплачивается очень низко.

Размер пенсии 74 % граждан — от 10,0 тыс. рублей. Учитывая стабильный рост цен на продукты, лекарства и услуги ЖКХ, неофициально пенсионеры также относятся к категории самых незащищенных граждан РФ.

Доля безработных среди бедняков составляет 1,5 %. В числе «официальных» бедных пожилых лиц — 16,8 %.

Усредненный портрет российского бедняка

Возраст среднестатистического бедняка в РФ — 46–48 лет. Образование среднее, незаконченное высшее или неполное среднее. В разные периоды своей жизни такой человек занимается низкооплачиваемым трудом, не требующим специальных знаний.

До 87 % среднестатистических бедняков имеют проблемы со здоровьем, связанные с регулярным употреблением низкокачественной спиртосодержащей продукции.

Значительно отличается демографический состав семейств бедняков. Показатель проблематичных, включающих семьи пенсионеров, несовершеннолетних и людей с инвалидностью одновременно, составляет 45 %.
Около 63 % бедных семейств имеют в своем составе здорового неработающего члена в возрасте 20–50 лет.

В течение пяти лет наблюдается устойчивая тенденция смещения бедности в сторону глухой провинции и деревень. Порог бедности в селах составляет 30,7 %, в малых городах с населением до 200 тысяч — 24,3 %.

Список самых бедных российских регионов

Перечень самых бедных регионов России был составлен специалистами РИА «». Он создавался на основании наличия у людей, проживающих в различных областях РФ, свободных средств. Это определение представляет собой деньги, оставшиеся в конце месяца после оплаты счетов и иных расходов.

РегионСумма «свободных денег» в семье с двумя–тремя детьмиСумма «свободных денег» в семье с одним ребенком
Псковская область570 р.10 600 р.
Дагестан2400 р.11 100 р.
Ивановская область3129 р.12 478 р.
Алтайский край3757 р.12 544 р.
Смоленская область4129 р.14 189 р.
Кабардино-Балкария5037 р.13 856 р.
Калмыкия5112 р.13 657 р.
Карачаево-Черкессия5223 р.13 745 р.
Курганская область5772 р.15 099 р.
Кировская область5737 р.15 123 р.

Индекс бедности РФ

Доля бедных по регионам России

Информация об уровне бедности в РФ в 2018 году представлена в таблице.

ОкругИндекс
Владивостокский0,09
Московский0,09
Екатеринбургский0,13
Казанский0,2
Тюменский0,24
Краснодарский0,26
Петербургский0,27
Оренбургский0,28
Иркутский0,29
Новосибирский0,29

Беднейшие российские города

бедных городов России составлялся инициативной группой социологов при российском правительстве.

В диапазон исследования было включено несколько десятков городов, численность которых составляет 500 000 человек и выше.

Информация о самых бедных городах России представлена в таблице.

Значительная часть жителей представленных в исследовании городов живет за чертой бедности.

Динамика бедности

Информация по динамике бедности в России представлена в таблице.

ГодУровень бедности (%)
199233,5
199331,5
199422,4
199524,7
199622,0
199720,7
199821,3
199928,3
200024,0
200127,5
200224,6
200320,3
200417,6
200517,7
200615,2
200713,3
200813,4
200913,2
201014,7
201115,0
201213,6
201311,8
201411,5
201512,7
201613,1
201713,5
201813,3

Основные причины бедности

Основные характеристики бедности

Имеется два подхода, объясняющих причины бедности как социального явления.

ПодходОписание
КультурныйДоказывает, что в основе среды людей, относящихся к категории бедняков, лежит специфическая культура. Она основывается на фатализме, неумении планировать и ложном смирении. Характерные «ценности» передаются из поколения в поколение. Эта ситуация приводит к тому, что многие россияне «наследуют» бедность.
СтруктурныйСвязывает наличие бедности населения со структурными особенностями общества. Они основываются на социальной стратификации и экономическом неравенстве.

До 90 % лиц, относящихся к категории бедняков, проживают в деревнях, селах и небольших районных центрах. Росстат называет низкий уровень заработной платы главной причиной бедности в России.

Провоцирующие факторы

Опрошенные ВЦИОМом россияне считают, что к основным факторам, провоцирующим рост нищеты в России относятся:

  • Несправедливое распределение российского бюджета.
  • Массовые сокращения.
  • Ликвидацию предприятий.
  • Социальное неравенство.

Антироссийские санкции не вошли в список первопричин. Подавляющее большинство опрошенных говорит, что это «пугалка», не имеющая ничего общего с реальностью.

Некоторые россияне высказывались и более жестко. По их мнению, руководство страны оперирует этим определением с целью скрыть последствия собственных ошибок во внешней и внутренней политике.

Основные риски

По данным статистики, к основным рискам бедности россияне относят:

  • Потерю работы (40 % опрошенных).
  • Снижение уровня зарплаты (80 %).
  • Обстоятельства, связанные с потерей здоровья (22 %).
  • Кредитную кабалу (67 %).

В группу риска входят россияне от 45 лет, не имеющие квалификации и диплома о высшем образовании.

В ближайшее время контингент группы риска грозит пополниться лицами 26–35 лет, на плечи которых ложится наибольшая нагрузка по кредитам. До конца 2018 — начала 2019 года бедняками могут стать около 30 % граждан РФ.

На чем экономят россияне

Несмотря на оптимистические заявления чиновников, уровень бедности в России продолжает оставаться стабильно высоким.

Около 75 % россиян экономят на следующем:

  • Одежде и обуви — 76 %.
  • Еде — 69 %.
  • Развлечениях — 68,2 %.
  • Отпуске — 57,8 %.
  • Лекарствах — 39,1 %.
  • Других расходах — 6,4 %.

Согласно анализу бедности, к экономному образу жизни прибегают до 76 % женщин и примерно 66 % мужчин.

Как помочь населению

Конституция утверждает, что РФ — социальное государство, политика которого способна обеспечить каждому гражданину благоприятные условия для воплощения способностей и организации достойной жизни.

Сегодня борьба с бедностью в России связана с реализацией прав на следующее:

  • работу;
  • з/п за работу;
  • услуги здравоохранения;
  • соцообеспечение;
  • жилье;
  • обучение.

По мнению экспертов, бедность в современной России можно контролировать при помощи государственной политики по профилактике и сокращению этого явления.

Основные пути решения проблемы

В 2018-2019 годах г. проблема бедности в регионах относится к наиболее приоритетным в сфере социальной политики. Существуют следующие пути решения этой проблемы:

  1. Ускорение темпа роста национальной экономики.
  2. Введение системы выплат пособий для нуждающихся.

Предметом многочисленных дискуссий является второй путь.

В 2010 году планировалось введение налога на бедность. Сегодня этот вопрос пока не рассматривается.

Вводить или не вводить

В ближайшее время на рассмотрение депутатов Государственной думы будет внесен проект госбюджета на последующие два года.

Учитывая наличие многих факторов, негативно сказавшихся на формировании доходной части, будет сформирована и расходная часть госбюджета.
По мнению первого заместителя министра финансов Т. Нестеренко, необходимость введения пособия по бедности сегодня обусловлена. Она полагает, что это позволит снизить рост негативных настроений в обществе.

При принятии положительного решения пособия по бедности будут выплачиваться адресно, определенным категориям граждан.

Уверенно оперируя данными статистики, Т. Нестеренко полагает, что в соответствующих выплатах нуждаются семьи с детьми, не достигшими 16-летнего возраста. А также это касается семей с двумя и более несовершеннолетними иждивенцами и одним родителем, имеющим место работы. Главный критерий — реальная нужда в получении дополнительной помощи от государства.

С мнением замминистра не соглашается вице-президент О. Голодец и министр труда М. Топилин. Первый полагает, что вводить подобные пособия можно только после точного определения круга лиц, нуждающихся в подобной помощи. В проекте государственного бюджета на ближайшие 36 месяцев это не отражается.

По мнению противников второго метода, раздача пособий по бедности в России не решит проблему, а только усугубит ее. Ежемесячные выплаты не стимулируют к труду тех, кому гарантированно предоставляются суммы, размер которых равняется сумме ПМ.

Одновременно может вырасти нагрузка на работающих россиян. Это поспособствует ухудшению благосостояния экономически активной части народа РФ.

Эксперты предлагают бороться с неблагоприятным явлением при помощи ускорения темпов производительности общественного труда.

Что предлагают российские чиновники

В ближайшем будущем планируется разработать программы борьбы с бедностью, помогающие:

  1. Установить минимум з/п и трудовой пенсии на уровне ПМ.
  2. Обеспечить всем категориям граждан получение социально важных услуг и товаров.
  3. Отказаться от эксплуатации квалификационного труда бюджетников в форме монопольно низкой оценки их деятельности.
  4. Установить и ввести минимальный стандарт налоговых отчислений. Целью является поддержка величины оплаты труда на уровне ПМ самого сотрудника и проживающих с ним иждивенцев.

В соответствии со стандартами Всемирного банка, по показателю ВВП РФ относится к среднеразвитым государствам. Уровень масштабов бедности в России причисляет страну — к развивающимся.

Профилактика обнищания

По мнению аналитиков, уменьшение риска обнищания возможно только при тесном сотрудничестве государства и населения.

К реальным для россиян методам профилактики нищеты необходимо отнести следующие рекомендации:

  1. Продолжать искать работу. Особенно это касается лиц, которым грозит увольнение на фоне закрытия предприятия.
  2. Регулярно повышать уровень собственного образования.
  3. Не бояться покинуть один из «депрессивных» регионов России и попытаться трудоустроиться в экономически благополучном месте.
  4. Укреплять здоровье.
  5. Расширять круг общения, устанавливать контакты с лицами, способными помочь трудоустроиться на перспективном месте.
  6. Жить по средствам и всегда помнить о кредитной ответственности.
  7. Тесно общаться с органами социальной защиты. Это касается инвалидов, пенсионеров и многодетных матерей.

Заключение

На одной из последних горячих линий президент РФ ужаснулся масштабам проблемы бедности и порекомендовал членам правительства как можно быстрее решить ее.

Учитывая прогрессирующий демографический кризис и жуткую ситуацию на рынке труда, граждане не верят обещаниям и стараются решить проблему самостоятельно.

Чиновники планируют покончить с бедностью в современной России до конца 2020 года.

Источник: https://VisaSam.ru/russia/goroda/bednost-v-rossii.html

Бедные и трудолюбивые

Способы борьбы с бедностью в России: огород, кредит, новая оценка состояния бедных
Руслан Шамуков / ТАСС

Новейший доклад Росстата «Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств» (выложен здесь), подводя итоги прошлого года, зафиксировал, что почти половине россиян денег хватает только на еду и одежду. Что-то вроде стиральной машины или холодильника, не дай бог он сломайся, купить им уже невозможно.

Даже телевизор, главный предмет, из которого гражданин узнает новости о собственном величии, может оказаться недоступен потребителю. Впрочем, телевизор, наверное, последнее, от чего наш человек способен отказаться, тем более что каждый седьмой респондент Росстата заметил, что денег у него нет ни на одежду, ни на оплату ЖКХ.

Остается только сидеть дома и смотреть мировые новости.

Можно, конечно, поспорить с Росстатом. Данные опроса и статистика — не совсем одно и то же.

Отвечая на вопрос «хватает ли Вам денег на обувь» отрицательный ответ могут дать два разных человека — первый, который считает нормальным носить ботинки за тысячу рублей зимой и летом, и второй, для кого минимальная цена за качественную обувь «по сезону» начинается с десяти тысяч. Денег не хватает ни тому, ни другому, однако можно ли назвать «второго» бедным?

Впрочем, это все казуистика.

Официальная граница бедности, за которую отброшен каждый восьмой россиянин, составляет 11 200 рублей, прожиточный минимум.

При таком подходе можно подумать (а начальство так и думает, видимо!), что с двенадцатью тысячами человек уже не беден и может наслаждаться жизнью.

Поэтому в развитых странах порог бедности считают не от прожиточного минимума, а от медианной (не средней!) зарплаты. Медианная зарплата — это условный показатель, сумма, больше и меньше которой получает одинаковое количество человек.

И если в российской экономике средняя зарплата (ее тоже можно считать по-разному) находится в интервале от 42 до 47 тысяч рублей, то медианная где-то на 20% меньше, тысяч 35-37. По меркам стран, которые нам пока не получается догнать и перегнать, доходы на уровне 60% от медианной зарплаты — это и есть порог бедности.

То есть в российских условиях такой порог должен был бы быть вдвое выше, на уровне не 11, а 20-22 тысяч.

Если пересчитать количество официально бедных, оттолкнувшись от этой планки, то он вырастет раза в два — и в абсолютных цифрах, и в относительных.

Перечислять доказательства бедности россиян бессмысленно, имеющий глаза да увидит. Даже высокое начальство не отрицает этого печального факта и обещает принять меры. Указ сменяется указом, постановление постановлением, но бедность почему-то не желает отступать. Несмотря на самые грозные заявления тех, кто призван с ней бороться.

Неадекватные цели

В связи с этим у меня есть и плохие, и хорошие новости.

Плохая новость — бедность не отступит под ударами указов и заявлений,

почему — я сейчас расскажу. Новость хорошая — победить бедность можно, только для этого надо действовать не совсем так, как пытается бороться с бедностью российское начальство.

Проблема начальника, выходящего на поединок с нищетой, заключается в неадекватном определении целей.

Когда начальник рассуждает о победе над бедностью, что именно он имеет в виду? Как эта победа должна выглядеть? Вырастут зарплаты самых низкооплачиваемых работников? Звучит прекрасно, но если доходы граждан превысят уровень прожиточного минимума на сто, на двести или даже на тысячу рублей, будет ли это означать, что граждане живут хорошо, и бедность преодолена?

Или каждому гражданину будет доступна сытная и здоровая еда? Причем не только в гипермаркете, но и ресторане? При этом покупка одежды и обуви не ниже известного качества «по сезону» тоже не будет вызывать затруднений.

Или каждый сможет купить себе отдельное жилье, или — также без затруднений — снимать это жилье на протяжении всей жизни? Важный вопрос — какое жилье считать нормальным — однокомнатную квартиру в Кайеркане, с видом на медный комбинат? Или четыре комнаты на Патриарших прудах? Может быть, в результате борьбы с бедностью, уровень социального расслоения, который в России исключительно высок, каким-то образом уменьшится? Как видите, это все очень разные задачи, и степень их достижения можно оценивать по-разному.

Вы вообще чего хотите добиться, когда говорите о «преодолении бедности», спросим мы начальника? Лично вы, в чем видите выигрыш для себя, если в стране вдруг да не станет бедных?

Эффективная мотивация

Петр Саруханов / «Новая»

Мотивация борцов с бедностью — на самом деле ключевой элемент, определяющий успех или неудачу подобных программ.

Такую штуку проще всего пояснить на примере.

Ровно десять лет назад специалисты лондонской организации «Бродвей», занимающейся помощью бездомным, посчитала, в какую сумму обходится городскому бюджету один бродяга, ночующий на улицах Лондона — с учетом расходов полиции, больницы, различных пособий. Даже лишенный жилья гражданин остается гражданином, членом общества, имеющим право и на жизнь, и на то, что к жизни прилагается…

Британия — дорогая страна.

Выяснилось, что бюджетные издержки на одного бомжа, живущего в центре английской столицы, составляют в пересчете на доллары — 50 000 в год. Перемножив эту сумму на количество бомжей, вы получите сумасшедшие деньги.

А что будет, если просто раздать бродягам некоторую сумму, подумали в «Бродвее». Не большую, но и не подачку. Допустим, по 3000 фунтов.

Это немного, значительно меньше, чем сумма, расходуемая на разные косвенные механизмы поддержки бродяг и компенсацию последствий их пребывания на улице.

На эксперимент было ассигновано 50 000 фунтов, по три тысячи фунтов получил каждый из 13 бомжей. Без всяких условий.

Через полтора года социальные работники подвели итог — улицу покинуло девять человек. Никто из них, разумеется, не разбогател, не открыл собственного бизнеса, не сделал никакой карьеры.

Просто бывшие бродяги нашли крышу над головой, и работу, которая позволяла им обеспечивать себя — во всяком случае, на более высоком уровне, чем тот, который они имели на лондонском тротуаре. Четверо остались бродягами, однако стали реже обращаться за медицинской помощью.

А организаторы эксперимента могли оценить финансовый выигрыш от победы над бедностью на отдельно взятой улице — несколько сот тысяч фунтов.

«Бедные и трудолюбивые»

Антон Буценко / ТАСС

Ни в коем случае не надо думать, что подобные эксперименты — признак какого-то «социализма». В Новом времени первый опыт обеспечения «безусловного дохода», имел место в английском Беркшире, в конце XVIII века. Как бы сказали марксисты, в эпоху самой безжалостной эксплуатации трудящихся.

В 1795 году члены магистрата в городе Спиндхалем постановили, что «каждый бедный и трудолюбивый человек» должен иметь три шиллинга на содержание самого себя и 1 шиллинг 6 пенсов на каждого члена семьи». По приблизительному пересчету тогдашние английские 3 шиллинга соответствуют нынешним 11 фунтам.

Если же заработок «бедного и трудолюбивого человека» был меньше, то он получал вспомоществование из «средств, поступающих благодаря взиманию особого налога в пользу бедных». Авторы «Спиндхалемского акта» предусмотрели и индексацию этой суммы в случае роста цен.

Если хлеб дорожал, размер пособия увеличивался пропорционально инфляции.

Практика применения «Спиндхалемского акта» быстро распространилась по всей Англии и просуществовала без малого сорок лет. Погубило эту практику следующее обстоятельство, весьма примечательное — уверенность нанимателей в том, что их работники в любом случае не умрут с голоду, поскольку могут претендовать на получение пособия, привела к массовому занижению зарплат.

Там, где раньше работнику предлагали тот же шиллинг в день, там фабрикант или фермер назначал меньшую зарплату, поскольку оставшуюся часть наемный работник все равно должен был получить из общественных средств.

Эта история, кстати, служит отличным аргументом против увязывания объемов социальной помощи с суммами заработка. Российские наниматели-монополисты сплошь и рядом поступают так же, как поступали их британские «партнеры» двести лет назад — платят минимальный минимум, предполагая, что начальство в любом случае не даст избирателям умереть с голоду.

В общем-то чисто российская модель «работающий пенсионер» — это тот же самый «спиндхалемский акт» в действии, поскольку в наших условиях сложив нищенскую зарплату с нищенской пенсией российский «бедный и трудолюбивый человек» мог дотянуться до приемлемого уровня, даже не жизни в целом, а хотя бы повседневного потребления. Надо полагать, это обстоятельство изрядно раздражало начальство, рассуждавшее, что в такой ситуации больше всех выигрывают какие-то там предприниматели, которым государство фактически спонсирует рабочую силу.

Рост же зарплат в первую очередь провоцируется ростом спроса на труд, или дефицитом предложения этого труда. Пока что, повысив пенсионный возраст, начальники только увеличили предложение труда. Правда, сделать труд дефицитным, начальство тоже пытается, и тоже без большого успеха.

Верная теория и ошибочная практика

Все начальственные разговоры о повышении производительности труда, благодаря профессиональному переобучению и переоснащению рабочих мест, это не совсем болтовня. Судя по всему, какой-то выпускник экономической школы пересказал начальству содержание теории экономического роста Роберта Солоу, нобелевского лауреата.

Все дело в техническом оснащении рабочих мест и обучении рабочих, объяснял Солоу. Новое оборудование потребуют квалифицированных работников, такие работники окажутся в дефиците и «в цене», а значит, они будут требовать большие зарплаты.

Необходимость платить эти деньги будет мотивировать предпринимателей к инвестициям в еще более сложные технологии, позволяющие максимизировать отдачу от каждого рабочего места — вот вам и рост для экономики и повышение достатка для тружеников.

Не то, чтобы Солоу ошибался, просто свою экономическую модель он строил в 1950-е годы для стран с так называемой «сложной экономикой», вроде Германии или США. Большую часть экспорта «сложной экономики» составляют машины и механизмы — то есть, изделия, требующие большого количества самых разных технологий и производств.

Ключевое слов здесь «экспорт», потому что критерием по настоящему «сложной экономики» является ее способность конкурировать на мировом рынке сложной продукции.

Можно сколько угодно смотреть на мультипликацию, иллюстрирующую технические достижения российской промышленности, но российский экспорт — это сырье.

Даже объем экспорта сельского хозяйства России вдвое больше экспорта ВПК.

Поэтому всякая «технологизация с цифровизацией» упирается в отраслевую структуру отечественной экономики — такую же простую, как и сто лет назад.

А сектор бытовых услуг, как ты его не технологизируй, не может быть драйвером роста доходов в масштабах страны.

Уже сейчас рабочие места российских таксистов, официантов и продавцов в ларьках очень даже технологизированы, только доходы этих работников — производная от доходов в других, более сложных отраслях.

А не наоборот. И если этих отраслей нет — то не будет и доходов. Получается замкнутый круг.

Деньги в руки

Разорвать этот замкнутый круг без структурной перестройки экономики (а это дело небыстрое) возможно. Но только если действовать по той же схеме, по какой разрывали замкнутый круг бедности лондонских бродяг. Люди должны получить «деньги в руки». Надо смотреть правде в лицо —

существующая структура российской экономики не позволяет значительной части «бедных и трудолюбивых людей» вырваться из бедности, «просто работая».

Людям нужны дополнительные деньги, а где их взять и кому давать?

Нельзя давать деньги просто так, тут же скажет начальник, будет инфляция, вы же не хотите, чтобы было как в «девяностые»? Здесь можно возразить, что рост цен в «девяностые» был в огромной степени спровоцирован предшествовавшим дефицитом товаров, и необходимостью преодоления этого дефицита.

Но на самом деле начальник переживает не за инфляцию, а за то, что для предотвращения возможного дефицита придется открыть границы для импорта, оплачиваемого нефтедолларами. Нефтедоллары начальник считает своими, и делиться с гражданами не хочет.

Тем более, рассуждает начальник, если «бедные и трудолюбивые» граждане вдруг разбогатеют, ему придется поднять зарплаты всем, кто получает деньги из бюджета.

На самом деле, способов оставить людям больше денег в руках, можно придумать множество. Эти способы необходимо обсуждать и рассчитывать.

Что вы думаете о варианте «продуктовой корзины» в натуральном виде? Набора продуктов, который гарантированно получали бы граждане имеющие доходы ниже определенного уровня? И уровень этого дохода, и содержание такой корзины — предмет для разговора, но выигрыши здесь таковы — у людей оставалось бы больше денег на другие товары и услуги, а производство и логистика таких «корзин» могла бы стать целой индустрией, связывающей многие отрасли — от сельского хозяйства до служб доставки. Чем вам не «национальный проект», только с гораздо более простым для измерения результатом.

Мне могут возразить, что такая модель сильно похожа на практику «спиндхалемского акта». Ну что же, давайте свяжем такую корзину не с доходами, а с возрастом. В таком случае, подобную корзину будут получать вполне богатые начальники — ну что же, пусть получают, если им не будет стыдно это делать.

На самом же деле, преодоление бедности и издержек неравенства необходимо потому, что бедность и неравенство играют для современной экономики гораздо более разрушительную роль, чем это принято считать. Но это уже тема для другого рассказа.

Источник: https://novayagazeta.ru/articles/2019/06/17/80925-bednye-i-trudolyubivye

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.