Внешний долг Казахстана продолжает расти? Размер, причины и динамика внешнего долга страны

Содержание

Внешний долг Казахстана

Внешний долг Казахстана продолжает расти? Размер, причины и динамика внешнего долга страны
Совокупность долговых обязательств государства в пользу иностранных финансово-экономических структур, формирует внешний долг страны.

Денежные средства привлекаются через коммерческие и некоммерческие организации стран кредиторов и распределяются внутри страны – заемщика, через бюджетные и не бюджетные каналы. В качестве источника средств могут выступать также частные инвестиционные фонды и неформальные финансовые объединения.

Внешние долговые обязательства формируются из государственной и корпоративной частей долга. Первый вид долга накапливается соответствующими структурами государства, в частности Центробанком страны и правительством.

Корпоративный долг складывается из суммы займов, сделанных компаниями, работающими внутри государства. Формирование задолженности по внешним обязательствам, является неотъемлемой частью экономического процесса и определено необходимостью развития страны.

Размер внешнего долга Казахстана и причины его накопления

Развивающаяся экономика Республики Казахстан нуждается в постоянном финансировании, что приводит к накоплению долговых обязательств.

Основными причинами формирования внешнего государственного долга государства являются:

  • взаимодействие финансовых и социальных структур Казахстана с международными институтами;
  • зависимость республиканской экономики от цен на энергоносители и сырье;
  • некорректная антикризисная политика и несвоевременные меры по противодействию развитию негативных процессов;
  • агрессивная инвестиционная политика банковских структур республики;
  • перенасыщение финансовой системы денежными средствами, инвестиционный потенциал которых не раскрывается в виду слабого развития рыночных инструментов и высокой цены на основные из них.

В текущем, 2018 году, внешний долг Казахстана превысил пороговые значения и составил более 96% от всех резервов государства. Столь высокие значения, по мнению экспертов, являются предпосылками для вхождения суверенной экономики в фазу кризиса. Задолженность правительства республики и финансовой системы в целом, ведет к удорожанию новых займов, требуемых для реструктуризации и осуществления выплат по имеющимся кредитам.

Ежегодные затраты республиканской экономики на оплату процентов по займам, составляют $2,5 млрд. Подобная ситуация накладывает определенные ограничения на формирование бюджета и развитие различных сфер, в том числе социальной. Обслуживание долга потребляет большую часть государственной прибыли, делая бюджет дефицитным. Только за 2017-18 годы, размер внешнего долга Казахстана, по отношению к резервам Нац. банка, вырос на 2%.

Наблюдается финансовая зависимость республиканской экономики от соседних государств, в частности КНР и РФ. Подавляющее большинство импортной продукции поступает на рынок Казахстана именно из России.

Наблюдаемое снижение стоимости рубля, делает российские товары более дешевыми, а стало быть конкурентоспособными, что приводит к планомерному вытеснению продукции прочих производителей, в том числе и казахстанских.

Китай, напротив, является крупнейшим покупателем экспортных товаров оказывая существенное влияние на бюджет Казахстана и доходы, направляемые на погашение внешнего долга государства.

Прочие значимые причины роста внешнего госдолга Казахстана

Несмотря на высокие показатели задолженности по отношению к накоплениям государства, Казахстан занимает одну из нижних строчек рейтинга внешний долг-ВВП, показывая значения менее 12%. Республика обладает богатыми запасами природных ресурсов и имеет высокий потенциал.

Одной из главных ограничивающих рост экономики причин признана коррумпированность госаппарата Казахстана. Международное агентство Transparency International при составлении рейтинга стран по степени коррупции, отвело РК 122 место из 146 рассматриваемых государств.

По шкале от 1 до 10, Казахстану присвоено 2,2 балла, тогда как при показателе в 3 единицы речь идет о процветании коррупции.Официальные структуры государства сообщают о накоплении долговых обязательств общим размером более $164 млрд.

Среди кредиторов РК можно отметить различные финансовые структуры и государства, в частности: Нидерланды, Китай, США и Британия. Размер внешнего долга Казахстана, в пользу только данных стран, превышает $100 млрд. Также в списке займодавцев присутствуют такие страны как Россия, Франция, Гонконг и т.д.

На долю фондов и иных международных организаций приходится порядка $ 11 млрд или 5,8% долга. Среди кредиторов данного типа следует отметить синдикат банков – международную кредитную организацию, занимающуюся выдачей государственных займов.

Также, в структуре внешнего долга Казахской Республики присутствуют: долги в пользу СССР, задолженность перед частными инвесторами и вкладчиками нерезидентами.Экономисты называют одной из основных причин повышения долговой нагрузки, недавнее размещение частных еврооблигаций компаниями нефтегазового и строительного сектора Казахстана.

Только в 2017 году подобным способом было привлечено более $10,5 млрд кредитных средств, что увеличило внешний долг Казахстана на 6,7%. Отмечается закономерность ежегодного роста государственной задолженности на сумму, требуемую для компенсации бюджетного дефицита.

В целом, при столь низком показателе долга по отношению к ВВП страны, экономике Казахстана не угрожает кризис, во всяком случае на данном этапе накопления долга. Мировое сообщество знает множество примеров более высоких показателей внешнего долга, не оказывающих существенное влияние на экономико-социальную сферу, в виду перекрытия доходами. Именно показатель долг-ВВП (в %) является основным инструментом для анализа потенциальных рисков и платежеспособности страны заемщика. Следует отметить, что растущий внешний долг Казахстана, не считается правительством существенным поводом для ограничения заимствований.

Внешний долг Казахстана по странам

СтранаДолг млрд. долларов США
Нидерланды (29,37%)48,61
Великобритания (13,69%22,66
США (8,07%)13,35
Китай (7,36%)12,18
Франция (7,1%)11,75
Международные организации (6,39%)10,58
Российская Федерация (5,81%)9,61
Гонконг (Сянган) (3,25%)5,38
Бермудские острова (Британские) (2,51%)4,16
Виргинские острова (Британские) (2,11%)3,49
Не распределено по странам* (1,71%)2,83
Другие страны (12,63%)20,91
ВСЕГО:165,50

Источник: https://byrich.ru/1720-vneshnij-dolg-kazahstana.html

Госдолг России в 2019 году. Что такое внутренний и внешний государственный долг

Внешний долг Казахстана продолжает расти? Размер, причины и динамика внешнего долга страны

Государственный долг — это сумма задолженности государства перед внешними и внутренними кредиторами, включая займы и начисленные по ним проценты.

Простыми словами, госдолг — это то, сколько денег государство взяло взаймы и теперь обязано вернуть собственным гражданам и иностранцам. Как и любые кредиты, государственный долг нужно обслуживать — выплачивать проценты и постепенно погашать основную сумму долга.

Государственный долг делится на внутренний и внешний. Внешний госдолг России на июль 2019 года составил 53,9 миллиарда долларов, отчиталось Министерство финансов РФ. Госдолг США превышает 22 триллиона долларов, сообщает Министерство финансов США.

Однако абсолютный размер государственного долга не говорит о том, хороша или плоха экономическая ситуация в стране. Важнее его величина относительно ВВП, объема экспорта, величина на душу населения и расходы по обслуживанию долга.

У экономистов нет единой точки зрения на то, как госдолг влияет на экономический рост. Одни исследования указывают, что положительно — в странах с более высоким госдолгом активнее растет ВВП. Другие исследования показывают отрицательную связь госдолга с ВВП на душу населения.

Структура госдолга: внешний и внутренний государственный долг

Государственный долг делится на внутренний и внешний.

  • Внутренний долг — это долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами внутри страны. К внутреннему долгу относятся:
    • Долг по государственным ценным бумагам (облигации федерального займа etc).
    • Гарантии государства под ценные бумаги, выпущенные акционерными обществами.
    • Кредиты, выданные государству банками и другими кредиторами.
    • Не выплаченные физическим и юридическим лицам компенсаций и т.д.

Внутренние обязательства делятся на рыночные и нерыночные.

    • Рыночные обязательства — это обязательства по выпущенным облигациям.
    • Нерыночные обязательства возникают в результате исполнения государственного бюджета — к концу года долги бюджетных организаций переоформляются во внутренний долг.
  • Внешний долг — это задолженность по внешним займам, в иностранной валюте. Внешний долг — долг перед другими государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. К внешнему долгу относятся:

    • Долг по государственным ценным бумагам.
    • Кредиты, выданных государству внешними кредиторами.
    • Гарантии государства под кредиты, полученные за рубежом организациями-резидентами.
    • Задолженность по внешнеторговым операциям бюджетных организаций.

Что такое реструктуризация госдолга

Когда страна не может выплачивать долг на заранее оговоренных условиях, ей необходима реструктуризация. Реструктуризация долга — это пересмотр условий обслуживания долга: процента, суммы, сроков выплаты. Условия реструктуризации обсуждаются на переговорах должника с кредиторами.

Госдолг России. Сумма Госдолга РФ в 2019 году

Государственный долг России — это сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, говорится в Бюджетном кодексе РФ.

После распада СССР в 1991 году Российская Федерация взяла на себя обязательства по долгам Советского Союза взамен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов СССР. Длительное время советский долг — до 110 млрд долларов — составлял большую часть внешнего долга России.

В 1990-е годы в связи с тяжелой экономической ситуацией Россия стала набирать новые кредиты за границей. Пик российского государственного долга пришелся на 1998 год — он составил 146,4% ВВП (из сообщения МИД РФ).

На 1 января 2000 года внешний госдолг достиг 146 млрд долларов (суммарный внешний и внутренний госдолг — 84% ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5% ВВП).

На 1 июля 2019 года государственный внешний долг России составляет 53,9 миллиарда долларов, сообщает Министерство финансов РФ. Государственный внешний долг России находится в пределах 16-16,5% ВВП, это очень мало, признают аналитики. Для сравнения, у некоторых стран еврозоны он превышает 100% ВВП.

Общий внешний долг России (включая негосударственный) на 1 июля 2019 года составляет 482,4 млрд долларов, приводит данные ЦБ РФ. Он полностью покрыт золотовалютными резервами, а этим не может похвастаться ни одна развивающаяся экономика мира.

Впервые в истории наши резервы полностью покрывают внешний долг как государства (он у нас очень небольшой), так и коммерческого сектора. И эти деньги работают, в том числе в полном объеме поступают в российский бюджет доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния.

Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию, февраль 2019 года

За первую половину 2019 года Россия нарастила внешний госдолг. При этом растет и профицит федерального бюджета. Строго говоря, никакой нужды занимать за рубежом у Минфина нет, отмечает telegram-канал Anews «Ясно Понятно».

Однако заимствования на внешнем рынке, во-первых, дешевы, во-вторых, носят «имиджевый» характер — позволяют заявить о себе на мировом рынке долга. Минфин РФ, судя по всему, решил воспользоваться благоприятными обстоятельствами и занимал по принципу «на черный день», указывает «Ясно Понятно».

Что такое санкции против госдолга России и чем они грозят

Внешний госдолг России — это облигации, номинированные в основном в иностранной валюте. Чаще всего покупают такие облигации инвесторы-нерезиденты.

В США неоднократно говорили о возможности ввести санкции против госдолга России, то есть запретить иностранным инвесторам приобретать российские государственные ценные бумаги.

Это предполагает один из пунктов законопроекта «О защите безопасности США от агрессии Кремля» (Defending American Security from Kremlin Aggression Act — DASKA).

В очередной раз данный законопроект бурно обсуждали в феврале 2019 года, однако пока разговоры так и остались разговорами.

Угроза санкций может оказать прямое влияние на объем российского госдолга через спекулятивные денежные потоки, объяснял экономический обозреватель Anews Александр Яковлев. Ведь именно эти деньги подпитывают покупки российских государственных ценных бумаг и помогают долгу расти. Парадокс: чем сильнее санкции, тем меньше темпы роста госдолга.

Важно понимать, что резкий роста внешнего госдолга в 2019 году создает риски для рубля. Не цены на нефть, а потоки иностранного капитала на долговом рынке становятся главной силой, которая двигает курс. Российская национальная валюта становится более уязвимой: если горячие спекулятивные деньги по какой-либо причине начнут уходить, рубль может резко ослабеть.

В августе 2019-го президент США Дональд Трамп все-таки ввел санкции против российского госдолга, но очень ограниченные. Американским финансовым организациям запретили покупать долговые бумаги Минфина РФ, номинированные в валюте. Да и то только первичные выпуски — вторичный рынок не закрыт.

Это означает, что ключевого сегмента рынка русского долга — рублевых облигаций федерального займа — санкции не коснулись, объясняет аналический блог Anews «Ясно Понятно». К тому же, никто не запрещает выпускать бонды в других валютах — евро, британском фунте, швейцарском франке, йенах — и продавать их неамериканцам.

Кроме того, в указе Трампа никак не упомянуты крупные корпорации и банки — их долги американцам покупать по-прежнему можно.

Источник: https://www.anews.com/p/114388693-gosdolg-rossii-v-2019-godu-chto-takoe-vnutrennij-i-vneshnij-gosudarstvennyj-dolg/

Как изменился внешний долг стран СНГ и Восточной Европы с 2013-го года

Внешний долг Казахстана продолжает расти? Размер, причины и динамика внешнего долга страны

Серия материалов о сравнительных финансово-экономических изменениях после 2013-го года, ставшего «новым 1913-м годом» в экономической статистике заканчивается темой изменения валового внешнего долга стран СНГ и Восточной Европы — абсолютной его долларовой величины, подушевого размера и относительно размера ВВП.

Ранее были рассмотрены темы: курсы валют, потребительская инфляция, средняя зарплата в СНГ в долларовом эквиваленте и реальная, а также номинальный ВВП в $-эквиваленте, в долларах на душу населения и в реальном выражении стран СНГ и Восточной Европы: как все это изменилось после 2013-го по настоящее время — в каких странах показатели ухудшились, в каких — улучшились.

Из ряда указанных выше событий, произошедших после 2013-го года, наибольшее влияние на размер валового внешнего долга (ВВД) в долларовом исчислении оказало укрепление самого доллара, снизившее долларовый эквивалент составляющих ВВД, сформированных в евро, что особенно важно для стран Восточной Европы.

Для России — это западные санкции, ограничившие приток капитала в страну при необходимости обслуживать и возвращать прежние долги на фоне упавших цен на нефть, что, в итоге, вызвало там длительную рецессию. Для Беларуси, экономически тесно завязанной на Россию, рецессия российской экономики замедлила развитие и экономики Беларуси, а с этим — и привлекательность ее для внешнего капитала.

Ну, а на динамику ВВД Украины повлияли, конечно, события 2014–16 гг.

в стране, сопровождавшиеся сильнейшим выводом капитала из банковской системы, за рубеж, поставившее Украину в состояние преддефолта по внешним и внутренним обязательствам.

С последующей финансовой помощью Запада, предоставленной в виде кредитов с целью погашения прежних кредитов и финансовой стабилизации в стране, что стабилизировало динамику ВВД.

Какой был ВВД в $-исчислении стран СНГ и Восточной Европы в конце 2013 года

Размер долларового валового внешнего долга, который был у стран СНГ и Восточной Европы в конце 2013-го — на диаграмме. Использована соответствующая официальная статистика центральных банков этих государств.

Исходя из тогдашней численности населения, также представленной официальной статистикой стран, подушевая внешнедолговая нагрузка — ВВД на душу населения — выглядела в конце 2013-го года следующим образом:

А внешняя долговая нагрузка на экономику, выраженная процентным соотношением валового внешнего долга и валового внутреннего продукта (ВВД/ВВП), была в конце 2013-го такой:

Каким стал ВВД в $-исчислении стран СНГ и Восточной Европы по состоянию на конец 2018 года

Абсолютный размер ВВД стран СНГ и Восточной Европы в $-исчислении, по статистическим данным центральных банков этих стран — на диаграмме. Основной материал по этой теме — здесь.

Сегодняшний подушевой ВВД — на следующей диаграмме. Полностью рейтинг стран СНГ и Восточной Европы по размеру долларового ВВД на душу населения — здесь.

Основная статья по теме отношения ВВД к ВВП в странах СНГ и Восточной Европы — здесь.

Как изменился ВВД в $-исчислении стран СНГ и Восточной Европы за 5 лет — с 2013-го по 2018-й гг

За последние 5 лет во многих странах СНГ и Восточной Европы произошли заметные изменения как абсолютных внешнедолговых показателей, так и относительных. Всего вырос ВВД в 10-и странах, снизился — в 12-и.

Наибольший абсолютный прирост ВВД в долларовом исчислении за период с 2013-го по 2018-й показали Чехия и Словакия (Чехия благодаря этому очень сильно нарастила свои ЗВР). А из стран СНГ — Казахстан.

Наибольшее, и очень сильное, падение $-ВВД за этот период — у России (благодаря санкционному ограничению притока капитала при одновременном погашении прежних заимствований), а из восточноевропейских стран ЕС — у Венгрии.

И относительное (в процентах к 2013-му) наибольшее наращивание ВВД — у Чехии и Словакии, а сокращение — у России.

Евро за это время сильно подешевел к доллару, что сильно повлияло на динамику долларового ВВД, особенно для европейских стран, где основная часть заимствований и инвестиций — в евро.

Если бы соотношение пары $/€ осталось прежним, на уровне 2013-го, то рост долларового ВВД был бы заметно большим.

Исходя из процента ослабления евро к доллару, ВВД в евро сократили только 5 стран: Украина, Болгария, Венгрия, Хорватия. Россия.

Изменение подушевого ВВД зависит как от номинального изменения самого долларового ВВД, так и от динамики численности населения.

Из расчета на количество населения в стране наибольший рост ВВД за 5 лет показали все те же Словакия и Чехия. Больше всего ослабла подушевая внешнедолговая нагрузка у венгров: некогда огромный валовой внешний долг Венгрии, созданный большей частью межфирменным кредитованием, снижается с 2011-го года.

Подушевой ВВД Беларуси в конце 2018-го стал меньше, в сравнении с подушевым ВВД в конце 2013-го, на $65 на каждого жителя. А вот в Украине, где ВВД снизился заметно больше, чем в Беларуси, внешняя долговая нагрузка на каждого украинца снизилась за 5 лет совсем незначительно: причина — сокращение населения Украины после потери Крыма, части Донбасса и большой эмиграции населения.

Изменение соотношения ВВД и ВВП зависит и от номинального изменения долларового ВВД, и от динамики ВВП в долларовом эквиваленте.

Наибольший рост отношения ВВД к ВВП — у Казахстана ($-ВВД там вырос, а $-ВВП — упал) и Грузии (сильный рост ВВД при небольшом приросте $-ВВП), а наибольшее падение — снова у Венгрии.

Из восточноевропейских стран самый большой прирост процента ВВД/ВВП — у Словакии. А наибольшее падение процента в СНГ — у Молдовы (там сильно вырос $-ВВП, намного больше, чем увеличился $-ВВД).

Динамика ВВД некоторых стран СНГ и Восточной Европы в период с 2013-го по 2018-й — на графике.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в , и Telegram. Присоединяйтесь!

2019-06-27

Подписаться на banki24 в Яндекс Дзен

Источник: https://banki24.by/news/3409-kak-izmenilsya-vneshniy-dolg

Внешний долг Казахстана продолжает расти? Размер, причины и динамика внешнего долга страны

Внешний долг Казахстана продолжает расти? Размер, причины и динамика внешнего долга страны

Что значит внешний долг страны? Внешним долгом государства называют суммарные денежные обязательства страны, которые выданы иностранными кредиторами. Одной стороной являются отечественные банки, предприятия, корпорации и госорганы, другой – иностранные государства, банки и предприятия. Сюда же входят международные финансовые организации.

Внешний долг состоит из:

  1. Государственный долг — долг, который был занят правительством государства, а также Национальным банком.
  2. Корпоративный долг – общая сумма всех кредитов всех компаний и предприятий, находящихся в государстве.

Сегодня внешние заимствования являются неотъемлемой частью мировой экономики, подробнее: внешний долг стран мира в таблиицах.

Причины внешнего долга Казахстана

  1. Интегрированность экономики республики Казахстан в всемирную экономику
  2. Сырьевая направленность экономики, из-за чего значительная зависимость от мировых цен на добываемое в государстве сырье
  3. Несвоевременные и безрезультатные антикризисные меры правительства страны
  4. Агрессивная кредитная политика большого числа коммерческих предприятий, что стало фактором значительного внешнего долга республики за небольшой период
  5. Избыток свободных денежных средств и отсутствие достаточных возможностей для их инвестирования из-за неразвитого фондового рынка в республике, что привело к значительному увеличению стоимости в торге

Внешний долг Казахстана на 2018 год

Долг правительства Казахстана и внешний долг станы достиг критической отметки. Это предельное значение в 55, 5 млрд долларов задолжало Казахстанское государство своим кредиторам. Это больше 96% всего валютного запаса страны. По мнению специалистов счетного комитета, риски очень высоки, и финансовая нестабильность близка как никогда (согласно источнику informburo.kz).

Внешний долг Казахстана по видам финансовых инструментов

Динамика роста внешней задолженности (внешний долг Республики Казахстан на 2017-2018 год)

Еще совсем недавно долги Казахстана составляли не более 93 % от валютных резервов Национального банка. На сегодняшний день Казахстан тратит 2,5 млрд долларов лишь на обслуживание своих кредитов. В этой ситуации нужно понимать, что чем больше денег приходится тратить на обслуживание долга, тем меньше их будет оставаться на другие бюджетные нужды.

Интересные факты

  • В окружении России и Китая республика Казахстан чувствует себя неуютно (см. внешний долг России). Это происходит из-за того, что Казахстан зависим экономически от этих двух держав. Больная часть импорта приходится на Россию. Падение курса рубля привело к быстрому снижению цен на товары из России, которые смогли вытеснить менее конкурентоспособных производителей. Китай также является партнером Казахстана и главной страной-экспортером. В будущем Китай может нанести сильный удар по РК, потому что его спрос на казахстанскую продукцию может резко упасть.
  • Долг государства -12% от ВВП- считается одним из самых низких в мире.
  • Богатая природными ресурсами страна контролируется бюрократами и коррупционерами. Коррупция в Казахстане представляет существенную проблему для экономического и политического развития страны. В 2004 Transparency International отвёл Казахстану 122 место (которое было поделено с несколькими другими странами) по уровню коррумпированности в списке из 146 стран. Общий балл Казахстана равняется 2,2 из 10 возможных (при том, что балл ниже 3 обозначает «безудержную коррупцию»). Президент Назарбаев объявил «священную войну» коррупции и приказал принять «10 мер против коррупции» для борьбы с коррупцией на всех уровнях государства и общества. По итогам 2014 года Казахстан занял 126-е место из 175 стран мира по уровню восприятия коррупции.

Какой внешний долг Казахстана? Кому и сколько должно государство?

По данным министерства финансов РК и Национального банка РК, государственный долг представляет собой 34.1 млрд долларов на 01.01.2017 года. Общий объем внешнего долга государства на 31.12. 2016 года – 164 миллиарда долларов.

Внешний долг Казахстана по странам на 1 апреля 2017 года

НаименованиеСумма, млрд долларов США
Нидерланды (29,37%)48,61
Великобритания (13,69%22,66
США (8,07%)13,35
Китай (7,36%)12,18
Франция (7,1%)11,75
Международные организации (6,39%)10,58
Российская Федерация (5,81%)9,61
Гонконг (Сянган) (3,25%)5,38
Бермудские острова (Британские) (2,51%)4,16
Виргинские острова (Британские) (2,11%)3,49
Не распределено по странам* (1,71%)2,83
Другие страны (12,63%)20,91
ВСЕГО:165,50
По данным НБРК
* синдикат иностранных банков, от которых привлечен государственный заем (Министерством финансов РК); задолженность Республики Казахстан перед государствами бывшего СССР; счета и вклады нерезидентов в казахстанских банках (за исключением Российской Федерации).

Объем внешнего долга РК вырос за 2017 год по причине размещения еврооблигаций нефтегазовых компаний, привлечения внешних кредитов добывающими и строительными корпорациями.

За год внешний долг Казахстана увеличился на 6,7% (10,4 млрд долларов) и продолжает стремительно расти.

Внешний государственный долг Казахстана каждый год увеличивается на сумму, необходимую для компенсации дефицита государственного бюджета.

Внешний долг Казахстана на сегодняшний день, по всей видимости, не особо пугает правительство Казахстана, потому что займы брать они продолжают.

Источник: https://promdevelop.ru/vneshnij-dolg-kazahstana-prodolzhaet-rasti/

Жизнь взаймы: что такое госдолг США и почему он постоянно растет

Внешний долг Казахстана продолжает расти? Размер, причины и динамика внешнего долга страны

Размер государственного долга США установил новый рекорд, достигнув отметки $22,01 трлн.

В течение двух лет президентства Дональда Трампа он вырос более чем на $2 трлн, а за восемь лет правления его предшественника, Барака Обамы, увеличился с $10,63 трлн почти в два раза.

ТАСС объясняет, что такое госдолг, почему он постоянно растет и говорит ли это о скором крахе американской экономики.

Что такое госдолг?

Это задолженность федерального правительства США перед своими кредиторами. Вашингтон одалживает деньги, чтобы покрыть дефицит бюджета и оплатить все нужные расходы — на здравоохранение, инфраструктуру, оборону и так далее. Это как брать кредит, чтобы заплатить за съемную квартиру.

Госдолг США состоит из двух частей: внутриправительственного и публичного — их размер сейчас составляет примерно $5,9 трлн и $16,2 трлн соответственно. Первый сформирован задолженностью бюджета США перед правительственными агентствами, например, государственными пенсионными фондами.

Они имеют право вкладывать свободные средства в госбумаги — нерыночные облигации государственного займа. Бенефициаром таких бумаг является, к примеру, Целевой фонд социального страхования (Social Security Trust Fund) — организация, в которую поступают налоговые отчисления и которая занимается распределением пенсий и прочих компенсаций.

 На этот фонд сейчас приходится около $2,9 трлн госдолга США.

Публичная часть госдолга представляет из себя казначейские ценные бумаги, принадлежащие частным лицам, корпорациям, Федеральной резервной системе (ФРС) США, а также правительствам штатов и иностранных государств. Облигации Соединенных Штатов являются самыми популярными бумагами у инвесторов во всем мире.

Охотнее всего в госдолг США вкладывается Китай, который владеет $1,121 трлн казначейских ценных бумаг. Доходность американских облигаций небольшая — наиболее распространенные (десятилетние) долгосрочные обязательства сейчас приносят 2,68% годовых.

Однако это надежные бумаги с низкой вероятностью дефолта, которые всегда можно продать на открытом рынке по текущим ценам без серьезных потерь.

Почему госдолг постоянно растет?

Потому что постоянно растет дефицит бюджета, который приходится закрывать за счет эмиссии государственного долга.

Бюджетную дыру также можно было бы залатать за счет повышения налогов или сокращения расходов, но оба эти варианта пагубно сказались бы на экономическом росте и вызвали бы недовольство граждан страны.

США проблемы подобного выбора не испытывают: американский госдолг номинирован в той валюте, над эмиссией которой Вашингтон имеет прямой контроль, и при необходимости ФРС всегда готова включить печатный станок, чтобы выкупить долговые обязательства. Ни у одной другой страны мира нет такой возможности.

По этой же причине высокий внешний долг не станет причиной дефолта в стране. Дефолт, то есть неоплата процентов или основного долга по долговым обязательствам, возможен только тогда, когда государство не способно брать новые кредиты на покрытие старых.

В США такая ситуация может произойти только в одном случае — если Конгресс запретит федеральному правительству повышать лимит госдолга.

Летом 2011 года, во время президентства Барака Обамы, США оказались на пороге технического дефолта, но избежали его, просто повысив планку на $2,1 трлн.

Единственное, что реально волнует американцев, — это соотношение госдолга к ВВП. Согласно оценкам Всемирного банка, госдолг страны считается проблемным, когда он равен 77% годового ВВП государства.

Однако многие страны десятилетиями живут и с большим долгом, например, у Франции, Италии и Японии этот показатель превышает 100%.

США не исключение — в последние годы госдолг страны выше ВВП на несколько процентов (в 2017 году этот показатель находился на отметке 108%).

Какова позиция нынешней администрации?

Текущие долговые проблемы США — результат острого финансово-экономического кризиса 2007–2008 годов. С тех пор стране несколько раз приходилось повышать потолок госдолга, что приводило к политическим баталиям между прошлой администрацией демократа Барака Обамы и республиканской оппозицией в Конгрессе.

Трамп во время избирательной кампании 2016 года утверждал, что решит проблему огромного национального долга страны за два президентских срока или «за восемь лет».

Он выражал уверенность в том, что после его налоговых реформ и пересмотра торговых договоров наступит экономический рост, который позволит Соединенным Штатам оплатить долг наличными средствами.

Уже на посту главы государства республиканец заявлял, что денежные средства, полученные от введенных США торговых пошлин, пойдут на погашение государственного долга страны.

45-й президент и его соратники-республиканцы считались «ястребами» в вопросе госдолга, тогда как демократы традиционно относились к его росту более спокойно.

Но уже с 2017 года стороны как будто поменялись ролями — теперь Трамп не только поддерживает повышение потолка, но и выступает за полную отмену процедуры периодического рассмотрения этого вопроса Конгрессом, что позволило бы федеральному правительству занимать деньги без ограничений.

Демократы в свою очередь настаивают, что задумки Трампа (например, все та же налоговая реформа) приведут к сильному раздуванию госдолга.

С 11 декабря 2017-го госдолг был заморожен на уровне $20,456 трлн. Но уже на следующий год стороны достигли соглашения, согласно которому правительство может неограниченно увеличивать федеральные займы до 1 марта 2019-го. После этого заработает такой потолок госдолга, который не позволит заимствовать выше уровня задолженности, который был достигнут к данному сроку.

Артур Громов

Источник: https://tass.ru/ekonomika/6109341

Откуда берутся мировые долги и сколько триллионов задолжают страны мира?

Внешний долг Казахстана продолжает расти? Размер, причины и динамика внешнего долга страны

Мировой экономический кризис затрагивает и страны развивающихся рынков, которые вынуждены предпринимать меры, чтобы обезопасить свою экономику. Но эта многочисленная группа стран тоже имеет внешние долги, хоть и не такие огромные, как у стран с развитой экономикой, что тоже негативным образом сказывается на мировой экономике.

Возникает главный вопрос — кому должны все страны и какая есть альтернатива существующей финансовой системе? Именно этой проблеме — глобального масштаба и будет посвящена наша статья.

Терминология и отдельные понятия, которые не стоит сводить в одно — госдолг

Государственным долгом страны (public dept) называют финансовые займы правительства страны для погашения дефицита бюджета.

Госдолг рассчитывается в национальной валюте страны или в долларах США, но для большей наглядности отображается как процент заимствования от ВВП этой страны (т.е. % от размера экономики — Таблица 1). Государственный долг не следует путать с внешним долгом.

Государственные долги сегодня в основном существуют в виде облигаций на внутреннем и внешнем рынках, а частные — в виде банковских кредитов (коммерческих, ипотечных, потребительских и т.д.).

Внешний долг — определяется как сумма государственного и частного долга к погашению нерезидентам в иностранной валюте, товарами или услугами (Таблица 1).

И именно он показывает общую долговую нагрузку на экономику страны.

Наличие значительного внешнего долга в иностранной валюте расценивается, как серьезная угроза стабильности национальной валюты и всей национальной экономике. Это однозначно говорит о том, что часть национального богатства принадлежит иностранцам.

Золотовалютные резервы (международные резервы или официальные резервы) — внешние высоколиквидные активы, представленные в виде иностранной валюты и золота, которые находятся под контролем государственных органов денежно — кредитного регулирования и в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платёжного баланса, для интервенций на валютных рынках, оказывающих влияние на курс национальной валюты, или для аналогичных целей (Таблица 1).

Статистика распределения по странам — внешний долг, государственный долг, инфляция и активы (резервы)

Таблица 1 (в пустых клетках — нет данных)

Страна                               Размер внешнего долга (в дол. США)        Резервы (в дол.США)

                                                                                                                            Инфляция в %

(Справочник ЦРУ за 2017 год)

В нашей таблице представлены двести с лишним стран, поэтому для удобства давайте их разделим на две группы — развитые и развивающиеся.

Это необходимо сделать для того, чтобы выделить их совокупную долю по тем показателям, которые даны в таблице 1 за 2017 год и сравнить их. Но для начала, давайте перечислим эти страны по группам.

Страны с развитой экономикой (41):

Европа и Ближний Восток — Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Сан-Марино, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Лихтенштейн, Монако, Ватикан и Фарерские острова;

Австралия, Океания и Дальний Восток — Австралия, Гонконг, Новая Зеландия, Сингапур, Тайвань, Южная Корея и Япония;

Северная Америка — Канада, США и Бермудские острова;

Страны с развивающейся экономикой (153):

Европа — Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Венгрия, Косово, Литва, Македония, Черногория, Польша, Румыния, Сербия, Турция;

СНГ — Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан;

Азия — Бангладеш, Бутан, Бруней, Камбоджа, Китай, Фиджи, Индия, Индонезия, Кирибати, Лаос, Малайзия, Мальдивы, Маршалловы острова, Микронезия, Монголия, Мьянма, Непал, Палау, Папуа-новая Гвинея, Филиппины, Самоа, Соломоновы острова, Шри-Ланка, Таиланд, Восточный Тимор, Тонга, Тувалу, Вануату, Вьетнам;

Латинская Америка и страны Карибского бассейна — Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамы, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Доминика, Доминиканская Республика, Эквадор, Сальвадор, Гренада, Гватемала, Гайана, Гаити, Гондурас, Ямайка, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Венесуэла;

Средний Восток, Северная Африка — Афганистан, Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Иран, Ирак, Иордания, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Оман, Пакистан, Катар, Саудовская Аравия, Судан, Сирия, Тунис, ОАЭ, Йемен;

Тропическая Африка — Ангола, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Камерун, Кабо-Верде, Центрально-африканская республика, Чад, Коморские острова, Демократическая Республика Конго, Республика Конго, Кот-д’Ивуар, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кения, Лесото, Либерия, Мадагаскар, Малави, Мали, Маврикий, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сейшельские острова, Сьерра-Леоне, ЮАР, Южный Судан, Свазиленд, Танзания, Того, Уганда, Замбия, Зимбабве.

Данная классификация представлена МВФ и включает 188 стран плюс шесть стран, которые не входят в данную организацию — это Андора, Бермудские острова, Фарерские острова, Лихтенштейн, Ватикан и Монако. Эти страны относятся к развитым экономикам и представлены Всемирным банком (ВБ). (https://ru.wikipedia.org/wiki/Развитые_страны)

Оценка показателей из Таблицы 1

В 2017 году внешний долг всех стран составлял 106.554.860.470.418 долларов. На страны с развитой экономикой приходилось 68.221.197.600.000 долларов или 64 % от совокупного долга.

По внешнему долгу лидеры в этой группе Евросоюз — 29,2 трлн долларов, США — 17,9 трлн долларов и Великобритания — 8,1 трлн долларов соответственно. Внешний долг стран с развивающейся экономикой составил 38.333.662.870.418 долларов или 35,9 % от совокупного долга.

Если учесть, что стран с развитой экономикой всего 41, а с развивающейся экономикой 153, то совокупный внешний долг в 68,2 трлн долларов очень большой.

Внешние долги наглядно показывают — какие страны являются производителями благ, а какие только потребителями.

В 2017 году золотовалютные резервы (далее — ЗВР) всех стран составляли 12.010.975.361.803 долларов.

Источник: https://www.kramola.info/vesti/vlast/otkuda-berutsya-mirovye-dolgi-i-skolko-trillionov-zadolzhayut-strany-mira

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.