Закон о криптовалютах в России принят, налогообложение криптовалют

Содержание

Налоги на криптовалюту во всем мире: от 0% до 55%

Закон о криптовалютах в России принят, налогообложение криптовалют

Налогообложение криптовалют уже давно является предметом жарких споров в рамках криптовалютного сообщества.

Несмотря на то, что сейчас крипто-индустрия находится в центре медвежьего рынка, общая рыночная капитализация по-прежнему превышает 100 миллиардов долларов США.

С такими цифрами неудивительно, что государственные органы стремятся срочно вернуть контроль над фондами, которые в общем и целом ускользнули от них.

Несмотря на многочисленные международные встречи и форумы, до сих пор нет единого подхода к определению того, что такое криптовалюта и как страны могут разработать общую политику налогообложения. Это происходит отчасти из-за анонимности многих монет, а отчасти из-за стремления виртуальных валют обойти традиционные финансовые институты.

На данный момент официальное регулирование в отношении налогообложения криптовалюты существует примерно в 25% странах (пример на карте ниже)

В то время, как каждая страна продвигается вперед по-своему, различные налоговые подходы можно разделить на три основные категории. Разница заключается в том, как страна оценивает криптовалюты, что влияет на это, как интерпретируются действия пользователя при работе с валютой.

Подоходный налог на криптовалюту

Более половины первопроходцев в криптовалютах рассматривают виртуальные валюты как источник личного или корпоративного дохода, облагая их налогом так же, как и деньги, получаемые от занятости, производства и торговли.

В большинстве случаев доходы от майнинга или торговли криптовалютами определяются как «другие виды деятельности».

Чтобы считаться доходом, криптовалютная транзакция должна быть получена как форма платежа с целью получения прибыли.

Список мест, где используется подоходный налог для криптовалют, включает в себя большинство стран ЕС, а также некоторые страны Латинской Америки и Азии.

Ниже приведены ставки подоходного налога для большинства стран, где он используется. Хотя способ использования криптовалюты влияет на тип налога и уплачиваемую сумму, эта таблица, по крайней мере, дает информацию, на которую можно ориентироваться, пока налогообложение не будет до конца урегулировано.
Ставки подоходного налога

СтранаЛичный подоходный налогКорпоративный подоходный налог
Аргентинаот 5% до 35%30%
Азербайджанот 14% до 25%20%
Бельгияот 25% до 50%29.58%
Канада25% (самозанятость)15% (федеральный) +11% до 16% (провинциальный или территориальный)
Чешская Республика15%19%
Данияот 11.13% до 42%»>22%
Германияот 0% до 45%15.825%
Венгрия15%9%
Италияот 23% до 43%24%
ЯпонияОт 5% до 45%23.2%
Лихтенштейнот 0% до 8%12.5%
Литва15%15%
Люксембургот 8% до 42%26.01%
Малайзияот 0% до 28%24%
Мальтаот 0% до 35%35%
Нидерландыот 36.55% до 52%25%
Норвегия22%22% (Общий) или 25% (финансовый)
Филиппиныот 0% до 35%30%
Польшаот 18% до 32%19%
Португалияот 14.5% до 48% (28%, Если облагается налогом как прирост капитала)21%
Румыния0% до 50% (25%, если облагается налогом как прирост капитала)16%
Словакияот 19% до 25%21%
Словенияот 0% ло 50% (25%, если облагается налогом как прирост капитала)19%
ИспанияОт 19% до 45%25%
ШвейцарияОт 0% до 11,5% (федеральный) + от 0% до 19% (кантональный)11.5% до 24,2% (федеральные и кантональные)

Из этого общего обзора выявляются некоторые привлекательные с точки зрения налогообложения страны в отношении криптовалютной деятельности.

К ним относятся Лихтенштейн и три государства Восточной Европы — Румыния, Венгрия и Литва — все они имеют простые и выгодные фиксированные ставки подоходного налога, как для физических лиц, так и для юридических.

Нет накопления федеральных и местных налогов, нет путаницы с прогрессирующими ставками, нет никаких осложнений в отношении богатства и доходов.

Это отличная новость для криптоинвесторов и трейдеров в этих странах.

Налог на прирост капитала криптовалюты

Вторым наиболее популярным подходом к крипто-прибыли для целей налогообложения является учет прибыли как прироста капитала.

Идея такого выбора заключается в том, что криптовалюты обычно приобретаются для владения или торговли, подобно акциям, облигациям, недвижимости и другим формам личной собственности. Как таковые, они могут либо дорожать, либо обесцениться со временем.

Только если криптовалюты продаются по более высокой цене, чем та, для которой они были изначально куплены, эта деятельность считается облагаемой налогом как прирост капитала.

Как правило, имущество и прирост капитала получают более благоприятный налоговый режим, чем доход, иногда даже достигая статуса налогового освобождения (например, если закон не классифицирует их).

В приведенный ниже список включены страны, которые используют налог на прирост капитала по отношению к криптовалюте.

Налог на прирост капитала

СтранаНалог на прирост капитала
Австралия30% (компания; 33% Скидка после 1 года), 15% (индивидуальный; 50% скидка после 1 года)
Бразилия15%
Болгария10%
Хорватияот 12% до 36% (индивидуальный), 18% (компания)
Финляндияот 30% до 34%
Франция36,2% (планируется 30%)
Израиль30%
11% (продажи) или 22% (прирост)
Латвия20%
Эстония20%
Новая Зеландия15%
Соединенные ШтатыОт 10% до 37% (меньше 1 года), 0%/15%/20% (больше 1 года)

В таблице мы видим еще одно восточноевропейское отличие с точки зрения простоты и привлекательности закона о крипто налогообложении. Эта страна — Болгария.

Еще в 2014 году официальная позиция Болгарии заключалась в том, что продажа криптовалют сопоставима с продажей любых других финансовых активов. С этим четким различием применяется простая фиксированная ставка в 10%.

Там нет прогрессивного налогообложения или каких-либо других дополнительных сборов.

Смешанный налоговый подход к криптовалюте

Некоторые страны не соответствуют приведенным выше классификациям либо из-за неопределенного положения криптовалюты, либо из-за смешанного или противоречивого подхода к работе с ней. Ниже приведены топ-5 примечательных примеров в этом лагере:

  1. Сингапур. Если торгуются цифровые валюты, прибыль облагается налогом, но если прибыль представляет собой долгосрочные инвестиции, они не облагаются налогами. Торгуемые как инвестиции, прибыли и убытки в криптовалюте считаются приростом капитала; но как неимущественный тип прироста капитала они не облагаются налогом.
  2. Швеция. С точки зрения физического лица, продажа или обмен криптовалюты вызывает налогообложение прироста капитала. Если они хранятся как акции, любая прибыль считается доходом от деловых операций. Майнинг промышленность облагается налогом либо как доход от трудоустройства, либо как доход от коммерческой деятельности.
  3. Великобритания. Великобритания интерпретирует криптовалюты с точки зрения доходов и прироста капитала. Например, сотрудники, оплачиваемые в виртуальной валюте, должны платить не только подоходный налог с физических лиц, но и социальное обеспечение, связанное с ним. Если криптовалюты используются для торговли, они рассматриваются как прирост капитала.
  4. Австрия. В целях налогообложения криптовалюты относятся к категории «прочие активы бизнеса» в списке видов деятельности, облагаемых подоходным налогом (до 55% — в зависимости от уровня дохода). Компании, занимающиеся торговлей криптовалютами, должны платить корпоративный подоходный налог в размере 25%. Однако, если происходит распределение прибыли, общая налоговая ставка (вместе с приростом капитала), вероятно, составляет где-то около 46%.
  5. Греция. Хотя страна все еще находится на пути к использованию криптовалют, она определила, что криптовалюты могут облагаться налогом одновременно и как прирост капитала и как доход. В случае компаний любая деловая деятельность или прирост капитала, полученные в результате майнинга или торговли виртуальными валютами, приводят к уплате фиксированной ставки налога в 29%. В случае физических лиц существует разделение: прирост капитала облагается налогом в размере 15%, в то время как личный доход привлекает ставки от 22% до 45%.

Налогообложение криптовалюты в Беларуси

Ни в одном из перечисленных выше «лагерей» Беларусь не привлекает к себе всеобщее внимание в качестве крипто-налогового убежища: доход от операций по майнингу и криптовалюте не подлежит налогообложению до 2023 года.

Кроме того, такие компании, как биржи криптовалют, могут получить невероятно низкий 1%.

Ставка налога с их оборота до 2049 года при условии, что они осуществляют свою деятельность в «Парк высоких технологий» на окраине столицы Минска.

Налоги на криптовалюту в России

В Российской Федерации пока нет четкого представления о налогах на криптовалюту и майнинг на законодательном уровне, но все к этому движется. Уже неоднократно откладывали слушание о принятии законопроекта, регулирующего цифровые активы.

Согласно новому определению, в будущем законе под криптовалютой понимается:

«Цифровыми финансовыми активами признаются обязательственные и иные права, включая денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права требования передачи эмиссионных ценных бумаг, которые закреплены в решении о выпуске и порядке, установленных настоящим федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения записей в информационной системе на основе распределенного реестра».

Также стоит отметить и майнинг, который российские депутаты не обошли стороной. Планируется ввести налог на электроэнергию для тех категорий населения, которые в месяц будут расходовать свыше 500 кВт·ч. Эти граждане заплатят за электричество по «экономически обоснованному тарифу», то есть завышенной цене. К этой категории, как мы понимаем, относятся и майнеры.

Однако стоит сразу ответить, что рассмотрение законопроекта о повышении цен на электроэнергию было отложено на неопределенный срок.

Получается, что на данный момент криптовалюта в России налогом не облагается, но и нет четкого ее определения. Пребывание в «подвешенном состоянии» давит на криптоинвесторов и майнеров, так как они не знают, чего ожидать: полного запрета, жестких ограничений или отличного исхода.

Преодоление путаницы

Сложность национальных прогрессивных систем налогообложения в сочетании с длительной процедурой регистрации и расчета всех прибылей и убытков за всю историю транзакций может стать настоящим кошмаром, если не будет автоматизирована. Однако, как только последовательность действий и формулы расчета налога будут установлены, все может быть автоматизировано с применением искусственного интеллекта, и, таким образом, станет процедурой в один клик.

Одним из примеров раннего внедрения этой системы является заявление виджета ORS CryptoHound, который записывает исторические значения удерживаемых криптоактивов и генерирует банковские выписки, которые можно использовать для заполнения налоговых деклараций. Некоторые дальнейшие интеграции между приложениями могут даже полностью автоматизировать вычисления и регистрацию всей необходимой отчетной информации к сроку исполнения.

Резюме

Налогообложение на криптовалюту далеко не всегда согласовано, однако это похоже на обычное налогообложение, которое сильно варьируется от страны к стране.

Тем не менее, почти четверть мира является пионером в той или иной форме политики в этой области, воспринимая криптовалюты либо как источник дохода, либо как актив, который генерирует прирост капитала.

Хотя подходы различаются и в большинстве случаев относятся к уже существующим системам налогообложения, время покажет, какой подход окажется наиболее эффективным. Только после этого будет установлен глобальный образец для подражания.

На сегодняшний день мировые лидеры в крипто-регулировании (например, США, Канада, Австралия) имеют довольно сложную систему налоговых режимов, в то время как некоторые государства Восточной Европы (Румыния, Венгрия, Литва, Беларусь) являются определенными победителями (в зависимости от того, кто Вы) с точки зрения простоты и привлекательных налоговых ставок, по крайней мере, пока.

По материалам «ORS CryptoHound».

Источник: https://bytwork.com/articles/nalogi-na-kriptovalyutu-vo-vsem-mire-ot-0-do-55

Три закона о криптовалютах приняты Госдумой в первом чтении

Закон о криптовалютах в России принят, налогообложение криптовалют

Криптовалюта — новое явление для государств. Когда «криптовалюта», «токены», «майнинг» входят в обиход обычных людей, возникает необходимость в правовом регулировании и защите.

Поэтому депутаты Госдумы в первом чтении приняли 3 законопроекта, касающихся криптовалюты. Редакция RusCoins.

info прочла тексты законопроектов и готова разъяснить букву закона для рядовых пользователей криптовалютами.

Законопроект «О цифровых правах»

По сегодняшний день в РФ криптовалюты и операции, связанные с ними, за рамками закона, так как криптовалюты не закреплены как объект правовой охраны.

Изменения и нововведения

В Гражданском кодексе РФ (далее — ГК) предлагается внести определения «цифровые права» (ст.1411) и «цифровые деньги» (ст. 1412) и включить в список объектов гражданского права (ст. 128).

Законодатель определяет цифровое право как совокупность электронных данных (код или обозначение), существующие в информационной системе (читай — блокчейн), при условии, что в данной системе обеспечена возможность лица, имеющего данный код, получить возможность в любой момент ознакомиться с описанием соответствующего объекта гражданских прав.

Под цифровыми деньгами законодатель определяет совокупность электронных данных, используемых пользователями блокчейн для осуществления платежей.

Переход цифрового права, обременение или ограничение распоряжения им могут быть осуществлены исключительно через запись в информационной системе сведений.

Сделка с цифровым правом, отвечающая требованиям закона, подлежит судебной защите.

Зачем нужен этот законопроект

Законодатель РФ предлагает определение цифрового права и цифровых денег и предлагает внести их в список объектов гражданского права.

Таким образом, криптовалюты могут стать объектом купли-продажи, могут входить в состав имущества должника при банкротстве. Криптовалюту можно будет завещать, получить в наследство, получить как часть совместно нажитого имущества в случае развода. Сделки с цифровым правом будут подлежать судебной защите.

НО! Криптовалюта не является законным средством платежа. Иными словами, купить что-то за криптовалюту легально нельзя. Что делать простому человеку с биткоином, оставленным в наследство, не ясно.

Законодатель оставляет пространство для установления в будущем специального режима оборотоспособности криптовалюты и её обмену на фиатную валюту, однако для этого потребуется принятие ещё ряда законов.

Видятся большие сложности с техническим обеспечение цифрового права. Непонятно, как будет осуществляется обременение или ограничение цифрового права. Например, по решению суда на имущество должника наложен арест ( в том числе и на криптовалюту).

Как будет происходить принудительное отчуждение криптовалюты со счёта, неизвестно. Или, например, суд признает сделку, совершенную с криптовалютой, недействительной или ничтожной. Такая сделка отменяется и восстанавливается.

Но отменить сделку, совершенную в блокчейн, технически нельзя.

Чем хорош законопроект?

По мнению RusCoins.info, законопроект «О цифровых правах» позволяет закрепить принципиально новый вид общественных отношений. Очевидно, что криптовалюта должна войти в правовое поле.

Чем плох законопроект?

Во-первых, как отмечала депутат Госдумы, руководитель рабочей группы по оценкам рисков оборота криптовалюты, д.ю.н.

, профессор Элина Сидоренко в своём выступлении на Russian Blockchain Week, ограничение законопроекта исключительно на двух финансовых активах (криптовалюты и токены) неправильно: «В будущем мы сможем увидеть другие понятия, к примеру, псевдодомены, подписи, облигации,  купоны и т.д.»

Элина Сидоренко

Во-вторых, возникают технические сложности в реализации того, что написано на бумаге. Законопроект выглядит сырым, требующим доработок, что влечёт написание ещё большего количества законов и загромождения законодательства.

«Законопроект внесет еще большую неопределенность, чем сейчас есть, если он будет принят», — отметила Элина Сидоренко.

В-третьих, налицо стремление законодателя применить аналогию к новым общественным отношениям. Законодатель сравнивает токены с ценными бумагами, а криптовалюту с обычной валютой и средством платежа.

С этой позиции становится понятным, почему криптовалюта не может быть средством платежа, но её, как облигацию, можно будет легально хранить в надежде получить дивиденды с её реализации в будущем.

Такая аналогия в регулировании крипто отношений, очевидно, не может работать оптимально.

Законопроект «О цифровых финансовых активах»

Законопроект «О цифровых финансовых активах» направлен на закрепление в законодательстве РФ понятий цифровых финансовых технологий (читай – используемых на рынке криптовалют) и нового вида договора – смарт-контракт.

Что нового в законопроекте

Законопроект определяет понятия: майнинг, криптовалюта, смарт-контракт, токен, цифровой кошелёк, цифровой финансовый актив, цифровая запись, реестр цифровых финансовых записей и пр.

Ст. 4. Законопроекта закрепляет особенности обращения цифровых финансовых активов. В частности, владельцы цифровых финансовых активов вправе совершать сделки по обмену токенов на рубли, иностранную валюту только через оператора обмена цифровых финансовых активов.

Законопроект предусматривает создание юридических лиц — операторов обмена финансовых активов — через которых будут проходить все финансовые сделки. А сами участники рынка обязаны будут иметь цифровой кошелек после прохождения процедуры идентификации его владельца. Целесообразность принятия данных мер обуславливают законами о борьбе с терроризмом.

Зачем нужен законопроект «О цифровых финансовых активах»?

Можно обозначить следующие цели законопроекта:

  1. Дать определение  понятиям из области криптовалюты и описать новый вид договора — смарт-контракт.
  2. Регламентировать процедуру выпуска токенов и описать элементы публичной оферты выпуска токенов.
  3. Регламентировать ICO, установить обязательные элементы инвестиционного меморандума (читай – white paper).
  4. Регламентировать процедуру выпуска токенов и их обмена через специально созданных операторов обмена финансовых активов.

Чем хорош законопроект «О цифровых финансовых активах»?

По мнению RusCoins, однозначный плюс этого законопроекта состоит в том, что в нём даются определения понятий, которые используют на рынке криптовалюты. Похвалим законодателя в стремлении дать правовую регламентацию смарт-контракту и выпуску токенов.

Чем плох законопроект «О цифровых финансовых активах»?

Во-первых, законопроект написан юристами. Несмотря на небольшой объём, он сложен для понимания участникам рынка криптовалюты.

Стремление описать договор выпуска криптовалюты и смарт-контракт юридически лишь загромождает законодательство и вносит путаницу.

Законопроект устанавливает возможность обмены цифровых финансовых активов (читай — криптовалюты) на рубли или иностранную валюту, однако данная возможность пока не регламентирована и будет определяться Банком России по согласованию с Правительством РФ.

Во-вторых, майнинг признается предпринимательской деятельностью, соответственно, к нему будут применены нормы о предпринимательской деятельности (прежде всего, установлены налоги, обязанности по регистрации и процедурные нормы).

В-третьих, лиц, выпускающих токены, законодатель стремится приравнять к инвесторам.

В-четвертых, мысль законодателя идёт вразрез с идеологией криптовалюты, суть которой сводится к децентрализации.

Создание операторов обмена финансовых активов, предусмотрение валидаторов (лиц, осуществляющих подтверждение цифровой записи в реестре), введение цифровых кошельков, получение которых предусмотрено после процедуры идентификации, которые обусловлены борьбой с терроризмом, видится лишь как попытка государства установить контроль над криптовалютами и блокчейном. Можно прогнозировать то, что технически данный законопроект не будет реализован.

Законопроект «О краудфандинге»

Данный законопроект направлен на регулирование отношений в области краудфандинга (инвестировании средств на инвестиционных платформах), и лишь косвенно касается криптовалют.

Законодательное описание главных изменений

Данный законопроект напрямую не связан с криптовалютами, но закрепляет возможность использования смарт-контракта в краудфандинге, инвестировании посредством токенов.

Зачем это нужно

Законодатель вводит в правовое поле краудфандинга смарт-контракт и токены, таким образом, предусматривая правовую защиту.

Чем хорош законопроект «О краудфандинге»

Данный законопроект детально регулирует порядок осуществления краудфандинга, закрепляя принципиально новые формы: приобретение токенов и возможность использования смарт-контрактов.

Чем плох законопроект «О краудфандинге»

Данный законопроект усложняет существующие общественные отношения в краудфандинге. Однако, в отличие от законопроектов, рассмотренных выше, законопроект «О краудфандинге» выглядит продуманным.

Мнение RusCoins.info о трёх проектах криптовалютных законов

Законы создаются для того, чтобы регулировать общественные отношения. Новые законы появляются тогда, когда в них появляется нужда. Законы пишутся людьми и для людей, а не в интересах государства. В принятии законов о криптовалюте видится попытка государства установить контроль над данной сферой отношений.

Скорее всего, к третьему чтению от проектов описываемых законов останутся только названия. Поэтому всерьёз анализировать положения законов пока рано, но вот пища для размышлений.

Радует, что власти хотят вывести виртуальные валюты в правовое поле, но есть опасения, что мы получим нежизнеспособные документы, которые вытолкнут Россию из криптосообщества на долгие годы.

Источник: https://ruscoins.info/articles/chto-ne-tak-s-novyimi-zakonami-gosdumyi-o-kriptovalyutah/

До 1 ноября в России должны принять закон о криптовалютах. Чего ожидать криптоэнтузиастам? | Криптовалюта.Tech

Закон о криптовалютах в России принят, налогообложение криптовалют

В начале августа премьер Медведев поручил законодателям разобраться с многострадальным законом о криптовалютах до 1-го ноября.

Принятие думой законопроекта будет означать начало регулирования и присвоения “монетам” официального статуса. Пока закон не принят, существуют несколько вероятностей относительно такого статуса.

Каждый из возможных сценариев определенным образом отразится на рынке, майнерах, трейдерах, инвесторах и криптосообществе в целом.

В этом посте я стараюсь понять, как отразится новый законопроект на крипторынке и майнерах России, сделаю несколько прогнозов, на случай того или иного сценария.

Для этого я кратко рассмотрю историю отношения государства к криптовалютам в России, опишу текущую ситуацию и проанализирую факторы, влияющие на принятие решений. В качестве результата я опишу несколько вариантов развития ситуации, которые, по моему убеждению, наиболее вероятны.

Заранее уточняю, что различия в результатах готовящегося законопроекта могут быть колоссальными и будут зависеть в первую очередь от того, каким будет статус криптовалют.

История проблемы и текущее положение вещей

Для тех, кто следит за ситуаций, этот абзац, возможно, будет содержать внушительное количество баянов. Посему им следует сразу пропустить эту часть поста. В обязательном порядке рекомендую к прочтению “любителям бронетехники” и всем, кто просто хочет освежить в памяти всё, что происходило и происходит с официальным статусом монет в РФ.

Итак, на заре появления, когда свет увидели первые блоки биткоина, российской власти вопрос был не интересен. Первые признаки любопытства и скепсиса появились ближе к 2012-му году.

Тогда Банк России разродился информбюллетенями, предположительно, за авторством лично Набиуллиной.

В оных документах цифровые валюты сравнивались с денежными суррогатами и сквозило негативно пренебрежительное отношение к монетам.

Уже в то время возник вопрос о статусе криптовалют в России. Большинство представителей отечественных регуляторов успели высказаться за запрет биткоинов и других цифровых активов. Создание и принятие законопроекта на эту тему постоянно откладывалось.

Когда вопрос криптовалют вырос до уровня правительства и президента в 2017-м, возникла некоторая неопределенность.

С одной стороны, критика в адрес криптоактивов на фоне планетарного хайпа выглядела бы ретроградством, с другой, криптозима и прочие явления, обусловленные спекулятивностью стоимости, были очевидны.

Владимир Путин был очень осторожен в оценках, с одной стороны, говорил о том, что важно “не нагородить регуляторных барьеров”, с другой, рекомендовал гражданам осторожность.

Также известно о том, что Путин исключает возможность появления национальной криптовалюты, несмотря на намерения Китая в создании национального цифрового расчетного средства.

Премьер Медведев слегка “поиграл” в финансового прогнозиста и в январе текущего года сказал, что хоронить криптовалюты рано, очевидно, оказался прав.

Таким образом, к настоящему моменту, несмотря на некоторые подвижки с законотворческой инициативой, криптовалюты остаются нерегулируемыми и не имеют официального статуса в России.

На этом фоне Думой уже было провалено поручение Путина по принятию соответствующего законопроекта. Летом с аналогичным поручением и новыми сроками законодателей озадачил Медведев.

Надо отметить, что крыловский воз таки слегка сдвинулся.

Дело в том, что нерешенным на данный момент является лишь вопрос о статусе криптовалют. При этом всё, кроме этого, по словам думского комитета по финрынку Анатолия Аксакова, в законе уже есть, подробно описано и имеет четкие юридические определения. Т.е. к ноябрю законодателям нужно лишь определиться насколько легальными будут криптовалюты, и будут ли легальными вообще.

3 сентября телеграмм-канал “Baza” сообщил о том, что в органах государственного управления России нет единства относительно регулирования криптовалют.

Так, в соответствии с информацией канала, Банк России стремится запретить монеты, тогда как ФСБ России настаивает на легальном статусе, при этом жестком регулировании и контроле цифровых активов.

По данным “Baza”, разногласия ведомств вынудили зампреда правительства Максима Акимова обратиться к Владимиру Путину и сообщить ему о том, что: «отсутствие единой позиции препятствует дальнейшей работе над законопроектом и его принятию».

Существует всего три логичных сценария для регулирования криптовалют в России:

  • Полная легализация, вплоть до использования в качестве легального платежного средства;
  • Полный запрет на любые операции и майнинг;
  • Частичная легализация под контролем Банка России.

Сценарий очередного законотворческого затягивания маловероятен. Видно желание власти определиться с “правилами игры” на уровне законодательства.

Далее подробно о каждом из вариантов.

Утопия криптолегализации

Отмечу сразу, что при всех симпатиях гика и технократа Медведева к криптовалютам, и такой сценарий маловероятен. Путин демонстрирует явную симпатию к позициям Набиуллиной, а соответственно, его решающее влияние на Думу будет ближе частичному или полному запрету.

Думское большинство, особенно в профильных комитетах также сложно назвать криптооптимистами. Важно понимать, что любые регулирующие органы, в особенности отечественные, никогда не откажутся от контроля.

И при необходимости легализовать что-либо будут обязательно стремиться контролировать на случай: “абы чего не вышло”.

Есть несколько причин, которые гипотетически могут привести к решению о полной легализации, но без возможности использовать как платежное средство. Это так называемый «белорусский сценарий».

К таким факторам можно отнести торговую войну США и Китая (в конце августа очередное обострение), признание монета со стороны федеральных органов США, и, как следствие, мгновенный рост капитализации основных криптовалют.

Результатом этого гипотетически вероятного сценария будет развитие майнинга, инвестирования и трейдинга. Появление новых бирж, бурный рост майнинг отелей в регионах с низкой стоимостью электроэнергии. И как следствие, появление в таких системообразующих регионах т.н.

криптодолин, как в проекте, который предлагал Сергей Арестов из BitCluster. Опыт компании интересен тем, что в Братске, где расположена инфраструктурная база компании и один из крупнейших в майнинг-отелей России, проект развития промышленного майнинга активно поддерживается на уровне городской администрации.

О поддержке инициатив компании открыто заявил мэр Братска, в частности, чиновник отметил

Но пока такие симбиотические отношения криптопредпринимателей и представителей власти (даже муниципальной) — редкость. Чаще органы госуправления занимают позицию осторожного невмешательства.

Наиболее значимыми минусами, которые будут сдерживающими факторами сценария (даже в «белорусском варианте») — это невозможность контролировать транзакции, что, по мнению регуляторов, открывает простор для теневой экономики. Именно на связи криминала и криптовалют основывают популистские высказывания законодатели. Правда странно, почему они тогда не хотят запрещать в России наличный фиат, ибо он не реже используется в теневой экономике.

Полный запрет на работу с открытым блокчейном

В отличие от первого варианта этот сценарий значительно более вероятен. Полагаю излишне ретранслировать все высказывания с негативной оценкой криптовалют, сделанные представителями власти и непосредственно регуляторами. Проще сосчитать позитивные. При развитии этого сценария сложно предположить какие-либо полезные для экономики и страны изменения.

Основным мотивационным аргументом запрета является теневая экономика. Проблема в том, что запреты никак на нее не повлияют. С тем же успехом можно запрещать интернет — настолько же абсурдно.

Пускай наркодиллерам, порнографам, коррупционерам, мошенникам и прочим негодяям будет немного сложнее обналичиваться или тратить крипту, но это никак существенно не отразится ни на их количестве, ни на способе заработка.

Даже при запрете интернета они преспокойно вернутся к наличным деньгам, не менее анонимным.

При этом пострадают законопослушные участники рынка. Майнеры, трейдеры, криптопредприниматели, инвесторы. Они будут вынуждены переносить бизнес в более лояльные страны с низкой стоимостью электричества. Рынок криптовалют быстро криминализируется, закончится всё очередной охотой на ведьм, как это было с валютой в СССР.

Относительным плюсом можно считать то, что удастся избежать массовой скупке монет людьми, которые не понимают, как заниматься трейдингом и инвестированием. Такие люди часто теряют всё, после чего и возникают ассоциации про МММ и тюльпановые луковицы.

Однако — это закроет легальный рынок не только для малоимущих людей, склонных к риску, но и вообще для всех. Запрет также хоронит инфраструктурные проекты и естественно какие-либо инвестиции в них.

При этом любое бездействующее нерентабельное предприятие с хорошо сохранившимся кабельным хозяйством — это потенциальная база для майнинг-отеля, зона промышленного майнинга.

Таким образом, при делегализации монет Россия получает:

  • потерю эффективного использования площадей на убыточных предприятиях;
  • утрату налогов от легальной продажи ASIC-майнеров;
  • утрату налогов от продажи электричества;
  • криминализацию и маргинализацию легального рынка монет, который сейчас относительно прозрачен и вполне готов к регулированию;
  • сомнительную победу над несуществующим противником.

Поднадзорное разрешение

Этот сценарий предполагает совмещение запретительных и разрешительных мер, а также контроль со стороны регулятора. Например, Банка России.

Тут основная проблема заключается в том, что пока общественности не представлена никакая модель взаимодействия регуляторов и криптосообщетва. Механизм контроля также не понятен.

При всей относительной удобности такого сценария как для государства, так и для криптосообщества, его практическая реализация не проработана.

Очевидно, что для подобного сценария будет необходим посредник, в виде подконтрольной или прозрачной для Банка России биржи, сервиса, либо непосредственно через сам Банк России. Таким образом, регулятор сможет осуществлять свои посреднические функции, а криптопредприниматели получат возможность осуществлять деятельность в рамках правового поля.

Сегодня очень многие косвенные факторы говорят о том, что готовится именно этот сценарий. Так, в интервью The blockchain journal thebcj.ru руководитель рабочей группы Государственной Думы по оценке рисков оборота криптовалюты Элина Сидоренко поделилась информацией о том, что при разработке законопроекта учитывался мировой опыт регулирования криптоактивов.

Косвенным фактором, указывающим на разрешение в рамках гос. регулирования является то, что контроль за созданием законопроекта осуществляет не консервативный Путин, но гик Медведев.

Яркие перспективы и возможные неудачи

Достаточно очевидным является то, что регуляторам и государству в целом более прочих выгоден последний вариант. Это откроет возможности для инвестирования, позволит получать средства от налогов.

Банк России получит широкие возможности по контролю крипторынка и криптоэмиссии. При этом важно понимать, что при российской специфике всё может оказаться «гладко» только «на бумаге».

Учитывая, что техническая реализация контроля чревато “развитием геморроя” у чиновников Банка России и Минфина.

Будь в курсе! Подписывайся на Криптовалюта.Tech в Telegram.
Обсудить актуальные новости и события на Форуме

Источник: https://cryptocurrency.tech/do-1-noyabrya-v-rossii-dolzhny-prinyat-zakon-o-kriptovalyutah-chego-ozhidat-kriptoentuziastam/

Налог на криптовалюту в России: как платить?

Закон о криптовалютах в России принят, налогообложение криптовалют

Криптовалюты в России не легализованы и не запрещены.

Надо ли платить налоги с криптовалютных операций? И как это сделать? Специально для Bloomchain на эти и другие вопросы о налогообложении сделок с криптовалютами отвечает Вероника Вовк — старший юрист GMT Legal, магистр права Гронингенского университета (Голландия), налоговый консультант и преподаватель программы Blockchain Lawyers.

Вероника Вовк

Любой полученный лицом доход должен облагаться налогами.

То, что криптовалюты в России не входят в правовое поле, не означает, что их владельцы освобождаются от обязанности учитывать и платить налоги.

Однако на вопрос о том, как именно надо платить налог с криптовалютных операций, пока нет однозначного ответа. Порядок налогообложения таких операций в России не установлен из-за неопределенного правового статуса цифровых активов. Вопрос в том, к какому из объектов гражданского права следует относить криптовалюты.

Минфин и Федеральная налоговая служба (ФНС) выпустили несколько писем, в которых выразили свое мнение о налогообложении криптовалютных операций. Суть писем сводится к следующему:

  • правовой статус криптовалют в России не определен;
  • особый порядок налогообложения доходов физлиц при совершении операций с криптовалютами не установлен;
  • налоговую базу при операциях с криптовалютами можно рассчитывать как разницу между доходами от продажи и расходами на покупку цифровых валют;
  • оснований для льготного налогообложения или получения имущественного вычета при операциях с криптовалютами нет. Причина — отсутствие правового статуса криптовалют.  

В России пока не сформировалась судебная практика по вопросам уплаты налогов с криптовалюты. Одна из возможных причин заключается в том, что у налоговых органов пока нет технической возможности связать каждый криптокошелек с конкретным лицом.

В случае с юридическим лицом криптовалюту даже на баланс поставить проблематично.

Получается, что криптовалюта находится в серой зоне, и налоговая служба не наработала достаточной практики в сборе доказательств в случаях с уплатой налогов с криптовалютных операций.

С учетом последних событий — например, принятия поправок к Гражданскому кодексу о цифровых правах или получении рекомендации ФАТФ (Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) о регулировании криптовалют — Минфину и ФНС рано или поздно придется дать четкие рекомендации в отношении операций с криптовалютами. Также им предстоит разработать механизмы регулирования этой отрасли — в том числе прояснить вопросы налогообложения. А пока можно гипотетически рассмотреть наиболее вероятные варианты.

Вариант №1: Криптовалюта — иное имущество

Коротко:

  • Криптовалюты — товар (иное имущество)
  • Майнинг — производство имущества
  • Налог на криптовалюту — разница между доходами от продажи и расходами на покупку цифровых активов

Если криптовалюты получат статус иного имущества, то операции с ними будут облагаться налогом на прибыль.

Майнинг в этом случае будут представлять собой процесс производства имущества, оборот которого разрешен. С точки зрения налогового учета, затраты юридических лиц на майнинг (при самостоятельном производстве криптовалюты) можно признать расходами на производство и реализацию готовой продукции по аналогии с предпринимательской деятельностью.

В Налоговом кодексе говорится, что связанные с производством и реализацией затраты включают в себя «расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии». Если майнинг получит статус предпринимательской деятельности, то обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика можно будет признать на основании данной нормы.

В письме ФНС от 4 июня прошлого года сообщается, что при определении налоговой базы по доходам от купли-продажи криптовалют возможно исходить из положений статьи 220 Налогового кодекса. То есть определять налоговую базу в рублях как разницу между общей суммой доходов, полученных в налоговом периоде от продажи криптовалюты, и общей суммой документально подтвержденных расходов на ее покупку.

В признании криптовалюты иным имуществом есть негативный аспект: сторона, осуществляющая операции по ее отчуждению, будет обязана заплатить НДС. Однако при установленном подходе доказать распространение действующих льгот по НДС или обосновать необходимость введения в законодательство новых будет проблематично.

Еще один интересный момент заключается в том, что НДС начисляется, если продажа подпадает под определение объекта налогообложения, которое зависит от места реализации.

Если считать криптовалюту товаром, то место реализации определяется по правилам ст. 147 НК РФ, которая предусматривает физическое местонахождение товара; это не совсем применимо к криптовалюте.

Впрочем, возможен другой подход: определение места реализации по месту осуществления деятельности продавцом. 

Вариант №2: Криптовалюта — имущественные права

Коротко:

  • Криптовалюты — иные (производные) финансовые инструменты
  • Майнинг — эмиссия финансовых инструментов
  • Юрлица должны платить налог на прибыль
  • Физлица должны самостоятельно рассчитывать и платить НДФЛ

Еще один возможный статус криптовалюты — имущественные права. В этом случае цифровые активы могут отнести к иным (производным) финансовым инструментам. Последние наиболее близки к криптовалютам с точки зрения регулирования: они обслуживают финансовые (инвестиционные) отношения и удостоверяют права лиц, предоставивших свой капитал. В эту же категорию входят, например, ценные бумаги.

При такой трактовке майнинг будет представлять собой выпуск финансовых инструментов особого вида, порядок которого не урегулирован законодательством и, соответственно, сопряжен с меньшими правовыми рисками.

Как будут платить налоги юридические и физические лица, если криптовалюта получит статус имущественных прав:

Юридические лица

Для организаций операции с производными финансовыми инструментами будут облагаться налогом на прибыль в момент выбытия таких активов. При купле-продаже криптовалют налогом на прибыль также будет облагаться разница между доходами и расходами на приобретение цифровых активов.

Если считать криптовалюты иными финансовыми инструментами (имущественными правами), их оборот теоретически не должен облагаться НДС. Речь будет идти не о товарных, а о финансовых операциях; новая стоимость товара для потребления не создается. В качестве аргумента можно ссылаться на то, что экономическое основание для взимания НДС отсутствует.

Однако текущая редакция статьи Налогового кодекса, которая закрепляет льготу для оборота финансовых инструментов, указывает лишь на ценные бумаги и производные финансовые инструменты.

А так как официально криптовалюты в законодательстве не относятся ни к тем, ни к другим, то применить льготу на практике может быть затруднительно. В подавляющем большинстве случаев уполномоченные органы учитывают не экономическое существо отношений, а фискальные интересы государства.

Соответственно, в случае легализации криптовалют и операций с их использованием потребуются изменения в законодательстве об НДС.

Физические лица

При продаже криптовалюты одним физическим лицом другому участники сделки должны будут самостоятельно рассчитывать и уплачивать налог — НДФЛ.

Особого порядка исчисления налоговой базы при продаже криптовалюты нет, поэтому необходимо придерживаться общих указаний Минфина: рассчитывать свой доход как разницу между полученным доходом и документально подтвержденными расходами. Такой механизм расчета ведомства уже сейчас предлагают использовать при уплате налога с криптовалютных операций. 

Здесь может заключаться проблема: покупка криптовалюты часто никак не оформляется.

Многие не задумываются о каких-либо «бумажках», а когда встает вопрос о юридическом оформлении продажи криптовалюты, приходится платить налог со всей суммы полученного дохода.

Кроме того, пока не определен официальный статус криптовалют, не удастся понять, возможно ли будет воспользоваться какими-либо льготами или налоговыми вычетами.   

Как платить налог с криптовалют

Чтобы обезопасить себя от возможных рисков и претензий со стороны налоговых органов, можно соблюдать несколько рекомендаций:

1) При покупке криптовалюты позаботьтесь о подтверждении того, что операция произошла. Можно заключить договор о купле-продажи криптовалюты, оплату производить наличными и брать расписку с продавца с указанием, за что получены денежные средства.

При проведении безналичной оплаты в назначении платежа можно указать «за покупку криптовалюты». Это самый слабый пункт при купле-продаже криптовалют: стороны обычно не задумываются о заключении договора, а деньги переводятся на карту без указания назначения.

Поэтому встает вопрос — а нужно ли тогда сообщать налоговой о совершении сделки? Если такое желание есть, то нужно быть готовым к тому, что придется задекларировать всю сумму дохода и заплатить с нее налог.

2) При продаже криптовалюты желательно также собрать документальные подтверждения совершения сделки и получения денежных средств.

3) Далее необходимо заполнить декларацию 3-НДФЛ. Отмечу, что отдельного раздела для внесения данных о криптовалюте нет, поэтому стоит ориентироваться на существующие разделы — заполнить обязательные разделы №№1 и 2.

4) До 30 апреля года, следующего за годом, в котором был получен доход, необходимо подать декларацию в налоговую по месту регистрации. До 15 июля необходимо уплатить налог.

Источник: https://bloomchain.ru/detailed/nalog-na-kriptovalyutu-v-rossii-kak-platit/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.